II. Стандарт предоставления государственной услуги
Наименование государственной услуги
11. Государственная услуга по выдаче разрешений на открытие представительств иностранных государственных органов и организаций по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации.
Наименование органа, предоставляющего государственную услугу
12. Государственная услуга предоставляется Минпросвещения России.
В процессе предоставления государственной услуги Министерство просвещения Российской Федерации осуществляет взаимодействие с Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством юстиции Российской Федерации.
В процессе предоставления государственной услуги специалисты не вправе требовать от заявителя осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственной услуги, связанных с обращением в иные государственные органы, органы местного самоуправления, организации, за исключением получения услуг, включенных в перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг, утвержденный постановлением Правительством Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 352 "Об утверждении перечня услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг, и определении размера платы за их оказание" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 20, ст. 2829; 2020, N 39, ст. 6038).
Описание результата предоставления государственной услуги
13. Результатом предоставления государственной услуги является выдача разрешения при наличии заключений МВД России, Минюста России.
Срок предоставления государственной услуги, в том числе
с учетом необходимости обращения в организации, участвующие
в предоставлении государственной услуги, срок
приостановления предоставления государственной услуги
в случае, если возможность приостановления предусмотрена
законодательством Российской Федерации, срок выдачи
(направления) документов, являющихся результатом
предоставления государственной услуги
14. Срок предоставления государственной услуги - в течение 30 календарных дней с даты представления в Минпросвещения России документов, предусмотренных пунктом 17 Регламента.
Указанный срок может быть продлен, но не более чем на 30 календарных дней в случае направления запросов в порядке межведомственного информационного взаимодействия с уведомлением заявителя о продлении срока предоставления государственной услуги.
15. Решение о выдаче (об отказе в выдаче) разрешений выдается (направляется) Минпросвещения России соответствующей иностранной организации и (или) ее представительству в течение 10 рабочих дней с даты его принятия.
Нормативные правовые акты, регулирующие предоставление
государственной услуги
16. Перечень нормативных правовых актов, регулирующих предоставление государственной услуги, размещен на официальном сайте Минпросвещения России, в Федеральном реестре и на Едином портале.
Исчерпывающий перечень документов, необходимых
в соответствии с нормативными правовыми актами
для предоставления государственной услуги и услуг, которые
являются необходимыми и обязательными для предоставления
государственной услуги, подлежащих представлению заявителем,
способы их получения заявителем, в том числе в электронной
форме, порядок их представления
17. Для получения разрешения заявитель представляет заявление о предоставлении государственной услуги, адресованное в Минпросвещения России и оформленное по форме согласно приложению N 1 к Регламенту. В заявлении указывается способ направления заявителю информации о результатах рассмотрения заявления (посредством почтового отправления, выдачи лично заявителю либо уполномоченному представителю заявителя, посредством электронной почты).
К заявлению о предоставлении государственной услуги должны быть приложены следующие документы:
а) копии учредительных документов, а также документы, содержащие сведения об организационной структуре и сотрудниках иностранной организации;
б) копия лицензии (или другого документа), выданной (выданного) компетентным органом государства местонахождения иностранной организации на срок не менее 1 года и подтверждающей (подтверждающего) ее полномочия по осуществлению деятельности по усыновлению детей;
в) решение руководящего органа иностранной организации о создании своего представительства;
г) положение (документ, определяющий статус, задачи и функции) о представительстве иностранной организации;
д) перечень услуг, предоставляемых иностранной организацией кандидатам в усыновители, с указанием их стоимости;
е) документ, подтверждающий обязательства иностранной организации соблюдать требования законодательства Российской Федерации при осуществлении деятельности по усыновлению детей, осуществлять контроль за условиями жизни и воспитания усыновленных детей и представлять соответствующие отчеты и информацию, а также осуществлять контроль за постановкой усыновленных детей на учет в консульском учреждении Российской Федерации;
ж) доверенность, выданная уполномоченному лицу иностранной организацией, на подачу документов для получения разрешения и на получение указанного разрешения.
18. Документы, указанные в подпункте "а" пункта 17 Регламента, принимаются к рассмотрению в течение 1 года с даты их выдачи.
Документы, выданные за пределами Российской Федерации, представляются на государственном (официальном) языке соответствующего иностранного государства и должны быть легализованы в соответствии с пунктом 7 Положения о деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2020 г. N 1396 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 38, ст. 5875) (далее - Положение).
В документе, содержащем сведения об организационной структуре и сотрудниках иностранной организации (подпункт "а" пункта 17 Регламента), указываются сведения о направлениях деятельности и структурных подразделениях иностранной организации, руководящем составе организации и ее структурных подразделений.
В случае если лицензия (или другой документ) (подпункт "б" пункта 17 Регламента) выдана на срок более одного года или без указания срока действия, дополнительно представляется документ компетентного органа государства, выдавшего лицензию (или другой документ), подтверждающую ее действие на момент представления документов.
В документе, содержащем перечень услуг, представляемых иностранной организацией кандидатам в усыновители, с указанием их стоимости (подпункт "д" пункта 17 Регламента), указываются информация о тех услугах, которые по законодательству государства местонахождения иностранной организации оказываются на платной основе, а также стоимость конкретных услуг и общая стоимость услуг, предоставляемых кандидатам в усыновители.
В доверенности (подпункт "ж" пункта 17 Регламента) указываются дата и место выдачи, срок действия доверенности, а также реквизиты (должность, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные или данные иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, место проживания) лица, выдавшего доверенность, и лица, которое уполномочивается указанной доверенностью на осуществление конкретных действий. В случае если доверенность выдана на неопределенный срок, представляется выписка из законодательства государства местонахождения иностранной организации о порядке выдачи и сроках действия таких доверенностей.
В документах, представленных иностранной организацией, не должно быть подчисток, приписок, зачеркнутых слов и иных исправлений, а также повреждений, наличие которых не позволяет однозначно истолковать их содержание.
Представленный заявителем комплект документов не возвращается.
19. Иностранная организация, в отношении которой было принято решение об отказе в выдаче разрешения либо о прекращении действия выданного разрешения, вправе обратиться в Минпросвещения России для повторного рассмотрения вопроса о выдаче разрешения, но не ранее чем через двенадцать месяцев с даты принятия решения об отказе в его выдаче либо о прекращении действия разрешения.
Исчерпывающий перечень документов, необходимых
для предоставления государственной услуги, которые находятся
в распоряжении государственных органов, органов местного
самоуправления и иных органов, участвующих в предоставлении
государственных или муниципальных услуг, и которые заявитель
вправе представить, а также способы их получения
заявителями, в том числе в электронной форме, порядок
их предоставления
20. К документам, находящимся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, которые заявитель вправе представить самостоятельно, относятся:
а) рекомендательное письмо компетентного органа государства, выдавшего лицензию (или другой документ) или осуществляющего контроль за деятельностью иностранной некоммерческой организации, о возможности осуществления деятельности по усыновлению;
б) сведения о руководителе представительства иностранной некоммерческой организации.
Минпросвещения России не вправе требовать от заявителя представления:
а) документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги;
б) документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственной услуги;
в) документов и информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, либо в предоставлении государственной услуги, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (Собрание законодательства Российской Федерации 2010, N 31, ст. 4179).
21. Непредставление заявителем документов и информации, которые он вправе представить по собственной инициативе, не является основанием для отказа ему в предоставлении государственной услуги.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме
документов, необходимых для предоставления
государственной услуги
22. Основаниями для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, являются:
а) наличие принятого ранее в отношении иностранной организации решения об отказе в выдаче разрешения (о прекращении действия выданного разрешения) в случае, если с даты принятия указанного решения не истек 12-месячный срок;
б) прекращение действия выданного ранее разрешения по основаниям, предусмотренным подпунктами "б" и "е" пункта 24 Регламента.
Исчерпывающий перечень оснований для приостановления
или отказа в предоставлении государственной услуги
23. Основания для приостановления предоставления государственной услуги отсутствуют.
24. Основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги являются:
а) несоответствие представленных документов требованиям, предъявляемым в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством иностранного государства к их форме и содержанию;
б) предоставление сведений о деятельности по усыновлению, состоянии здоровья и об условиях проживания усыновленных детей, сведений об иностранной организации, о представительстве иностранной организации и ее сотрудниках, не соответствующих действительности;
в) отрицательные заключения федеральных органов исполнительной власти, указанных в пункте 8 Положения;
г) неблагоприятная социально-экономическая, политическая, экологическая обстановка, осуществление военных действий в государстве местонахождения иностранной организации, затрудняющие принятие мер по защите граждан Российской Федерации и оказанию им покровительства со стороны Российской Федерации;
д) отсутствие в законодательных актах государства местонахождения иностранной организации норм по признанию решений об усыновлении, а также наличие в них норм, ограничивающих права и законные интересы усыновленных детей на территории этого государства;
е) истечение срока действия (отзыв) лицензии (или другого документа), выданной компетентным органом государства местонахождения иностранной организации и подтверждающей ее полномочия по осуществлению деятельности по усыновлению;
ж) ликвидация иностранной государственной организации;
з) однократное нарушение соответствующей иностранной организацией и (или) ее представительством законодательства Российской Федерации;
к) однократное нарушение соответствующей иностранной организацией и (или) ее представительством своих обязательств по осуществлению контроля за условиями жизни и воспитания усыновленных детей и по представлению соответствующих отчетов и информации, а также по осуществлению контроля за постановкой усыновленных детей на учет в консульском учреждении Российской Федерации;
л) наличие информации о грубом или систематическом нарушении соответствующей иностранной организацией и (или) ее представительством законодательства Российской Федерации или законодательства соответствующего иностранного государства, поступившей от компетентных органов иностранного государства, федеральных органов исполнительной власти, иных заинтересованных органов государственной власти, а также органов местного самоуправления.
Перечень услуг, которые являются необходимыми
и обязательными для предоставления государственной услуги,
в том числе сведения о документе (документах), выдаваемом
(выдаваемых) организациями, участвующими в предоставлении
государственной услуги
25. Услуги, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, отсутствуют.
Порядок, размер и основания взимания государственной пошлины
или иной платы, взимаемой за предоставление
государственной услуги
26. Государственная пошлина за предоставление государственной услуги не взимается.
Порядок, размер и основания взимания платы за предоставление
услуг, которые являются необходимыми и обязательными
для предоставления государственной услуги, включая
информацию о методике расчета размера такой платы
27. Взимание платы за предоставление услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, не предусмотрено.
Максимальный срок ожидания в очереди при подаче запроса
о предоставлении государственной услуги, услуги,
предоставляемой организацией, участвующей в предоставлении
государственной услуги, и при получении результата
предоставления таких услуг
28. Максимальный срок ожидания в очереди при подаче заявления о предоставлении государственной услуги и при получении результата государственной услуги - 15 минут.
Срок и порядок регистрации запроса заявителя
о предоставлении государственной услуги и услуги,
предоставляемой организацией, участвующей в предоставлении
государственной услуги, в том числе в электронной форме
29. Регистрация заявления о предоставлении государственной услуги осуществляется в день поступления указанного заявления в Минпросвещения России. Каждое заявление регистрируется один раз.
Способы подачи (направления) документов:
почтовым отправлением с описью вложения;
непосредственно заявителем - в Минпросвещения России в соответствии с пунктом 9 Регламента; в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая Единый портал.
Днем обращения за предоставлением государственной услуги считается дата регистрации заявления. Обязанность подтверждения факта отправки документов лежит на заявителе.
На зарегистрированных заявлениях или сопроводительных письмах к ним проставляется штамп на лицевой стороне первого листа в правом нижнем углу. Штамп содержит регистрационный номер обращения и дату регистрации (число, месяц, год). В случае если место, предназначенное для штампа, занято текстом, штамп может быть проставлен в ином месте, обеспечивающем его прочтение.
Прошедшие регистрацию заявления с проектами указаний по исполнению (далее - резолюция) к документам в тот же день направляются отделом нормативного регулирования в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан Департамента руководителю Департамента в рамках его полномочий.
Передача документов по рассмотрению заявлений осуществляется по реестру через отдел нормативного регулирования в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан Департамента.
При рассмотрении заявлений не допускается разглашение сведений, в них содержащихся, касающихся частной жизни заявителя, без его согласия. Использование сведений, содержащихся в заявлениях, в печати и других средствах массовой информации не допускается.
Работать с заявлениями, поступившими в Минпросвещения России, вне служебных помещений и вносить в них исправления не разрешается.
Ознакомление заявителя с документами и материалами, касающимися рассмотрения его заявления проводится по его заявлению при предъявлении документа, удостоверяющего его личность, в помещении по месту подачи заявления уполномоченным лицом Департамента, ответственным за предоставление государственной услуги.
После ознакомления с документами и материалами заявитель оставляет расписку об ознакомлении, которая прикладывается к материалам по рассмотрению его заявления, жалобы.
Информирование заявителей о факте поступления заявления в Минпросвещения России, регистрационных реквизитах, наименовании структурного подразделения Минпросвещения России, ответственного за их рассмотрение, осуществляется приемной Департамента в письменной форме на почтовый адрес либо по электронной почте в форме электронного документа в соответствии с контактными данными, полученными Минпросвещения России от представителей иностранной организации.
Комплект документов, предусмотренных пунктом 17 Регламента, представляется в трех экземплярах: один экземпляр - документы, оформленные в соответствии с требованиями абзаца второго пункта 18 Регламента, и два экземпляра - их фотокопии.
Требования к помещениям, в которых предоставляется
государственная услуга, к залу ожидания, местам
для заполнения запросов о предоставлении государственной
услуги, информационным стендам с образцами их заполнения
и перечнем документов, необходимых для предоставления каждой
государственной услуги, размещению и оформлению визуальной,
текстовой и мультимедийной информации о порядке
предоставления такой услуги, в том числе к обеспечению
доступности для инвалидов указанных объектов в соответствии
с законодательством Российской Федерации о социальной
защите инвалидов
30. Помещения, в которых предоставляется государственная услуга, включают помещения для ожидания, информирования, приема заявителей, которые оборудуются стульями (креслами) и столами и обеспечиваются писчей бумагой и письменными принадлежностями (для записи информации, написания заявлений).
Помещения, предназначенные для ознакомления заявителей с информационными материалами, оборудуются также информационными стендами, на которых размещается информация в соответствии с пунктом 4 Регламента.
На территории, прилегающей к месту приема заявителей, оборудуются места для парковки автотранспортных средств.
В здании, в котором осуществляется прием заявителей, предусматривается оборудование доступных мест общественного пользования (туалетов) и хранения верхней одежды посетителей.
31. В целях организации беспрепятственного доступа инвалидов (включая инвалидов, использующих кресла-коляски, и собак-проводников) к месту предоставления государственной услуги им обеспечиваются:
условия беспрепятственного доступа к объекту (зданию, помещению), в котором предоставляется государственная услуга, а также для беспрепятственного пользования транспортом, средствами связи и информации;
возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты (здания, помещения), в которых предоставляется государственная услуга, а также входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски;
сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения;
надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам (зданиям, помещениям), в которых предоставляется государственная услуга, с учетом ограничений их жизнедеятельности;
дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля;
допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика;
допуск собаки-проводника на объекты, в которых предоставляется государственная услуга;
оказание инвалидам помощи в преодолении барьеров, мешающих получению ими государственной услуги наравне с другими лицами.
В случае невозможности полностью приспособить объект с учетом потребности инвалида ему обеспечивается доступ к месту предоставления государственной услуги либо, когда это возможно, ее предоставление по месту жительства инвалида или в электронной форме.
Показатели доступности и качества государственной услуги,
в том числе количество взаимодействий заявителя
с должностными лицами при предоставлении государственной
услуги и их продолжительность, возможность получения
информации о ходе предоставления государственной услуги,
в том числе с использованием информационно-коммуникационных
технологий, возможность либо невозможность получения
государственной услуги в многофункциональном центре
предоставления государственных и муниципальных услуг
(в том числе в полном объеме), в любом территориальном
подразделении органа, предоставляющего государственную
услугу, по выбору заявителя (экстерриториальный принцип),
посредством запроса о предоставлении нескольких
государственных и (или) муниципальных услуг
в многофункциональных центрах предоставления государственных
и муниципальных услуг
32. Показателем доступности государственной услуги является соотношение количества выданных разрешений и общего количества заявлений о выдаче разрешения, зарегистрированных в течение отчетного периода.
33. Показателями качества государственной услуги являются:
соотношение общего числа заявлений о предоставлении государственной услуги, зарегистрированных в течение отчетного периода, и количества признанных обоснованными в этот же период жалоб от заявителей о нарушении порядка и сроков предоставления государственной услуги;
соотношение общего числа решений, принятых Минпросвещения России при предоставлении государственной услуги в течение отчетного периода, и количества удовлетворенных судами в этот же период требовании (исков, заявлений) об обжаловании решений Минпросвещения России, принятых при предоставлении государственной услуги.
34. Взаимодействие заявителя с сотрудниками Минпросвещения России осуществляется при личном обращении заявителя:
для подачи документов, необходимых для предоставления государственной услуги;
за получением результата предоставления государственной услуги.
35. Количество взаимодействий заявителя с должностными лицами при предоставлении государственной услуги не должно превышать 3 раз. Продолжительность взаимодействия заявителя с сотрудниками Минпросвещения России при предоставлении государственной услуги не должна превышать 20 минут по каждому из указанных видов взаимодействия.
36. Предоставление государственной услуги в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг, в любом территориальном подразделении Минпросвещения России (по экстерриториальному принципу), посредством запроса о предоставлении нескольких государственных и (или) муниципальных услуг в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг не предусмотрено.
37. Действия, которые заявитель вправе совершать в электронном виде:
а) получение информации о порядке и сроках предоставления государственной услуги;
б) прием и регистрация органом (организацией) запроса и иных документов, необходимых для предоставления государственной услуги;
в) получение результата предоставления государственной услуги;
г) получение сведений о ходе выполнения запроса о предоставлении государственной услуги;
д) досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия) органа (организации), должностного лица органа (организации) либо государственного или муниципального служащего.
Информирование о ходе предоставления государственной услуги обеспечивается при обращении заявителя по телефонам, а также по адресу электронной почты, указанному на официальном сайте Минпросвещения России, в соответствии с пунктом 7 Регламента.
Иные требования, в том числе учитывающие особенности
предоставления государственной услуги по экстерриториальному
принципу (в случае, если государственная услуга
предоставляется по экстерриториальному принципу)
и особенности предоставления государственной услуги
в электронной форме
38. При направлении документов, необходимых для предоставления государственной услуги, может быть использована усиленная квалифицированная электронная подпись.
39. Заявители вправе использовать простую электронную цифровую подпись в случае, предусмотренном пунктом 2.1 Правил определения видов электронной подписи, использование которых допускается при обращении за получением государственных и муниципальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2012 г. N 634 "О видах электронной подписи, использование которых допускается при обращении за получением государственных и муниципальных услуг" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 27, ст. 3744; 2018, N 36, ст. 5623).