МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 11 августа 2023 г. N 600
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПЕРЕЧНЯ УЧЕБНИКОВ,
ДОПУЩЕННЫХ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ИМЕЮЩИХ
ГОСУДАРСТВЕННУЮ АККРЕДИТАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО, СРЕДНЕГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ, УТВЕРЖДЕННЫЙ ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 2 ДЕКАБРЯ 2022 Г. N 1053
В соответствии с частью 7 статьи 18 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", статьей 1 Федерального закона от 24 июля 2023 г. N 385-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и статью 4 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике", пунктом 1 и подпунктом 4.2.8 пункта 4 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. N 884, приказываю:
Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Порядок формирования федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 2 декабря 2022 г. N 1053 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 февраля 2023 г., регистрационный N 72451), с изменениями, внесенными приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 7 апреля 2023 г. N 244 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 мая 2023 г., регистрационный N 73262).
Исполняющий обязанности Министра
А.В.НИКОЛАЕВ
Утверждены
приказом Министерства просвещения
Российской Федерации
от 11 августа 2023 г. N 600
ИЗМЕНЕНИЯ,
КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПЕРЕЧНЯ
УЧЕБНИКОВ, ДОПУЩЕННЫХ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ИМЕЮЩИХ
ГОСУДАРСТВЕННУЮ АККРЕДИТАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО, СРЕДНЕГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ, УТВЕРЖДЕННЫЙ ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 2 ДЕКАБРЯ 2022 Г. N 1053
1. Пункты 1 и 2 после слов "учебных пособий" дополнить словами "(при наличии)".
2. Дополнить пунктом 4(1) следующего содержания:
"4(1). В случае, если в комплекте с учебником учебные пособия не разрабатывались, положения настоящего Порядка применяются исключительно к учебнику.".
3. Пункт 8 изложить в следующей редакции:
"8. Оценивание каждого критерия заключается в присвоении ему экспертом числового значения от 3 до 0 баллов, при котором:
"3" - соответствие учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий критерию, подлежащему оценке (отсутствие замечаний);
"2" - соответствие учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий критерию, подлежащему оценке, с незначительным количеством замечаний и исключений (наличие от 1 до 3 замечаний);
"1" - соответствие учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий критерию, подлежащему оценке, со значительным количеством замечаний (наличие от 4 до 14 замечаний);
"0" - несоответствие учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий критерию, подлежащему оценке (15 и более замечаний либо наличие (отсутствие) в учебнике информации по критерию).
В случае оценки экспертом критерия значением, соответствующим "2", "1" или "О", эксперт отражает в графе "Примечание" соответствующего листа экспертного заключения, форма которого приведена в приложении N 1 к Порядку (далее - экспертное заключение), все выявленные фрагменты содержания учебника и (или) разработанных в комплекте с ним учебных пособий, подтверждающие несоответствие содержания разработанных в комплекте с ним учебных пособий критерию, подлежащему оценке.
В случае если критерий оценки не применим к учебнику и (или) разработанным в комплекте с ним учебным пособиям, то эксперт отображает в графе "Экспертная оценка по критерию" соответствующего листа экспертного заключения знак "-", а в графе "Примечание" указывает "Критерий не применяется".".
4. Абзац первый пункта 10 изложить в следующей редакции:
"10. Для проведения экспертизы учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий, подлежащих включению в перечень федерального перечня учебников, предусмотренный подпунктом 1 пункта 1 настоящего Порядка, в части обеспечения реализации прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке, уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, а для подлежащих к включению в перечни федерального перечня учебников, предусмотренные подпунктами 2 - 4 пункта 1 настоящего Порядка, лицо, которому принадлежит исключительное право на учебник и разработанные в комплекте с ним учебные пособия (далее - заявитель), в период с 31 июля по 31 августа подает лично, через уполномоченного представителя или направляет заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении в Министерство просвещения Российской Федерации:".
5. Пункт 25 дополнить абзацем следующего содержания:
"В случае наличия обстоятельств, выражающихся в личной заинтересованности в отношении рассматриваемого учебника и (или) разработанных в комплекте с ним учебных пособий, которые могут повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное решение, эксперт не может участвовать в проведении экспертизы учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий. При возникновении указанной ситуации эксперт обязан уведомить о ее возникновении или о возможности ее возникновения уполномоченную организацию любым удобным способом (лично, почтовым отправлением, посредством факсимильной связи или электронной почты) на имя руководителя уполномоченной организации в срок до 3 календарных дней после выявления обстоятельств, обуславливающих возникновение указанной ситуации.
В таком случае уполномоченная организация в течение 5 рабочих дней со дня получения указанного уведомления привлекает к проведению экспертизы других экспертов.".
6. Пункт 34 изложить в следующей редакции:
"34. Заседание Научно-методического совета по учебникам считается правомочным при условии участия в нем более половины от числа лиц, входящих в состав Научно-методического совета по учебникам. В случае невыполнения указанного условия заседание переносится.
По результатам рассмотрения поступивших индивидуальных листов экспертов, заключений экспертиз, экспертных листов органов государственной власти субъекта Российской Федерации (для учебников и разработанных в комплекте с ними учебных пособий, обеспечивающих учет региональных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации, реализацию прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке), заключений общественных экспертиз, а также учебников и разработанных в комплекте с ними учебных пособий с прилагаемыми к ним документами и материалами Научно-методический совет по учебникам принимает по каждому учебнику и разработанным в комплекте с ним учебным пособиям одно из следующих решений:
1) включить учебник и разработанные в комплекте с ним учебные пособия в федеральный перечень учебников;
2) не включать учебник и разработанные в комплекте с ним учебные пособия в федеральный перечень учебников и направить на доработку (для учебников и разработанных в комплекте с ними учебных пособий, подготовленных в соответствии с пунктом 9 настоящего Порядка);
3) направить учебник и разработанные в комплекте с ним учебные пособия на дополнительную (дополнительные) экспертизу (экспертизы);
4) направить учебник и разработанные в комплекте с ним учебные пособия на апробацию без включения в федеральный перечень учебников (для учебников и разработанных в комплекте с ним учебных пособий, подготовленных в соответствии с пунктом 9 настоящего Порядка).
Решение по итогам голосования считается принятым, если за его принятие проголосовало более половины членов Научно-методического совета по учебникам, присутствующих на заседании, путем открытого голосования или заполнения форм для голосования. При равенстве голосов решающим является голос председательствующего на заседании Научно-методического совета по учебникам.".
7. Подпункт 1 пункта 35 изложить в следующей редакции:
"1) учебник и разработанные в комплекте с ним учебные пособия по результатам проведенных экспертиз получили наиболее высокую оценку ("3" или "2" по критериям, предусмотренным пунктом 7 настоящего Порядка), кроме специальных учебников и разработанных в комплекте с ними учебных пособий;".
8. Пункт 36 изложить в следующей редакции:
"36. Научно-методический совет по учебникам принимает решение не включать учебник и разработанные в комплекте с ним учебные пособия, поступившие в соответствии с пунктом 9 настоящего Порядка, в федеральный перечень учебников в следующих случаях:
1) учебник и разработанные в комплекте с ним учебные пособия по результатам проведенных экспертиз получили низкую оценку ("1" или "О" по одному из критериев* предусмотренных пунктом 7 настоящего Порядка);
2) учебник и (или) одно или несколько разработанных в комплекте с ним учебных пособий не рекомендованы органом государственной власти субъекта Российской Федерации (для учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий, обеспечивающих учет региональных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации, реализацию прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке).".
9. Подпункт 1 пункта 37 изложить в следующей редакции:
"1) учебник и разработанные в комплекте с ним учебные пособия по результатам проведенной экспертизы получили наиболее высокую оценку ("3" или "2" по критериям, предусмотренным пунктом 7 настоящего Порядка), кроме специальных учебников и разработанных в комплекте с ними учебных пособий;".
10. Пункт 38 изложить в следующей редакции:
"38. Общая экспертная оценка по итогам проведенных экспертиз учебников и разработанных в комплекте с ними учебных пособий, поступивших в соответствии с пунктом 10 настоящего Порядка, рассчитывается как сумма итоговой оценки общественной экспертизы (при наличии) и сумма среднеарифметических значений оценок по каждому критерию, присвоенному экспертами и экспертными организациями, которые проводили экспертизы, по следующим формулам.
(1)
(2)
где:
e - общая экспертная оценка учебника;
cобщ - количество критериев для общественной экспертизы;
i - порядковый номер критерия для общественной экспертизы (1 i cобщ);
ki - значение оценки, присвоенной организацией, проводившей общественную экспертизу, по критерию i (0 ki 3);
c - количество критериев для экспертов и экспертных организаций;
j - порядковый номер критерия для экспертов и (или) экспертных организаций;
aj - среднеарифметическое значение оценки экспертов и (или) экспертных организаций по критерию j;
b - количество оценок, присвоенных экспертами или экспертными организациями по критерию j;
n - порядковый номер оценки, присвоенной экспертом или экспертной организацией по критерию j,
rn - значение оценки, присвоенной экспертом или экспертной организацией n по критерию j (0 rn 3).
Учебники считаются получившими по результатам экспертизы наиболее высокую оценку, если общая экспертная оценка выше среднеарифметического значения, рассчитанного для каждого учебника по учебному предмету или учебному курсу и уровню образования отдельно и утвержденного Научно-методическим советом по учебникам (далее - пороговое значение), кроме учебников, обеспечивающих учет региональных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации, реализацию прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке, специальных учебников, а также учебников, которые имеют не более трех завершенных предметных линий учебников в рамках формирования порогового значения по текущей процедуре рассмотрения результатов экспертизы, для которых устанавливается пороговое значение в размере 80% от максимально возможной общей экспертной оценки учебника.
Пороговое значение рассчитывается по следующим формулам:
(3)
(4)
где:
p - пороговое значение в общем случае;
es - общая экспертная оценка учебника s;
s - порядковый номер учебника внутри группы по учебному предмету и уровню образования;
t - количество учебников по данному учебному предмету и уровню образования;
pискл - пороговое значение для учебников, обеспечивающих учет региональных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации, реализацию прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке, специальных учебников, а также учебников, которые имеют не более трех завершенных предметных линий учебников в рамках формирования порогового значения по текущей процедуре рассмотрения результатов экспертизы;
c - количество критериев для экспертов, экспертных организаций и уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации для соответствующей группы учебников;
cобщ - количество критериев для общественной экспертизы.
При расчете порогового значения не учитываются:
1) среднеарифметическое значение общественной экспертизы для учебников, которые не проходили данную экспертизу;
2) среднеарифметическое значение критериев, которые были не применимы при проведении экспертизы.".
11. Пункт 39 изложить в следующей редакции:
"39. Научно-методический совет по учебникам принимает решение не включать учебник и разработанные в комплекте с ним учебные пособия, поступившие в соответствии с пунктом 10 настоящего Порядка, в федеральный перечень учебников в следующих случаях:
1) учебник и (или) одно или несколько разработанных в комплекте с ним учебных пособий по результатам проведенных экспертиз получили низкую оценку ("1" или "0" по одному из критериев, предусмотренных пунктом 7 настоящего Порядка);
2) учебник и разработанные в комплекте с ним учебные пособия получили низкую оценку по результатам общественной экспертизы (при наличии);
3) учебник и (или) одно или несколько разработанных в комплекте с ним учебных пособий не рекомендованы органом государственной власти субъекта Российской Федерации (для учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий, обеспечивающих учет региональных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации, реализацию прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке).".
12. Пункт 40 изложить в следующей редакции:
"40. Научно-методический совет по учебникам принимает решение о направлении учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий на дополнительную (дополнительные) экспертизу (экспертизы) в случае установления им при рассмотрении на заседании представленных Министерством просвещения Российской Федерации и (или) уполномоченной организацией, обращений от физических и (или) юридических лиц факта (фактов), указывающего (указывающих) на несоответствие учебников и разработанных в комплекте с ним учебных пособий требованиям соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных основных общеобразовательных программ, а также соответствующей федеральной адаптированной общеобразовательной программе (для учебников, предназначенных для реализации адаптированных основных общеобразовательных программ) и (или) федеральной рабочей программе воспитания, либо установления им при рассмотрении представленных Министерством просвещения Российской Федерации и (или) уполномоченной организацией документов и материалов факта (фактов), подтверждающего (подтверждающих) нарушение процедуры прохождения экспертизы (экспертиз) учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий, вмешательства в процедуру проведения экспертизы (экспертиз) лиц, не участвующих в ее (их) проведении, но оказавших влияние на ее (их) результаты, в случае полярных оценок экспертов по совокупности всех критериев, а также на основании особого мнения члена Научно-методического совета по учебникам.
Решение Научно-методического совета по учебникам о направлении учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий на дополнительную (дополнительные) экспертизу (экспертизы) оформляется протоколом, в котором указываются вид (виды) экспертизы, которую (которые) необходимо провести дополнительно, а также обоснование ее проведения с указанием выявленных несоответствий.
Протокол передается в уполномоченную организацию в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня его принятия.".
13. Пункт 41 дополнить абзацем следующего содержания:
"В случае установления конфликта интересов, определенного пунктом 25 настоящего Порядка, в ходе заседания Научно-методического совета по учебникам предыдущее экспертное заключение признается недействительным и в дальнейшем не учитывается.".
14. В пункте 42:
а) в подпункте 1 слова "(с указанием в отношении учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий, поступивших в соответствии с пунктом 9 настоящего Порядка, слов "находится на апробации")" заменить словами "(для учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий, поступивших в соответствии с пунктом 10 настоящего Порядка)";
б) подпункт 3 дополнить словами "(для учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий, поступивших в соответствии с пунктом 9 настоящего Порядка)".
15. Пункт 43 дополнить словами ", в том числе с указанием на обоснование принятых решений".
16. Пункт 44 изложить в следующей редакции:
"44. Научно-методический совет по учебникам рассматривает аналитический отчет уполномоченной организации и отчеты о результатах проведения апробации учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий, поступивших в соответствии с пунктом 9 настоящего Порядка, и принимает одно из следующих решений, предусмотренных Порядком подготовки, экспертизы, апробации и издания учебников и разработанных в комплекте с ними учебных пособий:
1) признать результат апробации учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий удовлетворительным, включить учебник и разработанные в комплекте с ним учебные пособия в федеральный перечень учебников и установить срок действия экспертных заключений "бессрочно";
2) признать результат апробации учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий неудовлетворительным и не включать учебник и разработанные в комплекте с ним учебные пособия в федеральный перечень учебников.".
17. Пункт 47 после слов "с решением" дополнить словами "и обоснованием принятого решения в соответствии с пунктами 35-40 настоящего Порядка".
18. Пункт 51 дополнить подпунктом 7 следующего содержания:
"7) включение в федеральный перечень учебников учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий по тому же учебному предмету или учебному курсу и для того же класса, получивших более высокую оценку по результатам экспертизы и/или подготовленных в соответствии с Порядком подготовки, экспертизы, апробации и издания учебников и разработанных в комплекте с ними учебных пособий.".
19. Абзац первый пункта 52 после слов "линия учебников разработана" дополнить словами ", за исключением случаев, установленных настоящим пунктом.".
20. Пункт 59 изложить в следующей редакции:
"59. Исключение учебников и разработанных в комплекте с ними учебных пособий из федерального перечня учебников по основанию, предусмотренному подпунктом 6 или подпунктом 7 пункта 51 настоящего Порядка, осуществляется путем внесения в федеральный перечень учебников соответствующих изменений с установлением предельного срока учебников и разработанных в комплекте с ними учебных пособий <16> приказом Министерства просвещения Российской Федерации в течение 90 календарных дней со дня поступления в Министерство просвещения Российской Федерации протокола Научно-методического совета по учебникам.".
21. Дополнить сноской "16" к пункту 59 следующего содержания:
"<16> Часть 7 статьи 18 Федерального закона об образовании".
22. В приложении N 1:
а) в пункте 3.1 слова "примерных основных образовательных программ" заменить словами "федеральных основных общеобразовательных программ";
б) в пункте 3.17 слова "примерным адаптированным основным
в) образовательным программам" заменить словами "федеральным адаптированным основным общеобразовательным программам";
г) в пункте 3.18 слова "примерной основной образовательной программе и примерной рабочей программе по учебному предмету (при наличии)" заменить словами "федеральной основной общеобразовательной программе.".
23. В приложении N 2:
а) в пункте 3.1 слова "примерных основных образовательных программ" заменить словами "федеральных основных общеобразовательных программ";
б) в пункте 3.15 слова "примерной основной образовательной программе и примерной рабочей программе по учебному предмету (при наличии)" заменить словами "федеральной основной общеобразовательной программе".
24. В приложении N 4 столбец "Программа, размещенная в государственной информационной системе Реестр примерных основных общеобразовательных программ Министерства просвещения Российской Федерации (fgosreestr.ru), в соответствии с которой разработан учебник и разработанные в комплекте с ним учебные пособия (указывается ссылка на программу)" исключить.