МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 13 июля 2021 г. N 448
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
34.02.02 МЕДИЦИНСКИЙ МАССАЖ (ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ЛИЦ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПО ЗРЕНИЮ)
В соответствии с подпунктом 4.2.30 пункта 4 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. N 884 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 32, ст. 5343), пунктом 27 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2019 г. N 434 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 16, ст. 1942), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 34.02.02 Медицинский массаж (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению) (далее - стандарт).
2. Установить, что:
образовательная организация вправе осуществлять в соответствии со стандартом обучение лиц, зачисленных до вступления в силу настоящего приказа, с их согласия;
прием на обучение в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 34.02.02 Медицинский массаж (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2014 г. N 503 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 июня 2014 г., регистрационный N 32882), с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации России от 14 сентября 2016 г. N 1193 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 октября 2016 г., регистрационный N 43932), прекращается с 31 декабря 2021 года.
Исполняющий обязанности Министра
А.А.КОРНЕЕВ
Приложение
Утвержден
приказом Министерства просвещения
Российской Федерации
от 13 июля 2021 г. N 448
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
34.02.02 МЕДИЦИНСКИЙ МАССАЖ (ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ЛИЦ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПО ЗРЕНИЮ)
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования представляет собой совокупность обязательных требований при реализации образовательных программ среднего профессионального образования - программ подготовки специалистов среднего звена по специальности 34.02.02 Медицинский массаж (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению) (далее соответственно - ФГОС СПО, образовательная программа, специальность).
1.2. Получение образования по специальности допускается только в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования (далее вместе - образовательная организация).
1.3. Обучение по образовательной в образовательной организации осуществляется по очной форме обучения.
1.4. Содержание образования по специальности определяется образовательной программой, разрабатываемой и утверждаемой образовательной организацией самостоятельно в соответствии с ФГОС СПО и с учетом соответствующей примерной адаптированной образовательной программы, включенной в реестр примерных основных образовательных программ (далее - ПАОП).
1.5. Образовательная организация разрабатывает образовательную программу в соответствии с выбранной квалификацией специалиста среднего звена "медицинская сестра по массажу/медицинский брат по массажу", указанной в Перечне специальностей среднего профессионального образования, утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2013 г. N 1199 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 декабря 2013 г., регистрационный N 30861), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 мая 2014 г. N 518 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 мая 2014 г., регистрационный N 32461), от 18 ноября 2015 г. N 1350 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 декабря 2015 г., регистрационный N 39955), от 25 ноября 2016 г. N 1477 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 декабря 2016 г., регистрационный N 44662), приказами Министерства просвещения Российской Федерации от 3 декабря 2019 г. N 655 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 февраля 2020 г., регистрационный N 57581) и от 20 января 2021 г. N 15 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 февраля 2021 г., регистрационный N 62570).
1.6. При разработке образовательной программы образовательная организация формирует требования к результатам ее освоения в виде общих и профессиональных компетенций (далее - компетенции), требования к результатам освоения в части профессиональных компетенций формируются на основе профессиональных стандартов (приложение N 1 к ФГОС СПО).
1.7. Область профессиональной деятельности, в которой выпускники, освоившие образовательную программу, могут осуществлять профессиональную деятельность: 02 Здравоохранение <1>.
--------------------------------
<1> Таблица приложения к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 сентября 2014 г. N 667н "О реестре профессиональных стандартов (перечне видов профессиональной деятельности)" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 ноября 2014 г., регистрационный N 34779) с изменением, внесенным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 9 марта 2017 г. N 254н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 марта 2017 г., регистрационный N 46168).
1.8. Утратил силу. - Приказ Минпросвещения России от 03.02.2022 N 50.
1.8. При реализации образовательной программы образовательная организация вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.
Электронное обучение, дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для обучающихся формах.
1.9. Реализация образовательной программы осуществляется образовательной организацией как самостоятельно, так и посредством сетевой формы.
Образовательная деятельность при освоении образовательной программы или отдельных ее компонентов организуется в форме практической подготовки.
1.10. Воспитание обучающихся при освоении ими образовательной программы осуществляется на основе включаемых в образовательную программу рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, разрабатываемых и утверждаемых с учетом включенных в ПАОП примерной рабочей программы воспитания и примерного календарного плана воспитательной работы.
1.11. Образовательная программа реализуется на государственном языке Российской Федерации, если иное не определено локальным нормативным актом образовательной организации <2>.
--------------------------------
<2> Статья 14 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2018, N 32, ст. 5110).
1.12. Срок получения образования по образовательной программе, вне зависимости от применяемых образовательных технологий, на базе среднего общего образования составляет 2 года 6 месяцев.
При обучении по индивидуальному учебному плану срок получения образования по образовательной программе может быть увеличен не более чем на один год.
Конкретный срок получения образования и объем образовательной программы, реализуемый за один учебный год, по индивидуальному учебному плану, в том числе при ускоренном обучении, определяются образовательной организацией самостоятельно в пределах сроков, установленных настоящим пунктом.
II. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
2.1. Структура образовательной программы включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений (вариативную часть).
Обязательная часть образовательной программы направлена на формирование общих и профессиональных компетенций, предусмотренных главой III ФГОС СПО, и должна составлять не более 70 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение, без учета объема времени на государственную итоговую аттестацию.
Вариативная часть образовательной программы дает возможность расширения основного(-ых) вида(-ов) деятельности, к которой должен быть готов выпускник, освоивший образовательную программу, согласно квалификации, указанной в пункте 1.5 ФГОС СПО (далее - основные виды деятельности), углубления подготовки обучающегося, а также получения дополнительных компетенций, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда.
Конкретное соотношение объемов обязательной части и вариативной части образовательной программы образовательная организация определяет самостоятельно в соответствии с требованиями настоящего пункта, а также с учетом ПАОП.
2.2. Образовательная программа имеет следующую структуру:
общий гуманитарный и социально-экономический цикл;
математический и общий естественнонаучный цикл;
общепрофессиональный цикл;
профессиональный цикл;
государственная итоговая аттестация, которая завершается присвоением квалификации специалиста среднего звена, указанной в пункте 1.5 ФГОС СПО.
Таблица
Структура и объем образовательной программы
Структура образовательной программы
|
Объем образовательной программы в академических часах
|
Общий гуманитарный и социально-экономический цикл
|
не менее 360
|
Математический и общий естественнонаучный цикл
|
не менее 108
|
Общепрофессиональный цикл
|
не менее 612
|
Профессиональный цикл
|
не менее 1476
|
Государственная итоговая аттестация
|
108
|
Общий объем образовательной программы:
|
|
на базе среднего общего образования
|
3816
|
2.3. Перечень, содержание, объем и порядок реализации дисциплин (модулей) образовательной программы образовательная организация определяет самостоятельно с учетом ПАОП по соответствующей специальности.
Для определения объема образовательной программы образовательной организацией может быть применена система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 32 - 36 академическим часам.
2.4. В общем гуманитарном и социально-экономическом, математическом и общем естественнонаучном, общепрофессиональном и профессиональном циклах (далее - учебные циклы) образовательной программы выделяется объем работы обучающихся во взаимодействии с преподавателем по видам учебных занятий (урок, практическое занятие, лабораторное занятие, консультация, лекция, семинар), практики (в профессиональном цикле) и самостоятельной работы обучающихся.
На проведение учебных занятий и практик при освоении учебных циклов образовательной программы должно быть выделено не менее 70 процентов от объема учебных циклов образовательной программы, предусмотренного Таблицей ФГОС СПО.
В учебные циклы включается промежуточная аттестация обучающихся, которая осуществляется в рамках освоения указанных циклов в соответствии с формой, определяемой образовательной организацией, и фондами оценочных средств, позволяющими оценить достижения запланированных по отдельным дисциплинам (модулям) и практикам результатов обучения.
2.5. Обязательная часть общего гуманитарного и социально-экономического цикла образовательной программы должна предусматривать изучение следующих дисциплин: "Основы философии", "История", "Психология общения", "Иностранный язык в профессиональной деятельности", "Физическая культура".
Дисциплина "Физическая культура" предусматривает еженедельно не менее 2 академических часов аудиторных занятий. Для обучающихся образовательная организация устанавливает особый порядок освоения дисциплины "Физическая культура" с учетом состояния их здоровья.
2.6. Образовательная организация должна предоставлять возможность обучения по адаптированной образовательной программе, учитывающей особенности психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
2.7. Освоение общепрофессионального цикла образовательной должно предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" в объеме 68 академических часов.
2.8. Профессиональный цикл образовательной программы включает профессиональные модули, которые формируются в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными ФГОС СПО.
В профессиональный цикл образовательной программы входят следующие виды практик: учебная практика и производственная практика, которые реализуются в форме практической подготовки.
Учебная и производственная практики проводятся при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессионального цикла модулей и реализовываются как в несколько периодов, так и рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями.
Часть профессионального цикла образовательной программы, выделяемого на проведение практик, определяется образовательной организацией в объеме не менее 25 процентов от профессионального цикла образовательной программы.
2.9. Государственная итоговая аттестация проводится в форме государственного экзамена с учетом требований к аккредитации специалистов, установленных законодательством Российской Федерации в сфере охраны здоровья.
--------------------------------
<3> Часть 3 статьи 69 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
III. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
3.1. В результате освоения образовательной программы у выпускника должны быть сформированы общие и профессиональные компетенции.
3.2. Выпускник, освоивший образовательную программу, должен обладать следующими общими компетенциями (далее - ОК):
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по правовой и финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения;
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности;
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
3.3. Выпускник, освоивший образовательную программу, должен быть готов к выполнению основных видов деятельности, предусмотренных ФГОС СПО согласно квалификации специалиста среднего звена, указанной в пункте 1.5 ФГОС СПО:
проведение обследования пациента и выполнение классического массажа;
проведение обследования пациента и выполнение рефлекторных видов массажа;
проведение обследования и выполнение массажа в педиатрической практике;
оказание медицинской помощи в экстренной форме.
3.4. Выпускник, освоивший образовательную программу, должен обладать следующими профессиональными компетенциями (далее - ПК), соответствующими основным видам деятельности ФГОС СПО, указанным в пункте 3.3 ФГОС СПО:
3.4.1. Проведение обследования пациента и выполнение классического массажа:
ПК 1.1. Проводить обследование и выполнять классический гигиенический массаж и массаж отдельных анатомических областей в целях укрепления и сохранения здоровья и профилактики заболеваний;
ПК 1.2. Проводить обследование и выполнять классический лечебный массаж по показаниям при определенной патологии;
ПК 1.3. Проводить обследование и выполнять спортивный массаж;
ПК 1.4. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности при проведении классического массажа;
ПК 1.5. Вести медицинскую документацию.
3.4.2. Проведение обследования пациента и выполнение рефлекторных видов массажа:
ПК 2.1. Проводить обследование и выполнять сегментарный массаж по показаниям при определенной патологии;
ПК 2.2. Проводить обследование и выполнять соединительнотканный массаж по показаниям при определенной патологии;
ПК 2.3. Проводить обследование и выполнять точечный и традиционный китайский массаж по показаниям;
ПК 2.4. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности при проведении рефлекторных видов массажа;
ПК 2.5. Вести медицинскую документацию.
3.4.3. Проведение обследования и выполнение массажа в педиатрической практике:
ПК 3.1. Проводить обследование и выполнять массаж в педиатрической практике для укрепления здоровья и гармоничного развития детей;
ПК 3.2. Проводить обследование и выполнять массаж в педиатрической практике в лечебных и реабилитационных целях;
ПК 3.3. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности при выполнении массажа в педиатрической практике;
ПК 3.4. Вести медицинскую документацию.
3.4.4. Оказание медицинской помощи в экстренной форме:
ПК 4.1. Оказывать медицинскую помощь при угрожающих жизни состояниях;
ПК 4.2. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности при оказании медицинской помощи в экстренной форме;
ПК 4.3. Вести медицинскую документацию.
3.5. Минимальные требования к результатам освоения основных видов деятельности образовательной программы указаны в приложении N 2 к ФГОС СПО.
3.6. Образовательная организация самостоятельно планирует результаты обучения по отдельным дисциплинам (модулям) и практикам, которые должны быть соотнесены с требуемыми результатами освоения образовательной программы (компетенциями выпускников). Совокупность запланированных результатов обучения должна обеспечивать выпускнику освоение всех ОК и ПК, установленных ФГОС СПО.
IV. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
4.1. Требования к условиям реализации образовательной программы включают в себя общесистемные требования, требования к материально-техническому, учебно-методическому обеспечению, к организации воспитания обучающихся, кадровым и финансовым условиям реализации образовательной программы.
4.2. Общесистемные требования к условиям реализации образовательной программы.
4.2.1. Образовательная организация должна располагать на праве собственности или ином законном основании материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов учебной деятельности обучающихся, предусмотренных учебным планом, с учетом ПАОП.
4.2.2. В случае реализации образовательной программы с использованием сетевой формы, требования к реализации образовательной программы должны обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого организациями, участвующими в реализации образовательной программы с использованием сетевой формы.
4.2.3. В случае реализации образовательной программы на созданных образовательной организацией в иных организациях кафедрах или иных структурных подразделениях требования к реализации образовательной программы должны обеспечиваться совокупностью ресурсов указанных организаций.
4.3. Требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению реализации образовательной программы.
4.3.1. Специальные помещения должны представлять собой учебные аудитории для проведения занятий всех видов, предусмотренных образовательной программой, в том числе групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для воспитательной и самостоятельной работы, мастерские и лаборатории, оснащенные оборудованием, техническими средствами обучения и материалами, учитывающими требования международных стандартов.
4.3.2. Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду образовательной организации (при наличии).
В случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, допускается применение специально оборудованных помещений, их виртуальных аналогов, позволяющих обучающимся осваивать ОК и ПК.
4.3.3. Образовательная организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
4.3.4. Библиотечный фонд образовательной организации должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия) по каждой дисциплине (модулю) из расчета одно печатное и (или) электронное учебное издание по каждой дисциплине (модулю) на одного обучающегося.
В качестве основной литературы образовательная организация использует учебники, учебные пособия, предусмотренные ПАОП.
В случае наличия электронной информационно-образовательной среды допускается замена печатного библиотечного фонда предоставлением права одновременного доступа не менее 25 процентов обучающихся к цифровой (электронной) библиотеке.
4.3.5. При необходимости, обучающиеся должны быть обеспечены адаптированными печатными и (или) электронными образовательными ресурсами.
4.3.6. Образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем учебным дисциплинам (модулям).
4.3.7. Рекомендации по иному материально-техническому и учебно-методическому обеспечению реализации образовательной программы определяются ПАОП.
4.4. Требования к кадровым условиям реализации образовательной программы.
4.4.1. Реализация образовательной программы обеспечивается педагогическими работниками образовательной организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации образовательной программы на иных условиях, в том числе из числа руководителей и работников организаций, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, указанной в пункте 1.7 ФГОС СПО (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет).
4.4.2. Квалификация педагогических работников образовательной организации должна отвечать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартах (при наличии).
Педагогические работники, привлекаемые к реализации образовательной программы, должны получать дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, указанной в пункте 1.7 ФГОС СПО, не реже одного раза в три года с учетом расширения спектра профессиональных компетенций.
Доля педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих опыт деятельности не менее 3 лет в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, указанной в пункте 1.7 ФГОС СПО, в общем числе педагогических работников, обеспечивающих освоение обучающимися профессиональных модулей образовательной программы, должна быть не менее 25 процентов.
4.5. Требования к финансовым условиям реализации образовательной программы.
4.5.1. Финансовое обеспечение реализации образовательной программы должно осуществляться в объеме не ниже определенного в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации <4> и Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
--------------------------------
<4> Бюджетный кодекс Российской Федерации.
4.6. Требования к применяемым механизмам оценки качества образовательной программы.
4.6.1. Качество образовательной программы определяется в рамках системы внутренней оценки, а также системы внешней оценки на добровольной основе.
4.6.2. В целях совершенствования образовательной программы образовательная организация при проведении регулярной внутренней оценки качества образовательной программы привлекает работодателей и их объединения, иных юридических и (или) физических лиц, включая педагогических работников образовательной организации.
4.6.3. Внешняя оценка качества образовательной программы может осуществляться в рамках профессионально-общественной аккредитации, проводимой работодателями, их объединениями, а также уполномоченными ими организациями в целях признания качества и уровня подготовки выпускников, отвечающих требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам соответствующего профиля.
Приложение N 1
к федеральному государственному
образовательному стандарту
среднего профессионального образования
по специальности 34.02.02 Медицинский
массаж (для обучения лиц с ограниченными
возможностями здоровья по зрению),
утвержденному приказом Министерства
просвещения Российской Федерации
от 13 июля 2021 г. N 448
ПЕРЕЧЕНЬ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ, СООТВЕТСТВУЮЩИХ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 34.02.02 МЕДИЦИНСКИЙ МАССАЖ
(ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
ЗДОРОВЬЯ ПО ЗРЕНИЮ)
Код профессионального стандарта
|
Наименование профессионального стандарта
|
02.042
|
Профессиональный стандарт "Специалист по медицинскому массажу", утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 26 ноября 2018 г. N 744н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 декабря 2018 г., регистрационный N 52963), с изменениями, внесенными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 26 декабря 2018 г. N 849н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 января 2019 г., регистрационный N 53463).
|
Приложение N 2
к федеральному государственному
образовательному стандарту
среднего профессионального образования
по специальности 34.02.02 Медицинский
массаж (для обучения лиц с ограниченными
возможностями здоровья по зрению),
утвержденному приказом Министерства
просвещения Российской Федерации
от 13 июля 2021 г. N 448
МИНИМАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 34.02.02 МЕДИЦИНСКИЙ МАССАЖ
(ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
ЗДОРОВЬЯ ПО ЗРЕНИЮ)
Основной вид деятельности
|
Требования к знаниям, умениям, практическому опыту
|
Проведение обследования пациента и выполнение классического массажа
|
знать:
нормативные правовые акты и локальные акты, регламентирующие профессиональную деятельность медицинской сестры по массажу/медицинского брата по массажу;
систему профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи;
требования к температурному режиму, освещенности, вентиляции во время сеанса массажа,
требования к рабочей одежде и обуви медицинской сестры по массажу/медицинского брата по массажу;
стандарт оснащения массажного кабинета;
санитарно-гигиенические требования к обработке рук медицинской сестры по массажу/медицинского брата по массажу;
санитарно-эпидемиологические требования и нормативы при выполнении классического массажа;
санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами;
медицинскую этику;
психологию профессионального общения;
методику сбора жалоб, анамнеза у пациентов (их законных представителей);
методику физикального обследования;
основы анатомии, физиологии и биомеханики человека;
методы оценки общего объективного и субъективного состояния пациента перед процедурой медицинского массажа;
функциональные системы организма человека, их регуляцию и саморегуляцию в норме и при патологии;
исходные положения пациента и медицинской сестры по массажу/медицинского брата по массажу при проведении разных типов классического массажа;
показания и противопоказания к процедуре классического и спортивного массажа здоровому человеку и пациенту при определенной патологии;
классификацию и характеристики систем, видов и методик проведения медицинского массажа;
физиологическое влияние различных видов классического массажа на области и системы организма человека;
основные характеристики и изменения в покровных тканях массируемых областей при проведении классического массажа;
|
последовательность, правила и техника пальпации массируемых областей;
способы выявления изменений в рельефе массируемой области при определенной патологии;
дозировку массажа: силу, интенсивность приемов, длительность сеанса в зависимости от цели массажа и состояния пациента;
методические указания к проведению процедуры и курса классического массажа;
правила сочетания разных типов классического массажа с лечебной физкультурой, физиотерапевтическими процедурами, вытяжением, мануальной терапией;
правила проведения аппаратного массажа;
требования электробезопасности, меры и средства защиты от поражения электрическим током при работе с инструментами, аппаратами;
косметические средства, лекарственные препараты для наружного применения, разрешенные к применению при классическом массаже, регламентированные условия их хранения, правила применения и учета;
порядок динамического наблюдения за состоянием пациента во время процедуры классического массажа;
критерии оценки эффективности проведенного массажа;
основные виды медицинской документации;
процедуру планирования деятельности;
правила ведения учетно-отчетной документации структурного подразделения медицинской сестрой по массажу/медицинским братом по массажу, в том числе в форме электронного документа;
особенности проведения массажа при различных заболеваниях и состояниях в различные возрастные периоды.
уметь:
осуществлять профессиональное общение с соблюдением этических норм и правил;
подготовить рабочее место медицинской сестры по массажу/медицинского брата по массажу к работе;
осуществлять контроль за соблюдением санитарно-гигиенических требований к организации работы кабинета массажа и рабочего места медицинской сестры по массажу/медицинского брата по массажу;
|
|
обеспечивать инфекционную безопасность пациентов и медицинского персонала, выполнять требования инфекционного контроля в кабинете массажа;
осуществлять мероприятия по соблюдению санитарно-гигиенического режима в помещении;
применять санитарно-эпидемиологические требования и нормативы при выполнении классического массажа;
обеспечивать личную и общественную безопасность при обращении с медицинскими отходами;
подготовить пациента к процедуре классического и спортивного массажа;
осуществлять сбор жалоб, анамнеза у пациентов (их законных представителей);
анализировать и интерпретировать полученную информацию от пациентов (их законных представителей);
интерпретировать результаты осмотра и функционального обследования пациентов;
определять проекции костей, сосудов, нервов, внутренних органов и костно-мышечные ориентиры;
применять методы осмотра и функционального обследования пациентов с целью выявления противопоказаний к классическому и спортивному массажу на момент проведения процедуры;
идентифицировать участки напряжения мышечной ткани, зоны гиперестезии, болезненности;
выбирать дозировку массажного воздействия в соответствии с назначением врача и особенностями физиологического состояния пациента на момент проведения процедуры;
планировать количество, порядок обработки массируемых зон, интенсивность воздействия и время проведения одной процедуры;
проводить по назначению врача процедуру классического и спортивного массажа согласно выбранной методике;
проводить динамическое наблюдение и осуществлять контроль над состоянием пациента во время проведения процедуры, учитывать адекватность ответной реакции пациента на проведенное воздействие;
сравнивать состояние пациента до и после процедуры массажа, при необходимости корректировать методы массажного воздействия;
|
|
обеспечивать соблюдение правил сочетания классического и спортивного массажа с лечебной физкультурой, физиотерапевтическими процедурами, вытяжением, мануальной терапией;
сочетать классический массаж с аппаратными методиками массажа;
применять классический массаж в косметических целях;
применять по медицинским показаниям косметические средства и лекарственные препараты для наружного применения;
выполнять манипуляции, в соответствии с назначением врача или фельдшера (в случае возложения на фельдшера функций лечащего врача), с учетом функционального состояния пациента, анатомо-физиологических, индивидуальных психофизических особенностей, возраста пациента в соответствии с выбранной массажной методикой;
планировать свою деятельность;
заполнять медицинскую документацию, в том числе в форме электронного документа, в пределах должностных обязанностей;
производить оценку эффективности проведенной процедуры (курса) массажа.
иметь практический опыт в:
проведении осмотра и функционального обследования пациентов;
проведении процедуры и курса разных типов классического массажа;
проведении процедуры и курса классического лечебного массажа (общего и отдельных анатомических зон);
проведении процедуры и курса спортивного массажа.
|
|
Проведение обследования пациента и выполнение рефлекторных видов массажа
|
знать:
нормативные правовые акты и локальные акты, регламентирующие профессиональную деятельность медицинской сестры по массажу/медицинского брата по массажу;
систему профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи;
требования к температурному режиму, освещенности, вентиляции во время сеанса массажа,
требования к рабочей одежде и обуви медицинской сестры по массажу/медицинского брата по массажу;
стандарт оснащения массажного кабинета;
санитарно-гигиенические требования к обработке рук медицинской сестры по массажу/медицинского брата по массажу;
санитарно-эпидемиологические требования и нормативы при выполнении рефлекторных видов массажа;
санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами;
медицинскую этику;
психологию профессионального общения;
методику сбора жалоб, анамнеза у пациентов (их законных представителей);
методику физикального обследования;
функциональные системы организма человека, их регуляцию и саморегуляцию в норме и при патологии;
физиологическое влияние различных видов рефлекторного массажа на области и системы организма человека;
исходные положения пациента и медицинской сестры по массажу/медицинского брата по массажу, при проведении рефлекторных видов массажа;
показания и противопоказания к процедуре рефлекторно-сегментарного, соединительнотканного, традиционного китайского и точечного массажа и других видов рефлекторного массажа при определенной патологии;
классификацию и характеристики систем, видов и методик проведения медицинского массажа;
методику выявления рефлекторных изменений, соединительнотканных зон;
|
классификацию и международную номенклатуру биологически активных точек (БАТ);
механизм действия точечного и традиционного китайского массажа на организм;
правила выбора и последовательность обработки анатомических областей, меридианов и БАТ;
основы рефлексотерапии;
технику обработки мягких тканей анатомических областей, меридианов, биологически активных точек;
сегментарную иннервацию;
типы взаимодействия рефлексов;
связь и взаимодействие внутренних органов друг с другом и покровными тканями;
механизм действия сегментарного, соединительнотканного массажа на организм;
технику и последовательность выполнения приемов сегментарного, соединительнотканного, традиционного китайского и точечного массажа;
интенсивность и продолжительность послойного воздействия на выявленные рефлекторные и соединительнотканные изменения;
виды и техники соединительнотканного и рефлекторно-сегментарного массажа и их сочетание;
интенсивность и время воздействия на выбранные области, меридианы и точки;
правила последовательности обработки массируемых областей в сегментарном массаже;
косметические средства, лекарственные препараты для наружного применения, разрешенные к применению при рефлекторных видах массажа, регламентированные условия их хранения, правила применения и учета;
порядок динамического наблюдения за состоянием пациента во время процедуры рефлекторных видов массажа;
методические указания к проведению процедуры и курса соединительнотканного, рефлекторно-сегментарного, традиционного китайского и точечного массажа;
последовательность выполнения приемов сегментарного массажа;
рефлекторные ответные реакции на массажное воздействие;
|
|
варианты индивидуальной реактивности больного;
смещение рефлексов и способы их устранения;
степень выраженности рефлекторных изменений после процедуры массажа;
показания к окончанию курса сегментарного массажа;
возможные отдаленные реакции на сегментарный массаж;
основные изменения в самочувствии пациента до и после процедуры традиционного китайского и точечного массажа;
частные и общие ответные реакции организма на массажное воздействие;
правила сочетания рефлекторных видов массажа с лечебной физкультурой, физиотерапевтическими процедурами, вытяжением, мануальной терапией;
правила оказания неотложной доврачебной помощи при парадоксальной реакции на сегментарный и соединительнотканный массаж;
основные виды медицинской документации;
процедуру планирования деятельности;
правила ведения учетно-отчетной документации структурного подразделения медицинской сестрой по массажу/медицинским братом по массажу, в том числе в форме электронного документа;
особенности проведения массажа при различных заболеваниях и состояниях в различные возрастные периоды.
|
|
уметь:
осуществлять профессиональное общение с соблюдением этических норм и правил;
подготавливать рабочее место массажиста к работе;
осуществлять контроль за соблюдением санитарно-гигиенических требований к организации работы кабинета медицинской сестры по массажу/медицинского брата по массажу и рабочего места массажиста;
обеспечивать инфекционную безопасность пациентов и медицинского персонала, выполнять требования инфекционного контроля в кабинете массажа;
осуществлять мероприятия по соблюдению санитарно-гигиенического режима в помещении;
применять санитарно-эпидемиологические требования и нормативы при выполнении рефлекторных видов массажа;
обеспечивать личную и общественную безопасность при обращении с медицинскими отходами;
подготовить пациента к процедуре рефлекторного массажа;
осуществлять сбор жалоб, анамнеза у пациентов (их законных представителей);
анализировать и интерпретировать полученную информацию от пациентов (их законных представителей);
интерпретировать результаты осмотра и функционального обследования пациентов;
определять проекции костей, сосудов, нервов, внутренних органов и костно-мышечные ориентиры;
применять методы осмотра и функционального обследования пациентов, с целью выявления противопоказаний к рефлекторным видам массажа на момент проведения процедуры;
обнаруживать имеющиеся рефлекторные изменения в покровных тканях;
определять сегментарный уровень выявленных изменений;
выбирать технику массажного воздействия на соединительную ткань в соответствии с назначением врача и имеющимися рефлекторными изменениями у пациента;
планировать количество, порядок обработки массируемых зон, интенсивность воздействия и время проведения одной процедуры;
выполнять манипуляции в соответствии с назначением врача или фельдшера (в случае возложения на фельдшера функций лечащего врача), с учетом функционального состояния пациента, анатомо-физиологических, индивидуальных психофизических особенностей, возраста пациента в соответствии с выбранной массажной методикой;
проводить динамическое наблюдение и осуществлять контроль над состоянием пациента во время проведения процедуры, учитывать адекватность ответной реакции пациента на проведенное воздействие;
производить последовательное и послойное воздействие на зоны рефлекторных изменений;
определять области воздействия, меридианы и биологически активные точки (БАТ) воздействия и последовательность их обработки;
осуществлять контроль за состоянием пациента во время проведения процедуры, учитывать адекватность ответной реакции пациента на проведенное воздействие;
|
|
проводить профилактику смещения рефлексов, возможных на данном сегментарном уровне;
предупреждать развитие побочных реакций организма на данный вид воздействия;
сравнивать состояние пациента до и после процедуры сегментарного массажа;
совместно с врачом определять тактику проведения последующих процедур сегментарного массажа;
при необходимости корректировать методы массажного воздействия;
обеспечивать соблюдение правил сочетания рефлекторных видов массажа с лечебной физкультурой, физиотерапевтическими процедурами, вытяжением, мануальной терапией;
применять по медицинским показаниям косметические средства и лекарственные препараты для наружного применения;
планировать свою деятельность;
заполнять медицинскую документацию, в том числе в форме электронного документа, в пределах должностных обязанностей;
производить оценку эффективности проведенной процедуры (курса) массажа.
иметь практический опыт в:
проведении осмотра и функционального обследования пациентов;
выполнении процедуры и курса рефлекторно-сегментарного массажа;
выполнении процедуры и курса соединительнотканного массажа;
выполнении процедуры и курса точечного массажа;
выполнении процедуры и курса традиционного китайского массажа и других видов рефлекторного массажа.
|
|
Проведение обследования и выполнение массажа в педиатрической практике
|
знать:
нормативные, правовые и локальные акты, регламентирующие профессиональную деятельность медицинской сестры по массажу/медицинского брата по массажу;
систему профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи;
требования к температурному режиму, освещенности, вентиляции во время сеанса детского массажа;
требования к рабочей одежде и обуви массажиста;
стандарт оснащения массажного кабинета;
санитарно-гигиенические требования к обработке рук медицинской сестры по массажу/медицинского брата по массажу;
медицинскую этику;
психологию профессионального общения;
особенности общения с ребенком и родителями ребенка (законными представителями);
методику сбора жалоб, анамнеза у пациентов (их законных представителей);
методику физикального исследования ребенка;
методы оценки общего объективного и субъективного состояния ребенка перед процедурой медицинского массажа;
функциональные системы организма ребенка, их регуляцию и саморегуляцию в норме и при патологии;
особенности исходного положения ребенка и медицинской сестры по массажу/медицинского брата по массажу во время процедуры детского массажа;
показания и противопоказания к массажу здоровому ребенку и ребенку при определенной патологии на момент проведения процедуры;
основные характеристики физического и нервно-психического развития ребенка в соответствии с различными возрастными периодами;
способы выявления изменений в тканях ребенка при различных заболеваниях;
порядок динамического наблюдения за состоянием ребенка во время процедуры медицинского массажа;
физиологическое влияние различных видов массажа на области и системы организма ребенка;
классификацию и характеристики систем, видов и методик проведения медицинского массажа;
механизм действия медицинского массажа на организм ребенка в соответствии с его возрастом;
правила построения процедуры и курса медицинского массажа у детей;
|
приемы медицинского массажа, их физиологическое действие на ребенка;
дозировку массажа: силу, интенсивность приемов, длительность сеанса в зависимости от цели массажа и состояния ребенка;
правила изменения тактики массажа ребенку в зависимости от периода заболевания;
косметические средства, лекарственные препараты для наружного применения у детей, разрешенные к применению при массаже, регламентированные условия их хранения, правила применения и учета;
критерии оценки эффективности проведенного массажа;
санитарно-эпидемиологические требования и нормативы при выполнении массажа в педиатрической практике;
санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами;
основные характеристики и изменения в покровных тканях массируемых областей до и после процедуры массажа;
частные и общие ответные реакции организма ребенка на массажное воздействие;
сочетание массажа с комплексом лечебной гимнастики;
основные виды медицинской документации;
процедуру планирования деятельности;
правила ведения учетно-отчетной документации структурного подразделения медицинской сестрой по массажу/медицинским братом по массажу, в том числе в форме электронного документа;
особенности проведения массажа при различных заболеваниях и состояниях в различные возрастные периоды.
уметь:
осуществлять профессиональное общение с соблюдением этических норм и правил;
подготовить рабочее место медицинской сестры по массажу/медицинского брата по массажу к работе с ребенком;
осуществлять контроль соблюдения санитарно-гигиенических требований к организации работы кабинета массажа и рабочего места медицинской сестры по массажу/медицинского брата по массажу;
обеспечивать инфекционную безопасность пациентов и медицинского персонала, выполнять требования инфекционного контроля в кабинете массажа;
|
|
осуществлять мероприятия по соблюдению санитарно-гигиенического режима в помещении;
применять санитарно-эпидемиологические требования и нормативы при выполнении массажа в педиатрической практике;
обеспечивать личную и общественную безопасность при обращении с медицинскими отходами;
подготовить пациента к процедуре;
осуществлять сбор жалоб, анамнеза у пациентов (их законных представителей);
анализировать и интерпретировать полученную информацию от пациентов (их законных представителей);
применять методы осмотра и функционального обследования ребенка;
интерпретировать результаты осмотра и функционального обследования пациентов;
определять проекции костей, сосудов, нервов, внутренних органов и костно-мышечные ориентиры;
проводить динамическое наблюдение и сравнительную оценку ощущений и состояний ребенка во время массажа;
выявлять противопоказания к массажу ребенку на момент проведения процедуры;
создавать доброжелательную, доверительную обстановку, исключать негативную реакцию ребенка на массаж;
выявлять нарушения в положении и двигательных реакциях ребенка, изменения в рельефе массируемых областей;
оценивать состояние мышечного тонуса у ребенка на момент проведения процедуры;
составлять индивидуальный план массажа с учетом выявленных изменений и общего состояния ребенка;
определять дозировку массажного воздействия в соответствии с рекомендациями врача и результатами объективного обследования;
применять по медицинским показаниям косметические средства и лекарственные препараты для наружного применения;
выполнять процедуру массажа ребенку (детского гигиенического и детского лечебного массажа);
осуществлять контроль состояния пациента во время проведения процедуры, проводить сравнительную оценку общего состояния ребенка до и после процедуры массажа;
совместно с врачом определять тактику проведения последующих массажных процедур;
сочетать массаж с комплексом необходимых пассивных и активных упражнений лечебной гимнастики;
|
|
рекомендовать родителям ребенка комплекс упражнений ЛФК при определенной патологии и в зависимости от возраста ребенка;
планировать свою деятельность;
заполнять медицинскую документацию, в том числе в форме электронного документа, в пределах должностных обязанностей;
производить оценку эффективности проведенной процедуры (курса) массажа.
иметь практический опыт в:
проведении осмотра и функционального обследования ребенка;
выполнении процедуры и курса детского гигиенического массажа;
выполнении процедуры и курса детского лечебного массажа.
|
|
Оказание медицинской помощи в экстренной форме
|
знать:
методику сбора жалоб и анамнеза у пациентов (их законных представителей) при состояниях, требующих оказания медицинской помощи в экстренной форме;
методику физикального обследования пациентов;
клинические признаки внезапного прекращения кровообращения и (или) дыхания;
перечень мероприятий по оказанию медицинской помощи при угрожающих жизни состояниях;
правила проведения базовой сердечно-легочной реанимации;
правила применения лекарственных препаратов и медицинских изделий при оказании медицинской помощи в экстренной форме;
санитарно-эпидемиологические требования и нормативы при оказании медицинской помощи в экстренной форме;
санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами;
требования к личной и общественной безопасности при обращении с медицинскими отходами;
правила и порядок оформления медицинской документации, учетных форм, в том числе в форме электронного документа;
особенности проведения массажа при различных заболеваниях и состояниях в различные возрастные периоды.
уметь:
выявлять состояния, требующие оказания медицинской помощи в экстренной форме, в том числе клинические признаки внезапного прекращения кровообращения и дыхания;
проводить физикальное обследование пациента;
оказывать медицинскую помощь в экстренной форме при состояниях, представляющих угрозу жизни, в том числе клинической смерти (остановка жизненно важных функций организма человека (кровообращения и/или дыхания);
оценивать состояние при оказании помощи в экстренной форме;
применять лекарственные препараты и медицинские изделия при оказании медицинской помощи в экстренной форме по назначению врача;
применять санитарно-эпидемиологические требования и нормативы при оказании медицинской помощи в экстренной форме;
обеспечивать личную и общественную безопасность при обращении с медицинскими отходами;
|
заполнять медицинскую документацию, в том числе в форме электронного документа;
производить оценку эффективности проведенной процедуры (курса) массажа.
иметь практический опыт в:
оценке состояния пациента, требующего оказания медицинской помощи в экстренной форме;
распознавании состояний, представляющих угрозу жизни, требующих оказания медицинской помощи в экстренной форме;
оказание медицинской помощи в экстренной форме при состояниях, представляющих угрозу жизни, в том числе клинической смерти;
применении лекарственных препаратов и медицинских изделий при оказании медицинской помощи в экстренной форме по назначению врача;
заполнение медицинской документации, в том числе в форме электронного документа, в пределах должностных обязанностей.
|