МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 29 апреля 2020 г. N 196

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О ДЕПАРТАМЕНТЕ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ И БОЛЬШИХ ДАННЫХ
МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В соответствии с Положением о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. N 884, и приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 19 июня 2020 г. N 13/ш "Об утверждении структуры Министерства просвещения Российской Федерации" приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Положение о Департаменте цифровой трансформации и больших данных Министерства просвещения Российской Федерации.

2. Признать утратившим силу приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 29 мая 2019 г. N 272 "Об утверждении Положения о Департаменте государственной политики в сфере оценки качества общего образования Министерства просвещения Российской Федерации".

3. Настоящий приказ вступает в силу с 19 июня 2020 года.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Васильеву Т.В.

Министр
С.С.КРАВЦОВ

Приложение

Утверждено
приказом
Министерства просвещения
Российской Федерации
от 29 апреля 2020 г. N 196

ПОЛОЖЕНИЕ
О ДЕПАРТАМЕНТЕ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ И БОЛЬШИХ ДАННЫХ
МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

I. Общие положения

1. Департамент цифровой трансформации и больших данных (далее - Департамент) является структурным подразделением Министерства просвещения Российской Федерации (далее - Министерство).

2. В своей деятельности Департамент руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, Положением о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. N 884 (далее - Положение о Министерстве), нормативными правовыми актами Министерства и настоящим Положением.

3. Департамент осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими структурными подразделениями Министерства (далее - структурные подразделения), подведомственными Министерству организации, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

II. Задачи

4. Основными задачами деятельности Департамента являются:

1) Выработка и реализация основных направлений государственной политики в сфере цифровой трансформации образования и развития цифровой образовательной среды в установленной сфере ведения Министерства;

2) Повышение удовлетворенности граждан и бизнеса государственными услугами, сервисами, в том числе предоставляемыми в электронном виде в установленной сфере ведения Министерства;

3) Снижение издержек государственного управления, отраслей экономики и социальной сферы в установленной сфере ведения Министерства;

4) Обеспечение надежности и эффективности функционирования и безопасности информационных систем и информационно-технологической инфраструктуры; обеспечение выполнения требований по защите информации при создании и функционировании информационных систем и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры в сфере образования в рамках в установленной сферы ведения Министерства;

5) Обеспечение технологической независимости информационных систем и информационно-технологической инфраструктуры от оборудования и программного обеспечения, разработанного и произведенного в иностранных государствах в установленной сфере ведения Министерства;

6) Создание условий для повышения качества образования за счет развития цифровых и электронных образовательных ресурсов в установленной сфере ведения Министерства;

7) Развитие системы нормативно-правового регулирования создания и использования цифровых и электронных образовательных ресурсов в сфере образования в установленной сфере ведения Министерства;

8) Разработка, согласование и внесение изменений в мероприятия национальных проектов "Образование" и "Цифровая экономика", а также в ведомственные программы цифровой трансформации и обеспечение реализации проектов цифровой трансформации;

9) Обеспечение оптимизации процессов деятельности Министерства для реализации задач цифровой трансформации;

10) Создание, развитие и обеспечение функционирования информационных систем и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры;

11) Обеспечение доступности государственных данных для предоставления государственных услуг в электронном виде физическим лицам и организациям, принятия решений на основе данных;

12) Обеспечение поэтапного перехода на отечественное программное обеспечение, оборудование и единую среду разработки;

13) Обеспечение надежности и непрерывности функционирования информационных систем и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры в системе образования;

14) Создание и апробация научно-обоснованных новых форм, методов и технологий обучения, в том числе в сфере дистанционных образовательных технологий и электронного обучения;

15) Обеспечение условий для подготовки и принятия управленческих решений в сфере образования, основанных на анализе больших данных.

III. Полномочия

5. Департамент осуществляет следующие полномочия:

5.1. Готовит для внесения в Правительство Российской Федерации в пределах своей компетенции проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения Министерства.

5.2. На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов Министерства разрабатывает следующие проекты нормативных правовых актов Министерства, относящихся к сфере деятельности Департамента:

5.2.1. Порядок формирования федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (включая порядок и сроки проведения экспертизы учебников, критерии ее проведения и правила их оценивания, требования, предъявляемые к экспертам при проведении экспертизы учебников, права и обязанности экспертов, порядок отбора экспертов для проведения экспертизы учебников, формы и срок действия экспертных заключений, порядок и основания исключения учебников из указанного федерального перечня), а также предельный срок использования учебников, исключенных из указанного федерального перечня;

5.2.2. Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность;

5.2.3. Порядок отбора организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, и перечня таких организаций;

5.2.4. Нормативные правовые акты по другим вопросам в установленной сфере деятельности Департамента;

5.3. Обеспечивает осуществление функций по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере цифровой трансформации государственного управления и образовательной деятельности в сфере общего образования, среднего профессионального образования, соответствующего дополнительного профессионального образования и профессионального обучения и в иных сферах, предусмотренных настоящим Положением.

5.4. Участвует в определении основных направлений развития законодательства Российской Федерации об образовании в установленной сфере деятельности Департамента.

5.5. Готовит предложения в план организации законопроектных работ в Министерстве.

5.6. Обобщает практику применения законодательства Российской Федерации, проводит анализ реализации государственной политики, готовит предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности Департамента.

5.7. Обеспечивает внесение в Правительство Российской Федерации проектов федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента.

5.8. Обеспечивает координацию взаимодействия с международными организациями в части развития образования и новых образовательных технологий.

5.9. Участвует в подготовке среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и разработке предложений в установленной сфере деятельности Департамента.

5.10. Готовит предложения в планы мероприятий Правительства Российской Федерации и Министерства в целях реализации государственной политики в сфере общего образования по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента.

5.11. Готовит аналитические материалы и справки для руководства Министерства к заседаниям коллегии Министерства, заседаниям Правительства Российской Федерации, Президиума Правительства Российской Федерации, иным мероприятиям.

5.12. Обеспечивает согласование порядка проведения самообследования образовательной организацией, подготовленного Министерством науки и высшего образования Российской Федерации;

5.13. Готовит порядок выдачи Министерством подтверждений целевого назначения ввозимых на территорию Российской Федерации материалов образовательного характера;

5.14. Обеспечивает подготовку проектов нормативных правовых актов Министерства по вопросам реализации государственной программы "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1642 (далее - ГПРО), и иных проектов в сфере общего образования.

5.15. Осуществляет координацию:

5.15.1. проектов в сфере информационно-коммуникационных технологий в установленной сфере деятельности Департамента;

5.15.2. работ по разработке и использованию электронных и цифровых образовательных ресурсов, реализуемых за счет средств федерального бюджета в установленной сфере деятельности;

5.15.3. работы по определению базовых компетенций и требований по формированию культуры информационной безопасности у обучающихся организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, компьютерной и финансовой грамотности.

5.16. Координирует работу по совершенствованию порядка организации осуществления образовательной деятельности, в том числе на основе использования различных образовательных технологий (в том числе дистанционных), различных форм обучения (очной, очно-заочной, заочной).

5.17. Участвует в части своей компетенции в подготовке предложений по совершенствованию порядка разработки и реализации мероприятий ГПРО, других государственных программ и проектов в сфере общего образования.

5.18. Осуществляет в установленной сфере деятельности Департамента взаимодействие с государственно-общественными объединениями в системе образования, библиотечными обществами, организациями и ассоциациями.

5.19. Координирует работу по реализации Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации, проведению всероссийского конкурса сочинений.

5.20. Осуществляет формирование Календаря образовательных событий памятных дат, технических уроков и методических рекомендаций.

5.19. Обеспечивает:

организационно-техническое сопровождение деятельности Научно-методического совета по учебникам Министерства просвещения Российской Федерации;

рабочей группы по обеспечению безопасности в образовательных организациях, в том числе при подготовке к началу учебного года;

координацию реализации национального проекта "Цифровая экономика" в сфере ведения Министерства, включая федеральный проект "Кадры для цифровой экономики";

разработку, согласование и внесение изменений в ведомственную программу цифровой трансформации Министерства.

5.20. Обеспечивает реализацию комплекса мероприятий по цифровой трансформации деятельности Министерства посредством:

выработки предложений по оптимизации процессов деятельности Министерства путем интеграции информационных технологий в организацию деятельности, направленную на качественное изменение принципов и процессов оказания государственных услуг, исполнения государственных функций в целях повышения удовлетворенности граждан и снижения издержек государственного управления в установленной сфере деятельности;

разработки и реализации комплекса мер по обеспечению доступности государственных данных для предоставления государственных услуг в электронном виде и принятия решений на основе указанных данных;

разработки и реализации мер по поэтапному переходу на отечественное программное обеспечение, оборудование и единую среду разработки;

координации разработки и реализации комплекса мер по повышению надежности и обеспечению непрерывности оказания услуг, предоставляемых Министерством, подведомственными организациями в электронном виде.

5.21. Обеспечивает совместно с другими структурными подразделениями Министерства подготовку концепций и проектов технических заданий на разработку проектов федеральных законов, рассмотрение концепций и проектов технических заданий на разработку проектов федеральных законов, а также проектов федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, поступивших в установленном порядке в Министерство на согласование.

5.22. Обеспечивает рассмотрение и согласование нормативных правовых актов, подготавливаемых другими федеральными органами исполнительной власти, структурными подразделениями Министерства по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности Департамента.

5.23. Осуществляет подготовку проектов заключений, официальных отзывов и поправок Правительства Российской Федерации к проектам федеральных законов, поступившим в установленном порядке в Министерство.

5.24. Проводит совместно с другими структурными подразделениями Министерства, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования, мониторинг правоприменения в области цифровой трансформации образования и развития цифровой образовательной среды.

5.25. Участвует в части компетенции Департамента в подготовке предложений для заседаний Координационного совета Министерства просвещения Российской Федерации по рассмотрению проектов, направленных на реализацию мероприятий в области образования.

5.26. Обеспечивает в соответствии с компетенцией Департамента определение порядков формирования и ведения федеральных информационных систем в системе образования.

5.27. Участвует в соответствии с компетенцией Департамента в рамках проведения мониторинга системы образования в разработке и корректировке показателей мониторинга и методики их расчета, а также форм статистической отчетности.

5.28. Обеспечивает формирование и развитие в Российской Федерации системы независимой оценки качества образования.

5.29. Оказывает содействие в реализации полномочий оператора государственных информационных систем в установленной сфере деятельности.

5.30. Координирует службы технического заказчика по управлению проектами цифровой трансформации.

5.31. Участвует в процедурах согласования назначения на должности руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования.

5.32. Участвует в подготовке, корректировке и реализации федеральных целевых и государственных программ, межгосударственных, межотраслевых, ведомственных программ и внепрограммных мероприятий, приоритетных, ведомственных и ведомственных межпрограммных проектов.

5.33. Осуществляет функции участника и исполнителя государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ и проектов в сфере деятельности Департамента.

5.34. Координирует подготовку предложений по перечню тем научно-исследовательских работ, выполняемых по заказу Министерства.

5.35. Осуществляет проведение экспертизы учебников, которые включаются в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации, имеющих аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

5.36. Участвует в определении объемов финансирования на реализацию приоритетных направлений развития образования.

5.37. Обеспечивает реализацию функций учредителя в отношении подведомственных Министерству организаций, координация деятельности которых возложена на Департамент.

5.38. Готовит предложения в сводный план деятельности Министерства и отчет о его выполнении в установленной сфере деятельности.

5.39. Участвует в пределах своей компетенции в международной деятельности Министерства, в том числе в организации и проведении конгрессов, конференций, семинаров, круглых столов, выставок и других мероприятий по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента, обеспечивает участие Департамента в реализации российских международных проектов.

5.40. Готовит проекты актов Министерства по созданию комиссий, советов, рабочих групп в установленной сфере деятельности Департамента.

5.41. Принимает участие совместно со структурными подразделениями Министерства в подготовке предложений по формированию федерального бюджета в части, касающейся деятельности Департамента.

5.42. Организует и обеспечивает мобилизационную подготовку и мобилизацию Департамента.

5.43. Обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну.

5.44. Готовит предложения по профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке сотрудников Департамента.

5.45. Организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан в установленной сфере деятельности Департамента, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок.

5.46. В соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Департамент в установленной сфере деятельности:

готовит предложения в план-график Министерства, предложения по формированию тематик и объемам финансирования закупок, в том числе обоснование начальных (максимальных) цен государственных контрактов, в рамках мероприятий программ и проектов, формирует задание (техническое задание) на выполнение работ (оказание услуг);

участвует в согласовании извещений об осуществлении закупок, документации о закупках в рамках программ и внепрограммных мероприятий, в организации и подготовке разъяснений участникам закупки, в рассмотрении дел об обжаловании результатов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляет подготовку материалов для выполнения претензионной работы, в случае необходимости, в заключении государственных контрактов и иных гражданско-правовых договоров на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, а также проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ для иных государственных нужд;

осуществляет контроль за соблюдением условий выполнения государственных контрактов и иных гражданско-правовых договоров, а также обеспечивает приемку выполненных работ, оказанных услуг, поставленных товаров по государственным контрактам и осуществляет иные полномочия, связанные с деятельностью Департамента по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков).

5.47. Организует совещания, конференции, олимпиады, семинары, выставки и другие мероприятия в установленной сфере деятельности Департамента.

5.48. Осуществляет другие полномочия по вопросам, относящимся к сфере деятельности Департамента.

IV. Права Департамента

6. Департамент в целях осуществления своих полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

1) запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, входящим в компетенцию Департамента;

2) создавать координационные, совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии), в том числе межведомственные, в установленной сфере деятельности;

3) привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к сфере деятельности Департамента, научные и иные организации, ученых и специалистов;

4) проводить совещания с участием представителей структурных подразделений Министерства, организаций, находящихся в ведении Министерства, руководителей образовательных организаций и иных заинтересованных организаций;

5) вносить предложения руководству Министерства по проведению совещаний с участием руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования;

6) вести в установленном порядке служебную переписку с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями по вопросам, входящим в компетенцию Департамента;

7) пользоваться в установленном порядке информационными системами и ресурсами Министерства, а также базами данных иных органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций;

8) в установленном порядке создавать информационные системы и информационные ресурсы в целях реализации полномочий Министерства;

9) давать разъяснения юридическим и физическим лицам по вопросам, отнесенным к сфере деятельности Департамента.

7. Департамент в установленной сфере деятельности не вправе осуществлять полномочия по контролю и надзору за деятельностью организаций в сфере образования.

V. Организация деятельности

8. Департамент возглавляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Министром в соответствии с законодательством Российской Федерации.

9. Директор Департамента имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Количество заместителей директора устанавливается Министром.

10. В состав Департамента входят отделы по основным направлениям деятельности Департамента.

11. Структура и численность сотрудников Департамента определяются штатным расписанием, утверждаемым в установленном порядке, на основе нормативов и лимитов штатной численности в пределах предусмотренного в федеральном бюджете фонда оплаты труда.

12. Директор Департамента:

1) руководит деятельностью Департамента и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Департамент задач и осуществление им своих полномочий;

2) обеспечивает организацию качественного выполнения возложенных на Департамент задач и осуществление им своих полномочий;

3) определяет функции отделов Департамента и распределяет обязанности между своими заместителями и начальниками отделов;

4) представляет Министру предложения по вопросам структуры и штатного расписанию отделов Департамента в пределах установленных фонда оплаты труда и численности сотрудников Департамента;

5) утверждает положения об отделах Департамента и должностные регламенты сотрудников Департамента;

6) представляет предложения о назначении и освобождении от должности сотрудников Департамента в соответствии с законодательством Российской Федерации;

7) представляет руководству Министерства предложения о поощрении сотрудников Департамента;

8) отдает в пределах своей компетенции распоряжения сотрудникам Департамента, подписывает и визирует документы, ведет переписку по вопросам, касающимся деятельности Департамента;

9) участвует в проводимых руководством Министерства совещаниях;

10) на основании выданных Министром просвещения Российской Федерации доверенностей подписывает в установленном порядке от имени Министерства договоры и другие документы гражданско-правового характера;

11) осуществляет в пределах своей компетенции другие полномочия, необходимые для выполнения Департаментом возложенных на него задач и функций.

13. Директор Департамента непосредственно подчиняется Министру, а в части, касающейся сферы ведения Департамента, заместителю Министра в соответствии с распределением обязанностей между заместителями Министра.

14. Документы по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента, подписываются Директором или по его поручению заместителем Директора Департамента.

15. Заместители директора Департамента обеспечивают организацию работы по выполнению функций и полномочий Департамента в установленной сфере деятельности в соответствии с утвержденными директором Департамента должностными регламентами;

16. В случае временного отсутствия директора Департамента исполнение его полномочий и должностных обязанностей возлагается Министром или лицом, исполняющим его обязанности, на одного из заместителей директора Департамента или в случае временного отсутствия заместителей директора Департамента - на иного работника.

17. Департамент может иметь печати, штампы и бланки со своим названием установленного образца.