МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 21 апреля 2021 г. N 193

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
49.02.03 СПОРТ

В соответствии с подпунктом 4.2.30 пункта 4 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. N 884 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 32, ст. 5343), и пунктом 27 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2019 г. N 434 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 16, ст. 1942), приказываю:

Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 49.02.03 Спорт.

Министр
С.С.КРАВЦОВ

Приложение

Утвержден
приказом Министерства просвещения
Российской Федерации
от 21 апреля 2021 г. N 193

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
49.02.03 СПОРТ

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования представляет собой совокупность обязательных требований при реализации образовательных программ среднего профессионального образования - программ подготовки специалистов среднего звена по специальности 49.02.03 Спорт (далее соответственно - ФГОС СПО, образовательная программа, специальность).

1.2. Получение образования по специальности допускается только в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования (далее вместе - образовательная организация).

1.3. Обучение по образовательной программе в образовательной организации осуществляется в очной, очно-заочной и заочной формах обучения.

1.4. Содержание образования по специальности определяется образовательной программой, разрабатываемой и утверждаемой образовательной организацией самостоятельно в соответствии с ФГОС СПО и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ (далее - ПООП).

1.5. Образовательная организация разрабатывает образовательную программу в соответствии с квалификацией специалиста среднего звена "тренер по виду спорта", указанной в Перечне специальностей среднего профессионального образования, утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2013 г. N 1199 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 декабря 2013 г., регистрационный N 30861), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 мая 2014 г. N 518 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 мая 2014 г., регистрационный N 32461), от 18 ноября 2015 г. N 1350 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 декабря 2015 г., регистрационный N 39955), от 25 ноября 2016 г. N 1477 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 декабря 2016 г., регистрационный N 44662), приказами Министерства просвещения Российской Федерации от 3 декабря 2019 г. N 655 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 февраля 2020 г., регистрационный N 57581) и от 20 января 2021 г. N 15 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 февраля 2021 г., регистрационный N 62570).

1.6. При разработке образовательной программы образовательная организация формирует требования к результатам ее освоения в виде общих и профессиональных компетенций (далее - компетенции), требования к результатам освоения в части профессиональных компетенций формируются на основе профессиональных стандартов (приложение N 1 к ФГОС СПО).

1.7. Области профессиональной деятельности, в которых выпускники, освоившие образовательную программу, могут осуществлять профессиональную деятельность: 01 Образование и наука, 05 Физическая культура и спорт <1>.

--------------------------------

<1> Таблица приложения к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 сентября 2014 г. N 667н "О реестре профессиональных стандартов (перечне видов профессиональной деятельности)" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 ноября 2014 г., регистрационный N 34779) с изменением, внесенным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 9 марта 2017 г. N 254н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 марта 2017 г., регистрационный N 46168).

1.8. Образовательная программа, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается образовательной организацией на основе требований федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и ФГОС СПО с учетом получаемой специальности.

1.9. При реализации образовательной программы образовательная организация вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.

При обучении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.

1.10. Реализация образовательной программы осуществляется образовательной организацией как самостоятельно, так и посредством сетевой формы.

Образовательная деятельность при освоении образовательной программы или отдельных ее компонентов организуется в форме практической подготовки.

1.11. Воспитание обучающихся при освоении ими образовательной программы осуществляется на основе включаемых в образовательную программу рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, разрабатываемых и утверждаемых с учетом включенных в ПООП примерной рабочей программы воспитания и примерного календарного плана воспитательной работы.

1.12. Образовательная программа реализуется на государственном языке Российской Федерации, если иное не определено локальным нормативным актом образовательной организации <2>.

--------------------------------

<2> Статья 14 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2018, N 32, ст. 5110).

1.13. Срок получения образования по образовательной программе в очной форме обучения вне зависимости от применяемых образовательных технологий составляет:

на базе основного общего образования - 3 года 10 месяцев;

на базе среднего общего образования - 2 года 10 месяцев.

Срок получения образования по образовательной программе в очно-заочной и заочной формах, вне зависимости от применяемых образовательных технологий, увеличивается по сравнению со сроком получения образования по образовательной программе в очной форме обучения:

не более чем на 1,5 года при получении образования на базе основного общего образования;

не более чем на 1 год при получении образования на базе среднего общего образования.

При обучении по индивидуальному учебному плану срок получения образования по образовательной программе, вне зависимости от формы обучения, составляет не более срока получения образования, установленного для соответствующей формы обучения. При обучении по индивидуальному учебному плану обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья срок получения образования может быть увеличен не более чем на один год по сравнению со сроком получения образования для соответствующей формы обучения.

Конкретный срок получения образования и объем образовательной программы, реализуемый за один учебный год, в очно-заочной и заочной формах обучения, по индивидуальному учебному плану, в том числе при ускоренном обучении, определяются образовательной организацией самостоятельно в пределах сроков, установленных настоящим пунктом.

II. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

2.1. Структура образовательной программы включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений (вариативную часть).

Обязательная часть образовательной программы направлена на формирование общих и профессиональных компетенций, предусмотренных главой III ФГОС СПО, и должна составлять не более 70 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение, без учета объема времени на государственную итоговую аттестацию.

Вариативная часть образовательной программы дает возможность расширения основного(-ых) вида(-ов) деятельности, к которым должен быть готов выпускник, освоивший образовательную программу, согласно квалификации, указанной в пункте 1.5 ФГОС СПО (далее - основные виды деятельности), углубления подготовки обучающегося, а также получения дополнительных компетенций, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда.

Конкретное соотношение объемов обязательной части и вариативной части образовательной программы образовательная организация определяет самостоятельно в соответствии с требованиями настоящего пункта, а также с учетом ПООП.

2.2. Образовательная программа имеет следующую структуру:

общий гуманитарный и социально-экономический цикл;

математический и общий естественнонаучный цикл;

общепрофессиональный цикл;

профессиональный цикл;

государственная итоговая аттестация, которая завершается присвоением квалификации специалиста среднего звена, указанной в пункте 1.5 ФГОС СПО.

Таблица

Структура и объем образовательной программы

Структура образовательной программы
Объем образовательной программы в академических часах
Общий гуманитарный и социально-экономический цикл
не менее 468
Математический и общий естественнонаучный цикл
не менее 144
Общепрофессиональный цикл
не менее 612
Профессиональный цикл
не менее 1728
Государственная итоговая аттестация
216
Общий объем образовательной программы:
на базе среднего общего образования
4464
на базе основного общего образования, включая получение среднего общего образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования
5940

2.3. Перечень, содержание, объем и порядок реализации дисциплин (модулей) образовательной программы образовательная организация определяет самостоятельно с учетом ПООП по соответствующей специальности.

Для определения объема образовательной программы образовательной организацией может быть применена система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 32 - 36 академическим часам.

2.4. В общем гуманитарном и социально-экономическом, математическом и общем естественнонаучном, общепрофессиональном и профессиональном циклах (далее - учебные циклы) образовательной программы выделяется объем работы обучающихся во взаимодействии с преподавателем по видам учебных занятий (урок, практическое занятие, лабораторное занятие, консультация, лекция, семинар), практики (в профессиональном цикле) и самостоятельной работы обучающихся.

На проведение учебных занятий и практик при освоении учебных циклов образовательной программы в очной форме обучения должно быть выделено не менее 70 процентов от объема учебных циклов образовательной программы, предусмотренного Таблицей ФГОС СПО, в очно-заочной форме обучения - не менее 25 процентов, в заочной форме - не менее 10 процентов.

В учебные циклы включается промежуточная аттестация обучающихся, которая осуществляется в рамках освоения указанных циклов в соответствии с формой, определяемой образовательной организацией и фондами оценочных средств, позволяющими оценить достижение запланированных по отдельным дисциплинам (модулям) и практикам результатов обучения.

2.5. Обязательная часть общего гуманитарного и социально-экономического цикла образовательной программы должна предусматривать изучение следующих дисциплин: "Основы философии", "История", "Психология общения", "Иностранный язык в профессиональной деятельности", "Физическая культура".

Общий объем дисциплины "Физическая культура" не может быть менее 160 академических часов. Для обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья образовательная организация устанавливает особый порядок освоения дисциплины "Физическая культура" с учетом состояния их здоровья.

2.6. Образовательная организация должна предоставлять инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья возможность обучения по образовательной программе, учитывающей особенности их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

2.7. Освоение общепрофессионального цикла образовательной программы в очной форме обучения должно предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" в объеме 68 академических часов, из них на освоение основ военной службы (для юношей) - не менее 48 академических часов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.

Образовательной программой для подгрупп девушек может быть предусмотрено использование не менее 48 академических часов от общего объема времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", предусмотренного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.

2.8. Профессиональный цикл образовательной программы включает профессиональные модули, которые формируются в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными ФГОС СПО.

В профессиональный цикл образовательной программы входят следующие виды практик: учебная практика и производственная практика, которые реализуются в форме практической подготовки.

Учебная и производственная практики проводятся при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессионального цикла и реализуются как в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями.

Часть профессионального цикла образовательной программы, выделяемого на проведение практик, определяется образовательной организацией в объеме не менее 25 процентов от профессионального цикла образовательной программы.

2.9. Государственная итоговая аттестация проводится в форме защиты выпускной квалификационной работы, которая выполняется в виде дипломной работы (дипломного проекта) и демонстрационного экзамена.

III. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

3.1. В результате освоения образовательной программы у выпускника должны быть сформированы общие и профессиональные компетенции.

3.2. Выпускник, освоивший образовательную программу, должен обладать следующими общими компетенциями (далее - ОК):

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам;

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие;

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами;

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения;

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;

ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности;

ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности;

ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках;

ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.

3.3. Выпускник, освоивший образовательную программу, должен быть готов к выполнению основных видов деятельности, предусмотренных ФГОС СПО, согласно выбранной квалификации специалиста среднего звена, указанных в пункте 1.5 ФГОС СПО:

организация и проведение спортивной подготовки и судейства спортивных соревнований в избранном виде спорта;

преподавание по дополнительным общеобразовательным программам в области физической культуры и спорта;

методическое обеспечение спортивной подготовки и дополнительных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта.

3.4. Выпускник, освоивший образовательную программу, должен обладать профессиональными компетенциями (далее - ПК), соответствующими основным видам деятельности ФГОС СПО, указанным в пункте 3.3 ФГОС СПО:

3.4.1. Организация и проведение спортивной подготовки и судейства спортивных соревнований в избранном виде спорта:

ПК 1.1. Планировать тренировочный процесс с занимающимися в избранном виде спорта;

ПК 1.2. Проводить тренировочные занятия с занимающимися по основным разделам спортивной подготовки в избранном виде спорта;

ПК 1.3. Осуществлять педагогический контроль и учет, оценивать процесс и результаты деятельности занимающихся на тренировочных занятиях и спортивных соревнованиях;

ПК 1.4. Анализировать тренировочный процесс и соревновательную деятельность занимающихся в избранном виде спорта;

ПК 1.5. Организовывать соревновательную деятельность занимающихся по избранному виду спорта;

ПК 1.6. Вести первичную учетно-отчетную документацию, обеспечивающую тренировочный процесс и соревновательную деятельность;

ПК 1.7. Проводить спортивный отбор и спортивную ориентацию;

ПК 1.8. Проводить мероприятия по антидопинговой подготовке спортсменов;

ПК 1.9. Осуществлять профессионально-спортивное совершенствование в избранном виде спорта;

ПК 1.10. Организовывать судейство спортивных соревнований в избранном виде спорта.

3.4.2. Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам в области физической культуры и спорта:

ПК 2.1. Планировать учебные занятия по дополнительным общеобразовательным программам;

ПК 2.2. Проводить и анализировать учебные занятия по дополнительным общеобразовательным программам;

ПК 2.3. Организовывать досуговую деятельность обучающихся в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы;

ПК 2.4. Проводить набор и отбор в секции, группы спортивной и оздоровительной направленности;

ПК 2.5. Проводить мероприятия по обеспечению безопасности и профилактике травматизма;

ПК 2.6. Проводить мероприятия по укреплению и развитию материально-технической базы образовательной организации дополнительного образования;

ПК 2.7. Анализировать физкультурно-спортивную работу в образовательной организации дополнительного образования.

3.4.3. Методическое обеспечение спортивной подготовки и дополнительных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта:

ПК 3.1. Разрабатывать методическое обеспечение спортивной подготовки и реализации дополнительных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта;

ПК 3.2. Измерять и оценивать физическую и функциональную подготовленность занимающихся в циклах тренировки;

ПК 3.3. Систематизировать передовой опыт физкультурно-спортивной работы на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности тренеров;

ПК 3.4. Оформлять методические материалы, в том числе с использованием информационных технологий;

ПК 3.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области физической культуры и спорта.

3.5. Минимальные требования к результатам освоения основных видов деятельности образовательной программы представлены в приложении N 2 к ФГОС СПО.

3.6. Образовательная организация самостоятельно планирует результаты обучения по отдельным дисциплинам (модулям), которые должны быть соотнесены с требуемыми результатами освоения образовательной программы (компетенциями выпускников). Совокупность запланированных результатов обучения должна обеспечивать выпускнику освоение всех ОК и ПК, установленных ФГОС СПО.

IV. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

4.1. Требования к условиям реализации образовательной программы включают в себя общесистемные требования, требования к материально-техническому, учебно-методическому обеспечению, к организации воспитания обучающихся, кадровым и финансовым условиям реализации образовательной программы.

4.2. Общесистемные требования к условиям реализации образовательной программы.

4.2.1. Образовательная организация должна располагать на праве собственности или ином законном основании материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов учебной деятельности обучающихся, предусмотренных учебным планом, с учетом ПООП.

4.2.2. В случае реализации образовательной программы с использованием сетевой формы требования к реализации образовательной программы должны обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого организациями, участвующими в реализации образовательной программы с использованием сетевой формы.

4.2.3. В случае реализации образовательной программы на созданных образовательной организацией в иных организациях кафедрах или иных структурных подразделениях требования к реализации образовательной программы должны обеспечиваться совокупностью ресурсов указанных организаций.

4.3. Требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению реализации образовательной программы.

4.3.1. Специальные помещения должны представлять собой учебные аудитории для проведения занятий всех видов, предусмотренных образовательной программой, в том числе групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для воспитательной, самостоятельной работы, мастерские и лаборатории, оснащенные оборудованием, техническими средствами обучения и материалами, учитывающими требования международных стандартов.

4.3.2. Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду образовательной организации (при наличии).

В случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий допускается применение специально оборудованных помещений, их виртуальных аналогов, позволяющих обучающимся осваивать ОК и ПК.

4.3.3. Образовательная организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.

4.3.4. Библиотечный фонд образовательной организации должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия) по каждой дисциплине (модулю) из расчета одно печатное и (или) электронное учебное издание по каждой дисциплине (модулю) на одного обучающегося.

В качестве основной литературы образовательная организация использует учебники, учебные пособия, предусмотренные ПООП.

В случае наличия электронной информационно-образовательной среды допускается замена печатного библиотечного фонда предоставлением права одновременного доступа не менее 25 процентов обучающихся к цифровой (электронной) библиотеке.

4.3.5. Обучающиеся инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены печатными и (или) электронными учебными изданиями, адаптированными при необходимости для обучения указанных обучающихся.

4.3.6. Образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем учебным дисциплинам (модулям).

4.3.7. Рекомендации по иному материально-техническому и учебно-методическому обеспечению реализации образовательной программы определяются ПООП.

4.4. Требования к кадровым условиям реализации образовательной программы.

4.4.1. Реализация образовательной программы обеспечивается педагогическими работниками образовательной организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации образовательной программы на иных условиях, в том числе из числа руководителей и работников организаций, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, указанной в пункте 1.7 ФГОС СПО (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет).

4.4.2. Квалификация педагогических работников образовательной организации должна отвечать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартах (при наличии).

Педагогические работники, привлекаемые к реализации образовательной программы, должны получать дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, указанной в пункте 1.7 ФГОС СПО, не реже 1 раза в 3 года с учетом расширения спектра профессиональных компетенций.

Доля педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих опыт деятельности не менее 3 лет в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, указанной пункте 1.7 ФГОС СПО, в общем числе педагогических работников, обеспечивающих освоение обучающимися профессиональных модулей образовательной программы, должна быть не менее 25 процентов.

4.5. Требования к финансовым условиям реализации образовательной программы.

4.5.1. Финансовое обеспечение реализации образовательной программы должно осуществляться в объеме не ниже базовых нормативных затрат на оказание государственной услуги по реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ среднего профессионального образования по специальности с учетом корректирующих коэффициентов.

4.6. Требования к применяемым механизмам оценки качества образовательной программы.

4.6.1. Качество образовательной программы определяется в рамках системы внутренней оценки, а также системы внешней оценки на добровольной основе.

4.6.2. В целях совершенствования образовательной программы образовательная организация при проведении регулярной внутренней оценки качества образовательной программы привлекает работодателей и их объединения, иных юридических и (или) физических лиц, включая педагогических работников образовательной организации.

4.6.3. Внешняя оценка качества образовательной программы может осуществляться в рамках профессионально-общественной аккредитации, проводимой работодателями, их объединениями, а также уполномоченными ими организациями, в том числе иностранными организациями, либо авторизованными национальными профессионально-общественными организациями, входящими в международные структуры, с целью признания качества и уровня подготовки выпускников, освоивших образовательную программу, отвечающими требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам соответствующего профиля.

Приложение N 1
к федеральному государственному
образовательному стандарту среднего
профессионального образования
по специальности 49.02.03 Спорт,
утвержденному приказом Министерства
просвещения Российской Федерации
от 21 апреля 2021 г. N 193

ПЕРЕЧЕНЬ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ, СООТВЕТСТВУЮЩИХ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 49.02.03 СПОРТ

Код профессионального стандарта
Наименование профессионального стандарта
1
2
01 Образование и наука
01.003
Профессиональный стандарт "Педагог дополнительного образования детей и взрослых", утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 мая 2018 г. N 298н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 августа 2018 г., регистрационный N 52016)
05 Физическая культура и спорт
05.001
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 апреля 2019 г., регистрационный N 54515)
05.003
Профессиональный стандарт "Тренер", утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 марта 2019 г. N 191н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 апреля 2019 г., регистрационный N 54519)
05.007
Профессиональный стандарт "Спортивный судья", утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 марта 2019 г. N 193н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 апреля 2019 г., регистрационный N 54517)

Приложение N 2
к федеральному государственному
образовательному стандарту среднего
профессионального образования
по специальности 49.02.03 Спорт,
утвержденному приказом Министерства
просвещения Российской Федерации
от 21 апреля 2021 г. N 193

МИНИМАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 49.02.03 СПОРТ

Основной вид деятельности
Требования к знаниям, умениям, практическому опыту
Организация и проведение спортивной подготовки и судейства спортивных соревнований в избранном виде спорта
знать:
требования федеральных стандартов спортивной подготовки по ИВС, определяющие особенности спортивной подготовки на различных этапах;
теоретические и методические основы планирования тренировочного процесса на различных этапах спортивной подготовки в ИВС;
теоретические и методические основы различных разделов спортивной подготовки в ИВС;
разновидности физкультурно-спортивных сооружений, оборудования и инвентаря для занятий ИВС, особенности их эксплуатации;
технику безопасности и требования к физкультурно-спортивным сооружениям, оборудованию и инвентарю в ИВС;
технику профессионально значимых двигательных действий ИВС;
сущность, цель, задачи, функции, содержание, формы занятий на различных этапах спортивной подготовки в ИВС;
условия и способы формирования и развития мотивации к занятиям физической культурой и спортом;
методические основы обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств в ИВС с учетом возраста, подготовленности, индивидуальных и психофизических особенностей занимающихся;
средства, методы, приемы формирования у занимающихся представлений о теоретических основах физической культуры, ИВС и интереса к занятиям физической культурой и спортом;
технику безопасности, способы и приемы предупреждения травматизма на тренировочных занятиях;
способы и приемы страховки и самостраховки в ИВС;
методы и методики педагогического контроля за тренировочной и соревновательной деятельностью в ИВС;
порядок проведения контрольных упражнений и тестирования для оценки уровня подготовленности занимающихся;
подходы к анализу тренировочного процесса и соревновательной деятельности;
технику и тактику соревновательной деятельности в ИВС;
основы организации соревновательной деятельности занимающихся в ИВС;
уровень стандартных и рекордных результатов соревновательной деятельности (по виду спорта, спортивной дисциплине);
виды учетно-отчетной документации, требования к ее ведению и оформлению;
критерии и подходы в диагностике спортивной предрасположенности к занятиям ИВС;
методики массового и индивидуального отбора в ИВС;
общероссийские антидопинговые правила и антидопинговые правила, утвержденные международными антидопинговыми организациями;
особенности антидопингового обеспечения в ИВС;
правила организации самоконтроля, методы и техники самоконтроля спортсмена;
объективные и субъективные показатели самоконтроля за тренировочной и соревновательной деятельностью;
основы анализа показателей самоконтроля;
квалификационные требования к спортивным судьям по ИВС;
состав главной судейской коллегии по виду спорта и функции спортивных судей;
правила вида спорта, в том числе правила подачи сигналов, жестов спортивным судьям;
требования к экипировке, спортивному инвентарю и оборудованию;
способы проверки качественных и нормируемых характеристик спортивных объектов, снарядов, инвентаря, оборудования в целях проведения соревнований по виду спорта;
положение или регламент и программа соревнований;
правила инспектирования места проведения спортивного соревнования;
правила эксплуатации спортивных сооружений, оборудования и спортивной техники;
правила и порядок составления отчетности при организации судейства соревнования в ИВС;
уметь:
планировать тренировочный процесс с использованием различных методов, приемов и форм организации, с учетом этапа спортивной подготовки, группы занимающихся в ИВС;
использовать собственный тренировочный и соревновательный опыт в ИВС при планировании тренировочных занятий;
подбирать и использовать спортивное оборудование и инвентарь для занятий ИВС с учетом задач спортивной подготовки;
проводить тренировочные занятия по основным разделам спортивной подготовки в ИВС;
использовать различные средства, методы, приемы формирования у занимающихся представлений о теоретических основах физической культуры, ИВС и интереса к занятиям физической культурой и спортом;
использовать различные средства, методы и приемы обучения двигательным действиям, воспитания физических качеств;
применять приемы страховки и самостраховки при выполнении физических упражнений, соблюдать технику безопасности;
использовать собственный тренировочный опыт в ИВС при проведении тренировочных занятий;
использовать систему нормативов и методик педагогического контроля на тренировочных занятиях;
пользоваться контрольно-измерительными приборами;
оценивать процесс и результаты деятельности занимающихся на тренировочных занятиях и спортивных соревнованиях;
анализировать тренировочный процесс и соревновательную деятельность;
анализировать готовность занимающихся к спортивным соревнованиям;
повышать спортивную мотивацию и волю к победе занимающегося;
осуществлять психолого-методическую поддержку занимающихся в тренировочной деятельности и в период соревнований;
применять апелляционные процедуры при несправедливом судействе;
использовать собственный соревновательный опыт в ИВС в процессе организации соревновательной деятельности спортсменов;
вести первичную учетно-отчетную документацию в электронном и бумажном виде;
проводить набор в группы спортивной подготовки по результатам контрольных нормативов;
проводить собеседование и оценивать мотивацию и психологический настрой поступающего в группы спортивной подготовки;
проводить методически обоснованный отбор занимающихся в спортивную команду;
оказывать методическую и консультативную помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних занимающихся;
находить и использовать информацию по антидопинговому обеспечению в профессиональной деятельности;
проводить образовательные и пропагандистские мероприятия, направленные на предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним;
вести учет собственной тренировочной и соревновательной деятельности;
оценивать собственное физическое и психическое состояние, в том числе динамику его изменения;
формулировать предложения и рекомендации по совершенствованию программ тренировок и тактики выступления на соревнованиях по результатам самоконтроля;
оценивать соответствие состояния мест проведения спортивного соревнования, спортивных снарядов, инвентаря, оборудования, экипировки участников соревнований требованиям вида спорта и положения или регламента спортивных соревнований;
определять потребность в материально-техническом обеспечении проведения спортивного соревнования;
формировать требования к составу и квалификации судейского корпуса для организации судейства соревнований;
пользоваться спортивным инвентарем, контрольно-измерительными приборами, средствами контроля и фиксации технических действий участников спортивного соревнования;
оценивать корректность технических действий участников спортивного соревнования, их соответствие правилам вида спорта;
подавать сигналы, в том числе жестами, спортивным судьям в соответствии с правилами вида спорта;
осуществлять инструктаж спортивных судей по вопросам судейства спортивного соревнования;
анализировать события и технические действия участников, решение спортивных судей с точки зрения правил вида спорта, этических норм в области спорта;
оформлять отчетные документы при организации судейства соревнования в ИВС;
анализировать передовой отечественный и зарубежный опыт спортивного судейства;
иметь практический опыт в:
планировании тренировочного процесса с учетом особенностей этапа спортивной подготовки, группы занимающихся в ИВС;
подборе, эксплуатации и подготовке к занятиям спортивного оборудования и инвентаря;
проведении тренировочных занятий по основным разделам спортивной подготовки в ИВС;
проведении мероприятий по формированию у обучающихся представления о теоретических основах физической культуры, ИВС и интереса к занятиям физической культурой и спортом;
проведении оценки уровня подготовленности занимающихся;
оценивании деятельности занимающихся на тренировочных занятиях и спортивных соревнованиях в ИВС;
наблюдении, анализе и самоанализе тренировочных занятий и процесса тренировочной деятельности, разработки предложений по его совершенствованию;
наблюдении за деятельностью занимающихся на тренировочных занятиях и спортивных соревнованиях;
выполнении с занимающимися анализа соревновательной деятельности в ИВС;
планировании и организации участия занимающихся в спортивных соревнованиях по ИВС;
ведении учетно-отчетной документации по реализации программы на различных этапах спортивной подготовки, в том числе с использованием электронных форм;
анализе результатов сдачи занимающимися контрольных нормативов для набора в группы спортивной подготовки на различных этапах;
проведении образовательных и пропагандистских мероприятий, направленных на предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним;
тренировочной и соревновательной деятельности в ИВС на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) или на этапе совершенствования спортивного мастерства, или на этапе высшего спортивного мастерства);
собственном спортивном совершенствовании;
ведении дневника самоконтроля;
обеспечении готовности к проведению спортивного соревнования в ИВС;
фиксации технических действий и определения результатов выступлений участников спортивных соревнований.
Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам в области физической культуры и спорта
знать:
требования к планированию учебных занятий по дополнительным общеобразовательным программам в области физической культуры и спорта;
теоретические и методические основы планирования учебных занятий по дополнительным общеобразовательным программам в области физической культуры и спорта;
сущность, цель, задачи, функции, содержание, формы учебных занятий;
условия и способы формирования и развития мотивации к занятиям физической культурой и спортом;
формы, методы, средства и приемы организации деятельности обучающихся (в том числе информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), электронные образовательные и информационные ресурсы) с учетом особенностей: избранной области деятельности и задач дополнительной общеобразовательной программы; состояния здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;
методические основы обучения двигательным действиям и развития физических качеств с учетом особенностей: избранной области деятельности и задач дополнительной общеобразовательной программы; состояния здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;
технику безопасности, способы и приемы предупреждения травматизма на учебных занятиях по физической культуре и спортом;
способы и приемы страховки и самостраховки;
особенности оценивания процесса и результатов деятельности обучающихся при освоении дополнительных общеобразовательных программ;
подходы к анализу учебных занятий при освоении дополнительных общеобразовательных программ;
основные направления досуговой деятельности;
теоретические и методические основы планирования досуговых мероприятий;
содержание, методы, средства, формы, современные технологии организации досуговой деятельности;
методика организации и проведения досуговых мероприятий;
методы и формы организации деятельности и общения, техники и приемы вовлечения обучающихся в деятельность и общение при организации и проведении досуговых мероприятий;
виды документации, обеспечивающие организацию проведения досуговых мероприятий, требования к ее ведению и оформлению;
основы волонтерской деятельности в области физической культуры и спорта;
требования и порядок проведения набора в секции, группы спортивной и оздоровительной направленности;
требования по обеспечению безопасности и профилактике травматизма в организациях дополнительного образования;
требования нормативных документов к материально-технической базе организации дополнительного образования;
методики оценки результативности физкультурно-спортивной работы в организации дополнительного образования;
уметь:
осуществлять планирование проведения учебных занятий с учетом избранной области деятельности и задач дополнительной общеобразовательной программы; состояния здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся (в том числе одаренных детей, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья);
определять задачи и содержание учебных занятий с учетом избранной области деятельности и задач дополнительной общеобразовательной программы; состояния здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся (в том числе одаренных детей, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья);
подбирать и использовать спортивное оборудование и инвентарь с учетом задач учебного занятия;
устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися, создавать педагогические условия для формирования на учебных занятиях благоприятного психологического климата, использовать различные средства педагогической поддержки обучающихся;
использовать на занятиях педагогически обоснованные формы, методы, средства и приемы организации деятельности обучающихся (в том числе информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), электронные образовательные и информационные ресурсы) с учетом особенностей: избранной области деятельности и задач дополнительной общеобразовательной программы; состояния здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;
использовать различные средства, методы и приемы обучения двигательным действиям, развития физических качеств с учетом особенностей: избранной области деятельности и задач дополнительной общеобразовательной программы; состояния здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;
применять приемы страховки и самостраховки при выполнении физических упражнений, соблюдать технику безопасности;
проводить учебные занятия в соответствии с требованиями дополнительных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта, в том числе с использованием средств базовых и новых видов физкультурно-спортивной деятельности и избранного вида спорта;
стимулировать и мотивировать деятельность и общение обучающихся на учебных занятиях;
оценивать и анализировать процесс и результаты деятельности обучающихся на учебных занятиях;
составлять протокол наблюдения учебного занятия с учетом цели анализа;
устанавливать соответствие содержания, методов и средств поставленным целям и задачам, интерпретировать результаты;
осуществлять планирование подготовки досугового мероприятия;
определять задачи и содержание досугового мероприятия;
составлять план поведения досугового мероприятий с учетом возраста, подготовленности, интересов обучающихся;
использовать различные методы и формы организации досуговой деятельности с учетом возраста, подготовленности, интересов обучающихся;
разрабатывать программу проведения досугового мероприятия;
составлять план ресурсного обеспечения досугового мероприятия;
взаимодействовать с обучающимися, участниками мероприятий и иными заинтересованными лицами в процессе планирования и организации мероприятия;
понимать мотивы поведения, учитывать и развивать интересы обучающихся при проведении досуговых мероприятий;
использовать при проведении досуговых мероприятий педагогически обоснованные формы, методы, способы и приемы организации деятельности и общения обучающихся с учетом их возраста, состояния здоровья и индивидуальных особенностей;
устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися при проведении досуговых мероприятий;
использовать профориентационные возможности досуговой деятельности;
организовывать и проводить досуговые мероприятия;
составлять отчетную документацию о проведении досугового мероприятия;
проводить анализ и самоанализ организации досуговой деятельности, подготовки и проведения массовых мероприятий;
выявлять наиболее перспективных обучающихся для комплектования секций и групп спортивной и оздоровительной направленности;
проводить беседы, консультации с лицами, поступающими и обучающимися в секциях и группах спортивной и оздоровительной направленности;
вести документацию, обеспечивающую эффективную работу мест занятий физической культурой и спортом и спортивных сооружений;
определять соответствие материально-технической базы организации дополнительного образования требованиям нормативных документов;
собирать и анализировать информацию в области физкультурно-спортивной работы в организации дополнительного образования;
иметь практический опыт в:
анализе планов учебных занятий;
планировании учебных занятий;
наблюдении, анализе и самоанализе учебных занятий по дополнительным общеобразовательным программам;
проведении учебных занятий по дополнительным общеобразовательным программам;
анализе процесса и результатов деятельности обучающихся на учебных занятиях;
анализе методических материалов, обеспечивающих организацию проведения досуговых мероприятий;
наблюдении, анализе и самоанализе досугового мероприятия;
планировании подготовки досугового мероприятия;
разработке документов, обеспечивающих организацию и проведение досугового мероприятия (программа проведения, программа ресурсного обеспечения, отчетная документация);
организации и проведении досугового мероприятия;
определении уровня подготовленности, мотивации, наличия (отсутствия) медицинских противопоказаний у лиц, поступающих в секции и группы спортивной и оздоровительной направленности;
консультировании обучающихся или их родителей (законных представителей) по вопросам дальнейшей профессионализации (для преподавания по дополнительным предпрофессиональным программам);
определении соответствия оборудования, инвентаря нормам технике безопасности;
проведении инструктажа по технике безопасности с обучающимися;
оценке состояния материально-технической базы организации дополнительного образования.
Методическое обеспечение спортивной подготовки и дополнительных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта
знать:
теоретические основы методической деятельности тренера (тренера-преподавателя);
условия и требования к спортивной подготовке в физкультурно-спортивных организациях;
условия и требования к реализации дополнительных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта;
виды и особенности дополнительных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта, требования к их разработке;
виды и особенности программ, реализуемых на этапах спортивной подготовки;
требования к разработке программ, реализуемых на этапах спортивной подготовки;
особенности построения процесса спортивной подготовки в ИВС;
теоретические основы и методику планирования тренировочного и соревновательного процесса в избранном виде спорта;
современные методики подготовки обучающихся по программам этапов спортивной подготовки;
содержание и техники комплексного контроля уровня физической и функциональной подготовленности обучающихся;
нормативы физической и функциональной подготовленности обучающихся по видам спорта;
назначение и особенности использования контрольно-измерительных приборов и средств измерения при проведении тестирования физической и функциональной подготовленности обучающихся;
источники, способы обобщения, представления и распространения опыта спортивной подготовки;
логику подготовки и требования к устному выступлению, отчету, реферату, конспекту;
основы организации исследовательской и проектной деятельности в области физической культуры и спорта;
методы и методики педагогического исследования и проектирования;
уметь:
анализировать федеральные стандарты спортивной подготовки, федеральные государственные требования (ФГТ) к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта, дополнительные общеобразовательные программы в области физической культуры и спорта, программы спортивной подготовки по ИВС;
анализировать планы спортивной подготовки и годовые тренировочные планы спортивной подготовки;
анализировать документы, обеспечивающие реализацию дополнительных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта;
осуществлять планирование с учетом особенностей реализуемой программы этапа спортивной подготовки;
отбирать наиболее эффективные средства и методы, методики подготовки обучающихся по программам этапов спортивной подготовки;
разрабатывать планы спортивной подготовки, в том числе в части, касающейся организации общей физической, специальной подготовки;
разрабатывать документы, обеспечивающие реализацию дополнительных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта;
выполнять физиологическое обоснование комплексов упражнений, планов спортивной подготовки;
подбирать показатели и системы тестов для определения уровня физической и функциональной подготовленности обучающихся;
руководить действиями обучающегося во время выполнения тестирования;
регистрировать и фиксировать контрольные показатели физической и функциональной подготовленности обучающегося;
использовать контрольно-измерительные приборы и средства измерения;
использовать систему тестов для контроля и оценки уровня физической и функциональной подготовленности обучающегося;
анализировать динамику физической и функциональной подготовленности обучающегося;
интерпретировать результаты тестирования уровня физической и функциональной подготовленности обучающегося;
определять пути самосовершенствования профессионального мастерства;
обобщать передовой опыт подготовки спортсменов и разрабатывать предложения по его использованию;
обобщать и анализировать собственный соревновательный и тренировочный опыт;
представлять результаты собственной профессиональной деятельности;
разрабатывать методические материалы на основе макетов, образцов, требований, в том числе с использованием информационных технологий;
готовить и оформлять отчеты, рефераты, конспекты;
определять цели, задачи, планировать исследовательскую и проектную деятельность с помощью руководителя;
использовать методы и методики педагогического исследования и проектирования, подобранные совместно с руководителем;
оформлять результаты исследовательской и проектной работы;
иметь практический опыт в:
анализе программ и методических материалов, обеспечивающих тренировочный процесс и соревновательную деятельность в ИВС и реализацию дополнительных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта;
планировании спортивной подготовки в ИВС на различных этапах подготовки;
планировании учебных занятий (циклов занятий) с учетом задач и особенностей реализуемой программы;
разработке методических материалов для реализации программ;
анализе и аналитической обработке фактических данных и результатов медицинских и психологических наблюдений за показателями физической и функциональной подготовленности обучающегося;
разработке рекомендаций по корректировке цикла тренировки по результатам тестирования физической и функциональной подготовленности обучающегося;
изучении и обобщении передового опыта деятельности тренера (тренера-преподавателя);
презентации материалов систематизации передового опыта спортивной подготовки;
разработке методических материалов на основе макетов, образцов, требований;
оформлении портфолио профессиональных достижений;
участии в исследовательской и проектной деятельности в области физической культуры и спорта.