МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 2 декабря 2022 г. N 1051

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОМ СОВЕТЕ ПО УЧЕБНИКАМ

В соответствии с подпунктом 5.3 пункта 5 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. N 884 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 32, ст. 5343), приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Положение о Научно-методическом совете по учебникам.

2. Признать утратившими силу:

пункт 2 приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2020 г. N 462 "Об утверждении Положения о Научно-методическом совете по учебникам" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 октября 2020 г., регистрационный N 60232);

приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 ноября 2020 г. N 679 "О внесении изменений в Положение о Научно-методическом совете по учебникам, утвержденное приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2020 г. N 462" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 марта 2021 г., регистрационный N 62896).

Исполняющий обязанности Министра
А.А.КОРНЕЕВ

Утверждено
приказом Министерства просвещения
Российской Федерации
от 2 декабря 2022 г. N 1051

ПОЛОЖЕНИЕ О НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОМ СОВЕТЕ ПО УЧЕБНИКАМ

1. Научно-методический совет по учебникам (далее - Совет) является постоянно действующим совещательным экспертным органом, создаваемым при Министерстве просвещения Российской Федерации в целях:

1) повышения качества учебников и разработанных в комплекте с ними учебных пособий, входящих в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (далее - учебники и разработанные в комплекте с ними учебные пособия);

2) повышения качества учебных пособий, выпущенных организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые могут дополнительно использоваться при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (далее - учебные пособия);

3) формирования федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (далее - федеральный перечень учебников);

4) формирования перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (далее соответственно - перечень организаций, организации).

2. В своей деятельности Совет руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, правовыми актами Министерства просвещения Российской Федерации (далее - Министерство), в том числе настоящим Положением.

3. Совет осуществляет следующие полномочия:

1) рассматривает индивидуальные листы экспертов, заключения педагогической и научной экспертиз, экспертные листы органов государственной власти субъекта Российской Федерации (для учебников и разработанных в комплекте с ними учебных пособий, обеспечивающих учет региональных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации, реализацию прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, изучение родного языка из числа народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке), заключения по результатам общественной экспертизы (при наличии), дополнительные документы и материалы, поступившие по результатам экспертизы учебников и разработанных в комплекте с ними учебных пособий;

2) рассчитывает общую экспертную оценку по каждому критерию экспертизы;

3) принимает по каждому учебнику и разработанным в комплекте с ним учебным пособиям решения:

а) о включении учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий в федеральный перечень учебников (с указанием в отношении учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий, подлежащих апробации в соответствии с Порядком подготовки, экспертизы, апробации и издания учебников и разработанных в комплекте с ними учебных пособий, включаемых в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, и используемых при реализации обязательной части основных общеобразовательных программ, а также имеющих государственную аккредитацию образовательных программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования или интегрированных с образовательными программами основного общего и среднего общего образования, при освоении учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) основного общего образования и (или) среднего общего образования, утвержденным Министерством просвещения Российской Федерации в соответствии с подпунктом 4.2.8(4) пункта 4 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. N 884 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 32, ст. 5343; 2022, N 46, ст. 8024) (далее соответственно - апробация, Порядок апробации), слов "находится на апробации");

б) о невключении учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий в федеральный перечень учебников;

в) о направлении учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий на дополнительную экспертизу;

г) об исключении учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий из перечня учебников;

д) о неисключении учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий из перечня учебников;

4) проводит анализ и проверку достоверности полученных обращений от физических и (или) юридических лиц, указывающих на несоответствие содержания учебника и (или) разработанных в комплекте с ним учебных пособий требованиям соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов, о вмешательстве в процедуру проведения экспертизы лиц, не участвующих в ее проведении, но оказавших влияние на ее результаты (после принятия Советом решения включить учебник и разработанные в комплекте с ним учебные пособия в федеральный перечень учебников либо после включения учебника и разработанные в комплекте с ним учебные пособия в федеральный перечень учебников);

5) рассматривает аналитический отчет и отчеты о результатах проведении апробации учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий и принимает одно из следующих решений:

а) признать результат апробации учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий удовлетворительным с исключением из федерального перечня учебников в отношении указанных учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий слов "находится на апробации" и установить срок действия экспертных заключений "бессрочно";

б) признать результат апробации учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий неудовлетворительным, исключить учебник и разработанные в комплекте с ним учебные пособия из федерального перечня учебников.

6) осуществляет отбор организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования в целях включения указанных организаций в перечень организаций;

7) принимает по каждой организации решение:

а) о включении организации в перечень организаций;

б) о невключении организации в перечень организаций;

8) по результатам рассмотрения письменного заявления, подписанного руководителем организации или уполномоченным им лицом, о несогласии с отказом во включении организации в перечень организаций или исключении из него (далее - заявление) принимает решение:

а) об удовлетворении заявления, в том числе в форме отмены принятого ранее решения;

б) об отказе в удовлетворении заявления.

9) формирует предложения для Министерства по вопросам повышения качества учебников и учебных пособий, совершенствования содержания учебников и учебных пособий, проведения экспертизы и апробации учебников и разработанных в комплекте с ними учебных пособий, организации информационно-методического сопровождения экспертизы учебников и разработанных в комплекте с ними учебных пособий;

10) запрашивает у заинтересованных федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, общественных объединений и иных заинтересованных организаций информационные материалы по вопросам формирования федерального перечня учебников, перечня организаций;

11) создает рабочие группы по отдельным направлениям деятельности Совета.

4. В состав Совета входят представители федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, общероссийских, региональных, межрегиональных общественных организаций, некоммерческих организаций, в том числе научных и образовательных организаций.

Состав Совета утверждается и изменяется приказом Министерства.

В состав Совета входят: председатель, заместитель председателя, ответственный секретарь и члены Совета. Минимальное количество членов Совета составляет 21 человек.

5. Председатель Совета:

1) организует работу Совета и председательствует на его заседаниях;

2) запрашивает материалы по всем направлениям работы Совета;

3) подписывает протоколы заседаний Совета и другие документы Совета;

4) вносит предложения Министру просвещения Российской Федерации по вопросам внесения изменений в состав Совета и настоящее Положение.

6. Заместитель председателя Совета:

1) председательствует на заседаниях Совета по поручению председателя Совета;

2) подписывает протокол заседания Совета в случае, если он председательствует на заседании.

7. Ответственный секретарь Совета:

1) информирует членов Совета о дате, месте и времени проведения заседаний Совета и о вопросах, включенных в повестку дня заседаний Совета, в срок не позднее, чем за 3 рабочих дня до дня проведения заседания Совета;

2) готовит материалы к предстоящему заседанию Совета, а также протоколы заседаний Совета;

3) организует заседания Совета;

4) осуществляет ведение протоколов заседаний Совета и их рассылку членам Совета.

8. Члены Совета:

1) участвуют в подготовке заседаний Совета;

2) вносят предложения по формированию повестки дня заседаний;

3) выступают на заседании Совета и высказывают особое мнение, которое оформляется в письменном виде и приобщается к протоколу заседания.

Члены Совета участвуют в работе Совета лично. Делегирование полномочий не допускается.

Член Совета обязан заявить о наличии обстоятельств, выражающихся в личной заинтересованности в отношении рассматриваемого учебника и (или) разработанных в комплекте с ним учебных пособий, которые могут повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное решение (далее - конфликт интересов).

В случае возникновения конфликта интересов член Совета не может участвовать в голосовании по указанному учебнику и разработанным в комплекте с ним учебным пособиям или организации.

Члены Совета осуществляют свою деятельность на безвозмездной основе.

9. Основной формой деятельности Совета являются заседания. Заседания Совета могут проводиться в очной или заочной формах.

Решение о проведении заочного голосования принимает председатель или заместитель председателя Совета. Заочное голосование осуществляется путем заполнения опросных листов голосующими членами Совета.

Заседания Совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в год. Заседание Совета является правомочным, если на нем присутствует более половины от числа лиц, входящих в состав Совета.

10. Решения Совета носят рекомендательный характер.

Решения Совета принимаются открытым голосованием или путем заполнения формы для голосования. Решение считается принятым, если за нее проголосовало более половины от числа лиц, входящих в состав Совета, присутствующих на заседании. При равенстве голосов решающим является голос председательствующего на заседании Совета.

В случае заочного голосования решение считается принятым, если за него проголосовало более половины членов Совета.

Принимаемые Советом решения оформляются протоколом, который в день заседания подписывает председатель или его заместитель, председательствующий на заседании, который направляется в Министерство и (или) заинтересованным лицам в порядке и сроки, предусмотренные Порядком формирования федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденным Министерством просвещения Российской Федерации в соответствии с подпунктом 4.2.8 пункта 4 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. N 884, Порядком апробации, Порядком отбора организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденным Министерством просвещения Российской Федерации в соответствии с подпунктом 4.2.9 пункта 4 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. N 884 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 32, ст. 5343).

11. Организационно-техническое обеспечение деятельности Совета осуществляется Департаментом цифровой трансформации и больших данных Министерства в рамках установленной компетенции.