МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N АБ-4586/07

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
N 02-405

ПИСЬМО
от 3 ноября 2023 года

О НАПРАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ

Министерство просвещения Российской Федерации совместно с Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки во исполнение Комплекса мер по повышению качества жизни и соблюдению прав и законных интересов детей с психическими расстройствами, проживающих в организациях социального обслуживания (детских домах-интернатах), предоставляющих социальные услуги в стационарной форме, на 2023 - 2025 годы, утвержденного заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голиковой 15 февраля 2023 г. за N 1644п-П45, направляет разъяснения по вопросам организации предоставления образования детям, проживающим в организациях социального обслуживания (детских домах-интернатах) (далее - ДДИ).

В Российской Федерации гарантировано предоставление бесплатного, качественного, доступного, учитывающего особенности психофизического развития, индивидуальные возможности и особые образовательные потребности всех без исключения граждан, общего образования, в том числе посредством создания специальных условий для его получения (статьи 5, 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании).

Одним из специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта), является использование при их обучении и воспитании адаптированных основных общеобразовательных программ, обеспечивающих в том числе коррекцию нарушений их развития и социальную адаптацию (часть 3 статьи 79 Закона об образовании).

Адаптированные основные общеобразовательные программы образования обучающихся с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта) разрабатываются организациями, осуществляющими образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1599) и с учетом федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1026) (часть 6 статьи 12 Закона об образовании).

Общее образование обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является безуровневым, по содержанию и итоговым достижениям оно не соотносится к моменту завершения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не предусматривает прохождения обучающимися государственной итоговой аттестации.

Общее образование указанной категории обучающихся предусматривает формирование у них, с учетом характера, структуры и степени тяжести нарушения интеллекта и потенциальных возможностей психического развития, наглядно-действенного, наглядно-образного и элементов словесно-логического мышления, основных видов деятельности, элементарных учебных и трудовых навыков, социальных норм поведения, самостоятельности в быту и других жизненных компетенций, культурной и национальной идентичности в целях их профессиональной самореализации и социализации во взрослом возрасте.

Разработка и реализация адаптированных общеобразовательных программ для обучающихся с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта) в части трудового обучения осуществляется исходя из потребностей региона в рабочих кадрах и с учетом индивидуальных особенностей здоровья и психофизического развития, потенциальных возможностей психического развития, а также индивидуальных интересов и способностей самих обучающихся, их родителей (законных представителей) в выборе профиля труда, включающего в себя подготовку обучающихся для индивидуальной трудовой деятельности.

В классы (группы) с углубленным изучением отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы принимаются выпускники с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта), окончившие 9(10)-й класс (пункт 37 приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. N 115).

В связи с изложенным профессиональное обучение обучающимися с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта) может быть получено как одновременно с общим образованием, так и по его окончании.

Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта), может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность при создании специальных условий исходя из структуры особых образовательных потребностей (часть 4 статьи 79 Закона об образовании).

В связи с изложенным обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) должно быть обеспечено получение общего образования, профессионального обучения вне зависимости от каких-либо обстоятельств.

Адаптированные основные общеобразовательные программы образования обучающимися с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта), адаптированные программы их профессионального обучения реализуются педагогическими работниками, владеющими специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся указанной категории (профессиональный стандарт "Педагог-дефектолог" (утвержден приказом Минтруда России от 13 марта 2023 г. N 136н).

Государство в лице уполномоченных им органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивает подготовку указанных педагогических работников и содействует их привлечению в организации, осуществляющие образовательную деятельность (часть 12 статьи 79 Закона об образовании).

В связи с изложенным Минпросвещения России и Рособрнадзор настоятельно рекомендуют принять исчерпывающие меры по соблюдению прав детей, проживающих в ДДИ, направленные на обеспечение им качественного доступного образования, в том числе в части кадрового обеспечения их образования и психолого-педагогического сопровождения.

Первый заместитель
министра просвещения
Российской Федерации
А.В.БУГАЕВ

Заместитель руководителя
Федеральной службы по надзору
в сфере образования и науки
Е.Е.СЕМЧЕНКО