<Письмо> Минпросвещения России от 27.11.2025 N ВЖ-2318/05 "О направлении методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями по реализации наставничества в молодежном и детско-взрослом коллективе")

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 27 ноября 2025 г. N ВЖ-2318/05

О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ

Минпросвещения России направляет для использования в работе методические рекомендации по реализации наставничества в молодежном и детско-взрослом коллективе, разработанные совместно с Росмолодежью и общероссийским общественно-государственным движением детей и молодежи "Движение первых", в соответствии с планом мероприятий по реализации Концепции развития наставничества в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации.

В.Б.ЖЕЛОНКИН

Приложение

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РЕАЛИЗАЦИИ НАСТАВНИЧЕСТВА В МОЛОДЕЖНОМ
И ДЕТСКО-ВЗРОСЛОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Введение

Методические рекомендации по реализации наставничества в молодежном и детско-взрослом коллективе разработаны во исполнение пункта 18 плана мероприятий по реализации Концепции развития наставничества в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2025 г. N 1264-р (далее - Методические рекомендации).

Методические рекомендации разработаны с целью систематизации реализации наставничества в различных видах молодежных и детско-взрослых коллективов. Методические рекомендации учитывают положения нормативных правовых актов Российской Федерации, реализуемые в настоящее время виды и формы наставничества, применяемые в различных видах молодежных и детско-взрослых коллективов.

В настоящих Методических рекомендациях используются следующие термины:

"наставничество" - социально-педагогическая технология сопровождения личностного и профессионального развития человека, формирования у него традиционных российских духовно-нравственных ценностей (далее - традиционные ценности);

"традиционные ценности" - нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России;

"наставник" - носитель значимого опыта, традиционных ценностей, осуществляющий наставничество в отношении наставляемого;

"наставляемый" - человек, в отношении которого осуществляется наставничество;

"молодежный и детско-взрослый коллектив" - сообщество обучающихся и работников отдельной организации, осуществляющей образовательную деятельность, совокупность членов и участников детских и молодежных общественных объединений, участников Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи "Движение первых", совокупность участников иных форм и видов коллективов, создание которых не противоречит нормам законодательства Российской Федерации;

"благодарный выпускник" - выпускник образовательной организации, который ощущает эмоциональную связь с ней, чувствует признательность и поддерживает личными ресурсами (делится опытом, мотивирует обучающихся и педагогов, организует стажировки и т.д.).

В соответствии с Концепцией развития наставничества в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2025 г. N 1264-р, целью наставничества в молодежном и детско-взрослом коллективе является разносторонняя поддержка наставляемого, помощь в профессиональной ориентации и социальной адаптации, получении общего и профессионального образования, опыта участия в созидательном труде, а также формирование у наставляемого традиционных ценностей.

Наставничество в молодежном и детско-взрослом коллективе осуществляется на основе следующих принципов:

индивидуальный подход, в том числе учет особенностей личности, потребностей и обстоятельств жизни каждого наставляемого;

добровольность, в том числе участие наставников, наставляемых на добровольной основе;

конфиденциальность, в том числе соблюдение прав, наставляемых на защиту их личной информации;

профессионализм, в том числе обеспечение наставников необходимыми знаниями и навыками для работы с наставляемыми;

гуманность и уважение, в том числе отношение к наставляемому как к личности, уважение его прав, достоинства и интересов;

системность, в том числе взаимодействие всех участников системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних для достижения максимального эффекта;

профилактическая направленность, в том числе акцент на предотвращение правонарушений и антисоциального поведения.

Наставничество в молодежном и детско-взрослом коллективе может осуществляться в следующих формах:

индивидуальной ("наставник - наставляемый");

коллективной ("наставник - коллектив наставляемых", "коллектив наставников - наставляемый", "коллектив наставников - коллектив наставляемых").

Наставничество в молодежном и детско-взрослом коллективе может быть реализовано как наставником и (или) наставниками из числа участников молодежного и детско-взрослого коллектива, так и наставником и (или) наставниками, не являющимися непосредственными участниками молодежного и детско-взрослого коллектива.

Все многообразие ролевых моделей наставничества в молодежном и детско-взрослом коллективе может быть сведено к следующим двум:

"старший товарищ по коллективу": участник молодежного и детско-взрослого коллектива (наставник) - участник молодежного и детско-взрослого коллектива, до 35 лет включительно (за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 6 Федерального закона от 30 декабря 2020 г. N 489-ФЗ "О молодежной политике в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 489-ФЗ)), имеющий гражданство Российской Федерации (наставляемый);

"значимый взрослый": совершеннолетний носитель значимого опыта (наставник) - участник молодежного и детско-взрослого коллектива до 35 лет включительно (за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 6 Федерального закона N 489-ФЗ)), имеющий гражданство Российской Федерации (наставляемый).

Основные задачи взаимодействия наставника с наставляемым при реализации модели "старший товарищ по коллективу":

помощь наставляемым в профориентации, получении профессии и приобретении профессиональных компетенций;

помощь в реализации лидерского потенциала;

улучшение образовательных, творческих или спортивных результатов;

оказание помощи в адаптации к новым условиям, создание конструктивной атмосферы внутри молодежного и детско-взрослого коллектива.

Основные задачи взаимодействия наставника с наставляемым при реализации модели "значимый взрослый":

помощь наставляемым в профориентации, получении профессии и приобретении профессиональных компетенций;

социальная адаптация наставляемого;

формирование у наставляемого традиционных ценностей.

При реализации наставничества в молодежном и детско-взрослом коллективе в качестве наставников могут выступать следующие граждане Российской Федерации:

участники молодежного и детско-взрослого коллектива;

представители предприятий и (или) организаций с целью получения наставляемыми актуальной информации, необходимой для дальнейшей личной самореализации, профессиональной реализации и трудоустройства;

представители общественных организаций и объединений ветеранов труда и боевых действий, в том числе лица, принимавшие участие в специальной военной операции, физкультурно-спортивных организаций, религиозных организаций, принадлежащих к традиционным для народов Российской Федерации конфессиям, и иных организаций, деятельность которых основывается на традиционных ценностях;

педагогические и социальные работники, а также иные лица, включенные в формируемый, в соответствии с частью 2 статьи 8.2 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (далее - Федеральный закон N 120-ФЗ), реестр наставников, привлекаемых для осуществления индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, состоящих на различных видах профилактического учета в органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Родители и (или) законные представители несовершеннолетнего наставляемого должны быть проинформированы о содержании и формах наставнических отношений, в которых участвует наставляемый, и имеют право прекратить их в любой момент.

Формирование традиционных ценностей

Наставничество является эффективным инструментом формирования традиционных ценностей.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. N 809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей" к традиционным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.

Христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, являющиеся неотъемлемой частью российского исторического и духовного наследия, оказали значительное влияние на формирование традиционных ценностей, общих для верующих и неверующих граждан. Особая роль в становлении и укреплении традиционных ценностей принадлежит православию.

Российская Федерация рассматривает традиционные ценности как основу российского общества, позволяющую защищать и укреплять суверенитет России, обеспечивать единство нашей многонациональной и многоконфессиональной страны, осуществлять сбережение народа России и развитие человеческого потенциала.

Осмысление социальных, культурных, технологических процессов и явлений с опорой на традиционные ценности и накопленный культурно-исторический опыт позволяет народу России своевременно и эффективно реагировать на новые вызовы и угрозы, сохраняя общероссийскую гражданскую идентичность.

При реализации наставничества существуют риски трансляция наставниками деструктивных идей, противоречащих традиционным ценностям.

В этой связи наставником не может быть лицо:

в соответствии с законодательством Российской Федерации признанное иностранным агентом или сотрудник организации, признанной в соответствии с законодательством Российской Федерации иностранным агентом;

имеющее неснятую или непогашенную судимость за умышленные преступления;

в соответствии с законодательством Российской Федерации признанное недееспособными в установленном федеральным законом порядке;

имеющее заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения, в соответствии со статьей 331 Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ.

Приоритетом при привлечении наставников к наставнической деятельности пользуются лица, принимавшие участие в специальной военной операции, представители религиозных организаций, принадлежащих к традиционным для народов Российской Федерации конфессиям, и иных организаций, деятельность которых основывается на традиционных ценностях.

При реализации наставничества следует проводить анкетирование потенциальных наставников в целях определения их приверженности традиционным ценностям, форма которого разрабатывается организатором анкетирования самостоятельно.

Наставничество: профилактика безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних

Нормативной правовой основой реализации наставничества как инструмента профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних является статья 8.2 "Наставничество в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" Федерального закона N 120-ФЗ.

Наставники и (или) организации, реализующие наставническую деятельность в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, должны быть включены в соответствующий реестр в соответствии с правилами, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 марта 2025 г. N 371 "Об утверждении Правил формирования реестра наставников, привлекаемых для осуществления индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, и реестра организаций, участвующих в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (далее соответственно - реестр наставников, реестр организаций).

Наставники и (или) организации, реализующие наставническую деятельность в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, осуществляют свою деятельность безвозмездно на добровольной основе в целях устранения причин и условий, способствовавших безнадзорности, беспризорности, правонарушениям или антиобщественным действиям несовершеннолетнего, содействия получению им образования, в том числе дополнительного, и обеспечению его досуга.

Органы государственной власти, органы публичной власти федеральной территории, органы местного самоуправления и российское движение детей и молодежи, некоммерческие организации в соответствии с установленными Федеральным законом N 120-ФЗ и другими федеральными законами полномочиями могут оказывать поддержку наставникам и (или) организациям, реализующим наставничество в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Оказание поддержки наставникам и (или) организациям, реализующим наставническую деятельность в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, может осуществляться в следующих формах:

финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка, а также поддержка в области подготовки, дополнительного профессионального образования работников и добровольцев (волонтеров) организаций, включенных в реестр организаций;

предоставление организациям, включенным в реестр организаций, грантов в форме субсидий;

вручение наград, присвоение званий наставникам и организациям, а также награждение наставников, включенных в реестр наставников, и организаций, включенных в реестр организаций, почетными знаками;

предоставление иных мер поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

Назначение наставника и (или) организации, реализующих наставническую деятельность в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, осуществляется комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - КДН и ЗП) с согласия несовершеннолетнего и его родителей или иных законных представителей.

Наставник и (или) организация, реализующие наставническую деятельность в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, назначаются на срок, определенный КДН и ЗП с учетом мнения несовершеннолетнего и его родителей или иных законных представителей, при этом такой срок не может превышать срок проведения индивидуальной профилактической работы.

Наставничество в образовательных организациях:
профориентация и бесшовный выход на рынок труда молодежи

Наставничество является эффективным инструментом профориентации и технологией бесшовного выхода молодежи на рынок труда.

Привлечение образовательной организацией наставников с предприятий является основой для построения эффективной системы наставничества как технологии профориентации и бесшовного выхода на рынок труда обучающихся по программам общего и профессионального образования, вовлечения их в производственную деятельность и облегчения их социальной адаптации (профессиональной, социально-психологической и др.) в трудовых коллективах после начала ими трудовой деятельности.

Общеобразовательным организациям рекомендуется привлекать наставников с предприятий в рамках реализации проектной деятельности обучающихся, внеурочных мероприятий, в том числе реализуемых в рамках программы воспитания, дополнительных образовательных программ.

Источники формирования базы наставников с предприятий для общеобразовательных организаций:

локальные предприятия, заинтересованные в создании позитивного образа перспективного работодателя среди будущих соискателей-молодежи;

сообщество "благодарных выпускников";

родительское сообщество (родитель и (или) законный представитель не может быть наставником для своего ребенка).

Профессиональным образовательным организациям следует привлекать наставников с предприятий в рамках преподавания профессиональных дисциплин, проектной деятельности, проведения учебной и производственной практик.

Привлекаемый наставник с предприятия должен иметь опыт работы по своей профессии или специальности не менее 1 года и демонстрировать значимые результаты своей трудовой деятельности.

Наставничество в коллективах молодежных и детских
общественных объединений

Наставничество в молодежных и детских общественных объединениях играет важную роль в адаптации новых членов и участников их коллективов, трансляции им ценностей, формировании конструктивной атмосферы, обмене необходимыми для достижения целей коллектива знаниями и умениями между членами и участниками коллектива.

Наставничество в молодежных и детских общественных объединениях может осуществляться в отношении:

новых членов и участников коллектива;

членов и участников коллективов, которым требуется освоение новых знаний и умений, необходимых для достижения целей коллектива.

Наставником может быть:

участник молодежного и детско-взрослого коллектива, до 35 лет включительно (за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 6 Федерального закона N 489-ФЗ), имеющий гражданство Российской Федерации (ролевая модель "старший товарищ по коллективу");

совершеннолетний носитель значимого опыта (ролевая модель "значимый взрослый").

Подбор и назначение наставника осуществляется по итогам диагностики потребностей участника или члена коллектива. Диагностика может проводиться в формах анкетирования, беседы и др.

Подавляющему большинству новых участников и членов коллектива требуется наставник.

На этапе подбора и назначения наставника определяются задачи реализации наставничества, а также разрабатывается индивидуальный примерный план наставнической деятельности, формируемый молодежным и детским общественным объединением самостоятельно, с учетом потребности наставляемого и возможностей наставника.

Мониторинг и оценка результатов наставнической деятельности осуществляется в соответствии с задачами реализации наставничества, которые были определены на этапе подбора наставника.

Модель наставничества в Общероссийском
общественно-государственном движении детей и молодежи
"Движение первых"

Наставничество в Общероссийском общественно-государственном движении детей и молодежи "Движение первых" (далее - Движение Первых, Движение) - это социально-педагогическая технология организации и сопровождения реализации целей Программы воспитательной работы Движения Первых посредством взаимодействия участников Движения в коллективе, группе и индивидуально в основанных на доверии и уважении, рефлексивных практиках по передаче (формированию) знаний, навыков, опыта, культуры и ценностей в процессе совместной коллективной социально значимой деятельности в субъект-субъектном взаимодействии.

Наставничество представляет собой двусторонний процесс, в котором участвуют наставник (значимый взрослый) и наставляемый (подопечный). Этот процесс является видом педагогического взаимодействия, предполагающего личностный рост обеих сторон.

Наставник Движения Первых в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 г. N 261-ФЗ "О российском движении детей и молодежи" (далее - Федеральный закон N 261-ФЗ) является участником-наставником. Участие наставника в Движении Первых добровольное.

Участник-наставник - это совершеннолетний участник Движения Первых, имеющий образование не ниже среднего общего или среднего профессионального, разделяющий ценности, миссию и цели Движения и ответственно принимающий позицию значимого взрослого, воспитывающего личным примером в совместной социально значимой деятельности в детско-взрослом коллективе.

Наставляемый - это участник-обучающийся Движения Первых, принимающий и активно реализующий функции наставляемого вне зависимости от возраста и статуса в совместной коллективной социально значимой деятельности с постепенно возрастающим уровнем осознанности собственного развития в ценностях Движения Первых и формированием наставнических навыков.

Участниками-наставниками могут быть педагогические работники и иные работники образовательных организаций, учреждений молодежной политики, культуры, спорта, социальной сферы и любых других ведомств, и некоммерческих организаций, а также родители и законные представители участников-обучающихся.

К участникам-наставникам Движения предъявляются требования, определенные нормативными правовыми актами Российской Федерации. Участниками-наставниками не могут являться лица, которые в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации не допускаются к педагогической деятельности; лица, которые в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" не могут быть учредителями (участниками, членами) некоммерческих организаций, а также иностранные агенты.

Деятельность участника-наставника направлена на реализацию Программы воспитательной работы Движения. Задачи, обязанности и права участника-наставника определяются Федеральным законом N 261-ФЗ, положениями Устава Движения Первых, целями и содержанием Программы воспитательной работы и научно-педагогической модели наставничества.

Задачи участника-наставника:

содействует формированию у наставляемых гражданской идентичности и деятельностного патриотизма, развитию зрелой внутренней ценностной позиции по отношению к себе, окружающим, культурному наследию России и человечества;

способствует устойчивому неприятию идеологий экстремизма, терроризма и неонацизма, а также формированию навыков сотрудничества, взаимопомощи и социальной ответственности;

развивает личность как субъект активной социальной деятельности через вовлечение в коллективную социально значимую деятельность, поддержку инициативы, самостоятельности и ответственности, а также через формирование готовности к самореализации и служению обществу;

реализует наставничество как социально-педагогическую технологию в детско-взрослом коллективе, в группе и индивидуально, опираясь на доверие, уважение и рефлексивные практики, и способствует передаче и формированию знаний, навыков, опыта, культуры и традиционных российских духовно-нравственных ценностей;

содействует становлению наставнических компетенций у участников Движения, включая их вовлечение в самоуправление, проектную и волонтерскую деятельность, содействуя тем самым развитию их лидерского потенциала и гражданской зрелости.

Функции участника-наставника:

соблюдать законодательство Российской Федерации, Устав Движения Первых, Программу воспитательной работы и иные внутренние документы Движения, включая ограничения, установленные в отношении лиц, допускаемых к педагогической деятельности и воспитательной работы;

ответственно выполнять функции наставника значимого взрослого, осуществляя воспитание личным примером, и реализовывать наставническую деятельность в соответствии с принципами:

субъект-субъектного взаимодействия, этичности, позитивных отношений, добровольности, ориентации на запрос наставляемого и непрерывного характера отношений;

участвовать в коллективной социально значимой деятельности совместно с наставляемыми, их родителями (законными представителями), педагогами и социальными партнерами, содействовать вовлечению, развитию и поддержке участников, в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации;

обеспечивать безопасность и благоприятную воспитательную среду, уважать права и достоинство каждого участника Движения, вести анализ собственной деятельности, участвовать в мониторинге и оценке эффективности наставничества;

содействовать укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей и формированию единого воспитательного пространства Движения.

Права и условия участия участников-наставников:

участвовать в уставной деятельности Движения Первых на всех уровнях: от первичного отделения до федерального;

избираться и быть избранным в органы самоуправления Движения, вносить инициативы, предложения и получать информацию о деятельности Движения, его программах, проектах и решениях руководящих органов;

использовать символику Движения в соответствии с Уставом и внутренними документами, участвовать в конкурсах, грантовых программах, образовательных и методических мероприятиях, а также проходить обучение и повышение квалификации в рамках профессионального саморазвития;

реализовывать функции вожатого, добровольца, выполнять различные социально-функциональные роли в рамках деятельности Движения;

получать методическую, информационную и ресурсную поддержку со стороны органов и структуры Движения Первых.

Движение Первых видит родителей и законных представителей несовершеннолетних участников и семью в качестве главного партнера в вопросах воспитания. Любой активный родитель, разделяющий ценности Движения и принимающий позицию значимого взрослого, может стать участником-наставником и внести вклад в формирование единого воспитательного пространства.

Порядок приема и учета участников-наставников осуществляется на основе внутренних документов Движения.

Для получения статуса участника-наставника кандидат подает заявление о приеме в Движение посредством регистрации на официальном сайте Движения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" https://будьвдвижении.рф/. Процедура вступления в Движение Первых начинается с регистрации в разделе "Наставники Первых" https://будьвдвижении.рф/mentors/. Решение о приеме или отказе принимается Советом регионального отделения Движения.

Участник-наставник Движения по итогам решения Совета регионального отделения Движения Первых (по месту проживания в конкретном муниципальном образовании субъекта Российской Федерации) включается в состав наставников. Вовлечение наставников в деятельность конкретного первичного отделения, местного отделения и флагманских проектов координируется региональными отделениями Движения во всех субъектах Российской Федерации: https://будьвдвижении.рф.

В целях развития системы наставничества по взаимодействию с детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, и несовершеннолетними, состоящими на учете в органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, Движение Первых совместно с Ассоциацией волонтерских центров, некоммерческими организациями и институтами общественного развития "Добро.рф" при поддержке Минпросвещения России, МВД России и Росмолодежи реализует Всероссийский проект "Значимый взрослый": https://значимый.наставник.рф/, получивший всестороннюю поддержку общества.

В рамках реализации проекта Движением Первых организованы сопровождение пар "наставник - наставляемый", отбор и онлайн-обучение наставников для работы с детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, и несовершеннолетними, состоящими на учете в органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; очные тренинги; консультации с психологом.

Все участники-наставники Движения разделяют миссию, цели и ценности Движения, ознакомлены с направлениями его деятельности, правоустанавливающими документами и Программой воспитательной работы. Изучение информационно-коммуникационных ресурсов Движения позволит каждому наставнику выбрать те флагманские проекты, в которых активное участие поможет реализовать возможности для детей и молодежи на основе условий создания единого воспитательного пространства, создаваемого государством и обществом: https://будьвдвижении.рф.

Наставничество в Движении Первых - это не просто сопровождение, а живая, системная и ценностно ориентированная практика, направленная на формирование гармонично развитой, социально ответственной личности, укрепление гражданской идентичности и единства российского общества на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей.

Наставничество в спортивных и творческих коллективах

Наставничество в спортивных и творческих молодежных и детско-взрослых коллективах - педагогическая технология или творческая практика сопровождения личностного и профессионального развития человека.

Наставничество в молодежных и детско-взрослых творческих коллективах реализуется с учетом сложившихся исторических, национальных и региональных традиций в области искусств, а также особенностей субъекта Российской Федерации.

Технологии наставничества в молодежных и детско-взрослых творческих коллективах могут применяться в образовательном процессе (в индивидуальной или коллективной форме).

Для создания необходимых условий для творческого, интеллектуального, культурного и нравственного развития участников молодежных и детско-взрослых творческих коллективов применяются технологии наставничества в таких формах, как:

наставничество между обучающимися: ученик, имеющий значимый (больший или уникальный) опыт творческой или интеллектуальной деятельности, делится своими знаниями, умениями и опытом с другими участниками творческих молодежных и детско-взрослых коллективов;

наставничество между студентами профессиональных организаций и организаций высшего образования по отношению к обучающимся детских школ искусств;

наставничество деятелей искусств, представителей творческих профессий, работодателей по отношению к наставляемым в молодежных и детско-взрослых творческих коллективах.

В образовательных организациях в рамках деятельности творческих коллективов применяются технологии наставничества в следующих формах: практические занятия, семинары, творческие мероприятия, мастер-классы, наблюдение за творческим процессом или производством, взаимодействие в ходе реализации проектной деятельности.

Разработанная образовательными организациями система наставничества в творческих коллективах должна обеспечивать непрерывный профессиональный рост и самоопределение участников коллективов, их самореализацию и закрепление в профессии.

Особенности наставничества в спортивных молодежных и детско-взрослых коллективах определяются спецификой спорта как важной сферы жизнедеятельности, оказывающей значительное влияние на физическое здоровье, социальное поведение, личностное и профессиональное развитие человека.

В соответствии с частью 3.4 статьи 84 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" спортивные школы являются организациями дополнительного образования и, таким образом, к ним применимы рекомендации в отношении указанных организаций.

Вместе с тем необходимо отметить некоторые особенности организации работы тренеров, которые обуславливают применение отличного подхода к рассмотрению роли наставника в спорте.

Спорт отвечает не только за физическое развитие, но и оказывает колоссальное влияние на формирование личности, является значимым социальным институтом.

При реализации наставничества в молодежном и детско-взрослом спортивном коллективе в качестве наставников выступают тренеры-преподаватели (далее - тренеры).

Тренеру в спорте отведены несколько ролей: преподаватель техники спортивных упражнений, педагог, воспитатель, психолог. Демонстрируя целеустремленность, честность, уважение, тренер оказывает прямое влияние на формирование характера наставляемого. Личность тренера в качестве наставника должна являться для наставляемого образцом для подражания, символом силы, уверенности и надежности.

Тренер должен формировать в наставляемом такие качества, как:

личную ответственность, в том числе за соблюдение спортивного режима,

трудолюбие и дисциплину,

уважение к тренировочному процессу, к соперникам,

высокие нравственные ориентиры,

эмоциональную устойчивость.

Важно отметить, что деятельность тренера включает в себя множество функций, включающих наставническую деятельность. К трудовым функциям тренера, имеющим характер наставничества по отношению к наставляемому, относятся:

проведение мероприятий спортивной ориентации и спортивного отбора для обеспечения индивидуального подхода в соответствии с целями программ, реализуемых организацией (выявление возможностей спортсменов различного пола и возраста с целью обеспечения индивидуального подхода к тренировочному процессу в организациях, осуществляющих спортивную подготовку);

психолого-педагогическое, информационное, техническое сопровождение занятий физической культурой и спортом, спортивная адаптация (осуществление поддержки и психолого-педагогического, информационного, технического сопровождения спортсменов, а также проведение анализа деятельности для корректировки сопровождения тренировочного процесса);

организация участия в спортивных соревнованиях, в спортивных и физкультурных мероприятиях;

формирование осознанного отношения к физкультурной и спортивной деятельности, мотивационно-ценностных ориентаций и установок на ведение здорового образа жизни, моральных ценностей честной спортивной конкуренции, воспитание социально значимых личностных качеств для профилактики негативного социального поведения (обеспечение физического, психического, социального, духовно-нравственного развития лиц, проходящих спортивную подготовку, для воспитания социально значимых личностных качеств и формирования культуры здорового и безопасного образа жизни);

обеспечение профилактики травматизма на занятиях физической культурой и спортом;

проведение работы по предотвращению применения допинга (проведение работы, способствующей формированию нетерпимости к допингу спортсменов, с целью сохранения их здоровья и утверждения в спорте свода этических и моральных законов, основанных на внутреннем убеждении индивидуума о благородстве и справедливости в спорте);

осуществление контроля и учета подготовленности с использованием методик измерения и оценки;

проведение профилактических мероприятий, направленных на формирование у молодежи стойкого неприятия идеологий экстремизма, терроризма, неонацизма, а также содействует воспитанию межнационального, межэтнического (межконфессионального) согласия и его дальнейшего укрепления, уважения к закону и правопорядку.

Мотивационная система наставничества

Мотивационная система является ключевым компонентом эффективной организации работы с наставниками, поскольку обеспечивает устойчивую вовлеченность и профессиональное развитие. Мотивация строится на сочетании внутренних и внешних стимулов:

участие в мероприятиях федерального и регионального уровня;

награды, знаки отличия, благодарности;

возможности профессионального роста;

создание сообществ наставников для обмена опытом и предотвращения выгорания.

Мониторинг и оценка эффективности реализации наставнической деятельности представляет собой инструмент управления качеством наставнической деятельности, обеспечивающий объективную оценку эффективности для своевременной корректировки работы наставника.

Мониторинг и оценка эффективности реализации наставнической деятельности проводятся по двум направлениям:

процессуальная сторона: соответствие используемых методов поставленным задачам, удовлетворенность наставляемых;

результативная сторона: динамика личностного роста наставляемых, уровень сформированности ценностных ориентаций.

Мониторинг эффективности деятельности наставника - это систематический анализ его деятельности, проводимый с определенной регулярностью для выявления изменений за заданный период времени в фактических показателях относительно ожидаемых (целевых, требуемых) результатов.

Для проведения мониторинга эффективности реализации наставнической деятельности используются инструменты: портфолио, чек-листы, экспертные оценки. Регулярность мониторинга эффективности реализации наставнической деятельности определяется его организатором самостоятельно.

Сохранить в браузере
Нажмите сочетание клавиш Ctrl + D