Приложение 4. <Письмо> Минпросвещения России от 14.08.2025 N ВЖ-1399/05 "О направлении информации" (вместе с "Методическими рекомендациями по реализации Единой модели профессиональной ориентации обучающихся 6 - 11 классов образовательных организаций РФ, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования", утв. Протоколом Всероссийского экспертного совета по профориентации N 02 от 16.07.2025)
Приложение 4. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ВЫБОРУ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И ОВЗ РАЗЛИЧНЫХ НОЗОЛОГИЙ
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ВЫБОРУ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И ОВЗ РАЗЛИЧНЫХ НОЗОЛОГИЙ 
Для обучающихся с нарушением слуха, а также с тяжелыми нарушениями речи:
Для данных категорий обучающихся помещения для проведения профориентационных мероприятий оборудуются звукоусиливающей аппаратурой как коллективного, так и индивидуального пользования, а также визуальными индикаторами, которые преобразуют звуковые сигналы в световые, речевые сигналы - в текстовую бегущую строку для ориентировки лиц с нарушениями слуха. Обязательно подразумевается сопровождение участников переводчиком русского жестового языка (сурдопереводчиком) и подготовка практических заданий с доступной текстовой информацией для понимания данными категориями обучающихся.
Обучающимся этих групп необходимо сидеть максимально близко к педагогу или ведущему мероприятия. После объяснения какого-либо вопроса, педагогу необходимо делать небольшие паузы, смотреть в лицо обучающемуся с нарушенным слухом при разговоре с ним. Необходимо как можно шире использовать иллюстративный материал и осуществлять сопровождение событий, происходящих на экране компьютера или при выполнении задания текстовыми сообщениями и световыми сигналами. Следует увеличить время, отведенное на выполнение заданий или тестирование.
В рамках внеурочной деятельности - в случае осуществления экскурсий, профессиональных проб на базе профессиональных образовательных организаций, организаций высшего образования рекомендуется обеспечить сопровождение обучающихся с нарушением слуха переводчиком русского жестового языка (сурдопереводчиком). Кроме того, специалисту рекомендуется заранее ознакомиться с планом экскурсии или программой профессиональной пробы, чтобы подготовить словарь специальных профессиональных терминов и понятий и пояснять их значение детям с тяжелыми нарушениями речи.
Для обучающихся с нарушением зрения:
а) для слепых:
- задания для выполнения оформляются рельефно-точечным шрифтом по системе Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера со специализированным программным обеспечением для слепых. При необходимости привлекается тифлосурдопереводчик, который зачитывает и разъясняет задания;
- письменные задания выполняются на бумаге рельефно-точечным шрифтом по системе Брайля или на компьютере со специализированным программным обеспечением для слепых или надиктовываются тифлосурдопереводчику (ассистенту);
- если в заданиях, тестах есть картинки или схемы - рекомендуется сопровождать их текстовым описанием или привлечь тифлосурдопереводчика для их описания.
б) для слабовидящих:
- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;
- для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;
- задания в письменной форме оформляются увеличенным шрифтом;
- если в заданиях, тестах есть картинки или схемы - рекомендуется сопровождать их текстовым описанием или привлечь тифлосурдопереводчика для их описания;
- оптимальная нагрузка на зрение - не более 15 - 20 минут непрерывной работы. Рабочее место обучающегося с нарушением зрения необходимо располагать на первой - второй парте. Лучше, если оно будет оснащено дополнительным освещением (общая освещенность - не менее 1000 люкс, на рабочем месте - 400 - 500 люкс). Педагогу при проведении мероприятий не рекомендуется стоять в помещении против света, на фоне окна. В связи с тем, что темп работы людей со зрительными нарушениями замедлен, следует давать больше времени для выполнения заданий (особенно письменных), прохождение тестов. Иллюстративный материал должен быть крупный, хорошо видимый по цвету, контуру, силуэту, должен соответствовать естественным размерам. Размещать объекты на доске (в презентации) нужно так, чтобы они не сливались в единую линию, пятно, а хорошо выделялись по отдельности.
- Следует обратить внимание на количество комментариев, которые будут компенсировать обыденность и схематичность зрительных образов. Особое внимание следует уделять точности высказываний, описаний, инструкций, не полагаясь на жесты и мимику. Речь ведущего профориентационного мероприятия должна быть выразительной и точной, ему необходимо проговаривать все, что он делает, пишет или рисует.
Обучающийся с нарушением зрения должен иметь возможность ориентироваться в пространстве: знать основные ориентиры помещения, где проводятся занятия, путь к своему месту. При перемещении по зданию следует организовать сопровождение такого обучающегося, а при проведении профессиональных проб - дать дополнительное время на знакомство с рабочим местом.
Для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата:
Оснащение (оборудование) специального рабочего места оборудованием, обеспечивающим реализацию эргономических принципов; предполагает увеличение размера зоны на одно место с учетом подъезда и разворота кресла-коляски, увеличения ширины прохода между рядами верстаков. А для участников, передвигающихся в кресле-коляске, необходимо выделить одно-два места в первом ряду у дверного проема, а также предусмотреть возможность регулирования стола и стула по высоте. Письменные задания, тесты выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту (в случае если у обучающегося имеются тяжелые нарушения двигательных функций верхних конечностей или отсутствие верхних конечностей).
У людей с нарушением опорно-двигательного аппарата отмечается сенсорная сверхчувствительность. Малейшее сенсорное возбуждение, если оно происходит внезапно, может вызвать резкое усиление спазма, поэтому следует избегать резких внешних воздействий. Педагог или ведущий мероприятия должен приближаться к обучающемуся со стороны лица, а если это невозможно, нужно словесно обозначить свои действия. Нельзя сажать обучающегося с нарушением опорно-двигательного аппарата спиной к двери и лицом к окну. Дверь и окно должны быть сбоку.
При повышенном или сниженном мышечном тонусе обучающемуся важно подобрать правильную мебель. Обучающийся с двигательными нарушениями должен иметь возможность передвигаться по образовательной организации, кабинету, другим помещениям тем способом, которым он может; говорить и писать так, как позволяют его моторные возможности.
Следует увеличить время, отведенное на выполнение заданий, тестов и категорически исключить задания и тесты на время. При нарушении моторики рук, необходим индивидуальный подбор заданий в тестовой форме, позволяющий обучающемуся не давать развернутый речевой ответ.
Для обучающихся с расстройством аутистического спектра:
Учащемуся с расстройством аутистического спектра необходимо создать тихое, уединенное место, где бы он мог побыть один. Он должен иметь возможность выйти из кабинета/мастерской, проводить тестирование при отсутствии посторонних. Важно предоставить обучающемуся возможность самостоятельно обследовать помещение кабинета, мастерской, комнаты для проведения профессиональных проб, тестирования и иных профориентационных мероприятий. Общение с таким обучающимся должно осуществляться негромким голосом, а в некоторых случаях, особенно если он возбужден, даже шепотом. Необходимо избегать прямого взгляда на обучающегося, резких движений. Не следует обращаться к нему с прямыми вопросами или настаивать на продолжительности выполнения задания/теста в случае отказа. Одежда педагога или ведущего должна быть темных тонов. Аутичным обучающимся для понимания наиболее доступны схематичное изображение материала, в т.ч. в качестве ответа на тестовые вопросы.
Для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (легкая степень):
Оборудование (технические устройства) должно быть безопасное и комфортное в использовании. Конструкции должны быть устойчивыми, прочно установленными и зафиксированными, просты в использовании, не предполагать сложных систем включения и выключения и автоматически выключаться при неполадках. Важно следить за тем, чтобы их расстановка и расположение не создавали помех для подхода, пользования, передвижения. Между столами, мебелью необходимо оставлять расширенные расстояния (но при этом такие, чтобы они не затрудняли досягаемость). Следует категорически избегать острых выступов, углов, ранящих поверхностей, выступающих крепежных деталей.
При планировании и организации процесса профориентационных мероприятий для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (легкая степень) необходима адаптация тестовых материалов, заданий профориентационных проб с учетом психофизических и познавательных особенностей обучающихся. Материалы должны соответствовать следующим требованиям:
- значительно сниженные объем и глубина представляемого материала;
- упрощенная структура материала;
- значительно менее широкая система знаний и умений;
- ряд понятий не изучается.
Для обучающихся с общими заболеваниями:
- На рабочих местах не допускается присутствие вредных химических веществ, включая аллергены, канцерогены, оксиды металлов, аэрозоли преимущественно фиброгенного действия. Не допускается наличие тепловых излучений; локальной вибрации, электромагнитных излучений, ультрафиолетовой радиации.
- Уровни шума на рабочих местах и освещенность должны соответствовать действующим нормативам.
- Необходимо использовать столы с регулируемыми высотой и углом наклона поверхности; стулья (кресла) - с регулируемыми высотой сиденья и положением спинки.
У обучающихся может наблюдаться сенсорная сверхчувствительность, стремление избегать резких внешних воздействий. Им могут быть свойственны повышенная тревожность, ранимость и обидчивость. Для значительной части лиц с ОВЗ и инвалидностью, обусловленной тяжелыми соматическими заболеваниями, характерны следующие психологические особенности:
- низкая работоспособность;
- медленное усвоение и восприятие информации, относительно своих сверстников;
- сильная привязанность к семье;
- манипулятивные реакции.
Для обучающихся с соматическими заболеваниями важно дозирование нагрузки при обучении, равномерное распределение ее в течение всего мероприятия, уменьшение объема заданий.
Для проведения профориентационных мероприятий для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ создаются иные специальные условия в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии, индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида.