Приложение 2. <Письмо> Минпросвещения России от 14.08.2025 N ВЖ-1399/05 "О направлении информации" (вместе с "Методическими рекомендациями по реализации Единой модели профессиональной ориентации обучающихся 6 - 11 классов образовательных организаций РФ, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования", утв. Протоколом Всероссийского экспертного совета по профориентации N 02 от 16.07.2025)

Приложение 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ИНСТРУКЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРОГРАММ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОБ НА ПЛАТФОРМЕННОМ РЕШЕНИИ "КОНСТРУКТОР ПРОГРАММ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОБ" В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА ЕДИНАЯ МОДЕЛЬ ПРОФОРИЕНТАЦИИ "БИЛЕТ В БУДУЩЕЕ"

Приложение 2

МЕТОДИЧЕСКИЕ ИНСТРУКЦИИ
ПО ПОДГОТОВКЕ ПРОГРАММ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОБ
НА ПЛАТФОРМЕННОМ РЕШЕНИИ "КОНСТРУКТОР ПРОГРАММ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОБ" В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА ЕДИНАЯ
МОДЕЛЬ ПРОФОРИЕНТАЦИИ "БИЛЕТ В БУДУЩЕЕ"

Настоящие инструкции разработаны с целью организационно-методического сопровождения реализации проекта Единая модель профориентации "Билет в будущее".

Методические инструкции предназначены для использования региональными операторами, педагогическими работниками и административно-управленческим персоналом образовательных организаций, а также иными организациями, заинтересованными в результатах профориентационной работы, при разработке программ профессиональных проб с использованием платформенного решения "Конструктор программ профессиональных проб" (далее - КППП).

1. Инструкция по работе с конструктором программ
профессиональных проб при подготовке и написании программы

При подготовке программ профессиональных проб необходимо учесть цели и задачи данного формата мероприятий профессионального выбора. Профессиональная проба (далее - профпроба) является средством актуализации профессионального самоопределения обучающегося и ориентирована на расширение границ понимания профессиональных функций и приобретение обучающимися специфического опыта реализации элементов профессиональной деятельности. Одной из основных характеристик профпробы является преобладание познавательного эффекта, в то время как формирование профессиональных знаний, умений и навыков играет вспомогательную роль и служит средством выявления индивидуальных качеств, инструментарием к познанию профессиональной деятельности. Также, при подготовке программы необходимо учитывать набор обобщенных структурных частей программ:

Целевой раздел, где описываются цели, задачи и планируемые результаты.

Содержательный раздел. В нем раскрывается содержание программы профпробы.

Организационный раздел. Описывает условия реализации программы, рабочие программы. Включают детализацию по предметам или курсам.

Оценочные и методические материалы - инструменты для проверки и повышения эффективности обучения.

Программа не является конспектом занятия. Методические материалы могут содержать дидактические материалы в виде приложений. Приложения могут представлять собой файлы с подробным алгоритмом выполнения задания, а также иллюстративный материал, необходимый для проведения занятия.

С учетом этой логики и требований к программе, КППП содержит следующие разделы, поля которых включают ограничения по количеству символов или по количеству выборов в полях с соответствующим функционалом:

Раздел "Паспорт программы" включает поля:

Название (ввод данных пользователя).

Профессия (выбор из списка).

Профессиональная среда (выбор из списка).

Вид (выбор из списка).

Продолжительность (выбор из списка).

Формат (выбор из списка).

Разработчик (ФИО). Если разработчиков несколько, то их данные вводятся через запятую.

Классы. В данном поле возможен выбор не более трех классов, также, обратите внимание, что рекомендованная возрастная группа проведения профессиональных проб - 8 - 11 классы.

Доступность для участников с ОВЗ и инвалидностью (выбор из списка).

Раздел "Введение"

Включает поля с ограничением по количеству символов (с учетом пробелов!)

Краткое описание профессии. 1500 символов. Рекомендуется включить в описание профессии: предмет профессиональной деятельности, основные обязанности (короткий перечень ключевых функций), краткое описание условий работы, основные компетенции, важные личностные качества.

Место и перспективы профессии в современной экономике региона, страны, мира. 1000 символов. Рекомендуется отразить роль и востребованность данной профессии в конкретном регионе и стране, в том числе особенности местной инфраструктуры и рынка труда, влияющие на развитие профессии или специальности в России и субъекте Российской Федерации.

Необходимые навыки. 1000 символов. Базовые знания для овладения профессией, которыми должны обладать обучающиеся для успешного прохождения профессиональной пробы. Перечень предметных и/или метапредметных результатов обучения можно уточнить в соответствующих направлению профпробы федеральных рабочих программах по предметам.

1 - 2 интересных факта о профессиональном направлении 1000 символов. Рекомендуется представить фактические подтвержденные современные данные о профессиях, в том числе связанных с региональной спецификой.

Связь профессиональной пробы с реальной деятельностью 500 символов. Описать, какие задачи профессиональной деятельности позволяет решить умение, навык, способ деятельности, представленный профессиональной пробой, можно уточнить сопутствующие особенности условий профессиональной среды, в которых используется данный навык, умение или способ деятельности).

Цели и задачи (ожидаемые результаты) профессиональной пробы.

2000 символов.

Варианты цели:

Оказание содействия обучающимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности в области (добавить сферу профессиональной деятельности).

Оказание содействия обучающимся в формировании готовности к профессиональному самоопределению в (добавить сферу профессиональной деятельности) сфере профессиональной деятельности.

Варианты задач

Повысить уровень информированности обучающихся о профессиях (добавить сферы деятельности).

Содействовать формированию представлений об особенностях и характере трудовых функций (добавить профессию)

Сформировать первоначальные допрофессиональные знания и умения, дать представление о компетенциях.

Содействовать формированию мотивации и интересу к выстраиванию профессионально-образовательного пути в области (добавить сферу деятельности)

Формы и методы 2000 символов.

Варианты форм и методов проведения профпроб:

- Практическое задание.

- Трудовое задание.

- Имитационная (деловая) игра.

- Проектное задание.

Варианты методов:

- Проектный метод.

- Моделирование трудовой ситуации.

Могут быть рассмотрены и другие формы.

Инструктаж по технике безопасности. 2000 символов.

Если текст инструктажа намного превышает количество символов, полный вариант можно разместить в виде ссылки на внешний ресурс с размещенным инструктажом в виде приложения. Приложение загружается в поле "Приложение и дополнение".

Раздел "Постановка задачи"

Постановка задачи 300 символов.

Формулируется задача профессиональной пробы или части цикла профпроб.

Итоговый результат, продукт. 1500 символов. Включает описание итогового результата или результатов проведения профпроб.

Раздел "Выполнение задания"

Подробная инструкция по выполнению задания. Рекомендации для наставника по организации процесса выполнения задания. 1500 символов.

Раздел "Оценка результатов выполнения задания".

Критерии успешного выполнения задания. 1500 символов.

Критерии помогают оценить потенциал ученика в освоении выбранной профессии и выявить зоны дальнейшего развития. Оценка проводится экспертами-профессионалами (наставниками) или педагогами образовательной организации.

Примерами критериев оценки профессиональных проб могут быть:

1. Уровень теоретической подготовленности

(Знание основ профессии, способность понимать терминологию и применять базовые знания на практике).

Пример критериев:

- понимание основных понятий и терминов профессиональной деятельности;

- умение ориентироваться в базовых нормативах и правилах при выполнении трудовых операций;

- демонстрация умения читать чертежи, схемы, инструкции, и так далее.

2. Практические навыки и компетенции

(Уровень освоения практических навыков, необходимых для выполнения заданий и решение конкретных производственных задач).

Примеры критериев:

- точность и аккуратность выполнения операций (трудового задания);

- соблюдение техники безопасности и правил охраны труда;

- владение необходимыми инструментами и оборудованием;

- самостоятельность и инициативность в выполнении задания.

3. Личностные качества и профессиональная мотивация

(Сформированность личностных характеристик, ключевых для будущей профессиональной деятельности, такие как ответственность, внимательность, коммуникабельность, стремление развиваться профессионально, проявившиеся при выполнении профессиональной пробы).

Примеры критериев:

- готовность брать на себя ответственность за выполняемое задание;

- желание совершенствовать профессиональные навыки;

- дисциплинированность и организованность в работе;

- уважение к коллегам и руководителям;

4. Эффективность решения поставленных задач

(Успешность и рациональность в достижении решения поставленной задачи, качество исполнения задания и рациональность действий ученика).

Пример критериев:

- выполнение задания в установленные сроки;

- эффективное и рациональное использование материалов и оборудования;

- минимизация ошибок и дефектов в процессе работы;

- своевременная коррекция выявленных недостатков.

Рекомендации для наставника по контролю результата, процедуре оценки 1000 символов. Примером рекомендации может быть:

При проведении профессиональной пробы по медицине важно обеспечить безопасность участников и соблюдение этических норм. Наставник должен подробно объяснить цель мероприятия, познакомить учеников с основными медицинскими инструментами и процедурами, поставить задачу, организовать практическое выполнение простых медицинских манипуляций под контролем. Необходимо создать комфортные условия для учащихся, учитывая индивидуальные особенности каждого участника. После завершения пробы провести обсуждение впечатлений и полученных навыков.

Раздел "Инфраструктурный лист для проведения профессиональной пробы"

Раздел включает возможность размещения инфраструктурных требований для проведения профпроб.

Раздел "Приложение и дополнение"

Рисунки (файлы в форматах .png, .jpg размеров не более 5 Мб);

Ссылки на облачное хранилище или ресурс, доступный без предварительной регистрации. Файлы, размещенные по ссылке должны быть доступны не менее 5 лет. Ссылка подписывается с большой буквы.

Сохранить в браузере
Нажмите сочетание клавиш Ctrl + D