Приложение 1. <Письмо> Минпросвещения России от 14.08.2025 N ВЖ-1399/05 "О направлении информации" (вместе с "Методическими рекомендациями по реализации Единой модели профессиональной ориентации обучающихся 6 - 11 классов образовательных организаций РФ, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования", утв. Протоколом Всероссийского экспертного совета по профориентации N 02 от 16.07.2025)
Приложение 1. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА
Экскурсии на предприятие
Посещения предприятий (организаций-работодателей) и образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования сопровождаются рядом требований:
1. соблюдение правил безопасности пребывания обучающихся в принимающей организации и в процессе перемещения обучающихся;
2. соблюдение принципа добровольности посещения организации (со стороны обучающегося и его родителей);
3. соответствие целям воспитательной работы направляющей образовательной организации (включая духовный, нравственный и этический компоненты).
Посещения информационного характера. Данное мероприятие предполагает получение информации о профессиях, представленных в организации, и (или) о самой организации, ее месте на рынке. Посещения информационного характера могут быть представлены встречей со специалистами (представителями профессий) или преподавателями; встречей с руководящим составом (менеджментом) организации. Встреча предполагает заранее подготовленный ведущим (организатором) текстовый и мультимедийный материал. Встреча может носить свободный характер, может включать в себя элементы монолога и интерактивного взаимодействия.
Посещение экскурсионного типа. Посещение экскурсионного типа (экскурсия) - форма совместной деятельности, предполагающая прямое общение экскурсовода с экскурсантами-участниками (посетителями) с целью получения ими комплексной информации об объекте по месту его нахождения. В рамках ЕМП рассматриваются только посещения (экскурсии) профориентационного содержания.
Предполагает наличие трех взаимодействующих компонентов - ведущего (экскурсовода), экскурсионных объектов и экскурсантов. Экскурсия характеризуется отсутствием строгих форм и наглядностью. В процессе экскурсии ее участники могут непосредственно контактировать с объектом, общаться с экскурсоводом и между собой, обсуждать полученные впечатления и знания. Экскурсия может быть адаптирована для разных целевых групп участников.
В рамках реализации ЕМП объектом экскурсии является профессия (ее элементы) или организация-работодатель (организация ВО или СПО).
В большинстве случаев объектами профориентационной экскурсии являются:
- общий профессиональный контекст предприятия, корпоративная культура и т.п.;
- новые профессии, передовые технологии, наиболее современное производственное оборудование, инновационные продукты, производимые предприятием, высокая производительность труда;
- отдельные, наиболее впечатляющие, стадии технологического цикла предприятия;
- конкретные производственные ситуации, которые могут представлять интерес, демонстрируя будни работников или, наоборот, необычные случаи;
- условия труда (обеспечение техники безопасности, эргономические характеристики рабочих мест, характер работы, питание и медицинское обслуживание работников предприятия, организации их развивающего досуга и т.п.).
Информация в сочетании с демонстрацией объектов должна быть заранее подготовлена и структурирована.
Экскурсия предполагает заранее запланированный маршрут следования экскурсантов. Важным аспектом пребывания экскурсантов в организации является соблюдение правил безопасности. Экскурсанты должны быть ознакомлены с данными правилами и неукоснительно их соблюдать. Посещение экскурсионного типа - это:
1. Посещение производства.
2. Посещение научно-производственных подразделений (лабораторий и других).
3. Посещение подразделений, не связанных с основным производством (экономических, юридических и др.).
4. Посещение музеев организаций (история и достижения организации).
Посещения первых трех видов предполагают непосредственное знакомство с процессом производства, дают наиболее полное представление о большинстве аспектов профессиональной деятельности. Посещения предъявляют повышенные требования к безопасности обучающихся.
Посещение музеев организаций позволяет через представленные музейные экспонаты познакомиться с профессиональной деятельностью, в т.ч. в опасных условиях (шахты, электростанции), а также с историей и российскими достижениями в отрасли, профессии. Экскурсионные посещения могут содержать игровые элементы (игровое задание, элементы состязательности). Однако развлекательный компонент не должен быть преобладающим.
При подготовке и проведении посещения (экскурсии) необходимо учесть следующие аспекты:
- тему (название и содержание посещения);
- цель (предполагаемый результат посещения для ее участников);
- объект (знакомство с объектом, о котором предполагается получить комплексную информацию);
- время (дата и время проведения);
- рефлексию (соотнесение полученных результатов с поставленными целями; оценка результатов) - может носить характер как устного обсуждения, так и текстовой или иной фиксации.
Посещение требует определенных компетенций от организатора и ведущего (экскурсовода). Часто подготовка посещения - это партнерская (совместная) деятельность. Рекомендуется согласовывать содержание и ход посещения с образовательной организацией, которая приводит обучающихся. Работа профессиональных экскурсоводов и наличие утвержденных программ (маршрутов) облегчает организацию экскурсий, однако не отменяет возможности вносить коррективы под конкретную группу.
Ресурсное обеспечение экскурсионного посещения (экскурсии):
- кадры, включающие организатора (одного или нескольких), ведущих (экскурсоводов);
- принимающая организация (предприятие, вуз или СПО);
- транспорт;
- средства фиксирования информации (фото, видео, записи и т.д.);
- решение вопросов безопасности (перемещение и пребывание на объекте);
- решение правовых вопросов.
Посещения образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования также возможны в рамках экскурсий. Они предполагают знакомство обучающихся с профессиями и образовательными программами и опираются на различные ресурсы принимающих организаций.
При выборе экскурсий на промышленные предприятия рекомендуется ориентироваться в первую очередь на посещения ведущих предприятий субъектов Российской Федерации, являющихся участниками Инициативы по продвижению кадрового и технологического потенциала "Открытая промышленность", реализуемой АНО "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" совместно с Минпромторгом России. Обучение сотрудников предприятий основам промышленного туризма и сертификация экскурсий, учитывающая как их методологическую проработанность, так и наличие мероприятий по управлению рисками, обеспечивает качество и безопасность для обучающихся и сопровождающих педагогов. Подробная информация об инициативе размещена по ссылке: https://promtourism.online/.
Профессиональные пробы
Профессиональная проба (далее - профпроба) является средством актуализации профессионального самоопределения обучающегося и ориентирована на расширение границ понимания профессиональных функций и приобретение обучающимися специфического опыта реализации элементов профессиональной деятельности. Одной из основных характеристик профпробы является преобладание познавательного эффекта, в то время как формирование профессиональных знаний, умений и навыков играет вспомогательную роль и служит средством выявления индивидуальных качеств, инструментарием к познанию профессиональной деятельности.
Особенностями профпробы являются:
1. Диагностический характер - в ходе профессиональной пробы осуществляется выявление общих и специальных профессионально-значимых качеств обучающихся;
2. Получение завершенного продукта деятельности (изделия, узла, анализа кейса и/или предложения альтернативных способов решения отраженной в нем проблемы, программы или ее элемента, чертежа, реализации коммуникативного взаимодействия (для непроизводственной сферы), оформленного документа и так далее), выполнение функциональных обязанностей профессионала как результат каждого этапа и профессиональной пробы в целом;
3. Формирование у обучающегося в процессе выполнения профпробы представления о конкретной профессии и реальных условиях трудовой деятельности, группе родственных профессий, области профессиональной деятельности, их включающей;
4. Развивающий характер профпробы, направленный на развитие интересов, склонностей, способностей, профессионально важных качеств личности обучающегося, достигаемый за счет постепенного усложнения выполнения практических заданий профпробы в соответствии с уровнем подготовленности обучающегося к ее выполнению, внесения в содержание профпробы элементов творчества и самостоятельности (если это предполагает профессия);
5. Системообразующая функция при формировании готовности обучающегося к выбору профессии: она интегрирует его знания о мире профессий в рамках данной области профессиональной деятельности и создает условия для практической проверки собственных индивидуально-психологических качеств, отношения к области профессиональной деятельности.
Для проведения профпроб возможны следующие формы реализации:
1. Организация площадки для приема обучающихся по программам основного общего и среднего общего образования (очная форма) в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования и образовательных организациях дополнительного образования, центрах опережающей профессиональной подготовки и так далее;
2. Организация выездной площадки (очная форма) - организационно-техническое и методическое обеспечение размещения площадки профпробы в общеобразовательной организации, либо в ином установленном организатором месте;
3. Организация онлайн-профпробы для обучающихся общеобразовательной организации, в случаях, если особенности профессиональной деятельности, в том числе условия профессиональной деятельности, не имеют ярко выраженной специфики (работа служащего, программиста, тестировщика компьютерных программ, графического дизайнера и так далее). Не рекомендуется организовывать профпробы в онлайн формате по сферам деятельности, предполагающим специфические условия труда, влияющие на формирование общего представления о профессии (производственные линии, цеха, мастерские, работа в условиях естественной природы или агроэкосистемах, в том числе связанная с длительным передвижением и так далее).
Профпроба может быть реализована на двух уровнях:
1. Моделирующем, когда для организации деятельности обучающихся используется модель. Модель может быть виртуальной (компьютерной), игровой (деловая игра и так далее), имитационной (тренажер). При разработке программы моделирующей профпробы учитываются возрастные особенности обучающихся.
2. Практическом, который предполагает реальную деятельность с использованием средств труда и в условиях, характерных для данной профессии. По итогам выполнения профпроб обучающиеся должны:
- понимать технологию выполнения профпробы;
- знать технику безопасности;
- знать инструменты, материалы, оборудование, программное обеспечение и правила их использования в рамках практической задачи;
- иметь представление о содержании, характере и условиях труда в конкретной области профессиональной деятельности, требованиях, предъявляемых к личности и профессиональным качествам;
- понимать необходимость применения предметных знаний в деятельности, связанной с выполняемой профпробой;
- уметь соотносить свои индивидуальные особенности с профессиональными требованиями.
Решение реальных профессиональных задач работодателей - это форма реализации профессиональных проб, при которой работодатели создают для обучающихся проектные задачи или кейсы, актуальные для своей отрасли. Обучающиеся выбирают проектную задачу или кейс и готовят по нему решение или анализ, которое в дальнейшем могут рассматриваться в конкурсном формате.
Рефлексия - обязательная часть профпробы. По окончании профпробы необходимо провести обсуждение (рефлексию) полученного опыта профессиональной деятельности. В рамках данного обсуждения (индивидуально или в группе) оценить результаты профессиональной пробы, возможность выбора участником представленной профессиональной деятельности и путей ее получения.
Онлайн-тренажеры (симуляторы) профессий
Онлайн-тренажер (симулятор) профессии - это виртуальная симуляция основных составляющих профессии, позволяющая в онлайн-формате познакомиться с содержанием трудовой деятельности определенной профессии и решить часть задач, воссоздающих реальные профессиональные ситуации. Онлайн-тренажер представляет собой полностью автоматизированный инструмент. Цель онлайн-тренажера (симулятора) - дать возможность обучающему познакомиться с элементами трудовой деятельности и определить свой уровень заинтересованности в конкретной сфере, а также сформировать мотивацию для ее дальнейшего освоения. Онлайн-тренажеры (симуляторы) могут быть реализованы на онлайн-платформах и включать в себя информационную часть о профессиях (в том числе просмотр видео, инфографику, визуальные материалы, общение с чат-ботами и так далее), работу над решением конкретных профессиональных задач, элементы тестирования и диагностики, игровую механику, а также возможность получить обратную связь и рекомендации.
Профориентационные онлайн-тренажеры могут включать в себя следующие компоненты:
1. Вводно-информационный модуль. Содержит структурированную информацию о профессии или отрасли: описание трудовых функций, примеры профессиональных задач, требования к квалификации, перспективы карьерного роста. Дополнительно могут использоваться мультимедийные и визуальные материалы (видеоконтент, инфографика, интерактивные схемы, моделирование профессиональной среды).
2. Интерактивный диалоговый модуль. Может реализовываться посредством программируемых чат-ботов, обеспечивающих интерактивное взаимодействие с обучающимся, формирующих сценарные цепочки, направленные на принятие решений в условиях моделируемых профессиональных ситуаций.
3. Практико-ориентированный модуль. Серии заданий (рекомендуется не менее 3-х), максимально приближенных к реальным трудовым задачам в рамках заявленной профессиональной области. Формат заданий предусматривает выполнение аналитических, проектных, исследовательских или диагностических действий с последующей автоматической оценкой результатов.
4. Диагностический модуль. Предусматривает проведение диагностики профессиональных склонностей обучающегося.
5. Итоговый модуль. Формирует отчет о результатах выполнения онлайн-тренажера, содержащий:
- оценку уровня выполнения профессиональных задач;
- перечень выявленных сильных сторон;
- общие рекомендации.
Формат мастер-класса
Мастер-класс в контексте реализации ЕМП является особым видом распространения успешного опыта элементов профессиональной деятельности. Основной целью мастер-класса является передача конкретных практических навыков и опыта от специалиста широкой аудитории.
Основные отличительные особенности мастер-класса от профпробы в содержательном плане заключается в глубине погружения в производственный процесс, в том числе в условия профессиональной деятельности. Отличия в планируемых результатах заключаются в том, что мастер-класс ориентирован больше на знакомство с основными приемами и методами в рамках определенной профессиональной деятельности, а профессиональная проба в качестве планируемых результатов содержит еще и оценку личных качеств и потенциала в выбранной области.
Мастер-класс не предполагает создание образовательной программы и обязательного проведения рефлексивной части. Взаимодействие ведущего мастер-класса и остальных участников может предполагать как совместную деятельность, так и демонстрацию.
Формат мастер-класса может быть использован при проведении дней открытых дверей (в том числе для выбора направления дополнительного образования), ярмарок вакансий, профориентационных фестивалей.
Для проведения качественного профориентационного мастер-класса рекомендуется учитывать следующие аспекты:
1. Определенность целей. Цель должна быть ясной и достижимой для всех участников мастер-класса и предполагать создание ситуации успеха для обучающихся;
2. Соответствие возрасту и уровню подготовки слушателей. Учет возрастных особенностей и начального уровня знаний участников важно для успешной реализации программы;
3. Профессиональный состав ведущих. Ведущие мастер-классов должны обладать опытом практической работы с аудиторией, опытом профессиональной деятельности, элементы которой демонстрирует, способностью понятно объяснить профессиональные процессы и технологии;
4. Методические особенности. Применения интерактивных технологий обучения, вовлечение обучающихся в деятельность и обсуждение, наличие наглядных пособий, дидактических материалов, учебных фильмов и других средств обучения способствует лучшему освоению материала;
5. Организация рабочего пространства. Пространство должно соответствовать санитарно-гигиеническим нормам и обеспечивать безопасность участников. Необходимо наличие оборудования и инструментов, необходимых для практической части мастер-класса;
6. Оценка результатов. Проведение оценки эффективности мастер-класса путем обратной связи от участников помогает выявить сильные стороны и направления улучшения будущих мероприятий;
7. Доступность и информативность, положительный эмоциональный эффект. Информация должна подаваться доступно и интересно, вызывать удивление, восторг, живой интерес и иные положительные эмоции, что мотивирует глубже изучить тему, например, узнать о профессии больше или записаться в объединение дополнительного образования по тематике мастер-класса, посетить площадку снова, для большего погружения в профессию.
Образовательная программа путешествия
Образовательная программа путешествия - образовательная программа, проводимая в рамках путешествия (временного выезда обучающихся за пределы места своего проживания). Включает мероприятия различных познавательных и практико-ориентированных форматов профориентационной деятельности, включая экскурсии, мастер-классы, профессиональные пробы, а также обучающие мероприятия и проектную деятельность обучающихся. Продолжительность путешествия - не менее 2 (двух) дней.
Методология образовательных программ путешествий разработана и апробирована в рамках Международной программы "Классная страна".
"Классная страна" создана с целью внедрения и тиражирования модели детского и молодежного образовательного туризма и создания современных, качественных, безопасных и доступных каждому ребенку образовательных программ путешествий, которые расширят кругозор школьников и студентов, повысят их мотивацию к обучению, помогут осознанно подойти к выбору будущей профессии.
Объединяя образование и сферу туризма и гостеприимства, а также разные целевые аудитории (представители административно-управленческого, педагогического состава образовательных организаций, представителей туристических операторов, представителей реального сектора экономики и обучающихся, "Классная страна" создает условия эффективного взаимодействия для реализации стратегических задач в области образования, воспитания и кадрового запроса. В рамках программы региональными командами создается комплексный продукт - образовательная программа путешествий. Программа имеет конкурсную механику.
Подробная информация размещена по ссылке: https://klassnayastrana.ru/.
С целью популяризации кадрового потенциала российских производителей автономной некоммерческой организацией "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" (далее - Агентством) реализуется программа развития промышленного туризма "Открытая промышленность". Программа реализуется при поддержке Министерства промышленности и торговли Российской Федерации 4-ый год подряд. Через инструмент создания туристических продуктов (региональных и межрегиональных индустриальных маршрутов, профориентационных программ, программ стажировок) решаются социально-экономические задачи регионов:
- нехватка профессиональных высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров на существующих и вновь создаваемых российских предприятиях;
- улучшение имиджа российских предприятий, продвижение региональных брендов и повышение потребительской лояльности к российским производителям.
В рамках программы Агентством создана методология по развитию промышленного туризма для субъектов Российской Федерации, разработана и реализована образовательная программа по подготовке специалистов по промышленному туризму для междисциплинарных региональных команд, инициировано создание центров компетенций по промышленному туризму в субъектах Российской Федерации.
