4.6. <Письмо> Минпросвещения России от 14.08.2025 N ВЖ-1399/05 "О направлении информации" (вместе с "Методическими рекомендациями по реализации Единой модели профессиональной ориентации обучающихся 6 - 11 классов образовательных организаций РФ, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования", утв. Протоколом Всероссийского экспертного совета по профориентации N 02 от 16.07.2025)

4.6. Профессиональное обучение

4.6. Профессиональное обучение

Это направление ЕМП подразумевает создание возможности выбора и освоения обучающимися программ профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих, в том числе актуальных и востребованных на уровне конкретного субъекта Российской Федерации, в соответствии с их интересами, склонностями, возможностями и способностями.

Профессиональное обучение может быть одним из важных составляющих при планировании выбора обучающимся профильного предпрофессионального класса, являясь механизмом знакомства с определенной сферой профессиональной деятельности.

Профессиональное обучение направлено на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, в т.ч. для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение указанными лицами квалификации по профессии рабочего, должности служащего и присвоение им (при наличии) квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования. Профессиональное обучение реализуется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по программам профессионального обучения.

Содержание профессионального обучения по каждой профессии рабочего, должности служащего определяется конкретной программой профессионального обучения, разрабатываемой и утверждаемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, на основе профессиональных стандартов (при наличии) или установленных квалификационных требований, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Продолжительность программ профессионального обучения в рамках ЕМП рекомендована в объеме не менее 56 ак. часов.

Образовательная программа профессионального обучения завершается квалификационным экзаменом. Лицо, успешно сдавшее квалификационный экзамен, получает квалификацию по профессии рабочего, должности служащего с присвоением (при наличии) квалификационного разряда, класса, категории по результатам профессионального обучения, что подтверждается документом о квалификации (свидетельством о профессии рабочего, должности служащего).

Реализация части образовательной программы профессионального обучения в общеобразовательной организации, без получения соответствующей лицензии, возможна с использование сетевой формы, описанной в статье 15 Федерального закона N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

Образовательная деятельность по образовательной программе, реализуемой с использованием сетевой формы, осуществляется посредством взаимодействия между организациями в соответствии с договором о сетевой форме реализации образовательной программы.

Сторонами договора о сетевой форме являются:

- базовая организация - организация, осуществляющая образовательную деятельность, в которую обучающийся принят на обучение.

- организация-участник - организация, осуществляющая образовательную деятельность и реализующая часть сетевой образовательной программы (отдельные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), практики, иные компоненты) и (или) организация (научная организация, медицинская организация, организация культуры, физкультурно-спортивная или иная организация), обладающая ресурсами для осуществления образовательной деятельности по сетевой образовательной программе.

Вместе с тем, сетевая образовательная программа в соответствии с договором о сетевой форме утверждается базовой организацией самостоятельно либо совместно с образовательной организацией-участником.

При этом, в случае если образовательную деятельность полностью ведет базовая организация, а организация-участник предоставляет ресурсы, необходимость указывать место осуществления образовательной деятельности в приложении к лицензии, установленное статьей 91 Федерального закона N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", для сетевой формы отсутствует.

Кроме того, использование имущества государственных и муниципальных организаций организациями, осуществляющими образовательную деятельность, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов, при сетевой форме реализации образовательных программ осуществляется на безвозмездной основе, если иное не установлено договором о сетевой форме реализации образовательных программ.

Успешное завершение образовательной программы и получение квалификации позволяет обучающимся посещать мероприятия, проходить практики и стажировки у работодателей с дальнейшим трудоустройством, а также создать предпосылки для заключения отсроченного трудового договора.

Сохранить в браузере
Нажмите сочетание клавиш Ctrl + D