3.2. <Письмо> Минпросвещения России от 14.08.2025 N ВЖ-1399/05 "О направлении информации" (вместе с "Методическими рекомендациями по реализации Единой модели профессиональной ориентации обучающихся 6 - 11 классов образовательных организаций РФ, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования", утв. Протоколом Всероссийского экспертного совета по профориентации N 02 от 16.07.2025)
3.2. Функциональные роли участников Единой модели профориентации
ЕМП реализуется при целенаправленном взаимодействии федерального и регионального операторов со следующими участниками:
1. Обучающийся - физическое лицо, осваивающее образовательную программу основного общего или среднего общего образования (6 - 11 класс), в том числе лицо с особыми образовательными потребностями. Обучающийся в рамках реализации ЕМП имеет возможность:
- осваивать профориентационно-значимые элементы содержания, а также способы деятельности в рамках урока, согласно ФООП по соответствующим учебным предметам;
- осваивать курс внеурочной деятельности "Россия - мои горизонты";
- осваивать предметные курсы внеурочной деятельности (при обучении в профильном предпрофессиональном классе);
- проходить профориентационные диагностики, на основании результатов которых рассматривать и выбирать направления образовательно-профессионального развития;
- получать информацию об особенностях профессионального образования и востребованных профессиях на федеральном и региональном уровнях;
- участвовать в мероприятиях профессионального выбора, а также использовать виртуальные тренажеры и другие сервисы, доступные на портале "Билет в будущее" и интегрированных с ним платформах.
2. Родитель (законный представитель) несовершеннолетнего обучающегося, имеющий преимущественное право на его обучение и воспитание перед всеми другими лицами.
Родитель (законный представитель) имеет возможность:
- участвовать во всероссийских и региональных родительских собраниях, посвященные реализации ЕМП;
- получать информацию о процессе формирования ГПС обучающегося, а также получать информацию о возможностях ЕМП федерального и регионального уровней;
- участвовать в семейном профориентационном онлайн-тесте ("Битест") на портале "Билет в будущее". В результате тестирования обеспечивается возможность сопоставления результатов родителя (законного представителя) и обучающегося для выявления соответствия представления ребенка о себе с представлением родителя (законного представителя) о ребенке по этим же критериям в части подходов к профессиональному выбору;
- участвовать в прохождении диагностики родительских сценариев в профориентации (влияющих на профессиональное самоопределение ребенка). На основе диагностики родительских сценариев предлагается обучающий курс, содержащий рекомендации для организации профориентационной помощи обучающимся со стороны родителя (законного представителя);
- получать информацию о реализации ЕМП в общеобразовательной организации;
- участвовать (по согласованию с руководителем общеобразовательной организации) в качестве представителя профессии или/и в организации мероприятия профессионального выбора.
3. Педагогический работник - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.
Для педагогических работников разрабатываются методические материалы по реализации ЕМП, в частности: федеральная рабочая программа курса внеурочной деятельности "Россия - мои горизонты", набор учебно-методических материалов по реализации курса внеурочной деятельности "Россия - мои горизонты", материалы для реализации профориентационной урочной деятельности, материалы для подготовки региональных программ ЕМП.
Для педагогических работников, участвующих в проекте Единая модель профориентации "Билет в будущее" доступны следующие возможности:
- статистика прохождения диагностик обучающимися;
- регистрация обучающихся на мероприятия профессионального выбора на портале "Билет в будущее";
- программа повышения квалификации и образовательные интенсивы (для администратора общеобразовательной организации), подготовленные федеральным оператором.
4. Исполнительный орган субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, во взаимодействии с высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации и иными исполнительными органами субъекта Российской Федерации, решает следующие задачи по реализации ЕМП:
- заключает соглашение с федеральным оператором;
- включает задачи реализации ЕМП в повестку работы межведомственной комиссии по развитию системы профориентации и маршрутизации молодежи к работодателям, созданной в рамках Плана мероприятий ("дорожной карты") по реализации мероприятий межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по организации профессиональной ориентации обучающихся образовательных организаций, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования, а также образовательные программы среднего профессионального образования;
- готовит предложения в комплексный план мероприятий по развитию межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по организации профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных и средних профессиональных образовательных организаций согласно Методическим рекомендациям Минтруда России и с учетом настоящих методических рекомендаций;
- готовит и утверждает план мероприятий по реализации ЕМП субъекта Российской Федерации;
- назначает регионального оператора ЕМП;
- участвует в работе межведомственной рабочей группы (при ее наличии) и межведомственной комиссии;
- осуществляет подготовку справочной информации о реализации ЕМП в субъекте Российской Федерации по запросу ФГП;
- использует данные, размещенные в личном кабинете портала "Билет в будущее" и интегрированных платформ для анализа, выявления точек роста для повышения качества профориентационной работы в субъекте Российской Федерации или в конкретной территориально-административной единице.
5. Организация-партнер играет ключевую роль в реализации ЕМП, расширяя возможности обучающихся в профессиональном самоопределении и способствует формированию у школьников реалистичных представлений о профессиях, обеспечивает связь между системой образования и реальным сектором экономики.
Организация-партнер может:
- участвовать в проведении мероприятий профессионального выбора (мастер-классы, экскурсии, стажировки, профессиональные пробы, образовательные путешествия);
- предоставлять профориентационно-значимую информацию;
- участвовать в разработке и реализации образовательных программ (включая модули по специфике отраслей);
- взаимодействовать с общеобразовательными организациями (организация сетевых форм обучения, наставничества, проектной деятельности);
- использовать сервисы портала "Билет в будущее" для размещения верифицированных профориентационных материалов.
Формы взаимодействия с организациями-партнерами:
- совместные профориентационные проекты (чемпионаты профессионального мастерства, конкурсы, деловые игры).
- экскурсии и дни открытых дверей на предприятиях и в образовательных организациях.
- стажировки и практики для обучающихся и педагогов.
- разработка и внедрение дуальных программ профессионального обучения (совмещение теоретической подготовки с практикой на производстве).
