3.1. <Письмо> Минпросвещения России от 14.08.2025 N ВЖ-1399/05 "О направлении информации" (вместе с "Методическими рекомендациями по реализации Единой модели профессиональной ориентации обучающихся 6 - 11 классов образовательных организаций РФ, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования", утв. Протоколом Всероссийского экспертного совета по профориентации N 02 от 16.07.2025)
3.1. Методологические основы
Методологической основой ЕМП являются современные представления:
- о закономерностях и принципах развития и воспитания личности, которые включают важность "субъект-субъектных" отношений, системно-деятельностного подхода, индивидуализации в образовании;
- о принципах, формах и методах образовательной профориентации обучающихся.
В рамках реализации ЕМП, ее задачи реализуются через сочетание следующих подходов, каждый из которых включает активизирующий компонент:
- информационно-развивающий подход - помощь обучающемуся в ориентации в мире современных профессий, формировании карьерной грамотности, информирование об актуальной и перспективной (прогноз востребованности) ситуации на рынке труда, перспективах развития в сферах экономической деятельности, разъяснение объективной ситуации и устранение заблуждений и мифов, связанных как с конкретными профессиональными областями, так и с логикой получения профессионального образования и связью между образованием и дальнейшим трудоустройством;
- диагностико-консультационный подход - помощь обучающемуся в выстраивании картины себя как будущего профессионала через исследование своих ресурсов и дефицитов, сильных сторон и зон развития, исходных знаний, интересов и склонностей. Подход включает профориентационные диагностики с использованием стандартизованных современных инструментов, а также организацию и проведение группового разбора результатов диагностик, что позволяет выявить исходный уровень сформированности ГПС и отследить ее изменения;
- практико-ориентированный подход - разработка специальных мер, позволяющих обучающемуся установить связь между получаемыми теоретическими знаниями и практическими действиями, необходимыми для освоения выбранной профессии или профессиональной области. Подход подразумевает участие в практико-ориентированных мероприятиях профессионального выбора и предполагает погружение обучающихся в реальный профессиональный контекст.
Формы реализации подходов включает в себя компоненты, отраженные в таблице 1.
Таблица 1. Реализация подходов ЕМП к формированию готовности к профессиональному самоопределению обучающегося
|
"Узнаю"
|
Урочная деятельность (достижение предметных, метапредметных и личностных результатов обучения);
|
|
Курс внеурочной деятельности "Россия - мои горизонты";
|
|
|
Курсы внеурочной деятельности в рамках реализации профильного обучения профильных предпрофессиональных классов;
|
|
|
Ознакомительный формат мероприятий профессионального выбора.
|
|
|
"Понимаю"
|
Организация профориентационной диагностики для 6 - 11 классов;
|
|
Набор диагностик включает: диагностики выявления интересов обучающихся: "Мой профиль", "Мои интересы"; способностей: "Мои способности"; личностных особенностей: "Мои качества"; диагностика ГПС: "Мои ориентиры", возможны дополнительные диагностики в рамках реализации регионального уровня ЕМП.
|
|
|
"Пробую"
|
Организация участия обучающихся в практико-ориентированных мероприятиях профессионального выбора.
|
|
"Планирую"
|
Обсуждение полученных рекомендаций и опыта, выбор профессиональной сферы и построение образовательно-профессионального маршрута;
|
|
Рефлексивные занятия.
|
