2.2. <Письмо> Минпросвещения России от 14.08.2025 N ВЖ-1399/05 "О направлении информации" (вместе с "Методическими рекомендациями по реализации Единой модели профессиональной ориентации обучающихся 6 - 11 классов образовательных организаций РФ, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования", утв. Протоколом Всероссийского экспертного совета по профориентации N 02 от 16.07.2025)
2.2. Федеральный и региональный уровни реализации Единой модели профориентации
ЕМП подразумевает реализацию программы профориентационной работы с обучающимися общеобразовательных организаций на федеральном и региональном уровнях.
Федеральный уровень ЕМП включает в себя нормативный, диагностический, организационно-методический и содержательный компоненты и направлен на формирование ценностных ориентиров, значимых для успешной профессиональной деятельности.
Содержательный компонент обеспечивает знакомство обучающихся со стратегией экономического и научно-технологического развития страны, приоритетными видами экономической деятельности, соответствующими потребностями в компетенциях, фундаментальных знаниях, кадровой политикой Российской Федерации.
Организационно-методический компонент федерального уровня ЕМП обеспечивает: разработку федеральной рабочей программы курса внеурочной деятельности "Россия - мои горизонты"; настоящих методических рекомендаций; разработку методических материалов курса внеурочной деятельности "Россия - мои горизонты" (федеральный компонент объемом 34 ак. часа); содействие повышению компетентности педагогических работников и представителей региональных операторов ЕМП субъектов Российской Федерации; содействие межведомственному взаимодействию в интересах реализации профориентационной программы федерального уровня.
Диагностический компонент федерального уровня реализации ЕМП включает в себя подготовку профориентационных диагностических материалов и размещение их на портале "Билет в будущее".
Техническую и организационно-методическую поддержку реализации федерального уровня ЕМП обеспечивает Фонд Гуманитарных Проектов.
Региональный уровень ЕМП обеспечивает реализацию профориентационной программы федерального уровня, как основы ЕМП, а также создание и обеспечение реализации профориентационной программы регионального уровня на основе взаимодействия исполнительных органов субъекта Российской Федерации, регионального оператора ЕМП и организаций-партнеров.
Содержательный компонент ЕМП включает в себя реализацию федерального содержательного компонента в объемах, обозначенных федеральным оператором, а также знакомство обучающихся с востребованными и перспективными профессиями сфер экономической деятельности субъекта Российской Федерации, спецификой местного рынка труда, производствами субъекта Российской Федерации и условиями работы на них, в том числе при разработке методических материалов курса внеурочной деятельности "Россия - мои горизонты" регионального уровня. При реализации регионального уровня ЕМП особое внимание уделяется интеграции в профориентационную работу экономических, социальных, культурных, исторических и природных особенностей соответствующего субъекта Российской Федерации.
Одним из ключевых элементов содержания, а также организационно-методического компонента реализации регионального уровня ЕМП является создание условий для знакомства обучающихся с образовательными возможностями субъекта и, при необходимости, соседних субъектов Российской Федерации, в том числе в части целевого обучения, а также возможностями центров занятости населения.
Диагностический компонент регионального уровня ЕМП включает в себя обеспечение максимального охвата профориентационными онлайн-диагностиками федерального уровня реализации ЕМП обучающихся общеобразовательных организаций, как основы для планирования индивидуальных профессионально-образовательных маршрутов развития и формирования ГПС обучающихся. При реализации регионального уровня диагностики могут быть адаптированы под специфику региона при согласовании федеральным оператором.
Техническую и организационно-методическую поддержку реализации регионального уровня ЕМП обеспечивает региональный оператор ЕМП при поддержке федерального оператора, в том числе в части работы с порталом "Билет в будущее" и платформ, интегрированных с ним.
Обобщенная схема реализации ЕМП отражена на рисунке 1.
Рисунок 1. Обобщенная схема реализации ЕМП
