<Письмо> Минпросвещения России от 14.08.2025 N ВЖ-1399/05 "О направлении информации" (вместе с "Методическими рекомендациями по реализации Единой модели профессиональной ориентации обучающихся 6 - 11 классов образовательных организаций Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования", утв. Протоколом Всероссийского экспертного совета по профориентации N 02 от 16.07.2025)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 14 августа 2025 г. N ВЖ-1399/05

О НАПРАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ

В соответствии с письмом Фонда Гуманитарных Проектов (далее - Фонд) и в целях обеспечения проведения профориентационных мероприятий среди обучающихся 6 - 11 классов Российской Федерации Минпросвещения России направляет Методические рекомендации по реализации Единой модели профессиональной ориентации обучающихся 6 - 11 классов образовательных организаций Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования (далее - методические рекомендации) и федеральную рабочую программу курса внеурочной деятельности "Россия - мои горизонты" (далее, соответственно - программа курса, курс).

В целях эффективной реализации Единой модели профориентации Минпросвещения России просит распространить вышеуказанные материалы среди общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций и организаций дополнительного образования детей, а также их отдыха и оздоровления.

Вместе с тем, Минпросвещения России просит направить следующую информацию:

календарно-тематический план курса на 2025/26 учебный год с учетом регионального компонента в соответствии с программой курса в срок до 1 сентября 2025 г. на адрес электронной почты: info@expohistory.ru (копия: n.medvedeva@bvbinfo.ru);

утвержденные региональные программы профориентационной работы, разработанные в соответствии с методическими рекомендациями, в установленном порядке в срок до 1 октября 2025 года.

Контактное лицо: Медведева Надежда Евгеньевна, заместитель руководителя Научно-методического центра Фонда, тел. +7 (919) 056-22-50.

В.Б.ЖЕЛОНКИН

Утверждено
Протоколом
Всероссийского экспертного
совета по профориентации
N 02 от 16 июля 2025 г.
Сопредседатель Всероссийского
экспертного совета,
Управляющий директор
Фонда Гуманитарных Проектов
ЕСИН И.В.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РЕАЛИЗАЦИИ ЕДИНОЙ МОДЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ 6 - 11 КЛАССОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Термины и определения

Готовность к профессиональному самоопределению - совокупность универсальных компетенций обучающегося, позволяющих проектировать профессиональный путь с учетом своих ценностей, мотивов, возможностей в конкретной социально-экономической ситуации.

Единая модель профориентации - это система профориентационной работы с обучающимися общеобразовательных организаций Российской Федерации, реализуемая на региональном и федеральном уровнях с учетом национальных целей развития Российской Федерации.

Карьера - это развитие человека в рамках профессиональной деятельности. Представляет собой последовательность образовательных и профессиональных событий, которые проходит человек от начала трудовой деятельности до ее завершения.

Карьерная траектория - это путь профессионального развития сотрудника внутри организации или на рынке труда, который включает последовательность этапов продвижения от начального уровня должности до высших позиций либо специализированных ролей.

Карьерная грамотность - совокупность знаний, навыков и компетенций, позволяющих человеку эффективно управлять своей карьерной траекторией, планировать профессиональное развитие, успешно адаптироваться к изменениям на рынке труда и достигать профессиональных целей.

Общеобразовательная организация - организация, реализующая программы основного общего и среднего общего образования.

Онлайн-тренажер (симулятор) профессии - виртуальная симуляция основных составляющих профессии, позволяющая в онлайн-формате познакомиться с содержанием трудовой деятельности определенной профессии через решение практико-ориентированных задач.

Межведомственная комиссия - коллегиальный орган, созданный в целях осуществления мероприятий по профессиональной ориентации граждан в субъекте Российской Федерации, согласно статье 58 Федерального закона от 12 декабря 2023 г. N 565-ФЗ "О занятости населения в Российской Федерации".

Мероприятие профессионального выбора - организованная форма деятельности, направленная на помощь обучающимися в осознанном выборе профессии, знакомство с различными сферами профессиональной деятельности, условиями труда, развитии допрофессиональных компетенций и формировании готовности к будущей трудовой деятельности.

Организация-партнер - организация, обладающая ресурсами, необходимыми для осуществления мероприятий профессиональной ориентации и заинтересованная в результатах профориентационной деятельности. Организацией-партнером могут быть: образовательные организации, организации реального сектора экономики, индивидуальные предприниматели, некоммерческие организации и иные организации.

Профессиональная ориентация (профориентация) обучающихся - это комплексная подготовка обучающихся к профессиональному самоопределению в соответствии с их личностными качествами, склонностями, интересами, способностями, состоянием здоровья, а также с учетом потребностей развития экономики и общества.

Профессиональная проба - мероприятие, включающее в себя элементы реальной профессиональной деятельности (или моделирующее эти элементы), предполагающее оценку данной практики самим участником и обратную связь от наставника.

Профориентационная диагностика - это стандартизированная методика оценки, направленная на измерение индивидуальных свойств и качеств (например, интересов и способностей) обучающегося, прямо или косвенно связанных с выбором профессиональных и образовательных траекторий.

Профильные предпрофессиональные классы - форма организации профильного обучения при реализации общеобразовательной программы, обязательно включающая взаимодействие с организациями-работодателями, организациями профессионального образования и иными социальными партнерами в интересах подготовки обучающихся к профессиональному самоопределению.

Профориентационная деятельность (работа) - это деятельность по реализации мероприятий по профессиональной ориентации обучающихся, направленная на содействие обучающимся в выборе профессии, профессиональном самоопределении и развитии готовности к трудовой деятельности.

Профориентационная программа - это документ, который определяет цели, задачи, рекомендуемые объем и содержание мероприятий профориентационной деятельности, в том числе механизмы, методы и технологии такой деятельности, направленные на содействие обучающимся в выборе профессии, профессиональном самоопределении и развитии готовности к трудовой деятельности.

Профориентационная программа федерального уровня - профориентационная программа, направленная на реализацию Единой модели профориентации для решения общегосударственных задач в области профессиональной ориентации обучающихся, включающая разработку документов нормативно-правового регулирования, научно-методического и ресурсного обеспечения реализации Единой модели профориентации федеральными органами исполнительной власти, федеральным оператором Единой модели профориентации и иными участниками реализации Единой модели профориентации федерального уровня.

Профориентационная программа регионального уровня - профориентационная программа, разработанная на уровне субъекта Российской Федерации, обеспечивающая реализацию Единой модели профориентации федерального уровня, учитывая особенности экономики, рынка труда и кадровую потребность (в том числе прогнозируемую) субъекта Российской Федерации.

Профессиональный выбор - процесс принятия решения, затрагивающий ближайшую профессиональную перспективу обучающегося (в отличие от профессионального самоопределения).

Профессионально-образовательный маршрут - запланированная последовательность образовательных и профессиональных выборов с целью получения профессиональной квалификации и профессионального развития.

Рабочая программа воспитания - обязательная часть основной общеобразовательной программы, определяющая комплекс ключевых характеристик воспитательной работы (событий, практик и проектов) в рамках этой программы.

Региональный оператор - это юридическое лицо, определенное исполнительным органом субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, за которым закреплены функции координации реализации Единой модели профориентации на уровне субъекта Российской Федерации.

Федеральный оператор - это юридическое лицо, наделенное Министерством просвещения Российской Федерации полномочиями федерального оператора реализации Единой модели профориентации. Федеральным оператором Единой модели профориентации является Фонд Гуманитарных Проектов.

Список сокращений

ГПС - готовность к профессиональному самоопределению;

ДОД - дополнительное образование детей;

ДОП - дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (дополнительная общеобразовательная программа);

ЕМП - Единая модель профориентации;

ОВЗ - ограниченные возможности здоровья;

ООО - основное общее образование;

ООП - основная общеобразовательная программа;

СОО - среднее общее образование;

СПО - среднее профессиональное образование;

ФГОС - федеральный государственный образовательный стандарт;

ФГП - Фонд Гуманитарных Проектов;

КЦП - контрольные цифры приема.

Сохранить в браузере
Нажмите сочетание клавиш Ctrl + D