МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 30 мая 2022 г. N ДГ-1349/07

О НАПРАВЛЕНИИ КОНЦЕПЦИИ И ПЛАНА

Минпросвещения России направляет Концепцию развития психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования в Российской Федерации на период до 2025 года и план мероприятий на 2022 - 2025 годы по ее реализации, утвержденные Министром просвещения Российской Федерации 20 мая 2022 г. N СК-7/07вн, для использования в работе и исполнения в части компетенции.

В соответствии с пунктом 4 плана мероприятий на 2022 - 2025 годы по реализации Концепции развития психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования в Российской Федерации на период до 2025 года, предусматривающего разработку (актуализацию) в субъектах Российской Федерации региональных планов (комплексов мер) по развитию психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования, Минпросвещения России просит представить указанные планы (комплексы мер) в адрес Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России в срок до 30 ноября 2022 года.

Д.Е.ГРИБОВ

Утверждаю
Министр просвещения
Российской Федерации
С.С.КРАВЦОВ
20 мая 2022 г.

КОНЦЕПЦИЯ N СК-7/07ВН
РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА

I. Общие положения

Концепция развития психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования в Российской Федерации на период до 2025 года (далее - Концепция) определяет цели, задачи, принципы, основные направления и механизмы реализации государственной политики в сфере развития психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования в Российской Федерации на период до 2025 года.

Концепция базируется на нормах Конституции Российской Федерации, разработана с учетом федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, затрагивающих сферы образования, семейной, молодежной, национальной политики, международных документов в сфере защиты прав детей и молодежи, ратифицированных Российской Федерацией, а также учитывает пункт 112 плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 января 2021 г. N 122-р, предусматривающего развитие психологической службы в системе образования.

Концепция развивает положения Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", предусматривающие реализацию права каждого человека на образование (статья 5); наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования полномочиями по организации предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации (пункт 12 части 1 статьи 8); предоставление обучающимся условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции (пункт 2 части 1 статьи 34); оказание психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления (часть 1 статьи 42); организацию получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (статья 79).

Изменения социально-экономической ситуации в стране, принятие новых законодательных актов в сфере образования диктуют не только необходимость корректировки целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы обучающихся, но и совершенствование психологического обеспечения образовательной деятельности с учетом новых требований к психолого-педагогическим условиям реализации образовательных программ.

Современные научные исследования констатируют неравномерность психического развития в детской популяции, рост числа детей с проблемными вариантами развития различной этиологии, снижение уровней психического и психологического здоровья и физического развития, расширение распространенности функциональных нарушений и хронических заболеваний у обучающихся во все периоды их обучения. Актуализируются различного рода риски, такие как рост игровой и интернет-зависимостей; десоциализация, виктимность, явления насилия, агрессии, противоправных действий и антисоциального поведения обучающихся; вовлечение в потребление психоактивных веществ; суицидальное поведение; раннее начало половой жизни; межэтническая напряженность и межнациональные конфликты.

Подобные тенденции связаны в том числе с перестройкой семьи как социального института, что порождает новую социальную ситуацию развития обучающихся, а также с расширением границ доступности средств массовой информации и иных ресурсов при низком уровне безопасности информационной среды для обучающихся.

Целью Концепции является формирование единого пространства психологического сопровождения (нормативного, организационного, управленческого, методического) в системе общего образования и среднего профессионального образования для повышения доступности и качества психологической помощи участникам образовательных отношений при реализации национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее - Указ N 474).

Концепция основывается на следующих принципах:

приоритет равной доступности качественной профессиональной психологической помощи для участников образовательных отношений во всех субъектах Российской Федерации;

преемственность психологического сопровождения несовершеннолетних обучающихся на всех уровнях образования (дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального образования);

непрерывность и преемственность профессионального развития кадров с учетом актуальных научных исследований повестки современного детства и достижений мировой науки;

понимание роли педагога-психолога (психолога в сфере образования) как обязательного участника педагогической команды для обеспечения психологически благоприятной образовательной среды;

взаимодействие органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, образовательных организаций, общественных объединений, иных юридических лиц по вопросам совершенствования психологического сопровождения образовательного процесса.

Основными задачами Концепции являются:

разработка и совершенствование нормативной правовой, научно-методической, организационно-управленческой и информационной базы по организации психолого-педагогической помощи всем участникам образовательных отношений с учетом отечественного и зарубежного опыта для обеспечения единства его применения с учетом специфики субъектов Российской Федерации;

обеспечение качества подготовки и повышения квалификации педагогов-психологов (психологов в сфере образования), а также эффективной системы межуровневого и межведомственного взаимодействия со специалистами иных организаций и органов;

разработка стандартов оказания психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений;

повышение престижа деятельности педагога-психолога (психолога в сфере образования) и повышение уровня доверия родителей (законных представителей) обучающихся к деятельности по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса.

В Концепции под психологической службой понимается организационная структура, осуществляющая деятельность по психолого-педагогическому сопровождению участников образовательных отношений в системе общего образования и среднего профессионального образования, в состав которой входят:

педагоги-психологи (психологи в сфере образования) организаций, осуществляющих образовательную деятельность, реализующих основные образовательные программы дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования, среднего профессионального образования, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организаций, осуществляющих лечение, оздоровление и (или) отдых несовершеннолетних;

главные внештатные педагоги-психологи в субъектах Российской Федерации;

центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи;

федеральные и региональные ресурсные центры психологического сопровождения в системе образования;

главные внештатные педагоги-психологи в федеральных округах Российской Федерации, главный внештатный педагог-психолог Министерства просвещения Российской Федерации.

Ресурсами развития психологической службы являются научные организации, осуществляющие научные исследования и разработки в ее интересах, образовательные организации высшего образования, а также образовательные организации дополнительного профессионального образования, осуществляющие подготовку и повышение квалификации кадров психологической службы.

Анализ современного состояния деятельности психологической службы обнаруживает целый комплекс проблем, требующих решения:

значительная неравномерность уровня и качества оказания психолого-педагогической помощи, а также состояние ее инфраструктуры в субъектах Российской Федерации;

отсутствие единого подхода в определении целей, задач, содержания, методов деятельности психологической службы, места и статуса педагога-психолога (психолога в сфере образования);

отсутствие стандартов оказания психолого-педагогической помощи, включая стандарт применения диагностического инструментария;

несформированность единой системы взаимодействия при оказании психолого-педагогической помощи на разных уровнях образования;

отсутствие в системе общего образования и среднего профессионального образования необходимой численности педагогов-психологов (психологов в сфере образования).

Необходимо отметить и недостаточную разработанность нормативной правовой базы, регулирующей деятельность педагога-психолога (психолога в сфере образования), организаций, осуществляющих образовательную деятельность, реализующих основные образовательные программы дошкольного образования, начального общего, основного общего, среднего общего образования, среднего профессионального образования, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организаций, осуществляющих лечение, оздоровление и (или) отдых несовершеннолетних.

Таким образом, в системе общего образования и среднего профессионального образования Российской Федерации не сформирована целостная, соответствующая современным вызовам психологическая служба, оказывающая качественную психолого-педагогическую помощь всем участникам образовательных отношений, включая следующие категории детей: дети-инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья, одаренные дети, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети с отклоняющимся поведением и нормотипичные дети.

II. Цели, задачи деятельности психологической службы
и приоритетные направления ее развития

Реализация Концепции вносит вклад в достижение национальных целей развития Российской Федерации, определенных Указом N 474.

В рамках достижения национальных целей развития Российской Федерации "сохранение населения, здоровье и благополучие людей", "возможности для самореализации и развития талантов" сформулирована цель деятельности психологической службы - создание условий для успешного развития каждого ребенка, его образования, воспитания, социализации и самореализации в социально позитивных видах деятельности.

Достижение поставленной цели на современном этапе развития психологической службы требует решения следующих актуальных задач:

обеспечение доступности психолого-педагогической помощи всем категориям детей независимо от их места проживания;

обеспечение качества психолого-педагогической помощи для всех категорий детей;

совершенствование управления качеством психолого-педагогической помощи и определение критериев оценки эффективности деятельности психологической службы;

проведение научных исследований;

развитие межуровневого и межведомственного взаимодействия в сфере оказания психологической помощи детям;

совершенствование качества инструментария оказания психологической помощи в системе общего образования и среднего профессионального образования;

содействие созданию условий для сохранения и укрепления психологического и психического здоровья, а также развития обучающихся, оказание им психологической поддержки и содействия в трудных жизненных ситуациях;

реализация психолого-педагогических программ преодоления трудностей в обучении детей;

участие педагогов-психологов (психологов в сфере образования) в проектировании и создании развивающей, психологически безопасной образовательной среды;

проведение психологической экспертизы программ развития образовательной организации с целью определения степени безопасности и комфортности образовательной среды;

диагностика и контроль динамики личностного и интеллектуального развития обучающихся, их индивидуального прогресса и достижений;

сотрудничество педагогов-психологов (психологов в сфере образования) с иными педагогическими работниками по вопросам обеспечения достижения целевых ориентиров дошкольного образования, личностных и метапредметных результатов освоения обучающимися основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;

содействие в построении индивидуальной образовательной траектории обучающихся;

содействие созданию условий для самостоятельного осознанного выбора обучающимися профессии (или профессиональной области) и построения личных профессиональных планов;

содействие в позитивной социализации детей;

организация мероприятий по профилактике и коррекции отклоняющегося (агрессивного, аддиктивного, виктимного, суицидального и т.п.) и делинквентного (противоправного) поведения детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;

профилактика социального сиротства;

содействие реализации программ воспитания обучающихся;

участие в развитии у обучающихся межкультурной компетентности;

сохранение и укрепление здоровья обучающихся, включая применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе, оптимизацию нагрузки обучающихся, формирование культуры здоровья и здорового образа жизни, воспитание осознанного устойчивого отрицательного отношения к употреблению никотинсодержащей, алкогольной продукции, наркотических средств и психотропных веществ, иных психоактивных веществ;

психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей на основе создания системы психологической поддержки для реализации потенциала одаренных детей, обогащения их познавательных интересов и мотивов, формирования универсальных способов познания мира;

психолого-педагогическое сопровождение коррекционно-развивающего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, находящихся в различных образовательных условиях, в том числе определение для каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья и ребенка-инвалида образовательного маршрута, соответствующего его возможностям и образовательным потребностям;

профилактика эмоционального выгорания, личностных и профессиональных деформаций педагогических работников;

психологическое просвещение и консультирование родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся по проблемам обучения, воспитания, развития.

Обозначенные цель и задачи деятельности психологической службы определяют необходимость ее эффективного функционирования в каждом субъекте Российской Федерации, совершенствование психодиагностического, развивающего и коррекционного инструментария психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, нормативной правовой базы, регулирующей деятельность педагога-психолога (психолога в сфере образования), и других аспектов деятельности психологической службы.

Модели организации психолого-педагогической помощи в системе общего и среднего профессионального образования в субъектах Российской Федерации создаются для реализации цели и задач Концепции.

На основе анализа ключевых проблем и ресурсов развития психологической службы определяются следующие приоритетные направления ее развития:

совершенствование управления деятельности психологической службы;

совершенствование нормативного правового регулирования деятельности по организации психолого-педагогической помощи всем участникам образовательных отношений;

кадровое обеспечение деятельности психологической службы;

методическое обеспечение деятельности психологической службы;

научное обеспечение деятельности психологической службы (научные исследования и разработки);

информационное обеспечение деятельности психологической службы;

материально-техническое обеспечение деятельности психологической службы.

Совершенствование управления деятельности психологической службы (федеральный, региональный, муниципальный, институциональный уровень) предполагает деятельность по созданию единого пространства оказания психолого-педагогической помощи в целях ее функционирования. Для этого предусматривается:

организация деятельности Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации в целях организационного, экспертно-методического сопровождения деятельности психологической службы;

организация деятельности Научно-методического совета по вопросам развития психологической службы в целях обеспечения проведения научных исследований в интересах деятельности психологической службы;

разработка (актуализация) региональных планов (комплексов мер) по развитию психологической службы с учетом положений, закрепленных в Концепции;

проведение мониторинга реализации региональных планов (комплексов мер) по развитию психологической службы.

Совершенствование нормативного правового регулирования деятельности по организации психолого-педагогической помощи всем участникам образовательных отношений предполагает подготовку предложений для внесения изменений в нормативные правовые акты с целью совершенствования законодательства Российской Федерации в части оказания психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

Кадровое обеспечение психологической службы предполагает организацию повышения квалификации педагогов-психологов (психологов в сфере образования), проведение конкурсов профессионального мастерства педагогов-психологов (психологов в сфере образования), совершенствование системы оплаты труда педагогов-психологов дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций. Необходимо разработать последовательность ступеней профессионального карьерного развития педагога-психолога (психолога в сфере образования).

Методическое обеспечение деятельности психологической службы предполагает оказание содействия организации экспертно-методического сопровождения деятельности по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса и направлено на:

стандартизацию и адаптацию методов психологической диагностики для оценки целевых ориентиров дошкольного образования в целях реализации требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и оценки метапредметных компетенций и личностных результатов освоения образовательных программ в целях реализации требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и управления качеством образования;

разработку и адаптацию новых коррекционно-развивающих, коррекционно-реабилитационных и профилактических программ различной направленности;

формирование реестра стандартизированного психодиагностического инструментария в целях обеспечения качества диагностической деятельности педагогов-психологов (психологов в сфере образования);

создание электронного психодиагностического, развивающего и психокоррекционного инструментария;

разработку и внедрение оптимальных моделей организации и предоставления психолого-педагогической помощи детям на разных уровнях и видах образования и при различных формах получения образования и формах обучения;

разработку критериев оценки эффективности деятельности психологической службы.

Деятельность по научному обеспечению психологической службы (научные исследования и разработки) предполагает деятельность научных организаций, осуществляющих научные исследования и разработки, и направлена на:

организацию и проведение регулярных общероссийских популяционных исследований современных детей в Российской Федерации в целях стандартизации психологических методов диагностики, оценки индивидуально-психологических и возрастных особенностей обучающихся в разные периоды обучения;

организацию и проведение лонгитюдных исследований для оценки влияния образовательных, воспитательных, коррекционно-развивающих и коррекционно-реабилитационных технологий на психическое развитие и здоровье обучающихся.

Информационное обеспечение деятельности психологической службы направлено на популяризацию деятельности по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса, включая в себя:

разработку и реализацию Концепции цифровой платформы, предназначенной для оказания психологической помощи несовершеннолетним гражданам, их родителям (законным представителям);

информирование населения о возможностях получения психолого-педагогической, в том числе экстренной психологической помощи.

Материально-техническое обеспечение деятельности психологической службы направлено на создание условий для оказания доступной и качественной психолого-педагогической помощи обучающимся, в том числе испытывающим трудности в освоении основных образовательных программ, и включает в себя:

оборудование кабинетов педагогов-психологов (психологов в сфере образования) в дошкольных образовательных организациях, общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях;

обеспечение деятельности по психолого-педагогическому сопровождению в условиях цифровой образовательной среды.

III. Ожидаемые результаты реализации Концепции

Реализация Концепции предполагает повышение повышения доступности и качества психологической помощи участникам образовательных отношений на основе решения ключевых проблем в организации и содержании деятельности педагогов-психологов (психологов в сфере образования).

Результатами развития психологической службы станут:

к 2023 году:

в субъектах Российской Федерации разработаны (актуализированы) региональные планы (комплексы мер) по развитию психологической службы в системе общего, среднего профессионального образования;

в субъектах Российской Федерации организованы курсы повышения квалификации педагогов-психологов (психологов в сфере образования) образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы дошкольного образования, начального общего, основного общего, среднего общего образования, среднего профессионального образования и профессионального обучения, а также центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи;

к 2024 году:

разработаны критерии оценки эффективности деятельности психологической службы в системе общего и среднего профессионального образования (осуществлена пилотная апробация не менее чем в 8 субъектах Российской Федерации);

разработаны протоколы организации деятельности педагога-психолога (психолога в сфере образования) в образовательных организациях, реализующих основные образовательные программы дошкольного образования, начального общего, основного общего, среднего общего образования, среднего профессионального образования, и центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, включая протоколы межведомственного взаимодействия;

разработано примерное положение об организации межведомственного взаимодействия в интересах психологической службы в системе общего и среднего профессионального образования;

разработаны стандарты оказания психологической помощи участникам образовательных отношений в системе общего и среднего профессионального образования;

укреплено доверие к педагогам-психологам (психологам в сфере образования), выраженное в увеличении запросов на психологическую помощь от участников образовательных отношений (на основе данных социологических исследований);

к 2025 году:

для 100% участников образовательных отношений обеспечена доступность психологической помощи;

психологическая служба обеспечена научно-методической поддержкой, повышением квалификации педагогов-психологов (психологов в сфере образования);

повышено качество инклюзии и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в социум (на основе данных мониторинга инклюзивной образовательной среды);

традиционная модель психологической службы модернизирована и дополнена цифровыми помощниками, создана цифровая система сетевого взаимодействия профессионального сообщества педагогов-психологов, решающая задачи быстрого реагирования в кризисных ситуациях, оперативной методической помощи педагогам-психологам (психологам в сфере образования), модернизации профессионального инструментария и обеспечения межведомственного взаимодействия при оказании психологической помощи.

IV. Механизмы и ресурсы реализации Концепции

Реализация Концепции будет осуществляться посредством:

нормативного обеспечения деятельности педагогов-психологов (психологов в сфере образования);

разработки вариативной модели организации деятельности психологической службы, включающую в себя модели межведомственного и межуровневого взаимодействия педагогов-психологов (психологов в сфере образования), внедрения в практику протоколов и алгоритмов организации межуровневого и межведомственного взаимодействия;

разработки модели психологического сопровождения, в том числе организации деятельности педагогов-психологов (психологов в сфере образования) дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций с учетом различных форм организации образовательной деятельности, в том числе включая электронное обучение и дистанционные образовательные технологии, а также при обеспечении равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;

учета задач по реализации Концепции при определении объема финансирования государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", формировании бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;

учета в деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации функций по формированию соответствующей системы управления психологической службой и ее кадрового обеспечения, включая подготовку образовательными организациями высшего образования педагогов-психологов (психологов в сфере образования), а также организацию их дополнительного профессионального образования с учетом потребностей субъектов Российской Федерации;

методологического и методического обеспечения деятельности психологической службы на федеральном уровне с целью создания равных возможностей получения психолого-педагогической помощи обучающимися дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций на всей территории Российской Федерации с учетом региональных особенностей;

информационного обеспечения, включая осуществление мониторинга и прогнозирования хода и оценки эффективности реализации Концепции;

научно-методического обеспечения деятельности психологической службы, ориентированного на: разработку эффективных технологий и механизмов, научных исследований в сфере оказания психолого-педагогической помощи обучающимся дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций, на распространение инновационного опыта работы, обобщение и внедрение лучших моделей деятельности психологической службы с учетом особенностей и традиций субъектов Российской Федерации;

информационной поддержки деятельности психологической службы.

Ресурсами реализации Концепции являются:

ведущие научные организации;

образовательные организации высшего образования и дополнительного профессионального образования, осуществляющие подготовку и повышение квалификации кадров для психологической службы, подведомственные Министерству просвещения Российской Федерации;

центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

Источниками финансирования реализации основных мероприятий Концепции являются:

федеральный бюджет на очередной финансовый год и плановый период в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета, выделяемых на выполнение мероприятий в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" по федеральным проектам "Современная школа", "Цифровая образовательная среда";

бюджеты субъектов Российской Федерации с учетом задач по реализации Концепции в рамках исполнения полномочий, установленных Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

V. Этапы реализации Концепции

Реализация Концепции будет осуществляться в два этапа: I этап - 2022 - 2023 годы, II этап - 2024 - 2025 годы.

На I этапе предусматривается:

подготовить нормативный правовой акт, регламентирующий порядок оказания психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, в том числе порядок деятельности центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи;

провести мониторинг эффективности деятельности психологической службы в субъектах Российской Федерации;

актуализировать в субъектах Российской Федерации региональные планы (комплексы мер) по развитию психологической службы с учетом положений, закрепленных в Концепции;

разработать стандарты оказания психологической помощи участникам образовательных отношений в системе общего и среднего профессионального образования;

разработать методические рекомендации по порядку формирования антикризисных подразделений на базе центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи субъектов Российской Федерации;

разработать методические рекомендации по созданию и обеспечению системы экстренной психологической помощи в составе психологической службы в системе общего и среднего профессионального образования;

разработать методические рекомендации по проведению "Недели психологии" в образовательных организациях, реализующих основные образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, среднего профессионального образования;

подготовить реестр коррекционно-развивающих, коррекционно-реабилитационных и профилактических программ для деятельности педагога-психолога (психолога в сфере образования);

подготовить предложения по актуализации профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)";

разработать и апробировать критерии оценки эффективности деятельности психологической службы;

подготовить предложения по совершенствованию системы оплаты труда педагогов-психологов (психологов в сфере образования) образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы дошкольного образования, начального общего, основного общего, среднего общего образования, среднего профессионального образования;

подготовить федеральный реестр дополнительных профессиональных программ для педагогов-психологов (психологов в сфере образования);

организовать проведение научных исследований по проблемам семей с детьми с высоким риском развития нарушений и установленными нарушениями развития, с особыми образовательными потребностями или риском их возникновения;

организовать проведение лонгитюдных исследований для оценки влияния образовательных, воспитательных, коррекционно-развивающих и коррекционно-реабилитационных технологий на психическое развитие и здоровье обучающихся;

разработать Концепцию цифровой платформы, предназначенной для оказания психологической помощи несовершеннолетним гражданам, их родителям (законным представителям).

На II этапе реализации Концепции предполагается:

провести мониторинг реализации в субъектах Российской Федерации региональных планов (комплексов мер) по развитию деятельности психологической службы с учетом положений, закрепленных в Концепции;

разработать примерный проект функциональной модели деятельности психологической службы, предусматривающий ее управление на федеральном, региональном, муниципальном и институциональном уровнях (в разрезе типов образовательных организаций), а также вариативные модели организации деятельности психологической службы;

осуществить адаптацию, стандартизацию методик психологической диагностики для оценки целевых ориентиров дошкольного образования и метапредметных компетенций и личностных результатов освоения обучающимися основных образовательных программ начального, основного, среднего общего образования;

организовать проведение общероссийских популяционных исследований современных детей и молодежи в Российской Федерации в целях стандартизации психологических методов диагностики, оценки индивидуально-психологических и возрастных особенностей обучающихся в разные периоды обучения;

внедрить цифровую систему сетевого взаимодействия профессионального сообщества педагогов-психологов (психологов в сфере образования), решающую задачи быстрого реагирования в кризисных ситуациях, оперативной методической помощи педагогам-психологам (психологам в сфере образования), модернизации профессионального инструментария и обеспечения межведомственного взаимодействия при оказании психологической помощи.

Утверждаю
Министр просвещения
Российской Федерации
С.С.КРАВЦОВ
20 мая 2022 г.

ПЛАН N СК-7/07ВН
МЕРОПРИЯТИЙ НА 2022 - 2025 ГОДЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ
РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА

N п/п
Наименование мероприятия
Срок реализации
Ответственные исполнители и соисполнители
Ожидаемый результат
I. Совершенствование управления психологической службой в системе общего образования и среднего профессионального образования
1.
Организация деятельности Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации
декабрь 2022 г.,
далее - ежегодно
Минпросвещения России
Отчет о деятельности Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации, размещенные в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть Интернет)
2.
Организация деятельности Научно-методического совета по вопросам развития психологической службы
II квартал 2022 г.
ФГБУ "Российская академия образования",
Минпросвещения России, Минобрнауки России,
Минздрав России,
научные организации
Отчет о деятельности Научно-методического совета по вопросам развития психологической службы на базе ФГБУ "Российская академия образования", размещенный в сети Интернет
3.
Организация работы Координационного совета Министерства просвещения Российской Федерации по развитию психологической службы в системе образования
II и IV
кварталы 2022 г.,
далее - ежегодно
Минпросвещения России,
заинтересованные федеральные органы исполнительной власти,
научные организации
Протоколы заседаний Координационного совета Министерства просвещения Российской Федерации по развитию психологической службы в системе образования
4.
Разработка (актуализация) в субъектах Российской Федерации региональных планов (комплексов мер) по развитию психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования
декабрь 2022 г.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
Региональные планы (комплексы мер) по развитию психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования, направленные в Минпросвещения России
5.
Проведение Всероссийского конкурса региональных моделей психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования
ноябрь 2022 г.,
ноябрь 2024 г.
Минпросвещения России,
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
Отчет о проведении Всероссийского конкурса региональных моделей психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования, размещенный в сети Интернет
6.
Проведение Всероссийского съезда психологических служб в системе образования Российской Федерации
декабрь 2022 г.,
далее - ежегодно
Минпросвещения России,
заинтересованные федеральные органы исполнительной власти,
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
Отчет о проведении Всероссийского съезда психологических служб в системе образования Российской Федерации, размещенный в сети Интернет
7.
Проведение мониторинга реализации в субъектах Российской Федерации региональных планов (комплексов мер) по развитию деятельности психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования
II квартал 2024 г.,
далее - ежегодно
Минпросвещения России,
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
Аналитический отчет, размещенный в сети Интернет
8.
Разработка методических рекомендаций, содержащих протоколы организации деятельности педагога-психолога (психолога в сфере образования) в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы и образовательные программы среднего профессионального образования, и центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, включая протоколы межведомственного взаимодействия
март 2023 г.
Минпросвещения России, ФГБУ "Российская академия образования",
заинтересованные федеральные органы исполнительной власти,
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
Методические рекомендации, содержащие протоколы организации деятельности педагога-психолога (психолога в сфере образования), межведомственные протоколы взаимодействия, направленные в субъекты Российской Федерации
9.
Разработка методических рекомендаций по формированию антикризисных подразделений на базе центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи субъектов Российской Федерации
март 2023 г.
Минпросвещения России,
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
Методические рекомендации по формированию антикризисных подразделений на базе центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, направленные в субъекты Российской Федерации
10.
Разработка и апробация критериев оценки эффективности деятельности психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования
апрель 2023 г.
Минпросвещения России,
ФГБУ "Российская академия образования"
Критерии оценки эффективности деятельности психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования, направленные методическим письмом на апробацию в не менее чем 8 субъектов Российской Федерации
11.
Проведение мониторинга эффективности деятельности психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования в субъектах Российской Федерации
октябрь 2023 г.,
далее - ежегодно
Минпросвещения России,
ФГБУ "Российская академия образования",
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
Аналитический отчет по итогам мониторинга эффективности деятельности психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования в субъектах Российской Федерации, размещенный в сети Интернет
12.
Разработка примерного проекта функциональной модели психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования, предусматривающего ее реализацию на федеральном, региональном, муниципальном и институциональном уровнях, (в разрезе типов образовательных организаций), а также вариативные модели организации психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования
II квартал 2024 г.
Минпросвещения России,
ФГБУ "Российская академия образования",
заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
Примерный проект функциональной модели психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования Российской Федерации, размещенный в сети Интернет
II. Совершенствование нормативного регулирования организации психолого-педагогической помощи всем участникам образовательных отношений в системе общего образования и среднего профессионального образования
13.
Подготовка предложений по актуализации профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)"
I квартал 2023 года
Минпросвещения России,
Минтруд России,
Общероссийская общественно-государственная просветительская организация "Российское общество "Знание"
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
заинтересованные организации
Предложения, направленные в Совет по профессиональным квалификациям в сфере образования на базе Общероссийской общественно-государственной просветительской организации "Российское общество "Знание"
III. Кадровое обеспечение психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования
14.
Проведение Всероссийского конкурса профессионального мастерства "Педагог-психолог России"
ежегодно
Минпросвещения России,
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
Информационные материалы о проведении Всероссийского конкурса профессионального мастерства "Педагог-психолог России", размещенные в сети Интернет
15.
Организация повышения квалификации педагогов-психологов (психологов в сфере образования) образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы дошкольного образования, начального общего, основного общего, среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи
III квартал 2022 г.,
далее - ежегодно
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
Минпросвещения России,
ФГБУ "Российская академия образования"
Отчеты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленные в Минпросвещения России
16.
Подготовка предложений по совершенствованию системы оплаты труда педагогов-психологов (психологов в сфере образования) образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы дошкольного образования, начального общего, основного общего, среднего общего образования, среднего профессионального образования
июнь 2023 г.
Минпросвещения России,
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
заинтересованные федеральные органы исполнительной власти
Доклад в Правительство Российской Федерации
17.
Формирование федерального реестра дополнительных профессиональных программ для педагогов-психологов (психологов в сфере образования)
IV квартал 2023 г.
Минпросвещения России,
Минобрнауки России,
ФГБУ "Российская академия образования"
Федеральный реестр дополнительных образовательных профессиональных программ для педагогов-психологов (психологов в сфере образования), размещенный в сети Интернет
IV. Методическое обеспечение деятельности психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования
18.
Проведение совещаний, конференций, семинаров, иных мероприятий по актуальным вопросам деятельности психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования
ежегодно
Минпросвещения России,
ФГБУ "Российская академия образования",
заинтересованные федеральные органы исполнительной власти,
организации,
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
Информация о мероприятиях, размещенная в сети Интернет
19.
Разработка методических рекомендаций по проведению "Недели психологии" в образовательных организациях, реализующих основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, среднего профессионального образования
апрель 2022 г.,
далее - ежегодно
Минпросвещения России
Методические рекомендации по проведению "Недели психологии", направленные в субъекты Российской Федерации
20.
Разработка примерных коррекционно-развивающих, коррекционно-реабилитационных и профилактических программ для деятельности педагога-психолога (психолога в сфере образования)
декабрь 2022 г.,
далее - ежегодно
Минпросвещения России,
заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и организации
Примерные коррекционно-развивающие, коррекционно-реабилитационные и профилактические программы для деятельности педагога-психолога (психолога в сфере образования), размещенные в сети Интернет
21.
Разработка методических рекомендаций по созданию и обеспечению системы экстренной психологической помощи в составе психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования
II квартал 2023 г.
Минпросвещения России,
ФГБУ "Российская академия образования",
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
Методические рекомендации по созданию и обеспечению системы экстренной психологической помощи в составе психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования, направленные в субъекты Российской Федерации
22.
Актуализация методических рекомендаций по совершенствованию деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи в части проработки вариативных моделей деятельности указанных центров (письмо Минпросвещения России от 5 января 2021 г. N ДГ-492/07)
II квартал 2023 г.
Минпросвещения России,
ФГБУ "Российская академия образования",
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
Актуализированные методические рекомендации по совершенствованию деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, направленные в субъекты Российской Федерации
23.
Разработка примерного положения об организации межведомственного взаимодействия в интересах психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования
III квартал 2023 г.
Минпросвещения России,
заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, организации,
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
Примерное положение об организации межведомственного взаимодействия в интересах психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования, направленное методическим письмом Минпросвещения России в субъекты Российской Федерации
24.
Актуализация методических рекомендаций по вопросам организации деятельности главных внештатных педагогов-психологов в системе образования Российской Федерации (письмо Минпросвещения России от 17 сентября 2019 г.
N ТС-2242/07)
III квартал 2023 г.
Минпросвещения России,
ФГБУ "Российская академия образования",
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
Методические рекомендации по вопросам организации деятельности главных внештатных педагогов-психологов в системе образования Российской Федерации, направленные в субъекты Российской Федерации
25.
Формирование реестра коррекционно-развивающих, коррекционно-реабилитационных и профилактических программ для деятельности педагога-психолога (психолога в сфере образования)
IV квартал 2023 г.
Минпросвещения России,
Минобрнауки России,
ФГБУ "Российская академия образования"
Реестр коррекционно-развивающих, коррекционно-реабилитационных и профилактических программ для деятельности педагога-психолога (психолога в сфере образования), рекомендованный Координационным советом Министерства просвещения Российской Федерации по развитию психологической службы в системе образования
26.
Разработка стандартов оказания психологической помощи участникам образовательных отношений в системе общего образования и среднего профессионального образования
IV квартал 2023 г.
Минпросвещения России,
ФГБУ "Российская академия образования",
заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, организации
Стандарты оказания психологической помощи участникам образовательных отношений, рекомендованные Координационным советом Минпросвещения России по развитию психологической службы в системе образования, направленные методическим письмом в субъекты Российской Федерации
27.
Создание электронного стандартизированного психодиагностического, развивающего и психокоррекционного инструментария
I квартал 2024 г.
Минпросвещения России,
ФГБУ "Российская академия образования",
заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и организации
Электронный стандартизированный психодиагностический, развивающий и психокоррекционный инструментарий, размещенный в сети Интернет
28.
Адаптация, стандартизация методик психологической диагностики для оценки целевых ориентиров дошкольного образования, метапредметных компетенций и личностных результатов освоения обучающимися основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования
IV квартал 2024 г.
Минпросвещения России,
ФГБУ "Российская академия образования"
Адаптированные, стандартизированные методики психологической диагностики для оценки целевых ориентиров дошкольного образования, метапредметных компетенций и личностных результатов освоения обучающимися основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, размещенные в сети Интернет
V. Научное обеспечение психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования (научные исследования и разработки)
29.
Организация и проведение общероссийских популяционных исследований современных детей и молодежи в Российской Федерации в целях стандартизации психологических методов диагностики, оценки индивидуально-психологических и возрастных особенностей обучающихся в разные периоды обучения
март 2024 г.,
далее - ежегодно
ФГБУ "Российская академия образования",
Минпросвещения России,
заинтересованные федеральные органы исполнительной власти,
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
Аналитический отчет, размещенный в сети Интернет
30.
Проведение научных исследований по проблемам семей с детьми с высоким риском развития нарушений и установленными нарушениями развития, с особыми образовательными потребностями или риском их возникновения
март 2023 г.,
далее - ежегодно
ФГБУ "Российская академия образования",
Минпросвещения России,
научные организации,
образовательные организации высшего образования
Аналитический отчет, размещенный в сети Интернет
31.
Организация и проведение лонгитюдных исследований для оценки влияния образовательных, воспитательных, коррекционно-развивающих и коррекционно-реабилитационных технологий на психическое развитие и здоровье обучающихся
март 2023 г.,
далее - ежегодно
ФГБУ "Российская академия образования",
Минпросвещения России,
Минтруд России,
научные организации,
образовательные организации высшего образования
Аналитический отчет, размещенный в сети Интернет
VI. Информационное обеспечение психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования
32.
Разработка Концепции цифровой платформы, предназначенной для оказания психологической помощи несовершеннолетним гражданам, их родителям (законным представителям)
сентябрь 2022 г.
Минпросвещения России,
Минцифры России,
заинтересованные федеральные органы исполнительной власти
Концепция цифровой платформы, предназначенной для оказания психологической помощи несовершеннолетним гражданам, их родителям (законным представителям), размещенная в сети Интернет
33.
Разработка цифровой системы сетевого взаимодействия профессионального сообщества педагогов-психологов (психологов в сфере образования)
март 2024 г.
Минпросвещения России,
заинтересованные федеральные органы исполнительной власти,
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
Цифровая система сетевого взаимодействия профессионального сообщества педагогов-психологов (психологов в сфере образования), размещенная в сети Интернет
34.
Проведение мероприятий по популяризации и информированию населения о возможностях получения психолого-педагогической, в том числе экстренной психологической помощи
ноябрь 2022 г.,
далее - ежегодно
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
Отчеты о проведении в субъектах Российской Федерации мероприятий по популяризации и информированию населения о возможностях получения психолого-педагогической, в том числе экстренной психологической помощи, направленные в Минпросвещения России
35.
Обеспечение тиражирования положительного опыта по психологическому просвещению участников образовательных отношений
ноябрь 2022 г.,
далее - ежегодно
Минпросвещения России,
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
Информационные материалы, размещенные в сети Интернет
VII. Материально-техническое обеспечение психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования
36.
Разработка примерного проекта рекомендуемого материально-технического оснащения деятельности педагога-психолога (психолога в сфере образования), обеспечивающего психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях, реализующих образовательные программы общего образования и среднего профессионального образования
III квартал 2023 г.
Минпросвещения России,
ФГБУ "Российская академия образования"
заинтересованные федеральные органы власти,
организации,
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
Примерный проект рекомендуемого материально-технического оснащения деятельности педагога-психолога (психолога в сфере образования), обеспечивающего психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях, реализующих образовательные программы общего образования и среднего профессионального образования, направленный в субъекты Российской Федерации