МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 30 мая 2023 г. N АК-630/14

О НАПРАВЛЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ

В целях организации на регулярной основе в образовательных организациях учебных тренировок по отработке алгоритмов действий сотрудников охранных организаций, персонала учебных заведений, учащихся и педагогов при угрозе вооруженного нападения и захвата заложников, а также информационного взаимодействия образовательных организаций с территориальными органами МВД России, Росгвардии и ФСБ России, ранее направленных в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования (Корнеев А.А., письмо от 1 июля 2022 г. N АК-863/14), направляю для учета в деятельности разработанные Минпросвещения России рекомендации по подготовке и проведению учебно-практических мероприятий, направленных на повышение уровня готовности педагогических и иных работников и обучающихся образовательной организации, работников, осуществляющих охрану образовательной организации, к действиям при совершении (угрозе совершения) преступлений террористической направленности.

Статс-секретарь -
заместитель министра
А.А.КОРНЕЕВ

РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ,
НАПРАВЛЕННЫХ НА ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
И ИНЫХ РАБОТНИКОВ И ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ,
РАБОТНИКОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОХРАНУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ, К ДЕЙСТВИЯМ ПРИ СОВЕРШЕНИИ
(УГРОЗЕ СОВЕРШЕНИЯ) ПРЕСТУПЛЕНИЙ
ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

I. Общие положения

Настоящие Рекомендации разработаны для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и образовательных организаций, относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, за исключением дошкольных образовательных организаций (далее - Организация), в качестве информационной методической помощи при организации, планировании и проведении учебно-практических мероприятий, направленных на повышение уровня готовности педагогических и иных работников и обучающихся образовательной организации, работников, осуществляющих охрану образовательной организации (далее - участники учения [тренировки]), к действиям при совершении (угрозе совершения) преступлений террористической направленности.

Настоящие рекомендации направлены на выработку единых подходов к организации и проведению учебно-практических мероприятий: учений и тренировок - по отработке действий, предусмотренных Алгоритмами действий персонала образовательной организации, работников частных охранных организаций и обучающихся при совершении (угрозе совершения) преступления в формах вооруженного нападения, размещения взрывного устройства, захвата заложников, а также информационного взаимодействия образовательных организаций с территориальными органами МВД России, Росгвардии и ФСБ России, и реагирования на действия нарушителя, указанные в Типовой модели действий нарушителя, совершающего на объекте образования преступление террористической направленности в формах вооруженного нападения, размещения взрывного устройства, захвата заложников (письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 1 июля 2022 г. N АК-863/14).

Порядок подготовки и проведения учебно-практических мероприятий (далее - учения (тренировки) в субъектах Российской Федерации рекомендуется регламентировать региональными нормативными правовыми актами, изданными с учетом положений настоящих Рекомендаций и предназначенными для применения в практической деятельности руководителями Организаций, осуществляющими непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях) Организаций (далее - объект).

Настоящие Рекомендации не являются исчерпывающими. Положения настоящих Рекомендаций рекомендуется применять с учетом целей и задач обучения, уровня подготовки участников учения (тренировки), специфики расположения зданий и строений Организации, климатических особенностей субъекта Российской Федерации, а также учета места нахождения участников учения (тренировки) (во время занятий или перемены). Кроме того, необходимо различать действия участников учения (тренировки) при угрозе совершения преступления террористической направленности и при его совершении.

При применении в учениях систем передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" необходимо заранее предупреждать соответствующие службы правоохранительных и иных компетентных органов, реагирующие на эти сигналы, о проведении учений.

II. Особенности подготовки учений (тренировок)

Учения (тренировки) проводятся в целях получения практических навыков руководителями, педагогическими и иными работниками (далее - персонал) и обучающимися Организаций, а также работниками, осуществляющими охрану образовательной организации (далее - работники охраны), к действиям при возникновении угрозы совершения преступлений террористической направленности, в том числе при вооруженном нападении.

Основное внимание в ходе учений (тренировок) рекомендуется сосредоточить на отработке приемов и способов защиты персонала и обучающихся от угроз при совершении террористического акта, а также на повышении уровня взаимодействия с представителями территориального органа безопасности, территориальных органов Росгвардии (подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации), МВД России и МЧС России (далее - оперативные службы).

Учения проводятся в масштабе Организации с привлечением представителей оперативных служб по согласованию с оперативными службами. Руководителем учений назначается, как правило, лицо, ответственное за обеспечение антитеррористической защищенности объекта. Учения проводятся со всеми категориями лиц, постоянно пребывающими на объекте Организации (работники охраны, персонал и обучающиеся Организации). На учениях отрабатываются все элементы действий при совершении (угрозе совершения) преступлений террористической направленности.

Тренировки проводятся как в масштабе Организации, так и на отдельных ее объектах (территориях). Руководителем тренировки назначается лицо, уполномоченное руководителем Организации. На тренировках отрабатываются отдельные элементы действий при возникновении угрозы совершения преступлений террористической направленности с отдельной категорией лиц (например, только с работниками охраны, только с персоналом или обучающимися).

Учения (тренировки) проводятся по заранее разработанному в Организации плану-графику их проведения, который утверждается руководителем Организации перед началом учебного года (рекомендуемый образец приведен в приложении 1 к настоящим Рекомендациям).

При формировании плана-графика рекомендуется учитывать возможность проведения учений (тренировок) по сценариям, предусматривающим эвакуацию, одновременно с практическими тренировками по эвакуации, проводимыми в соответствии с пунктом 9 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. N 1479.

Учения в Организации целесообразно проводить не реже двух раз в течение учебного года; сразу после начала нового учебного года (сентябрь), а также после новогодних каникул (январь - февраль). Осенью предлагается проводить учения по темам: "Размещение взрывного устройства" либо "Захват заложников" с эвакуацией из зданий Организации, зимой - по теме "Вооруженное нападение". К участию в учении привлекаются персонал и обучающиеся Организации, а также работники охраны.

Частота проведения тренировок определяется руководителем Организации самостоятельно в зависимости от уровня подготовки обучаемых и Алгоритмов действий персонала образовательной организации, работников частных охранных организаций и обучающихся при совершении (угрозе совершения) преступления в формах вооруженного нападения, размещения взрывного устройства, захвата заложников, а также информационного взаимодействия образовательных организаций с территориальными органами МВД России, Росгвардии и ФСБ России, адаптированных под конкретную Организацию.

Продолжительность учений (тренировок) определяется руководителем Организации в зависимости от объема запланированных мероприятий по отработке действий в случае совершения преступлений террористической направленности, в том числе вооруженного нападения.

За 10 - 12 дней до планируемого проведения учения (тренировки) в Организации издается организационно-правовой документ о подготовке и проведении мероприятия (рекомендуемый образец приведен в приложении 2 к настоящим Рекомендациям). Указанным документом назначается руководитель учения (тренировки) и утверждаются план подготовки к их проведению (рекомендуемый образец приведен в приложении 3 к настоящим Рекомендациям) и план проведения учения (тренировки) (рекомендуемый образец приведен в приложении 4 к настоящим Рекомендациям).

В план подготовки к проведению учения (тренировки) рекомендуется включать следующие мероприятия:

- теоретические занятия с персоналом Организации (за 2 - 3 дня до проведения учения (тренировки);

- инструктаж <1> работников охраны;

--------------------------------

<1> Инструктаж - форма обучения в виде разъяснения действий и основных правил поведения при наступлении определенного события. Заканчивается обязательной проверкой знаний инструктируемых.

- информирование обучающихся и их законных представителей о планируемой дате проведения учения или тренировки;

- теоретическое занятие (инструктаж) с обучающимися Организации, которое рекомендуется проводить в ходе классного часа.

При проведении теоретических занятий и инструктажей рекомендуется учитывать возможность их совмещения в части, касающейся вопросов эвакуации, с проведением практической части программ противопожарных инструктажей, предусмотренных приказом МЧС России от 18 ноября 2021 г. N 806 "Об определении Порядка, видов, сроков обучения лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях, по программам противопожарного инструктажа, требований к содержанию указанных программ и категорий лиц, проходящих обучение по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности".

При привлечении к участию в учении сотрудников оперативных служб необходимо в установленном порядке согласовывать с их представителями план проведения учения.

Теоретическое занятие (инструктаж) предназначено для доведения до персонала и обучающихся порядка действий при совершении (угрозе совершения) преступлений террористической направленности. В ходе теоретических занятий доводятся цель, вопросы и порядок действий персонала и обучающихся по сценарию, спланированному к предстоящему учению (тренировке).

Проведение инструктажа при подготовке учения (тренировки) рекомендуется запланировать и организовать именно с работниками охраны. По завершении инструктажа рекомендуется проверить знания работников охраны, полученные ими в ходе проведения инструктажа, с выставлением оценки.

При проведении теоретического занятия с персоналом Организации рекомендуется обращать внимание на то, что административно-управленческий, технический и обеспечивающий персонал Организации имеет доступ к помещениям, средствам пожаротушения, блокирования посещений, оказания помощи пострадавшим, а педагогические работники несут ответственность за обучающихся при проведении учебных (внеучебных) занятий в момент возникновения чрезвычайной ситуации, угрозы или нападения на Организацию.

Рекомендуется отдельно разобрать вопросы действий персонала Организации в зависимости от времени возникновения угрозы (возникла она до начала учебных занятий, во время учебного занятия, во время перемены или после завершения учебных занятий), а также в зависимости от возраста обучающихся Организации.

Теоретические занятия (инструктажи) с обучающимися Организации планируются и организовываются в последнюю очередь, в целях доведения до обучающихся действий по алгоритмам, после того, как их усвоили персонал и работники охраны.

III. Проведение учений (тренировок)

Проведение учений (тренировок) в Организации рекомендуется осуществлять с учетом положений Типовой модели действий нарушителя, совершающего на объекте (территории) организации преступление террористической направленности в формах вооруженного нападения, размещения взрывного устройства, захвата заложников (далее - Типовая модель) и Алгоритмов действий персонала образовательной организации, работников частных охранных организаций и обучающихся при совершении (угрозе совершения) преступления в формах вооруженного нападения, размещения взрывного устройства, захвата заложников, а также информационного взаимодействия образовательных организаций с территориальными органами МВД России, Росгвардии и ФСБ России.

Учения (тренировки) проводятся по сценариям с учетом объема поставленных целей и задействованных в мероприятии сил и средств. Вводные <1> (сценарии) должны учитывать тактику и тип нарушителя, предусмотренные Типовой моделью.

--------------------------------

<1> Вводная - часть сценария, данные об обстановке, задаваемые исполнителю в ходе учения (тренировки) для проверки правильности его действий.

При проведении учения в первоочередном порядке отрабатываются действия всех категорий участников мероприятия и вопросы прибытия на место происшествия сотрудников оперативных служб.

После проведения учения по решению руководителя Организации проводится его разбор с руководством Организации, на котором руководитель проведенного учения совместно с представителями оперативных служб проводит анализ действий участников мероприятия, а также доводит выявленные ошибки и недостатки до руководства Организации.

При необходимости на разбор проведенного учения целесообразно пригласить руководство охранной организации.

Если в ходе учения запланированные мероприятия не достигают поставленных целей, руководитель учения может дать указание повторить отработку того или иного учебного вопроса.

В ходе учения (тренировки) при отработке вводных его участники принимают решения с учетом складывающейся обстановки. При этом основная роль руководителя учения (тренировки) заключается в объективной оценке обоснованности принимаемых персоналом, обучающимися Организации и работниками охраны решений и выполненных мероприятий, предусмотренных учением (тренировкой).

Результаты проведения учений (тренировок) рекомендуется отражать в итоговой справке (акте) и рассматривать на совещании у руководителя Организации в целях выработки мер по устранению недостатков.

В итоговой справке (акте) рекомендуется отражать следующие сведения:

- с кем, в какие сроки и под чьим руководством проводилось учение (тренировка);

- тема, учебные цели учения (тренировки);

- место и время проведения, количество участников, меры безопасности при проведении учения (тренировки);

- оценка результатов учения (тренировки) с выводом о достижении (недостижении) поставленных целей.

Примерный сценарий проведения тренировки с работниками
охраны Организации

1. Руководитель тренировки знакомит участников мероприятия со структурой здания и прилегающей территории, техническими средствами обеспечения антитеррористической защищенности объекта.

2. Работник охраны описывает свои действия по принятию объекта под охрану.

3. Руководитель тренировки дает вводную по одной из возможных ситуаций работнику охраны и оценивает его действия.

4. Руководитель тренировки дает оценку действиям работника охраны, сообщает участникам тренировки об обнаруженных ошибках и недочетах.

Работник охраны повторяет свои действия по полученной вводной до достижения их автоматизма при полном исключении ошибок.

5. Руководитель тренировки последовательно дает работнику охраны новые вводные по всем возможным ситуациям.

Работник охраны выполняет действия в зависимости от полученных вводных.

6. Тренировку рекомендуется продолжать до полной отработки безошибочных действий работниками охраны при всех возможных ситуациях, но не более полутора часов подряд.

7. По окончании тренировки руководитель тренировки подводит итоги, доводит до участников тренировки выявленные недостатки, составляет итоговую справку (акт) о проведенной тренировке.

Примерный сценарий проведения тренировок
для персонала Организации

1. Руководитель тренировки знакомит участников мероприятия со структурой здания и прилегающей территории, техническими средствами обеспечения антитеррористической защищенности объекта.

2. Руководитель тренировки дает вводную участникам по одной из возможных ситуаций.

3. Руководитель тренировки последовательно дает оценку действиям участников тренировки, доводит до участников обнаруженные ошибки и недочеты, возникающие в ходе проведения тренировки.

Участники тренировки повторяют свои действия по полученной вводной до полного исключения ошибок.

4. Руководитель тренировки последовательно дает участникам тренировки новые вводные по всем возможным ситуациям.

Участники мероприятия выполняют действия в зависимости от полученных вводных.

5. Тренировку рекомендуется продолжать до полной отработки безошибочных действий работниками Организации при всех возможных ситуациях, но не более полутора часов подряд.

6. По окончании тренировки руководитель тренировки подводит итоги, доводит до участников тренировки выявленные недостатки, составляет итоговую справку (акт) о проведенной тренировке.

Примерный сценарий проведения тренировок
для обучающихся Организации

1. Тренировки с обучающимися рекомендуется проводить в составе учебного класса под руководством классного руководителя. На одной тренировке рекомендуется рассматривать алгоритм действий обучающихся только при одном виде преступления террористической направленности.

2. Руководитель тренировки знакомит обучающихся со структурой здания и прилегающей территории, описывает действия обучающихся при совершении (угрозе совершения) преступления террористической направленности, затем опрашивает обучаемых на предмет усвоения материала.

3. Руководитель тренировки дает вводную по одной из возможных ситуаций (например: "вооруженный человек ведет стрельбу в коридоре") и совершает вместе с обучающимися необходимые действия.

4. Руководитель тренировки дает оценку действиям обучающихся, сообщает им об обнаруженных ошибках и недочетах в их действиях.

5. Руководитель тренировки выводит обучающихся в коридор для отработки ситуации, когда преступление будет совершаться во время перемены, и повторяет вводную, обучающиеся выполняют необходимые действия в новой обстановке.

6. Тренировка продолжается до полной отработки обучающимися правильных действий при всех возможных ситуациях (во время урока, до начала занятий, после окончания занятий, во время перемены, во время приема пищи), но не более 45 минут подряд.

Примерные виды вводных при проведении тренировок,
предусматривающих эвакуацию из зданий Организации

1. Обнаружение подозрительных бесхозных предметов на объекте.

2. Возгорание на объекте Организации, произошедшее вследствие нападения преступника, использовавшего горючую жидкость.

3. Срабатывание на территории Организации взрывного устройства, доставленного беспилотным летальным аппаратом.

Примерные виды вводных при проведении тренировок,
не предусматривающих эвакуацию из зданий Организации

1. Обнаружение на территории, прилегающей к объекту, подозрительного лица.

2. Попытка проникновения на объект посторонних без явных признаков наличия оружия.

3. Обнаружение у участников образовательных отношений подозрительных предметов с признаками оружия.

4. Внезапное нападение вооруженных лиц.

5. Попытка проникновения на объект вооруженного злоумышленника через запасные выходы или окна первого этажа.

6. Обнаружение вооруженного злоумышленника на объекте Организации.

IV. Контроль за проведением учений (тренировок)

Контроль за проведением учений (тренировок) осуществляется Министерством, исполнительными органами субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, организациями, осуществляющими функции и полномочия учредителей в отношении образовательных организаций, являющимися правообладателями объектов (территорий), в виде плановых и внеплановых проверок полноты выполнения годовых планов проведения учений (тренировок), а также проверок хода их проведения в целях:

- проверки готовности работников охраны, персонала и обучающихся Организаций к действиям при совершении (угрозе совершения) преступлений террористической направленности;

- оценки эффективности использования систем обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) и реализации требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий);

- выработки и реализации мер по устранению выявленных в ходе проведения учений (тренировок) недостатков.

Приложение 1
к Рекомендациям

Рекомендуемый образец

УТВЕРЖДАЮ
Руководитель образовательной организации
_____________ (И.О. Фамилия)
"__" августа 20__ г.

ПЛАН-ГРАФИК
проведения учений (тренировок) по действиям сотрудников охраны, персонала и обучающихся
(наименование Организации)
при совершении (угрозе совершения) преступления
террористической направленности в 20__/20__ учебном году

N п/п
Тема тренировки
Дата проведения тренировки
Ответственный исполнитель
Примечание
1
2
3
4
5

Окончание табл.

1
2
3
4
5

Ответственный за антитеррористическую защищенность Организации
Наименование должности
(И.О. Фамилия)
"__" ___________ 20__ г.

Приложение 2
к Рекомендациям

Рекомендуемый образец

НАИМЕНОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

ПРИКАЗ

"__" ______________ 20__ г.
N _______
г. _________________

О проведении
учения (тренировки) по действиям сотрудников охраны, персонала и обучающихся при совершении (угрозе совершения) преступления террористической направленности

    В  соответствии  с  пунктом  ___  Плана-графика  проведения  тренировок
(учений) по действиям сотрудников охраны, персонала и обучающихся _________
________________________________________ при совершении (угрозе совершения)
       (наименование Организации)
преступления  террористической  направленности  в  20__/20__  учебном году,
утвержденного __ августа 20__ г., приказываю:
    1. Провести __ сентября 20__ г. учения по действиям сотрудников охраны,
персонала  и  обучающихся  при  совершении (угрозе совершения) преступления
террористической  направленности  на тему "______________________" (далее -
тренировка).
    2. Назначить руководителем учений ____________________________________.
    3.  Утвердить  прилагаемые  План  подготовки к проведению учений и План
проведения учений.
    4.  Доложить  директору  выводы  о  степени  достижения поставленных на
учения целей в срок до "__" ____________ 20__ г.
    5. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.

Директор
(И.О. Фамилия)

Приложение 3
к Рекомендациям

Рекомендуемый образец

УТВЕРЖДЕН
приказом образовательной организации
от "__" _________ 20__ г. N ____

ПЛАН
подготовки к проведению учения (тренировки) по действиям сотрудников охраны, персонала и обучающихся
(наименование Организации)
при совершении (угрозе совершения) преступления
террористической направленности на тему
"____________________________"

N п/п
Содержание мероприятия
Сроки и время проведения
Ответственный исполнитель (И.О. Фамилия)
Отметка о выполнении
1.
Методические занятия с педагогическими работниками Организации о порядке проведения тренировки
14.45
"__" _______ 20__ г.
2.
Инструктаж работников охранной организации, осуществляющих охрану Организации
10.00
"__" _______ 20__ г.
...
...
...
...
...
...
...
...
n.
Доклад директору Организации о готовности к тренировке
08.30
"__" ________ 20__ г.

Наименование должности -
Руководитель тренировки:
(И.О. Фамилия)

Приложение 4
к Рекомендациям

Рекомендуемый образец

УТВЕРЖДЕН
приказом образовательной организации
от "__" _________ 20__ г. N ____

ПЛАН
проведения учения (тренировки) по действиям сотрудников охраны, персонала и обучающихся
(наименование Организации)
при совершении (угрозе совершения) преступления террористической направленности

1. Тема:
.
2. Учебные цели:
.
3. Время и место проведения:
.
4. Состав участников:
.
5. Порядок проведения:

Время
Отрабатываемые вопросы
Мероприятия, проводимые руководством
Действия обучаемых
10.45
Действия сотрудников охраны при обнаружении в здании взрывного устройства
Довожу до сотрудников охраны информацию о нахождении в кабинете N ____ предмета, по внешнему виду похожего на взрывное устройство
Сотрудники охраны принимают информацию к сведению и начинают действовать в соответствии с Инструкцией
...
...
...
...
...
...
...
...

Наименование должности -
Руководитель тренировки:
(И.О. Фамилия)