МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 17 марта 2022 г. N АБ-631/05

О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ

Минпросвещения России направляет для учета и использования в работе Методические рекомендации по вопросам обеспечения получения среднего профессионального образования и подготовки к проведению государственной итоговой аттестации граждан, поступивших в порядке перевода в образовательные организации Российской Федерации из образовательных организаций Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики, а также образовательных организаций, расположенных на территории Украины.

По вопросам применения указанных методических рекомендаций Минпросвещения России на базе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Институт развития профессионального образования" организована "горячая линия" по номеру телефона: +7 (917) 240-05-59.

А.В.БУГАЕВ

Приложение

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВОПРОСАМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЛУЧЕНИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ И ПОДГОТОВКИ К ПРОВЕДЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ГРАЖДАН, ПОСТУПИВШИХ В ПОРЯДКЕ
ПЕРЕВОДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ДОНЕЦКОЙ
НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ, ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ
РЕСПУБЛИКИ И УКРАИНЫ

Настоящие методические рекомендации разработаны Минпросвещения России в целях обеспечения освоения образовательных программ среднего профессионального образования и подготовки к проведению государственной итоговой аттестации обучающихся, ранее получавших среднее профессиональное образование в образовательных организациях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Украины, и принятых в порядке перевода в образовательные организации Российской Федерации (далее - обучающиеся).

Для продолжения освоения образовательных программ среднего профессионального образования обучающимися, поступившими в образовательную организацию Российской Федерации в порядке перевода, необходимо произвести перезачет или переаттестацию по перечню изученных учебных дисциплин (модулей), пройденных практик.

Зачет образовательной организацией Российской Федерации результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в образовательных организациях Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики, а также образовательных организациях, расположенных на территории Украины (далее - зачет), осуществляется согласно Порядку зачета организацией, осуществляющей образовательную деятельность, результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденному приказом Минобрнауки России N 845, Минпросвещения России N 369 от 30 июля 2020 г. (далее - Порядок).

Зачет осуществляется по заявлению обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося на основании документов, подтверждающих результаты пройденного обучения, в частности, документа об обучении, в том числе справки об обучении или о периоде обучения, документа, выданного иностранными организациями (справки, академической справки и иного документа).

С учетом факта освоения части образовательной программы в иностранной образовательной организации, в целях установления соответствия результатов пройденного обучения по ранее освоенной обучающимся образовательной программе (ее части) планируемым результатам обучения по соответствующей части осваиваемой образовательной программы, образовательным организациям при проведении зачета также рекомендуется провести оценивание фактического достижения обучающимся планируемых результатов части осваиваемой образовательной программы (далее - оценивание) в формах, установленных локальными нормативными актами образовательной организации.

Оценивание проводится образовательными организациями в целях реализации прав обучающихся на качественное образование, для своевременного выявления имеющихся дефицитов в знаниях, умениях и навыках и их устранения, а также определения части объема и содержания образовательной программы, освоение которой требуется для принятия решения о допуске обучающегося к государственной итоговой аттестации.

Проводить указанное оценивание следует в возможно ранние сроки после приема обучающегося для сохранения достаточного запаса учебного времени, что позволит своевременно устранить выявленные учебные дефициты.

Образовательным организациям при определении форм указанного оценивания необходимо использовать наиболее распространенные, привычные и доступные для обучающихся механизмы оценивания, например тестирование, индивидуальное собеседование.

В рамках такого оценивания следует в обязательном порядке учитывать перспективу выхода конкретного обучающегося на государственную итоговую аттестацию в формах, предусмотренных образовательной программой образовательной организации.

При невозможности предоставления обучающимися документов об обучении, в том числе справки об обучении или о периоде обучения, выданных иностранными организациями (справки, академической справки и иного документа), необходимых для зачета, осуществляется переаттестация обучающихся по перечню изученных учебных дисциплин (модулей), пройденных практик в рамках образовательной программы в порядке, установленном образовательной организацией. Переаттестация осуществляется на основании сведений, представленных обучающимся при переводе из иностранной образовательной организации в образовательную организацию Российской Федерации.

По результатам переаттестации определяются части объема и содержания образовательной программы образовательной организации, освоение которых требуется для принятия решения о допуске обучающегося к государственной итоговой аттестации, а также сведения о содержании и результатах освоения образовательной программы среднего профессионального образования в разрезе дисциплин (модулей), практик в качестве образовательных результатов обучающегося, в том числе для заполнения дипломов о среднем профессиональном образовании.

Непрохождение обучающимся переаттестации не образует академической задолженности и влияет исключительно на определение объема и содержания образовательной программы, освоение которых требуется для принятия решения о допуске обучающегося к государственной итоговой аттестации.

При необходимости обучающийся переводится на обучение по индивидуальному учебному плану.

В случае возникновения в процессе обучения у обучающихся академической задолженности, необходимо при установлении сроков ее устранения учесть объем выявленных образовательных дефицитов, не руководствуясь исключительно формальными подходами, которые могут привести к неоправданно коротким срокам устранения академической задолженности.

В рамках подготовки к государственной итоговой аттестации для выпускников 2022 года следует заблаговременно провести работу по обеспечению оценочными материалами, заданиями в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования с учетом факта получения обучающимися части образования в иностранной образовательной организации.

Также Минпросвещения России разъясняет, что с учетом обстоятельств перевода обучающихся, исходя из принципа верховенства права граждан на получение общедоступного среднего профессионального образования, при отсутствии у обучающихся академической задолженности, образовательные организации доводят до сведения обучающихся программы государственной итоговой аттестации, требования к выпускным квалификационным работам, а также критерии оценки знаний, утвержденные образовательной организацией, в разумные сроки до даты проведения государственной итоговой аттестации.

А.В.БУГАЕВ