МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 7 августа 2023 г. N АБ-3287/06
О НАПРАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ
Министерство просвещения Российской Федерации по вопросу актуализации рабочих программ воспитания и календарных планов воспитательной работы информирует.
В соответствии с Федеральным законом от 24 сентября 2022 г. N 371-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и статью 1 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" с 1 сентября 2023 г. образовательная деятельность в общеобразовательных организациях будет осуществляться в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее - ФГОС) и соответствующими федеральными основными образовательными программами.
Минпросвещения России утверждены федеральные основные образовательные программы (приказы от 18 мая 2023 г. N 372 "Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования", от 18 мая 2023 г. N 370 "Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования", от 18 мая 2023 г. N 371 "Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования"), которые в свою очередь содержат федеральные рабочие программы воспитания и федеральный календарный план воспитательной работы.
В соответствии с частью 6.1 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) общеобразовательным организациям необходимо привести рабочие программы воспитания, календарные планы воспитательной работы начального общего, основного общего, среднего общего образования в соответствие с федеральными основными образовательными программами соответствующего уровня.
Содержание и планируемые результаты разработанных образовательными организациями образовательных программ в части воспитания должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов федеральной рабочей программы воспитания и федерального календарного плана воспитательной работы.
Минпросвещения России обращает внимание, что ФГОС общего образования установлена вариативность содержания основных образовательных программ.
В этой связи вариативную часть рабочих программ воспитания составляют (могут составлять) следующие компоненты:
1) в целевом разделе - сформулированные, при необходимости, самостоятельно общеобразовательной организацией дополнительные целевые ориентиры результатов воспитания обучающихся с учетом ее специфики (организационно-правовая форма, ведомственная принадлежность, контингент обучающихся и их родителей (законных представителей), направленность реализуемых образовательных программ, в том числе предусматривающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей, учитывающих этнокультурные интересы, особые образовательные потребности обучающихся и т.п.).
При этом дополнительные целевые ориентиры результатов воспитания обучающихся не должны противоречить целевым ориентирам результатов воспитания обучающихся, указанным в федеральных рабочих программах воспитания на всех уровнях общего образования или дублировать их;
2) в содержательном разделе - определенные, сформулированные самостоятельно общеобразовательной организацией конкретные характеристики ее уклада; конкретные виды, формы и содержание планируемой в общеобразовательной организации воспитательной деятельности по всем содержательным модулям, направлениям деятельности, как по основным модулям (урочная деятельность, внеурочная деятельность и т.д.), так и дополнительным модулям (дополнительное образование, детские общественные объединения, школьные медиа, школьный музей и т.д.), а также по тем модулям, которые, при необходимости, могут быть разработаны в общеобразовательной организации.
Последовательность описания, планирования видов, форм и содержания воспитательной деятельности по модулям также определяется общеобразовательной организацией самостоятельно;
3) в организационном разделе - сформулированные самостоятельно общеобразовательной организацией конкретные позиции в отношении кадрового и нормативно-методического обеспечения реализации рабочих программ воспитания (единой рабочей программы воспитания и/или рабочих программ воспитания по уровням общего образования); требования к условиям работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями (при наличии таких обучающихся на разных уровнях общего образования); система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся; анализ воспитательного процесса, его результатов;
4) в календарном плане воспитательной работы в общеобразовательной организации и/или в календарных планах воспитательной работы в составе основных общеобразовательных программ - иные мероприятия, события, кроме указанных в федеральной рабочей программе воспитания (часть 4 статьи 12.1 Федерального закона N 273-ФЗ), в федеральных календарных планах воспитательной работы в составе ФОП НОО (пункт 174), ФОП ООО (пункт 170), ФОП СОО (пункт 134).
Кроме того, Минпросвещения России сформирован примерный календарный план воспитательной работы и перечень мероприятий на 2023/2024 учебный год (далее соответственно - примерный план, перечень).
Примерный план и перечень будут размещены на официальном сайте федерального государственного бюджетного научного учреждения "Институт изучения детства, семьи и воспитания" https://институтвоспитания.рф/.
Принимая во внимание разработку примерного плана и перечня на ежегодной основе с включением в них в том числе мероприятий и юбилейных дат, отсутствующих в федеральном календарном плане, образовательные организации также вправе использовать указанные примерный план и перечень при разработке календарных планов воспитательной работы.
Вариативный компонент федеральных рабочих программ воспитания, реализуемых в общеобразовательных организациях, разрабатывается с участием коллегиальных органов управления общеобразовательной организацией, в том числе советов обучающихся, советов родителей (законных представителей).
А.В.БУГАЕВ