МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 16 мая 2022 г. N АБ-1305/05
О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
Минпросвещения России направляет для учета и использования в работе Методические рекомендации об особенностях приема в организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, в рамках федерального проекта "Профессионалитет" в 2022 году.
А.В.БУГАЕВ
Приложение
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПРИЕМА В ОРГАНИЗАЦИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, В РАМКАХ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРОЕКТА "ПРОФЕССИОНАЛИТЕТ"
В 2022 ГОДУ
В соответствии с пунктами 1, 3, 4 Положения о проведении эксперимента по разработке, апробации и внедрению новой образовательной технологии конструирования образовательных программ среднего профессионального образования в рамках федерального проекта "Профессионалитет", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2022 г. N 387 "О проведении эксперимента по разработке, апробации и внедрению новой образовательной технологии конструирования образовательных программ среднего профессионального образования в рамках федерального проекта "Профессионалитет", образовательные организации, участвующие в федеральном проекте, реализуют образовательные программы среднего профессионального образования, сконструированные с применением новой образовательной технологии "Профессионалитет".
Прием на обучение по указанным образовательным программам осуществляется образовательными организациями согласно общим требованиям к приему обучающихся на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования.
Соответствующие требования установлены статьями 55, 68 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), Порядком приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденным приказом Минпросвещения России от 2 сентября 2020 г. N 457 (далее - Порядок).
Учитывая повышенный интерес поступающих к возможности прохождения обучения в рамках реализации федерального проекта "Профессионалитет", может сложиться ситуация, при которой численность поступающих, включая поступающих, успешно прошедших вступительные испытания, будет превышать количество мест, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно пункту 44 Порядка в этом случае образовательная организация осуществляет прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования на основе результатов освоения поступающими образовательной программы основного общего или среднего общего образования, указанных в представленных поступающими документах об образовании и (или) документах об образовании и о квалификации, результатов вступительных испытаний (при наличии), результатов индивидуальных достижений, сведения о которых поступающий вправе представить при приеме, а также наличия договора о целевом обучении с организациями, указанными в части 1 статьи 71.1 Федерального закона.
В соответствии с частью 9 статьи 55 Федерального закона правила приема в конкретную организацию, осуществляющую образовательную деятельность, на обучение по образовательным программам устанавливаются в части, не урегулированной законодательством об образовании, организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно. Согласно пункту 44 Порядка результаты освоения поступающими образовательной программы основного общего или среднего общего образования, указанные в представленных поступающими документах об образовании и (или) документах об образовании и о квалификации, учитываются по общеобразовательным предметам в порядке, установленном в правилах приема, утвержденных образовательной организацией самостоятельно (далее - Правила приема).
В целях обеспечения приема на обучение по указанным образовательным программам наиболее способных и подготовленных к освоению образовательной программы абитуриентов, согласно части 6 статьи 55 Федерального закона, Минпросвещения России рекомендует образовательным организациям для включения в Правила приема следующие подходы при учете результатов освоения поступающими образовательной программы основного общего или среднего общего образования, указанных в представленных поступающими документах об образовании и (или) документах об образовании и о квалификации:
1) на основе результатов освоения отдельных общеобразовательных предметов, определенных образовательной организацией в качестве профильных по конкретной профессии, специальности среднего профессионального образования. При этом данный подход предусматривает расчет результатов по среднему арифметическому значению с округлением до сотых долей целого числа.
При применении такого подхода в Правилах приема образовательной организацией устанавливается перечень общеобразовательных предметов, являющихся профильными по каждой профессии, специальности среднего профессионального образования.
Рекомендуемый перечень профильных общеобразовательных предметов по каждой профессии, специальности среднего профессионального образования в рамках федерального проекта "Профессионалитет" приводится в Приложении N 1 к настоящим методическим рекомендациям.
Указанный перечень может быть расширен на усмотрение образовательной организации.
2) на основе результатов освоения поступающими образовательной программы основного общего или среднего общего образования, указанных в представленных поступающими документах об образовании и (или) документах об образовании и о квалификации, при котором расчет результатов осуществляется по среднему арифметическому значению, округленному с точностью до целого числа.
При использовании данного подхода в случае, если число поступающих, имеющих одинаковое среднее значение, превышает количество мест, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, при приеме учитывается в первую очередь наличие договора о целевом обучении.
3) смешанный подход, предусматривающий учет результатов освоения поступающими образовательной программы основного общего или среднего общего образования, указанных в представленных поступающими документах об образовании и (или) документах об образовании и о квалификации, рассчитанный по среднему арифметическому значению, округленному до целого числа, а при равенстве средних значений - учет профильных общеобразовательных предметов.
Кроме того, с учетом положений пункта 45 Порядка, образовательной организацией в Правилах приема может быть закреплен профильный подход к учету результатов индивидуальных достижений абитуриентов, учитывающий специфику содержания конкретной образовательной программы.
Например, при приеме на обучение по образовательным программам в рамках укрупненной группы профессий и специальностей 11.00.00 "Электроника, радиотехника и системы связи" наличие статуса призера или победителя в олимпиадах и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсах, мероприятиях, направленных на научную (научно-исследовательскую) деятельность, инженерно-техническую деятельность, изобретательство в указанной сфере может иметь преимущество по отношению к достижениям в других сферах.
Следует отметить, что вышеуказанные положения могут быть включены в Правила приема образовательных организаций в случае, если ранее опубликованные в рамках информационного обеспечения приемной кампании на официальном сайте образовательной организации Правила приема не содержали в себе положений, регламентирующих порядок расчета и применения результатов освоения абитуриентом основных общеобразовательных программ, указанных в документах об образовании и (или) документах об образовании и квалификации.
Корректировка ранее обозначенных сроков обучения осуществляется в соответствии с положениями обновленных федеральных государственных образовательных стандартов и примерных основных образовательных программ, разработанных для использования в рамках федерального проекта "Профессионалитет".
Прием на обучение по указанным образовательным программам на места, финансируемые за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществляется образовательными организациями в рамках установленных контрольных цифр приема по соответствующей профессии, специальности среднего профессионального образования, в соответствии со сведениями, включенными в реестр лицензий на осуществление образовательной деятельности.