МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 20 ноября 2023 г. N 08-2142

О ПРОВЕДЕНИИ "РАЗГОВОРОВ О ВАЖНОМ"

Департамент подготовки, профессионального развития и социального обеспечения педагогических работников Минпросвещения России направляет для использования в работе Методические рекомендации по реализации цикла мероприятий "Разговоры о важном" в образовательных организациях высшего образования, подведомственных Министерству просвещения Российской Федерации, разработанные ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет" совместно с Советом проректоров по воспитательной работе образовательных организаций высшего образования, подведомственных Министерству просвещения Российской Федерации и ФГАОУ ДПО "Академия Минпросвещения России".

Директор Департамента
П.В.КУЗЬМИН

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РЕАЛИЗАЦИИ ЦИКЛА МЕРОПРИЯТИЙ "РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ"
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ,
ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ МИНИСТЕРСТВУ ПРОСВЕЩЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 года N 809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей" была определена система целей, задач и инструментов реализации стратегического национального приоритета "Защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти" в части, касающейся защиты традиционных российских духовно-нравственных ценностей.

Основные цели, принципы и задачи в области подготовки педагогических кадров для системы образования определены в Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года (на 2022 - 2024 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2022 г. N 1688-р.

2. Минпросвещения России с 1 сентября 2022 года инициировало в российских школах цикл внеурочных занятий "Разговоры о важном" (далее - "Разговоры о важном"). Главные темы "Разговоров о важном" - патриотизм и гражданское воспитание, историческое просвещение, нравственность, экология и другие социально значимые вопросы.

3. Основными целями проведения "Разговоров о важном" в образовательных организациях высшего образования, подведомственных Минпросвещения России (далее - педагогические вузы), являются:

- сохранение и укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, обеспечение их передачи от поколения к поколению;

- противодействие распространению деструктивной идеологии;

- формирование на международной арене образа Российского государства как хранителя и защитника традиционных общечеловеческих духовно-нравственных ценностей;

- развитие у обучающихся ценностного отношения к своей Родине, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре, сохранению исторической памяти;

- формирование у будущих педагогов моральных и нравственных качеств, необходимых для устойчивого развития личности, общества и государства, а также готовности к осуществлению воспитательной деятельности в общеобразовательных организациях.

4. В педагогических вузах рекомендуется ежегодно формировать календарный план проведения "Разговоров о важном" (далее - Календарный план), который необходимо интегрировать в единый календарный план воспитательной работы образовательной организации.

5. Ответственными за организацию, формирование Календарного плана, подготовку и проведение "Разговоров о важном" являются:

- ректор;

- проректор, ответственный за воспитательную работу и (или) молодежную политику в образовательной организации (далее - проректор по ВР и [или] МП);

- заместители директоров институтов (деканов факультетов) по воспитательной работе;

- профессорско-преподавательский состав.

6. "Разговоры о важном" могут проводиться на следующих организационных уровнях:

- всероссийский уровень - в рамках единого всероссийского мероприятия, объединяющего все педагогические вузы. Ответственный за проведение - федеральный координатор по реализации цикла мероприятий "Разговоры о важном" в педагогических вузах (далее - Федеральный координатор). Ответственный за координацию в педагогическом вузе - проректор по ВР и (или) МП;

- межрегиональный уровень - в рамках всероссийских и межрегиональных мероприятий, проводимых педагогическим вузом с участием студентов из педагогических университетов. Ответственный за проведение - проректор по ВР и (или) МП;

- университетский уровень - в рамках общеуниверситетских тематических мероприятий с возможностью участия обучающихся различных форм обучения, уровней образования и направлений подготовки. Ответственный за проведение - проректор по ВР и (или) МП. Не реже чем раз в семестр мероприятие проводится ректором;

- факультетский/институтский уровень - в рамках проведения общефакультетских (общеинститутских) тематических мероприятий с возможностью участия обучающихся различных форм обучения, уровней образования и направлений подготовки одного факультета/института. Ответственный за проведение - ответственный за воспитательную работу заместитель директора института (декана факультета);

- кафедральный/групповой уровень - проведение тематических мероприятий в рамках одной группы и (или) нескольких групп соответствующего курса (в том числе в рамках учебной дисциплины при совпадении тем). Ответственный за проведение - профессорско-преподавательский состав.

7. Информация о Календарном плане проведения "Разговоров о важном" и проводимых мероприятиях размещается на информационных ресурсах образовательной организации (официальный сайт в сети "Интернет", официальные аккаунты в социальных сетях, в том числе студенческие издания, газеты, видеоканалы и пр.).

8. При публикации в сети "Интернет" информационных материалов, посвященных "Разговорам о важном", рекомендуется использовать хэштеги, указанные в письме Департамента от 19 мая 2023 года N 08-994, а также хэштег #разговорыоважном_педвузы.

9. Рекомендуемыми показателями эффективности информационного сопровождения "Разговоров о важном" для образовательной организации могут быть:

- размещение на информационных ресурсах вуза не менее одной публикации в месяц о проведенных мероприятиях;

- создание не менее двух отчетных видеоматериалов в год о проведенных мероприятиях;

- количество охваченной публикациями аудитории.

10. Рекомендуемая продолжительность одного мероприятия должна составлять не менее 1 академического часа.

11. "Разговоры о важном" в педагогических вузах с учетом целей их проведения могут реализовываться в следующих форматах: лекция, интерактивная презентация, диалоговое общение, просмотр видеофильмов с последующим разбором сюжета фильма, организация встречи с приглашенным гостем и др.

12. "Разговоры о важном" должны проводиться с обязательным соблюдением требований безопасности на площадках проведения.

13. К проведению "Разговоров о важном" в качестве лектора привлекаются: ректор, проректоры, деканы факультетов (директора институтов), их заместители, профессорско-преподавательский состав, иные сотрудники образовательной организации (библиотекари, руководители музеев, специалисты управлений по молодежной политике, специалисты психологической службы и др.), обучающиеся старших курсов из числа наиболее подготовленных студентов. представители органов публичной власти, иных государственных учреждений и организаций.

Кроме того, к проведению "Разговоров о важном" привлекаются эксперты общественных патриотических, просветительских и молодежных организаций (РДДМ "Движение первых"; Российское общество "Знание"; Российское историческое общество и др.).

14. Рекомендуемое для проведения в учебном году количество мероприятий "Разговоры о важном":

Уровень мероприятия
1-й курс
2 - 5-й курсы,
обучающиеся по программам магистратуры
Всероссийский
5
Межрегиональный
в соответствии с планом педагогического вуза
Университетский
5
Факультетский/институтский
3
2
Кафедральный/групповой
8
6

15. Календарный план формируется с учетом включения обязательных и рекомендуемых для рассмотрения тематик.

16. При определении тематик рекомендуемого блока необходимо учитывать положения Федерального закона от 13 марта 1995 г. N 32-ФЗ "О днях воинской славы и памятных датах России", календаря государственных праздников, памятные и юбилейные даты, этнокультурный компонент субъекта Российской Федерации.

17. Для обучающихся, осваивающих дисциплину "Основы российской государственности", при проведении "Разговоров о важном" рекомендуется выбирать темы, отличающиеся от содержания дисциплины.

18. Содержание проводимых мероприятий должно основываться на информации, содержащейся в официальных источниках.

При подготовке необходимо учитывать материалы, размещенные на официальном сайте в сети "Интернет" "Разговоры о важном" (https://razgovor.edsoo.ru), и указания, содержащиеся в официальных документах Минпросвещения России.

19. В рамках интеграции "Разговоров о важном" в образовательную деятельность рекомендуется:

- включить в дисциплину "Технология и организация воспитательных практик (классное руководство)" (модуль воспитательной деятельности "Ядра высшего педагогического образования") раздел "Методика организации и проведения "Разговоров о важном" в школе";

- включить в качестве формы контроля курсовой проект (в том числе групповой на 2 - 3 человека) по организации и проведению мероприятия согласно темам "Разговоров о важном", указанных в настоящих методических рекомендациях;

- включить отдельное задание в рамках производственной педагогической практики (в качестве классного руководителя) - участие в проведении мероприятия (самостоятельно или с педагогом) в рамках "Разговоров о важном";

- ввести в рамках прохождения педагогической практики обязательное планирование, разработку, организацию и проведение занятия "Разговоры о важном".

При интеграции "Разговоров о важном" в образовательную деятельность следует учитывать положения методических рекомендаций по реализации цикла внеурочных занятий "Разговоры о важном", разработанных для использования в общеобразовательных организациях (https://apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/).

20. Систематическое участие обучающегося в подготовке и (или) реализации "Разговоров о важном" рекомендуется учитывать при назначении повышенной стипендии и других мер поощрения. Участие обучающегося может быть подтверждено документально.

21. Федеральным координатором является Всероссийский научно-методический центр "Философия образования" федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Московский педагогический государственный университет".

Федеральный координатор осуществляет следующие функции:

- формирование календарного плана тематик (обязательных и рекомендуемых);

- подготовка методических и мультимедийных материалов к обязательным для рассмотрения тематикам на всероссийском и университетском уровнях (ролик/фильм, сценарии, чек-листы, опросники и др.);

- проведение методических марафонов для ведущих занятий;

- подготовка и проведение единых всероссийских лекций (один раз в два месяца);

- сбор информационных материалов о проведенных занятиях на информационных ресурсах педагогических вузов в сети "Интернет" и в других официальных источниках;

- подготовка перечня лекторов для проведения "Разговоров о важном" в рамках межрегиональных и всероссийских мероприятий;

- разработка материалов для включения в дисциплину "Технология и организация воспитательных практик (классное руководство)" (модуль воспитательной деятельности "Ядра высшего педагогического образования") раздела "Методика организации и проведения "Разговоров о важном" в школе".

Федеральный координатор осуществляет свою деятельность во взаимодействии с Советом проректоров по воспитательной работе образовательных организаций высшего образования, подведомственных Министерству просвещения Российской Федерации.

Приложение

ТЕМАТИКИ
ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЦИКЛА МЕРОПРИЯТИЙ "РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ"
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ,
ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ МИНИСТЕРСТВУ ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ, В 2023/2024 УЧЕБНОМ ГОДУ

1. Тематики, обязательные для рассмотрения

1. Герои СВО.

2. Непокоренные (80 лет со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады).

3. Учитель - звучит гордо.

4. Что такое Родина? (этнокультурный компонент субъекта Российской Федерации).

2. Тематики, рекомендуемые для рассмотрения

1. #МЫВМЕСТЕ. Волонтерство и роль взаимопомощи.

2. Атомная энергетика: прошлое и будущее.

3. Великие имена России (190 лет со дня рождения Д.И. Менделеева, День Российской науки).

4. Возвращение в состав России исторических территорий (30 сентября - день воссоединения Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области с Российской Федерацией [2022 год]).

5. Всемирный день борьбы со СПИДом.

6. Всемирный фестиваль молодежи.

7. Выдающиеся деятели литературы (Виктор Петрович Астафьев - 100 лет со дня рождения, Николай Васильевич Гоголь - 215 лет со дня рождения).

8. Героика труда: этика трудового воспитания.

9. Главный закон страны (День Конституции).

10. День защитника Отечества (280 лет со дня рождения Федора Ушакова).

11. День народного единства.

12. День памяти и скорби.

13. День спецназа.

14. День участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф и памяти жертв этих аварий и катастроф.

15. Дорогою добра: волонтерство, добровольчество, благотворительность.

16. Зоя (100 лет со дня рождения Зои Космодемьянской).

17. Избирательная система России (30 лет ЦИК).

18. История и развитие вожатского движения.

19. Как найти свое место в обществе.

20. Крым: путь домой.

21. Лицом к людям: цифровизация социальных и государственных услуг.

22. Ложные новости как феномен современного медиапространства.

23. Международный день театра.

24. Наука на службе Родины.

25. Новогодние семейные традиции разных народов России.

26. О взаимоотношениях в семье (День матери).

27. Обыкновенный фашизм: помнить, знать, не допустить.

28. От А до Я (450 лет "Азбуке" Ивана Федорова).

29. Патриоты России: в кино, книгах и в жизни.

30. Первый в космосе (90 лет со дня рождения Ю.А. Гагарина/День космонавтики).

31. Первым делом самолеты. Отечественная авиапромышленность и выдающиеся личности (120 лет со дня рождения Чкалова Валерия Павловича).

32. По ту сторону экрана. Отечественный кинематограф (115 лет кино в России).

33. Победа под Полтавой (315 лет со дня победы русской армии под командованием Петра Первого над шведами в Полтавском сражении).

34. Правила безопасности и поведения в Интернете.

35. Применение искусственного интеллекта в современном мире.

36. Развитие коммуникационных навыков (Всемирный день психического здоровья, профилактика буллинга).

37. Россия - здоровая держава.

38. Россия: взгляд в будущее. Технологический суверенитет/цифровая экономика/новые профессии.

39. Русский язык - язык мира.

40. Русский язык. Великий и могучий (225 лет со дня рождения А.С. Пушкина).

41. Семья - основа государства.

42. Солидарность в борьбе с терроризмом.

43. Сохранение биоразнообразия. Заповедники и национальные парки.

44. Союзники России. Многополярный мир и однополярный мир.

45. Там, где Россия.

46. Финансовая грамотность. Как не стать жертвой мошенников.

47. Цветные революции как технология государственного переворота.

48. Цифровая экономика России: информационная безопасность.

49. Экологичное потребление. Забота об окружающей среде.