МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ
ЗАЩИТЫ ПРАВ ДЕТЕЙ
ПИСЬМО
от 20 сентября 2024 г. N 07-4611
О НАПРАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ
Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей в целях защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, а также организации учета в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей (далее - государственный банк данных о детях), сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, гражданство которых не установлено или имеющих гражданство иностранных государств, сообщает.
Порядок и сроки выявления и учета детей, оставшихся без попечения родителей, определены Семейным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 16 апреля 2001 г. N 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ).
Так, пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 16 апреля 2001 г. N 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) установлено, что для формирования регионального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей (далее - региональный банк данных о детях), органы опеки и попечительства обязаны предоставлять региональному оператору сведения о каждом ребенке, оставшемся без попечения родителей, в сроки, установленные статьей 122 Семейного кодекса Российской Федерации.
Случаи отсутствия родительского попечения, при наличии которых защита прав и интересов несовершеннолетних возлагается на органы опеки и попечительства, установлены пунктом 1 статьи 121 Семейного кодекса Российской Федерации.
Должностные лица организаций (дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, медицинских организаций и других организаций) и иные граждане, располагающие сведениями о детях, указанных в пункте 1 статьи 121 Семейного кодекса Российской Федерации, обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей (статья 122 Семейного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, действующим законодательством Российской Федерации предусмотрено, что защита прав детей, оставшихся без попечения родителей, выявление и учет сведений о них в государственном банке данных о детях осуществляется в отношении каждого ребенка, оставшегося без родительского попечения, на территории Российской Федерации вне зависимости от наличия (отсутствия) у него гражданства Российской Федерации в порядке и сроки, установленные Семейным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом N 44-ФЗ.
Анкета ребенка, оставшегося без попечения родителей, форма которой приведена в приложении N 1 к Порядку формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, утвержденному приказом Минпросвещения России от 3 июля 2024 г. N 461, содержит строку для внесения информации о гражданстве ребенке, в том числе внесение информации о том, что гражданство ребенка не установлено.
Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 122 Семейного кодекса Российской Федерации орган опеки и попечительства в течение трех рабочих дней со дня получения сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, обязан провести обследование условий жизни ребенка и при установлении факта отсутствия попечения его родителей или его родственников обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве.
Регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также учет иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих в Российской Федерации, осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации в государственных информационных системах (постановление Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2007 г. N 94 "О государственной информационной системе миграционного учета" и постановление Правительства Российской Федерации от 5 января 2015 г. N 4 "Об утверждении Правил формирования, ведения и использования базового государственного информационного ресурса регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации"). Пользователями указанных информационных систем могут являться в том числе органы государственной власти субъектов Российской Федерации, иные государственные органы и органы местного самоуправления для реализации задач, возложенных на указанные государственные органы и органы местного самоуправления.
Учитывая изложенное, Департамент полагает.
В случае выявления на территории Российской Федерации ребенка, оставшегося без попечения родителей:
гражданство которого не установлено (доказательства, подтверждающие наличие у ребенка гражданства (подданства) какого-либо государства, отсутствуют), при отсутствии доказательств, подтверждающих наличие у родителя (родителей) ребенка гражданства Российской Федерации, орган опеки и попечительства не позднее 2 рабочих дней со дня получения сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, должен обратиться в Министерство внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации для получения сведений о гражданстве ребенка и (или) его родителя (родителей);
имеющего гражданство иностранного государства либо родители которого являются гражданами иностранного государства (присутствуют доказательства, подтверждающие наличие у ребенка либо родителя (родителей) гражданства (подданства) иностранного государства), то в целях обеспечения защиты прав и интересов детей, а также соблюдения норм, установленных международными актами, орган опеки и попечительства не позднее 2 рабочих дней должен проинформировать компетентный орган иностранного государства, гражданином которого является ребенок и (или) его родитель (родители), о выявлении ребенка, оставшегося без попечения родителей, в том числе о принятии временных мер по его устройству в целях защиты его прав и интересов.
Информирование компетентных органов производится в соответствии с порядком, установленным международными актами, либо в случае их отсутствия посредством направления информации о ребенке непосредственно в компетентный орган или дипломатическое представительство данного государства в Российской Федерации. Кроме того, незамедлительное информирование компетентных органов должно производиться органом опеки и попечительства в каждом случае изменения временных мер, предпринимаемых органом опеки и попечительства по защите прав интересов ребенка.
Обращаем внимание, что Федеральным законом от 30 декабря 2021 г. N 452-ФЗ "О ратификации Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам" ратифицирована Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 2002 года, заключенная в Кишиневе (далее - Конвенция 2002 года).
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 15 мая 2023 г. N 349 "О центральных органах Российской Федерации, территориальных и иных органах, уполномоченных на осуществление непосредственного взаимодействия с компетентными органами государств - участников конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 7 октября 2002 г." (далее - Указ) определен ряд органов, уполномоченных на реализацию положений Конвенции 2002 г.:
Верховный Суд Российской Федерации - по вопросам судебной деятельности Верховного Суда Российской Федерации;
Министерство юстиции Российской Федерации - по вопросам судебной деятельности всех судов (за исключением вопросов судебной деятельности Верховного Суда Российской Федерации), а также по всем вопросам оказания правовой помощи по гражданским и семейным делам;
Следственный комитет Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации - по делам о преступлениях и иным вопросам, относящимся к их компетенции;
Генеральная прокуратура Российской Федерации - по иным вопросам оказания правовой помощи по уголовным делам.
В соответствии с пунктом 3 статьи 120 Конвенции 2002 года с момента вступления в силу Конвенции 2002 года (28 июня 2023 г.) между государствами, в ней участвующими, прекращает свое действие Минская конвенция.
Учитывая изложенное, с момента вступления в силу Конвенции 2002 г. для Российской Федерации, а именно с 28 июня 2023 г., вместо Минской конвенции необходимо применять нормы Конвенции 2002 года в отношениях между Российской Федерацией и следующими государствами: Азербайджаном, Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном и Узбекистаном.
Таким образом, в случае выявления несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, являющихся гражданами вышеуказанных стран, необходимо руководствоваться нормами статей 37 - 40 Конвенции 2002 года.
Стоит учесть, что согласно пункту 1 статьи 165 Семейного кодекса Российской Федерации при усыновлении (удочерении) на территории Российской Федерации гражданами Российской Федерации ребенка, являющегося иностранным гражданином, необходимо получить согласие законного представителя ребенка и компетентного органа государства, гражданином которого является ребенок, а также, если это требуется в соответствии с законодательством указанного государства, согласие ребенка на усыновление.
Как правило, в международных актах по вопросам в том числе приятия мер по опеке и попечительству отсутствуют сроки рассмотрения обращений компетентными органами договаривающейся стороны.
В целях защиты прав и интересов детей, в том числе для принятия мер по скорейшему жизнеустройству ребенка Департамент считает целесообразным ориентироваться на 30-дневный срок рассмотрения обращений, установленный законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации (статья 12 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации").
Таким образом, в случае непоступления ответа из компетентных органов иностранных государств в случае отсутствия международных актов, регулирующих вопросы в сфере установления опеки и попечительства, либо отсутствии в международных актах сроков рассмотрения компетентными органами обращений по указанному вопросу Департамент полагает, что орган опеки и попечительства должен не реже 1 раза в месяц направлять запрос о дальнейшем жизнеустройстве ребенка на территории государства гражданства ребенка и (или) его родителя (родителей) до получения ответа из компетентных органов иностранных государств.
Приобретение ребенком, родители которого неизвестны, гражданства Российской Федерации осуществляется в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 28 апреля 2023 г. N 138-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 138-ФЗ).
Так, пунктами 3 и 4 статьи 13 Федерального закона N 138-ФЗ установлено, что если ребенок, который находится в Российской Федерации и родители которого неизвестны, приобретает гражданство Российской Федерации по рождению в случае, если в течение шести месяцев со дня его обнаружения не будет установлено, что он имеет гражданство Российской Федерации или гражданство (подданство) иностранного государства.
В целях подтверждения приобретения гражданства Российской Федерации по рождению родитель ребенка, опекун ребенка, его попечитель или руководитель организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которую помещен ребенок, может подать в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел непосредственно либо через подведомственное предприятие или уполномоченную организацию либо в дипломатическое представительство или консульское учреждение заявление об оформлении гражданства Российской Федерации, приобретенного по рождению.
Директор Департамента
Л.П.ФАЛЬКОВСКАЯ