МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
В СФЕРЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

ПИСЬМО
от 18 декабря 2023 г. N 05-ПГ-МП-52893

О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ

Департамент государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Министерства просвещения Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел обращение, поступившее в Минпросвещения России из Министерства науки и высшего образования Российской Федерации зарегистрированное 5 декабря 2023 года за N ПГ-МП-52893, по вопросу условий осуществления образовательной деятельности, и в части своей компетенции сообщает следующее.

На основании частей 5 и 7 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если Федеральным законом не установлено иное.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования, разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных образовательных программ среднего профессионального образования.

В соответствии с частями 1, 2 и 3 статьи 11 Федерального закона федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования обеспечивают единство образовательного пространства Российской Федерации; преемственность основных образовательных программ; возможность формирования основных профессиональных образовательных программ различных уровней сложности, профилей и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся, а также потребностей общества и государства в квалифицированных кадрах; государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.

Федеральные государственные образовательные стандарты, за исключением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, образовательные стандарты являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения.

Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему; условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим условиям; результатам освоения основных образовательных программ.

Частями 9 и 10 статьи 12 Федерального закона установлено, что примерные образовательные программы среднего профессионального образования разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов, а в части профессиональных компетенций на основе профессиональных стандартов (при наличии) и могут включать в себя компетенции, отнесенные к одной или нескольким профессиям и специальностям по соответствующим уровням профессионального образования или к укрупненным группам профессий, специальностей, а также к области (областям) и виду (видам) профессиональной деятельности, в том числе с учетом возможности одновременного получения обучающимися нескольких квалификаций.

Примерные образовательные программы среднего профессионального образования включаются по результатам экспертизы в реестр примерных образовательных программ среднего профессионального образования, являющийся государственной информационной системой. Информация, содержащаяся в реестре примерных образовательных программ среднего профессионального образования, является общедоступной.

В соответствии с пунктом 1 приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 17 февраля 2021 г. N 61 право ведения реестра примерных образовательных программ среднего профессионального образования предоставлено федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению дополнительного профессионального образования "Институт развития профессионального образования" (далее - ФГБОУ ДПО ИРПО), учредителем которого является Минпросвещения России.

Реестр примерных образовательных программ среднего профессионального образования размещен на информационной платформе "СПО-лаб" ФГБОУ ДПО ИРПО по ссылке https://spo-lab.ru. Также на информационной платформе "СПО-лаб" представлены федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования (далее соответственно - ФГОС, СПО), нормативные и методические материалы, и другая информация, необходимая при разработке и реализации образовательных программ.

Также для получения консультации по разработке образовательных программ СПО Вы можете обратиться в Центр содержания и новых образовательных технологий СПО ФГБОУ ДПО ИРПО. Подробная информация, а также контакты ответственных лиц размещены на официальном сайте ФГБОУ ДПО ИРПО по ссылке https://firpo.ru.

Следует отметить, что методические рекомендации не имеют нормативно-правового характера, а дают разъяснения по применению соответствующих законодательных и нормативных правовых актов и могут использоваться образовательными организациями для разработки образовательных программ по конкретным ФГОС СПО с учетом примерных образовательных программ СПО, локальных нормативных актов и иных документов необходимых для организации и осуществления образовательной деятельности.

Заместитель директора Департамента
М.И.СОФРОНОВА