МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
В СФЕРЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

ПИСЬМО
от 20 июля 2020 г. N 05-772

О НАПРАВЛЕНИИ ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ПИСЬМА

Департамент государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Министерства просвещения Российской Федерации (далее - Департамент) направляет инструктивно-методическое письмо по организации применения современных методик и программ преподавания по общеобразовательным дисциплинам в системе среднего профессионального образования, учитывающих образовательные потребности обучающихся образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования.

Заместитель
директора Департамента
Н.А.БЕБЕНИНА

Приложение

ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРИМЕНЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДИК И ПРОГРАММ
ПРЕПОДАВАНИЯ ПО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ В СИСТЕМЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, УЧИТЫВАЮЩИХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1. Общая информация

В рамках Плана мероприятий по реализации федерального проекта "Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)", утвержденного протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту "Образование" от 7 декабря 2018 г., Министерством просвещения Российской Федерации запущен процесс по реализации комплекса мероприятий, связанных с внедрением в практику работы образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, современных методик и практик преподавания общеобразовательных дисциплин, учитывающих образовательные потребности обучающихся.

Выполнение поставленных задач связано с необходимостью совершенствования подходов к реализации среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования (программ подготовки квалифицированных рабочих (служащих), программ подготовки специалистов среднего звена), что обусловило формирование данных методических рекомендаций.

Методические рекомендации включают в себя описание практик субъектов Российской Федерации по внедрению современных методик преподавания общеобразовательных дисциплин в систему среднего профессионального образования и предназначены для образовательных организаций, реализующих образовательных программ среднего профессионального образования (далее - образовательные организации, СПО).

Методические рекомендации содержат разделы, включающие понятийный аппарат, нормативно-правовое регулирование, описание организационных и методических основ, средств и способов индивидуализированного выбора профилей при получении среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования (далее - ООП СОО и ООП СПО).

2. Термины и определения

Общеобразовательный цикл - раздел учебного плана ООП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования, содержащий общеобразовательные и дополнительные учебные дисциплины, часы на их изучение с учетом осваиваемой профессии или специальности СПО.

Общеобразовательные учебные дисциплины - учебные предметы обязательных предметных областей федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее - ФГОС СОО), включенные в общеобразовательный цикл ООП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования с учетом осваиваемой профессии или специальности СПО. Различают базовые и профильные учебные дисциплины.

Базовые учебные дисциплины - общеобразовательные учебные дисциплины: общие и по выбору из обязательных предметных областей ФГОС СОО, изучаемые с учетом требований ФГОС СОО на базовом уровне в пределах освоения ООП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.

Профильные учебные дисциплины - общеобразовательные учебные дисциплины, изучаемые в соответствии с требованиями ФГОС СОО на базовом уровне в пределах освоения ООП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования, но более углубленно с учетом профиля профессионального образования, специфики осваиваемой профессии или специальности СПО.

Дополнительные учебные дисциплины - дополнительные учебные предметы, курсы по выбору обучающихся, предлагаемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии со спецификой и возможностями образовательной организации (например, "Искусство", "Мировая художественная культура" "Психология", "Технология", "Дизайн", "История родного края", "Экология моего края", "Эффективное поведение на рынке труда" и др.)

Индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

Индивидуальный проект - особая форма организации образовательной деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект).

3. Нормативно-правовая основа реализации среднего
общего образования в пределах ООП СПО

В соответствии с частью 3 статьи 68 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об образовании), в случае получения среднего профессионального образования на базе основного общего образования с одновременным получением среднего общего образования в пределах соответствующей образовательной программы среднего профессионального образования, ООП СПО разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования.

Нормативно-правовые вопросы получения среднего общего образования в пределах ООП СПО регламентируют следующие нормативные документы:

- Федеральный закон об образовании;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования";

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. N 464 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования";

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 мая 2014 г. N 594 "Об утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ";

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 августа 2013 г. N 968 "Об утверждении порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования";

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 октября 2013 г. N 1186 "Об утверждении порядка заполнения, учета и выдачи дипломов о среднем профессиональном образовании и их дубликатов";

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 февраля 2014 г. N 115 "Об утверждении порядка заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2013 г. N 1199 "Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования";

- Приказ Министерства просвещения России N 190, Рособрнадзора N 1512 от 7 ноября 2018 г. "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования";

- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 марта 2015 года N 06-259 "О направлении доработанных методических рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования";

- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июня 2017 года N ТС-194/08 "Об организации изучения учебного предмета "Астрономия как обязательного для изучения на уровне среднего общего образования";

- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 августа 2015 г. N АК-2563/05 "О методических рекомендациях по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ;

- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 февраля 2017 г. N 06-156 "О методических рекомендациях по реализации федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования по 50 наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям".

4. Организационные основы получения среднего общего
образования в пределах освоения ООП СПО

Организационное обеспечение среднего общего образования в пределах освоения ООП СПО по специальности/профессии направлено на обеспечение качественного освоения общеобразовательных предметов.

В практике работы профессиональных образовательных организаций используются две основные модели реализации среднего общего образования в пределах ООП СПО:

на базе профессиональных образовательных организаций в пределах контрольных цифр приема, установленных по конкретной ООП СПО по профессии/специальности;

на базе общеобразовательных организаций по договорам о сетевом взаимодействии.

В случае реализации ООП СПО на базе основного общего образования, образовательная программа разрабатывается образовательной организацией на основе требований ФГОС СОО и ФГОС СПО с учетом получаемой профессии/ специальности.

Для реализации модели по договорам о сетевом взаимодействии на региональном уровне определяются и законодательно закрепляются финансово-экономические основы взаимодействия общеобразовательных, профессиональных образовательных организаций, в том числе, определяется порядок финансового обеспечения образовательной деятельности профессиональных образовательных организаций по видам образовательных программ, установленный в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации о региональных нормативах финансирования образовательных организаций.

При реализации ООП СПО с применением сетевой формы взаимодействия могут быть заключены договоры о совместной деятельности в сфере реализации общеобразовательных дисциплин между профессиональными образовательными и общеобразовательными организациями.

В договоре о сетевом взаимодействии по реализации общеобразовательных дисциплин между профессиональной и общеобразовательной организацией должны быть установлены требования к способам и срокам реализации сетевого взаимодействия.

Данным договором регламентируются следующие вопросы:

- уведомление обучающихся о том, что ООП СПО реализуется в сетевой форме;

- подтверждение согласия обучающегося на освоение ООП СПО в сетевой форме;

- организация академической мобильности (в том числе порядка перевода обучающихся в организацию - партнер для освоения части (частей) ООП СПО);

- зачета образовательной организацией части (частей) ООП СПО, освоенной в образовательной организации - партнере (в том числе порядок признания этих результатов без проведения процедуры переаттестации);

- предоставление доступа к материально-технической базе и библиотечно-информационным ресурсам организации - партнера;

- пользование лечебно-оздоровительной инфраструктурой, объектами культуры и спорта организации - партнера в период освоения в ней части (частей) образовательной программы.

Реализации среднего общего образования на основе договора о сетевом взаимодействии, использование в процессе обучения современной материально-технической и методологической базы общеобразовательных организаций, педагогические кадры активизируют обмен передовым опытом подготовки кадров между образовательными организациями, создает условия для повышения уровня профессионально-педагогического мастерства преподавательских кадров, положительно влияет на качество обучения. Данный опыт широко представлен в практике работы образовательных организаций Тамбовской области.

Исходя из выбранной модели, руководителем образовательной организации должны быть разработаны и утверждены необходимые локальные акты, регламентирующие деятельность по реализации среднего общего образования в пределах освоения ООП СПО.

5. Организация получения среднего общего образования
в пределах освоения образовательных организациях
в соответствии с федеральным государственным
образовательным стандартом среднего
профессионального образования

При реализации среднего общего образования в пределах освоения образовательной программы среднего профессионального образования на базе основного общего образования (программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена) учитывается получаемая профессия или специальность.

Организация образовательной деятельности по освоению среднего общего образования предусматривает дифференциацию содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей. Изучение учебных предметов на углубленном уровне ориентировано преимущественно на подготовку к последующему профессиональному образованию, развитие индивидуальных способностей обучающихся путем более глубокого, чем это предусматривается базовым курсом, освоением основ наук, систематических знаний и способов действий, присущих данному учебному предмету.

Образовательные организации самостоятельно определяют профиль ООП СПО в соответствии со спецификой профессии, специальности, руководствуясь Перечнем профессий и специальностей среднего профессионального образования, утвержденным приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2013 г. N 1199.

В зависимости от профиля, установленного для ООП СПО, определяются для углубленного изучения соответствующие предметы. К примеру, в технологическом направлении - это математика, физика, информатика. Преподавателями определяются темы для углубленного изучения с ориентацией на избранную профессию/специальность, студентам предлагаются задачи и практические работы профессиональной направленности.

Образовательная организация вправе предусмотреть освоение общеобразовательных дисциплин полностью или частично в дисциплинах общепрофессионального и других циклов ООП СПО. В этом случае необходимо распределить все личностные, метапредметные и предметные результаты, определенные в ФГОС СОО по конкретным дисциплинам ООП СПО.

В соответствии с требованиями ФГОС СОО образовательные организации при разработке учебных планов ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования обеспечивают освоение результатов заявленных в ФГОС СОО, для чего формируется общеобразовательный цикл, включающий общеобразовательные учебные дисциплины (общие и по выбору), из обязательных предметных областей:

N
Предметная область
Дисциплины
Базовый уровень
Углубленный уровень
1.
Русский язык и литература
Русский язык
Русский язык
Литература
Литература
2.
Родной язык и родная литература <1>
Родной язык
Родная литература
3.
Иностранный язык;
Иностранный язык
Иностранный язык
Второй иностранный язык
Второй иностранный язык
4.
Общественные науки
Обществознание
История (Россия в мире)
История
Право
Экономика
Право
География
Экономика
География
5.
Математика и информатика
Математика
Математика Информатика
Информатика
6.
Естественные науки
Физика
Физика
Химия
Химия
Биология
Биология
Естествознание
Астрономия
7.
Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности
Физическая культура
Физическая культура
Экология
Экология
Основы безопасности жизнедеятельности
Основы безопасности жизнедеятельности

--------------------------------

<1> В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в государственных и муниципальных образовательных организациях, расположенных на территории республики Российской Федерации, может вводиться преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. Преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами.

Общеобразовательный цикл ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования должен содержать 11 - 12 дисциплин и предусматривать изучение не менее одной общеобразовательной дисциплины из каждой предметной области. Из них не менее 3 дисциплин изучаются углубленно с учетом профиля ООП СПО.

При необходимости образовательная организация может увеличить количество дисциплин.

В учебные планы ООП СПО включают дополнительные дисциплины по выбору обучающихся, предлагаемые образовательной организацией, в том числе из обязательных предметных областей, учитывающие специфику и возможности образовательной организации и профиля осваиваемой профессии/специальности.

Дисциплинами по выбору могут быть:

"Профессиональное самоопределение (введение в профессию\специальность)"

"Искусство";

"Мировая художественная культура";

"Технология";

"Экология края";

"История края";

"Основы проектной деятельности" и др.

На этапе формирования учебного плана определяется дисциплина(ы) общеобразовательного цикла, в рамках которой(ых) будет выполняться индивидуальный проект. После ознакомления с методологией проектной деятельности, студенты приступают к работе над индивидуальным проектом в режиме самостоятельной работы по конкретной дисциплине(ам). Лучшие проекты обучающихся могу быть рекомендованы для участия в конкурсах исследовательских и проектных работ.

При формировании учебных планов общими для включения в общеобразовательный цикл для всех учебных планов являются учебные дисциплины: "Русский язык" и "Литература" (или "Русский язык и литература"), "Иностранный язык", "Математика", "История" (или "Россия в мире"), "Физическая культура", "Основы безопасности жизнедеятельности", "Астрономия".

Общеобразовательные учебные дисциплины по выбору из обязательных предметных областей образовательные организации определяют самостоятельно с учетом профиля, специфики профессии/специальности.

Учебное время, отведенное на теоретическое обучение, образовательные организации распределяют на учебные дисциплины общеобразовательного цикла ООП СПО - общие и по выбору из обязательных предметных областей, изучаемые на базовом и профильном уровнях, и дополнительные по выбору обучающихся, предлагаемые образовательной организацией.

Углубление и расширение знаний и умений, полученных студентами при освоении дисциплин общеобразовательного цикла осуществляется за счет других циклов: общего гуманитарного и социально-экономического, математического и общего естественнонаучного цикла, а также средствами отдельных дисциплин профессионального цикла.

Образовательные организации в учебных планах ООП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования при формировании содержания общеобразовательного цикла вправе уточнять состав общеобразовательных дисциплин по выбору из обязательных предметных областей, а также часы на их изучение, учитывая специфику ООП СПО по осваиваемой профессии или специальности.

Образовательные организации оценивают качество освоения дисциплин общеобразовательного цикла ООП СПО в процессе текущего контроля и промежуточной аттестации.

Текущий контроль проводят в пределах учебного времени, отведенного на освоение соответствующих общеобразовательных дисциплин, различными методами, включая компьютерные технологии.

Экзамены проводят в дни, освобожденные от занятий, по дисциплинам "Русский язык", "Математика", "Иностранный язык" и не менее, чем по одной из дисциплин, изучаемых углубленно с учетом выбранного профиля.

К государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам (часть 6 статьи 59 Федерального закона об образовании).

Образовательные организации, осуществляющие реализацию ООП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования, совместно с другими участниками образовательных отношений разрабатывают программы общеобразовательных дисциплин с учетом требований ФГОС СОО, ПООП СОО, ФГОС СПО и спецификой выбранного профиля.

В рабочих программах по дисциплинам уточняют содержание обучения, в том числе изучаемое на профильном уровне с учетом его значимости для освоения ООП СПО; последовательность изучения материала, распределение часов по разделам и темам, лабораторные и практические занятия, тематику рефератов, выполнение индивидуальных проектов, формы и методы текущего контроля и оценки учебных достижений, промежуточной аттестации студентов, рекомендуемые учебные пособия и др.

При разработке рабочей программы интегрированной базовой дисциплины "Естествознание" образовательные организации вправе перераспределить учебные часы, выделив дисциплину, имеющую профессиональную значимость для ООП СПО и включить ее в состав профильных общеобразовательных дисциплин с нагрузкой во взаимодействии с преподавателем не менее 68 час., а две другие дисциплины изучать как базовые в интегрированном курсе "Естествознание".

Все изменения, внесенные образовательными организациями в рабочие программы дисциплин, фиксируют в пояснительных записках к этим программам.

Для успешного освоения среднего общего образования в пределах освоения ООП СПО необходимо обеспечить достижение всех результатов, обозначенных ФГОС СОО. Для обеспечения достижения этой цели образовательная организация должна применять современные образовательные технологии и решить следующие задачи:

- обеспечить содержательную интеграцию программ общего и профессионального образования;

- провести интенсификацию освоения результатов среднего общего образования и опережающего освоения результатов среднего профессионального образования.

В качестве современных технологий рекомендуется использовать приемы и методики, направленные на обеспечение профильности общеобразовательных дисциплин.

Профильность преподавания общеобразовательных дисциплин обусловлена сжатыми сроками освоения среднего общего образования в пределах освоения ООП СПО. Она позволяет повысить мотивацию обучающихся и обеспечивает опережающий вход в профессию/специальность). К примеру, одной из распространенных моделей опережающего освоения элементов будущих профессиональных компетенций становится введение в предмет "Иностранный язык" и иных дисциплин на уровне среднего общего образования тематических вопросов, связанных с освоением терминологии будущей профессиональной деятельности (Москва, Московская область).

В случае выбора индивидуального проекта, данный вид учебной работы выполняется обучающимся самостоятельно под руководством преподавателя по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых дисциплин, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной).

Проектная деятельность позволяет обучающимся выполнять проекты в широком диапазоне проблемных задач (творческих, информационных, коммуникационных) и приобретать знания и умения в процессе конструирования, планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий. Ценность данной технологии заключается в использовании самостоятельной проектировочной деятельности обучающихся как основного средства их профессионального развития.

Данная технология эффективно применяется на занятиях по профильным дисциплинам.

Рабочие программы дисциплин - программы дисциплин общеобразовательного цикла ООП СПО, разрабатываются на основе примерных программ общеобразовательных дисциплин, отвечающих требованиям ФГОС СОО, предъявляемым к содержанию и результатам освоения дисциплины, и рекомендованных к использованию в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.

Рабочие программы общеобразовательных дисциплин являются составной частью программно-методического сопровождения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования, реализуемой в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Рабочие программы являются неотъемлемой частью ООП СПО.

6. Современные методики реализации среднего общего
образования в пределах освоения ООП СПО на основе практик
субъектов Российской Федерации

С целью повышения качества освоения среднего общего образования в пределах ООП СПО, а также усиления мотивации обучающихся в процессе реализации общеобразовательных дисциплин в образовательных организациях субъектов Российской Федерации используется широкий спектр методик и технологий преподавания.

Применение современных образовательных технологий способствует более эффективному восприятию учебного материала студентами, повышает интерес к изучаемым дисциплинам, а также позволяет заложить основу для освоения дисциплин профессионального цикла.

ФГОС СПО предъявляет высокие требования к современному выпускнику. Сокращение сроков обучения, большие объемы информации и жесткие требования к практическому опыту, умениям, знаниям и компетенциям обучающихся должны обеспечиваться современными условиями, а реализовываться за счет современных методик и технологий.

Региональный опыт насыщен современными практиками работы преподавателей общеобразовательных дисциплин. В субъектах отмечается, что новым видом деятельности преподавателя является умение сочетать в методике преподавания общеобразовательных дисциплин практик ориентированную составляющую и развитие познавательных потребностей, организацию поиска новых знаний.

Так, в Оренбургской области отмечено, что на занятиях по учебным дисциплинам "Естествознание", "География", "Химия", "Биология" оправдано применение таких образовательных технологий, как технология сотрудничества, технология развития критического мышления, проблемного и личностно-ориентированного обучения. Это способствует более эффективному восприятию учебного материала обучающимся, повышают интерес к изучаемым дисциплинам. В процессе обучения "Химии" и "Физики" особое значение исследовательские методы.

Технология сотрудничества реализует гуманистический подход в педагогической деятельности. Она направлена на работу обучающихся в малых группах и способствует развитию системно-деятельностных компетенций обучающихся, таких, как заинтересованность, умение идти на определенный компромисс, интеллектуальная терпимость, умение слушать, и отстаивать позицию, эмпатия, лабильность, гибкость мышления, культура речи.

Технология развития критического мышления позволяет обучающимся самим определять цели обучения, осуществлять активный поиск информации и осознанно размышлять о полученных знаниях. В рамках данной технологии используются различные приемы работы с учебной литературой, где применяются активные методы чтения: записи по мере осмысления материала, составление плана и графическое оформление полученной информации. Технология критического мышления способствует формированию у обучающихся исследовательской деятельности и управление информацией. Данная технология успешно применяется при изучении таких дисциплин, как "Литература", "История", "Обществознание", "Право", "Иностранный язык", "ОБЖ".

Также в Оренбургской области успешно применяются игровые технологии, которые включают достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр: дидактических, деловых, ролевых. Игровые технологии формируют у обучающихся компетенции, связанные с выстраиванием отношений с окружающими, формируют правильную речь, бесконфликтность, уравновешенность, стрессоустойчивость, самоконтроль, способность регулировать свое поведение, уверенность в себе, лабильность, умение убеждать, умение управлять своим временем, что позволяет установить устойчивый контакт в коллективе.

К данной технологии относится геймификация, когда правила игры переносятся в реальный мир. Данная технология формирует у участников мотивацию к соблюдению утвержденных правил и вынуждают поступать взвешенно и качественно, оценивать себя в сравнении с другими.

Коучинг, когда целью применения данной технологии педагогами является возможность помогать обучающимся учиться осознанно, с интересом приобретать знания, находить и максимально раскрывать потенциал, развивать навыки и умения, эффективнее усваивать программу и выполнять задания. Используя коучинг, педагог помогает студенту понять свои возможности и ресурсы, определить цели, поставить задачи, используя проблемы.

Кейс-метод способствует формированию умений решать различные проблемные ситуации, позволяет промоделировать реальную проблему, с которой возможно в дальнейшем придется столкнуться в будущей профессиональной деятельности. Применяя данный метод в качестве метода конкретных ситуаций, педагоги предусматривают работу по активному проблемно-ситуационному анализу, основанному на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций, как типичных, так и нетипичных.

На занятиях физической культуры успешно применять технологию дифференцированного физкультурного образования. Данная технология направлена на физическое формирование обучающегося посредством развития индивидуальных способностей, выносливости, что является одним из важных качеств специалиста при выполнении профессиональных обязанностей.

Учитывая образовательные потребности обучающихся, одним из предложений является включение в программу физической культуры раздела "Фитнес": изучение функционального состояния человека с использованием "умных" браслетов и "умных" весов.

В образовательном процессе республики Башкортостан сформирован банк современных методик и технологий преподавания по общеобразовательным дисциплинам, среди которых используются: проектные технологии, технологии проблемного обучения, игровые технологии (ролевые и деловые игры), кейс-технологии, модульные технологии, технологии развития критического мышления, технологии развивающего обучения, интерактивные методы обучения, модульное обучение, метод рефлексии, метод мозгового штурма.

В рамках преподавания общеобразовательных дисциплин в колледжах Омской области преподаватели используют следующие современные технологии:

технологии сотрудничества;

технологии проектного обучения;

технологии интерактивных методов обучения;

технологии проблемного и личностно-ориентированного обучения;

Преподаватели активно применяют технологии критического мышления, которые позволяют студентам самостоятельно определять и формулировать цели обучения, осуществлять активный поиск информации и осознанно размышлять о полученных знаниях. В рамках данной технологии используются различным приемы работы с учебной литературой, применяются активные методы чтения:

- запись ключевой информации по мере осмысления материала:

- отбор наиболее значимой информации общего объема;

- отбор наиболее значимой информации из общего объема;

- выделение смысловых единиц текста;

- составление плана и графическое оформление полученной информации.

Многие регионы отмечают, что особенность преподавания общеобразовательных дисциплин состоит в необходимости учета разницы в входном уровне общеобразовательной подготовки студентов одной группы, а также учета профессиональной направленности осваиваемой ООП СПО. Учет образовательных потребностей обучающихся осуществляется посредством внедрения дифференцированных разноуровневых заданий в сочетании с индивидуально подобранными активными и интерактивными методами и внеаудиторной работой. Одновременно с этим учет индивидуальных особенностей позволяет выявить и опережающе начать формировать ряд общих компетенций, в том числе основ финансовой грамотности, антикоррупционной культуры и др.

В целях учета образовательных потребностей обучающихся в педагогами Ярославской области в качестве эффективного инструмента мотивации обучающихся для студентов первого курса в рамках освоения общеобразовательного цикла предложены предметные олимпиады, развитие которых может сформировать интерес обучающихся к изучаемым дисциплинам.

Для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов выраженность дифференцированного подхода усиливается. Для данной категории обучающихся необходимо применять персонифицированные методики преподавания общеобразовательных дисциплин, учитывающие особенности нозологии обучающегося. Определенные эффекты для данной категории лиц дают бинарные уроки.

В качестве предложений по внедрению новых методик преподавания общеобразовательных дисциплин в системе среднего профессионального образования с учетом образовательных потребностей обучающихся профессиональными образовательными организациями сформулирован ряд конструктивных предложений, что позволяет активизировать развитие региональных практик в данных направлениях.

Так, опыт Свердловской области позволяет сделать вывод о необходимости:

создания базы современных методик и практик на сайте Федеральных учебно-методических объединений для эффективной трансляции в образовательных организациях;

разработки программ единых тестовых заданий по общеобразовательным программам;

использования контекстно-ориентированных профессиональных заданий (кейсов), разрабатываемых с участием работодателей;

разработки и внедрения программных продуктов, соответствующих требованиям ФГОС СПО, по иностранному языку с привлечением носителей языка;

формирования базовых знаний по черчению;

реализации системно-деятельностного и метапредметного подходов, обеспечения преемственности образовательных программ основного общего и среднего общего образования, формирования и оценки личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов, развития универсальных учебных действий в рамках преподавания дисциплины;

создания общедоступного банка материалов для использования в рамках мультимедиа-технологий по общеобразовательным дисциплинам (виртуальных кабинетов).

Также предлагается разработать примерные образовательные программы по дисциплинам "Мировая художественная культура" и "Психология общения".

В разрезе преподавания конкретных дисциплин, практики субъектов Российской Федерации достаточно разнообразны.

Так, в Саратовской области в предметной области "Русский язык и литература" применяется методика использования интерактивных модулей, методика использования интерактивным заданий на базе инструментальной компьютерной программы, методика "Письмо под копирку" для развития навыков самооценки.

В предметной области "Математика" применяется методика с использованием компьютерной программы "Живая геометрия".

В предметной области "История" методика использования проблемных заданий с элементами ролевой игры - образовательный webquest.

В предметной области "Информатика" используются различные цифровые системы.

Анализ образовательных потребностей обучающихся показывает, что у молодежи возрос интерес к формированию навыков при изучении иностранных языков. К основным образовательным потребностям относится развитии коммуникативных навыков аудирования и общения на иностранном языке, в использовании современных цифровых технологий при освоении образовательных программ, навыки самостоятельного поиска информации и освоения дисциплины во внеаудиторном формате, потребности в использовании полученных знаний при освоении дисциплины профессионального цикла.

В связи с чем, преподаватели используют коммуникативную методику преподавания с использованием современных пособий, аудио- и видео- материалов и встреч с носителями изучаемого иностранного языка. В предметной области "Иностранный язык" применяется методика, когда все занятия проводятся на английском языке, либо с минимальным включением родной речи.

При реализации общеобразовательной дисциплины "Астрономия" образовательными организациями Омской области предлагается рассмотреть вопрос об увеличении доли самостоятельной работы для возможности использования пяти видов виртуальных тематических экскурсий, в том числе с помощью использования русскоязычных астрономических сайтов и ресурсов электронных библиотек для профессиональных организаций.

Сегодня в среднем профессиональном образовании наблюдается смешанный тип обучения, когда наряду с очным образованием (с использованием различных информационных платформ и информационно-образовательной среды) применяются дистанционные образовательные технологии.

На образовательных порталах образовательных организаций студентам предлагаются задания, создаются портфолио, создается контент, позволяющий работать в дистанционном режиме, в мобильном режиме, с использованием мобильных технологий. В этой ситуации адаптивные технологии обучения и распределенные формы образовательного процесса играют немаловажную роль и являются условием персонализации обучения.

Для повышения эффективности освоения общеобразовательных дисциплин необходимо использовать самые передовые информационно-коммуникационные технологии, применять всю линейку мультимедиа-технологий, различных средств общего назначения, программных средств обучения: электронных учебников и пособий, охватывающих как весь курс изучения учебной дисциплины, так и отдельно его крупные разделы; средства для тренировки и контроля полученных знаний и профессиональных умений; применять видеоуроки и электронные конференции, презентации для визуального и звукового сопровождения словесных методов обучения.

Внедрение дистанционных технологий и электронного обучения, расширяет возможности коммуникации участников образовательного процесса с целью выполнения групповых проектов, оперативной корректировки хода выполнения заданий, возможностей удаленного доступа к источнику информации. Наряду с предметными компетенциями осваиваются компетенции по информационно коммуникационным технологиям, которые важны для современного специалиста.

Основные направления работы по повышению качества подготовки студентов по общеобразовательным дисциплинам, на примере Московской области:

- оценка эффективности подготовки студентов по общеобразовательным дисциплинам (входная и выходная диагностика по общеобразовательным дисциплинам);

- оценка эффективности работы преподавателей общеобразовательных дисциплин;

- применение цифровых образовательных ресурсов для повышения качества освоения общеобразовательных дисциплин;

- формирование методической базы.

В рамках реализации задач по повышению качества подготовки студентов по общеобразовательным дисциплинам реализуются следующие мероприятия:

- утвержден перечень базовых площадок по внедрению эффективных практик обучения по дисциплинам: русский язык, математика;

- сформированы и утверждены списки рабочих групп из числа преподавателей общеобразовательных дисциплин базовых площадок;

- разработаны и утверждены показатели эффективности деятельности преподавателей общеобразовательных дисциплин;

- проведена серия совместных круглых столов региональных учебно-методических объединений профессиональных образовательных организаций Московской области (далее - ПОО МО) с учебно-методическими объединениями в системе общего образования Московской области (обмен методиками подготовки);

- активизирована работа методических служб Московской области в области качества подготовки студентов по общеобразовательным дисциплинам;

- сформирован и утвержден перечень электронных учебно-методических комплекса ЭУМК), рекомендованных при организации освоения общеобразовательных дисциплин (6 УЭМК - на платформе "Цифровой колледж Подмосковья": Русский язык, Математика, Химия).