МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
В СФЕРЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
ПИСЬМО
от 13 мая 2022 г. N 05-672
О НАПРАВЛЕНИИ КОПИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
Департамент государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Министерства просвещения Российской Федерации направляет копию Методических рекомендаций по применению аккредитационных показателей по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденных приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 29 ноября 2021 г. N 869.
Исполняющая обязанности
директора Департамента
Т.Р.КАРАБЕКЯН
Приложение
Утверждаю
Первый заместитель
Министра просвещения
Российской Федерации
А.В.БУГАЕВ
12 апреля 2022 г.
Заместитель руководителя
Федеральной службы по надзору
в сфере образования и науки
Е.Е.СЕМЧЕНКО
12 апреля 2022 г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРИМЕНЕНИЮ АККРЕДИТАЦИОННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ, УТВЕРЖДЕННЫХ ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 29 НОЯБРЯ 2021 Г. N 869
I. Для целей государственной аккредитации образовательной деятельности (минимальное значение 35 баллов):
Наименование показателя
|
Значение показателя
|
Количество баллов
|
Доля работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) из числа руководителей и (или) работников организаций, деятельность которых связана с направленностью (профилем) реализуемой образовательной программы (имеющих стаж работы в данной профессиональной области), в общем числе работников, реализующих образовательную программу - АП1
|
Более или равна 25%
|
10
|
Менее 25%
|
0
|
Показатель АП1 рассчитывается по нижеприведенной формуле:
где:
a - количество ставок (в приведенных к целочисленным значениям ставок), занимаемых педагогическими работниками из числа руководителей и (или) работников организаций, деятельность которых связана с направленностью (профилем) реализуемой образовательной программы (имеющих стаж работы в данной профессиональной области), и педагогическими работниками, имеющими стаж работы в соответствующей профессиональной области, обеспечивающими освоение обучающимися профессиональных модулей;
b - количество ставок (в приведенных к целочисленным значениям ставок), занимаемых работниками, реализующими общепрофессиональные дисциплины и профессиональные модули образовательной программы.
Для педагогических работников, реализующих профессиональные модули образовательных программ в области физической культуры и спорта, в области культуры и искусств, педагогического образования, под стажем работы в данной профессиональной области следует понимать, в том числе, педагогическую деятельность в образовательной организации, включая образовательную организацию, заявившую образовательную программу на государственную аккредитацию образовательной деятельности.
Полученное при расчете дробное значение показателя округляется до целого числа по правилам математического округления.
Установленное при расчете показателя АП1 значение сопоставляется с критериальным значением и определяется количество баллов по данному показателю.
Источники данных, необходимых для расчета АП1:
Документы, прилагаемые к заявлению о проведении государственной аккредитации образовательной деятельности <1>.
--------------------------------
<1> Приказ Рособрнадзора от 24 декабря 2021 г. N 1689 "Об утверждении форм заявлений о государственной аккредитации образовательной деятельности, о переоформлении свидетельства о государственной аккредитации образовательной деятельности и (или) приложения (приложений) к нему, о выдаче временного свидетельства о государственной аккредитации образовательной деятельности, о представлении дубликата свидетельства о государственной аккредитации образовательной деятельности и перечня документов, прилагаемых к заявлению о проведении государственной аккредитации образовательной деятельности и к заявлению о переоформлении свидетельства о государственной аккредитации образовательной деятельности и (или) приложения (приложений) к нему в отношении ранее не аккредитованных образовательных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и требований к их заполнению и оформлению".
Наименование показателя
|
Значение показателя
|
Количество баллов
|
Наличие электронной информационно-образовательной среды - АП2
|
Имеется
|
5
|
Не имеется
|
0
|
Показатель АП2 устанавливается со значением "имеется" или "не имеется" без дополнительного расчета значения показателя.
Значение показателя "имеется" устанавливается при наличии одного или нескольких компонентов электронной информационно-образовательной среды, например:
цифровой (электронной) библиотеки;
доступа к профессиональным базам данных;
информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам;
электронной системы учета обучающихся, учета и хранения их образовательных результатов;
электронной системы обучения, обеспечивающей взаимодействие педагогических работников с обучающимися;
иных компонентов.
Источники данных, необходимых для расчета АП2:
1. Документы, прилагаемые к заявлению о проведении государственной аккредитации образовательной деятельности <2>.
--------------------------------
<2> Там же.
2. Информация, размещенная на официальном сайте образовательной организации.
Наименование показателя
|
Значение показателя
|
Количество баллов
|
Доля обучающихся, выполнивших 70% и более заданий диагностической работы в ходе оценивания достижения обучающимися результатов обучения по заявленной образовательной программе - АП3
|
65% и более
|
20
|
50% - 64%
|
10
|
|
Менее 50%
|
0
|
Значение показателя АП3 устанавливается по результатам выполненной обучающимися диагностической работы.
Показатель АП3 рассчитывается по нижеприведенной формуле:
где:
a - количество обучающихся, выполнивших 70% и более заданий диагностической работы;
b - общее количество обучающих, выполнявших диагностическую работу.
Полученное при расчете дробное значение показателя округляется до целого числа по правилам математического округления.
Установленное при расчете показателя АП3 значение сопоставляется с критериальным значением и определяется количество баллов по данному показателю.
Диагностическая работа представляет собой мероприятие по оценке качества подготовки обучающихся по образовательной программе, в том числе с применением дистанционных технологий.
Задания диагностической работы формируются с применением оценочных материалов, включенных в содержание образовательной программы образовательной организации и (или) оценочных средств, формируемых с использованием федеральной информационной системы оценки качества образования.
В случае формирования заданий диагностической работы на основе оценочных средств образовательной организации оценочные материалы образовательной организации рекомендуется предоставлять в электронном виде, а также в форме текстового документа, доступного для редактирования.
Оценочные материалы, необходимые для проведения диагностической работы, должны соответствовать требованиям федеральных государственных образовательных стандартов и содержанию оценочных материалов образовательной организации.
Объем заданий, включенных в состав диагностической работы, устанавливается, исходя их предельного расчетного времени выполнения диагностической работы не более двух академических часов.
Численность обучающихся, участвующих в выполнении диагностической работы, рекомендуется на уровне не менее 70% обучающихся от списочного состава академических групп, участвующих в диагностической работе.
Источники данных, необходимых для расчета АП3:
1. Оценочные материалы.
2. Результаты диагностической работы.
Наименование показателя
|
Значение показателя
|
Количество баллов
|
Наличие внутренней системы оценки качества образования - АП4
|
Имеется
|
10
|
Не имеется
|
0
|
Показатель АП4 устанавливается со значением "имеется" или "не имеется" без дополнительного расчета значения показателя.
Значение показателя "имеется" устанавливается, если к проведению регулярной внутренней оценки качества образовательной программы образовательная организация привлекает работодателей и их объединения, иных юридических и (или) физических лиц, включая педагогических работников образовательной организации.
Источники данных, необходимых для расчета АП4:
1. Документы, прилагаемые к заявлению о проведении государственной аккредитации образовательной деятельности <3>.
--------------------------------
<3> Там же.
2. Информация, размещенная на официальном сайте образовательной организации.
Для целей государственной аккредитации образовательной деятельности итоговое значение определяется по сумме баллов аккредитационных показателей (АПс), полученных при проведении аккредитационной экспертизы.
АПс = АП1 + АП2 + АП3 + АП4
II. Для целей осуществления аккредитационного мониторинга (минимальное значение при отсутствии выпуска обучающихся 15 баллов; минимальное значение при наличии выпуска обучающихся и отсутствии демонстрационного экзамена в образовательной программе 25 баллов; минимальное значение при наличии выпуска обучающихся и демонстрационного экзамена в образовательной программе 30 баллов)
Наименование показателя
|
Значение показателя
|
Количество баллов
|
Наличие электронной информационно-образовательной среды - АП1
|
Имеется
|
5
|
Не имеется
|
0
|
Показатель АП1 устанавливается со значением "имеется" или "не имеется" без дополнительного расчета значения показателя.
Значение показателя "имеется" устанавливается при наличии одного или нескольких компонентов электронной информационно-образовательной среды, например:
цифровой (электронной) библиотеки;
доступа к профессиональным базам данных;
информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам;
электронной системы учета обучающихся, учета и хранения их образовательных результатов;
электронной системы обучения, обеспечивающей взаимодействие педагогических работников с обучающимися;
иных компонентов.
Источники данных, необходимых для расчета АП1:
Информация, размещенная на официальном сайте образовательной организации.
Наименование показателя
|
Значение показателя
|
Количество баллов
|
Доля выпускников, трудоустроившихся в течение календарного года, следующего за годом выпуска, в общей численности выпускников образовательной организации - АП2
|
51% и более
|
20
|
31% - 50%
|
10
|
|
Менее 31%
|
0
|
Значение показателя АП2 устанавливается в соответствии с информацией по трудоустройству выпускников, представленной в рамках межведомственного взаимодействия в отношении конкретной образовательной организации.
Значение показателя рассчитывается в рамках календарного года, следующего за годом выпуска, с учетом оставшегося периода календарного года выпуска.
При расчете значения показателя не учитываются:
выпускники образовательной организации, поступившие на военную службу Российской Федерации по призыву;
выпускники образовательной организации, продолжившие получение образования.
Полученное при расчете дробное значение показателя округляется до целого числа по правилам математического округления.
Полученное при расчете показателя АП2 значение сопоставляется с критериальным значением и устанавливается количество баллов по данному показателю.
Источники данных, необходимых для расчета АП2:
Сведения мониторинга профессиональной и иной деятельности граждан, проводимого в соответствии с Регламентом формирования аналитической информации о трудоустройстве граждан в подсистеме "Анализ трудоустройства граждан" информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий "Работа в России", утвержденного приказом Роструда от 30 июля 2021 г. N 232.
Наименование показателя
|
Значение показателя
|
Количество баллов
|
Сведения об участии обучающихся в оценочных процедурах, проведенных в рамках мониторинга системы образования - АП3
|
Принимали участие
|
10
|
Не принимали участие
|
0
|
Значение показателя АП3 "принимали участие" устанавливается, если не менее 80% обучающихся соответствующих курсов образовательной организации приняли участие в оценочных процедурах в форме всероссийских проверочных работ, проведенных по учебным дисциплинам (модулям), определенным Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки в учебном году, предшествующем году проведения аккредитационного мониторинга.
Источники данных, необходимых для расчета АП3:
Сведения об участии образовательной организации во всероссийских проверочных работах, размещенные в федеральной информационной системе оценки качества образования (ФИС ОКО).
Наименование показателя
|
Значение показателя
|
Количество баллов
|
Медианный результат предшествующей аттестации обучающихся образовательной организации в форме демонстрационного экзамена по образовательной программе (если образовательной программой предусмотрено наличие демонстрационного экзамена) - АП4
|
Выше или равен медианному значению
|
10
|
Меньше медианного значения
|
5
|
Значение показателя АП4 устанавливается на основании соответствующей информации, представленной в рамках межведомственного взаимодействия в отношении конкретной образовательной организации, и рассчитывается по формуле:
Rmd > Smd > Rmd, где:
Rmd - медианное значение результата демонстрационного экзамена в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования по соответствующей профессии, специальности, за последние двенадцать месяцев, предшествующих проведению аккредитационного мониторинга;
Smd - медианное значение результата демонстрационного экзамена в конкретной образовательной организации, учитывающее результаты хронологически последней аттестации (как промежуточной, так и итоговой), проведенной в конкретной образовательной организации по конкретной профессии, специальности среднего профессионального образования.
Значение показателя рассчитывается следующим образом:
для определения медианного значения результата демонстрационного экзамена в конкретной образовательной организации учитываются результаты хронологически последней аттестации (как промежуточной, так и итоговой), проведенной в конкретной образовательной организации по конкретной профессии, специальности среднего профессионального образования;
для определения медианного значения результата демонстрационного экзамена, являющегося основанием сравнения, используется медианное значение результата демонстрационного экзамена во всех образовательных организациях Российской Федерации, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования по соответствующей профессии, специальности, за последние двенадцать месяцев, предшествующих проведению аккредитационного мониторинга.
Источники данных, необходимых для расчета АП4:
Сведения о результатах демонстрационного экзамена, содержащиеся в электронной системе интернет мониторинга eSim <4>.
--------------------------------
<4> Распоряжение Минпросвещения России от 1 апреля 2019 г. N Р-42 "Об утверждении методических рекомендаций о проведении аттестации с использованием механизма демонстрационного экзамена".
Межведомственный запрос, формируемый программно-аппаратными средствами электронной системы интернет мониторинга eSim, содержащий сведения о конкретной образовательной организации, включая ее наименование и индивидуальный номер налогоплательщика, а также код и наименование конкретной профессии, специальности среднего профессионального образования.
Сведения предоставляются в формате двух значений:
значения Smd;
значения Rmd.
Для целей осуществления аккредитационного мониторинга итоговое значение определяется по сумме баллов аккредитационных показателей (АПс), установленных по результатам мониторинга.
АПс = АП1 + АП2 + АП3 + АП4
III. Для целей осуществления федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования (минимальное значение 20 баллов)
Наименование показателя
|
Значение показателя
|
Количество баллов
|
Доля обучающихся, выполнивших 70% и более заданий диагностической работы в ходе оценивания достижения обучающимися результатов обучения по соответствующей образовательной программе - АП1
|
65% и более
|
20
|
50% - 64%
|
10
|
|
Менее 50%
|
0
|
Значение показателя АП1 устанавливается по результатам выполненной обучающимися диагностической работы.
Показатель АП1 рассчитывается по нижеприведенной формуле:
где:
a - количество обучающихся, выполнивших 70% и более заданий диагностической работы;
b - общее количество обучающих, выполнявших диагностическую работу.
Полученное при расчете дробное значение показателя округляется до целого числа по правилам математического округления.
Установленное при расчете показателя АП1 значение сопоставляется с критериальным значением и определяется количество баллов по данному показателю.
Диагностическая работа представляет собой мероприятие по оценке качества подготовки обучающихся по образовательной программе, в том числе с применением дистанционных технологий.
Задания диагностической работы формируются с применением оценочных материалов, включенных в содержание образовательной программы образовательной организации, или оценочных средств, формируемых с использованием федеральной информационной системы оценки качества образования.
В случае формирования заданий диагностической работы на основе оценочных средств образовательной организации оценочные материалы образовательной организации рекомендуется предоставлять в электронном виде, а также в форме текстового документа, доступного для редактирования.
Оценочные материалы, необходимые для проведения диагностической работы, должны соответствовать требованиям федеральных государственных образовательных стандартов и содержанию оценочных материалов образовательной организации.
Объем заданий, включенных в состав диагностической работы, устанавливается, исходя из предельного расчетного времени выполнения диагностической работы не более двух академических часов.
Численность обучающихся, участвующих в выполнении диагностической работы, рекомендуется на уровне не менее 70% обучающихся от списочного состава академических групп, участвующих в диагностической работы.
Источники данных, необходимых для расчета АП1:
1. Оценочные материалы.
2. Результаты диагностической работы.
Наименование показателя
|
Значение показателя
|
Количество баллов
|
Наличие внутренней системы оценки качества образования - АП2
|
Имеется
|
10
|
Не имеется
|
0
|
Показатель АП2 устанавливается со значением "имеется" или "не имеется" без дополнительного расчета значения показателя.
Значение показателя "имеется" устанавливается, если к проведению регулярной внутренней оценки качества образовательной программы образовательная организация привлекает работодателей и их объединения, иных юридических и (или) физических лиц, включая педагогических работников образовательной организации.
Источники данных, необходимых для расчета АП2:
Информация, размещенная на официальном сайте образовательной организации.
Документы организации, содержащие сведения о привлечении работодателей и (или) их объединений, иных юридических и (или) физических лиц, включая педагогических работников организации, к проведению регулярной внутренней оценки качества образовательной программы за предшествующий календарный год.
Для целей осуществления федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования итоговое значение определяется по сумме баллов аккредитационных показателей (АПс), установленных по результатам осуществления федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования.
АПс = АП1 + АП2