МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ И УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПИСЬМО
от 30 октября 2023 г. N 03-ПГ-МП-40715
О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ
Департамент государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России (далее - Департамент) рассмотрел обращение по вопросу личного дела обучающегося, поступившее в Минпросвещения России из Рособрнадзора, и сообщает.
В соответствии с пунктом 32 Порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения России от 2 сентября 2020 г. N 458 (далее - Порядок), на каждого ребенка или поступающего, принятого в общеобразовательную организацию, формируется личное дело, в котором хранятся заявление о приеме на обучение и все представленные родителем(ями) (законным(ыми) представителем(ями) ребенка или поступающим документы (копии документов).
Личное дело обучающегося является документом строгой отчетности.
В свою очередь, в соответствии с частями 1, 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности.
К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся разработка и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов.
Таким образом, требования о порядке оформления, ведения и хранения личных дел устанавливаются локальным актом образовательной организации - положением о ведении личных дел обучающихся.
В период обучения в личное дело обучающегося включаются соответствующие документы, сопровождающие процесс обучения (например, результаты проверок состояния здоровья, сведения о промежуточных аттестациях, нарушениях дисциплины, поощрениях, участии в олимпиадах, о спортивных достижениях и т.д.). Дополнительных требований и форм в отношении личного дела обучающегося законодательство не содержит. Поэтому такие требования и порядок ведения каждой образовательной организацией закрепляется самостоятельно, включив в них правила формирования, хранения личных дел, выдачи документов из них.
Таким образом, поставленный в обращении вопрос относится к компетенции образовательной организации.
При этом в соответствии с пунктами 26 - 27 Порядка для приема на обучение в общеобразовательную организацию по основным общеобразовательным программам родитель(и) (законный(ые) представитель(и) ребенка или поступающий, реализующий право, предусмотренное пунктом 1 части 1 статьи 34 Закона об образовании, представляют следующие документы:
копию документа, удостоверяющего личность родителя (законного представителя) ребенка или поступающего;
копию свидетельства о рождении ребенка или документа, подтверждающего родство заявителя;
копию свидетельства о рождении полнородных и неполнородных брата и (или) сестры (в случае использования права преимущественного приема на обучение по образовательным программам начального общего образования ребенка в государственную или муниципальную образовательную организацию, в которой обучаются его полнородные и неполнородные брат и (или) сестра);
копию документа, подтверждающего установление опеки или попечительства (при необходимости);
копию документа о регистрации ребенка или поступающего по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории или справку о приеме документов для оформления регистрации по месту жительства (в случае приема на обучение ребенка или поступающего, проживающего на закрепленной территории);
копии документов, подтверждающих право внеочередного, первоочередного приема на обучение по основным общеобразовательным программам или преимущественного приема на обучение по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, интегрированным с дополнительными общеразвивающими программами, имеющими целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе, в том числе к государственной службе российского казачества;
копию заключения психолого-медико-педагогической комиссии (при наличии).
При приеме на обучение по образовательным программам среднего общего образования представляется аттестат об основном общем образовании, выданный в установленном порядке.
Обращаем внимание, что не допускается требовать представления других документов в качестве основания для приема на обучение по основным общеобразовательным программам.
Дополнительно сообщаем, что согласно статье 26 Закона об образовании управление образовательной организацией осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности.
В качестве коллегиальных органов управления могут выступать попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации. В целях учета мнения родителей по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих права и законные интересы учащихся, создаются Советы родителей.
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 45 Закона об образовании в целях защиты своих прав обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся самостоятельно или через своих представителей вправе обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, которая создается в целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование.
В свою очередь, в соответствии с положениями части 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Федеральный закон N 152-ФЗ) обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных Федеральным законом N 152-ФЗ. Обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных (законного представителя), а также для исполнения полномочий федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функций организаций, участвующих в предоставлении соответственно государственных и муниципальных услуг, предусмотренных от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", включая регистрацию субъекта персональных данных на едином портале государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталах государственных и муниципальных услуг.
Отказ субъекта персональных данных (законного представителя) от подписания согласия и предоставления персональных данных не может являться основанием для отказа в оказании образовательных услуг.
Согласно пункту 2 статьи 9 Федерального закона N 152-ФЗ согласие на обработку персональных данных может быть отозвано субъектом персональных данных. В случае отзыва субъектом персональных данных согласия на обработку персональных данных оператор (образовательное учреждение) вправе продолжить обработку персональных данных без согласия субъекта персональных данных при наличии оснований, указанных в пунктах 2 - 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона N 152-ФЗ.
Образовательная организация как оператор обработки персональных данных обязана принять соответствующий локальный нормативный акт и разместить его на своем официальном сайте для всеобщего обозрения. Неразмещение на сайте оператора документа, определяющего его политику в отношении обработки персональных данных, к сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных, в соответствии с частью 2 статьи 18.1 Федерального закона N 152-ФЗ является нарушением законодательства о персональных данных.
Рекомендуется включать в локальные нормативные акты,- определяющие политику в отношении обработки персональных данных, регламент(ы) реагирования на запросы или обращения субъектов персональных данных и их представителей, уполномоченных органов по поводу неточности персональных данных, неправомерности их обработки, отзыва согласия и доступа субъекта персональных данных к своим данным, а также соответствующие формы запросов и (или) обращений (Методические рекомендации для общеобразовательных организаций по вопросам обработки персональных данных, письмо Минцифры России от 28 августа 2020 г. N ЛБ-С-074-24059).
На основании Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2009 г. N 228, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных, является Роскомнадзор.
Департамент дополнительно сообщает, что согласно пунктам 1 и 6 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. N 884, Минпросвещения России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, и в установленной сфере деятельности не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, кроме случаев, устанавливаемых федеральными законами, указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации, то есть в компетенцию Минпросвещения России не входит осуществление контрольных мероприятий в образовательных организациях, не установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также Минпросвещения России не уполномочено давать правовую оценку действиям должностных лиц и проводить с ними разъяснительную работу или привлекать к уголовной, административной и дисциплинарной ответственности.
Исполняющий обязанности
заместителя директора Департамента
А.И.МАГОМЕДОВ