МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ И УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПИСЬМО
от 17 ноября 2022 г. N 03-1889
О НАПРАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ
Департамент государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России направляет для использования в работе информационно-разъяснительное письмо об основных изменениях, внесенных в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 12 августа 2022 г. N 732 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413" (зарегистрирован Минюстом России 12 сентября 2022 г., регистрационный N 70034) (далее - обновленный ФГОС СОО), план-график мероприятий Минпросвещения России по введению обновленного ФГОС СОО, примерный план-график мероприятий введения обновленного ФГОС СОО субъекта Российской Федерации.
Департамент просит довести прилагаемую информацию до сведения руководителей муниципальных органов управления образованием, руководителей общеобразовательных организаций.
Директор Департамента
М.А.КОСТЕНКО
Приложение
ИНФОРМАЦИОННО-РАЗЪЯСНИТЕЛЬНОЕ ПИСЬМО
ОБ ОСНОВНЫХ ИЗМЕНЕНИЯХ, ВНЕСЕННЫХ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ, И ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ЕГО ВВЕДЕНИЮ
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 12 августа 2022 г. N 732 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования", утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413" (зарегистрирован Минюстом России 12 сентября 2022 г., регистрационный N 70034) внесены изменения в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (далее соответственно - ФГОС, обновленный ФГОС СОО).
Целью информационно-разъяснительного письма является рассмотрение основных изменений, внесенных в обновленный ФГОС СОО, особенностей организации образовательной деятельности при его реализации и перспектив их учета при организации образовательного процесса.
Принцип преемственности начального общего, основного общего
и среднего общего образования
При внесении изменений во ФГОС СОО реализовывался принцип единства образовательного пространства <1> и преемственности со ФГОС начального общего и основного общего образования <2>, выраженный в том числе в детализированных требованиях к личностным, метапредметным и предметным результатам.
--------------------------------
<1> Пункт 4 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2022, N 39, ст. 6541).
<2> Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. N 286 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 июля 2021 г., регистрационный N 64100); Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. N 287 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации от 5 июля 2021 г., регистрационный N 64101).
Уточненные формулировки позволяют привести в соответствие образовательным программам содержание учебников и контрольно-измерительных материалов, используемых при проведении государственной итоговой аттестации (далее - ГИА).
Содержание ФГОС СОО обновлено с учетом ведущих направлений научно-технологического развития страны, приоритетов государственной политики в области воспитания и образования.
Организация образовательного процесса
в соответствии с обновленным ФГОС СОО
С учетом практики организации образовательного процесса реализацию образовательной программы среднего общего образования в соответствии с обновленным ФГОС СОО рекомендуется начать с 1 сентября 2023 года в 10 классах.
Обращаем внимание, что основные общеобразовательные программы образовательных организаций подлежат приведению в соответствие с федеральными основными общеобразовательными программами не позднее 1 сентября 2023 года.
Общий объем аудиторной работы обучающихся
Общий объем аудиторной работы обучающихся, прописанный в обновленных ФГОС СОО, приведен в соответствие с максимальной аудиторной нагрузкой, обозначенной в требованиях к организации образовательной деятельности, определенных СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача от 28 января 2021 г. N 2) (далее - СанПиН).
Максимально допустимая аудиторная нагрузка обучающихся за два учебных года среднего общего образования не может быть более 2516 академических часов (на 74 часа меньше по сравнению с предыдущей редакцией ФГОС СОО), что соответствует СанПиН и позволяет предупредить переутомление и сохранить оптимальный уровень работоспособности обучающихся.
Определение количества/списка изучаемых учебных предметов
В соответствии с обновленным ФГОС СОО учебный план обучения должен содержать не менее 13 учебных предметов (русский язык, литература, иностранный язык, математика, информатика, история, география, обществознание, физика, химия, биология, физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности) и предусматривать изучение не менее 2 учебных предметов на углубленном уровне в соответствии с выбранным профилем обучения.
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся учебные предметы "Второй иностранный язык", "Родной язык", "Родная литература" могут быть включены в учебный план в случае поступления соответствующих заявлений от обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся при наличии в образовательной организации необходимых условий.
Расширение списка обязательных учебных предметов призвано обеспечить качественную подготовку обучающихся на уровне среднего общего образования в том числе по предметам естественно-научного и социально-гуманитарного цикла (физика, химия, биология, обществознание, география), изучение которых в соответствии с предыдущей редакцией ФГОС СОО осуществлялось по выбору обучающихся и (или) родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
Сохранение на уровне среднего общего образования обязательного изучения русского языка на одном (базовом) уровне для всех профилей, предусмотренных ФГОС СОО, связано с тем, что русский язык - государственный язык Российской Федерации. Экзамен по русскому языку обязателен для всех обучающихся, владение современным литературным языком, навыками работы с различной текстовой информацией необходимы каждому выпускнику образовательной организации независимо от профиля обучения.
Важным изменением является включение изучения некоторых учебных предметов на углубленном уровне на уровне среднего общего образования, в том числе одного из самых выбираемых предметов для прохождения ГИА в 11 классе - обществознания. В этой связи для усиления правоведческой и экономиковедческой составляющих образования содержание таких предметов, как "Право" и "Экономика", интегрировано в предмет "Обществознание" базового и углубленного уровня.
Содержание учебного предмета "Астрономия" вошло в полном объеме в содержание учебного предмета "Физика", также сохранены и требования к предметным результатам. Содержание учебных предметов "Естествознание" и "Экология" сквозной содержательной линией включено в такие учебные предметы как "Биология", "Химия", "Физика", усиливая содержание этих предметов.
Содержание учебного предмета "Россия в мире" вошло в учебные предметы "История" и "Обществознание".
В связи с тем, что такие предметы как "Право", "Экономика", "Естествознание", "Россия в мире", "Экология" изучались по выбору обучающихся, образовательные результаты, формируемые содержанием указанных учебных предметов, не являлись предметом оценки в рамках ГИА и иных оценочных процедур. Освоение обучающимися образовательных программ по названным учебным предметам не проверялось. В настоящее время благодаря утверждению обновленного ФГОС СОО эта работа будет систематизирована, содержание обозначенных во ФГОС СОО учебных предметов будет проверяться в рамках оценочных процедур.
Таким образом, в обновленном ФГОС СОО сохранены объем и содержание всех учебных предметов предыдущей редакции ФГОС СОО. Более того, в рамках части, формируемой участниками образовательных отношений, образовательная организация вправе включить в учебные планы дополнительные учебные предметы, курсы по выбору обучающихся в соответствии со спецификой профиля и возможностями общеобразовательной организации.
Обновление ФГОС СОО позволяет вернуть в учебный план традиционную парадигму преподавания учебных предметов с опорой на общекультурные и общеобразовательные традиции получения общего образования, усилить фундаментальную составляющую каждого учебного предмета.
О методической поддержке педагогических работников
и управленческих кадров
Индивидуальную консультативную помощь по вопросам реализации обновленного ФГОС СОО педагогический работник и руководитель образовательной организации могут получить, обратившись к ресурсу "Единое содержание общего образования" <3>.
--------------------------------
<3> https://edsoo.ru/Goryachaya_liniya.htm.
На портале Единого содержания общего образования действует конструктор рабочих программ - удобный бесплатный онлайн-сервис для индивидуализации рабочих программ по учебным предметам: https://edsoo.ru/constructor/.
Целесообразно не только проинформировать педагогов и образовательные организации о возможности получить консультативную поддержку на федеральном уровне, но и подключить к этой работе региональные, муниципальные и школьные методические службы и объединения, а также лидеров методических сообществ субъекта Российской Федерации.
Созданные и доступные уже сегодня методические ресурсы и сервисы являются методической базой как для самоподготовки учителя в соответствии с обновленным ФГОС СОО, так и для научно-методического обеспечения деятельности методических объединений и служб институционального (школьного), муниципального и регионального уровней.
Об управленческих механизмах введения обновленного ФГОС СОО
Министерством просвещения Российской Федерации разработаны:
план-график мероприятий Минпросвещения России по введению обновленного ФГОС СОО;
примерный план-график мероприятий введения обновленного ФГОС СОО в субъекте Российской Федерации.
Разработка и реализация основных образовательных программ среднего общего образования в соответствии с обновленным ФГОС СОО должна опираться на комплекс организационно-управленческих мероприятий и организационно-методическую поддержку каждого педагога.
К числу организационно-управленческих мероприятий относятся:
разработка нормативно-правовых документов и локальных актов различного уровня;
планирование и реализация мероприятий по обеспечению условий реализации обновленного ФГОС СОО (материально-технических, финансовых, информационных и других);
организация работы методических служб на региональном, муниципальном уровнях и уровне образовательной организации, региональных учебно-методических объединений и ассоциаций учителей-предметников.
Организационно-методическая поддержка каждого учителя в период перехода на обновленный ФГОС СОО должна включать:
проведение анализа уроков, организованных в соответствии с требованиями обновленного ФГОС СОО;
организацию взаимопосещения занятий учителями как в рамках одного методического направления, так и между методическими группами;
выработка методических рекомендаций на уровне образовательной организации по совершенствованию используемых методов и приемов достижения образовательных результатов;
рассмотрение на педагогических советах промежуточных результатов реализации обновленного ФГОС СОО;
формирование системы наставничества для профессионального роста молодых специалистов;
контроль качества организации учителем учебно-воспитательного процесса.
Учитывая разделение полномочий между различными уровнями управления системой образования в субъекте Российской Федерации целесообразно:
актуализировать организационно-управленческую модель, созданную в рамках введения обновленных ФГОС НОО и ООО, в части введения обновленного ФГОС СОО;
разработать и утвердить (обновить, внести изменения) план-график мероприятий по введению обновленного ФГОС СОО на региональном и муниципальном уровнях;
организовать обучение и подготовку управленческих и педагогических команд;
продолжить работу методических служб на региональном, муниципальном уровнях и уровне образовательной организации, региональных учебно-методических объединений и ассоциаций учителей-предметников;
организовать обновление учебно-методической документации в образовательных организациях;
осуществлять систематический мониторинг введения обновленного ФГОС СОО;
обеспечить информирование общественности о ходе и значимости введения обновленного ФГОС СОО в Российской Федерации.
Федеральным оператором, координирующим деятельность по введению обновленного ФГОС СОО, определен ФГБНУ "Институт стратегии развития образования РАО".
Организационно-методическое сопровождение введения и реализации обновленного ФГОС СОО будет продолжено, в том числе в части утверждения федеральной основной общеобразовательной программы среднего общего образования <4>.
--------------------------------
<4> Часть 6.5 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2022, 24 сентября, N 0001202209240008).
План-график мероприятий Минпросвещения России по введению
обновленного федерального государственного образовательного
стандарта среднего общего образования
N п/п
|
Наименование мероприятия
|
Сроки исполнения
|
Ответственные
|
Ожидаемые результаты
|
|
I. Нормативное обеспечение введения обновленного ФГОС среднего общего образования
|
|||||
1.
|
Формирование федерального плана-графика введения обновленного ФГОС СОО
|
ноябрь 2022
|
Департамент государственной политики и управления в сфере общего
|
Синхронизированы процессы управления введением
|
|
2.
|
Подготовка инструктивно-методического письма Минпросвещения России в адрес региональных органов исполнительной власти о порядке введения обновленного ФГОС СОО
|
||||
3.
|
Разработка типового плана введения обновленного ФГОС СОО для регионального, муниципального уровней и уровня образовательной организации
|
||||
4.
|
Разработка и утверждение примерных рабочих программ учебных предметов среднего общего образования, реализующих требования к освоению предметных результатов обучения на базовом и углубленном уровне
|
ноябрь 2022
|
ФГБНУ "Институт стратегии развития образования РАО"
|
Синхронизировано содержание общего образования на всей территории Российской Федерации. Обеспечена вариативность организации образовательного процесса, ранней профориентации обучающихся
|
|
6.
|
Разработка требований к организации образовательной деятельности в организациях, имеющих статус федеральной и/или региональной инновационной площадки
|
январь 2023
|
ФГБНУ "Институт управления образованием РАО"
|
Наличие системы критериев, представляющих возможность образовательным организациям со статусом федеральной и/или региональной инновационной площадки, работать по локальной учебно-методической документации
|
|
II. Методическое обеспечение введения обновленного ФГОС среднего общего образования
|
|||||
7.
|
Внесение дополнений в методические рекомендации для методических служб по сопровождению учителя в процессе реализации обновленных ФГОС НОО и ООО в соответствии с основными изменениями, внесенными во ФГОС СОО
|
февраль 2023
|
ФГАОУ ДПО "Академия Минпросвещения России"
|
Организована работа методических служб, учитель имеет возможность получить квалифицированную помощь в вопросах реализации обновленного ФГОС СОО
|
|
8.
|
Разработка методических рекомендаций по реализации программ по учебным предметам
|
май 2023
|
ФГБНУ "Институт стратегии развития образования РАО"
|
Сформированы и доведены до учителя способы реализации программ по учебным предметам
|
|
9.
|
Разработка методических рекомендаций по организации внеурочной деятельности
|
май 2023
|
ФГБНУ "Институт стратегии развития образования РАО"
|
Синхронизированы подходы к организации внеурочной деятельности на всей территории Российской Федерации
|
|
10.
|
Разработка и внедрение онлайн конструкторов рабочих программ по обновленному ФГОС СОО
|
май 2023
|
ФГБНУ "Институт стратегии развития образования РАО"
|
Снижена нагрузка на учителя при подготовке к учебному занятию. Аккумулированы эффективные приемы и методы обучения на единой цифровой платформе
|
|
11.
|
Разработка и внедрение электронных конспектов уроков по обновленному ФГОС СОО по всем учебным предметам
|
август - декабрь 2023
|
ФГАОУ ДПО "Академия Минпросвещения России"
|
||
III. Кадровое обеспечение введения обновленного ФГОС среднего общего образования
|
|||||
12.
|
Информационно-методическое сопровождение региональных организаций дополнительного профессионального образования педагогических работников по вопросам введения обновленного ФГОС СОО
|
январь - апрель 2023
|
ФГАОУ ДПО "Академия Минпросвещения России"
|
Синхронизированы процессы обучения педагогических и управленческих команд на всей территории Российской Федерации
|
|
13.
|
Разработка типового курса "Реализация требований обновленного ФГОС СОО в работе учителя", включающего программу повышения квалификации и обучающий контент к программе
|
февраль 2023
|
ФГАОУ ДПО "Академия Минпросвещения России"
ФГБНУ "Институт стратегии развития образования РАО"
|
Синхронизированы процессы обучения педагогических команд, прошедших обучение по обновленным ФГОС ООО, на региональном уровне на всей территории Российской Федерации
|
|
14.
|
Разработка типового курса "Реализация требований обновленных ФГОС ООО и ФГОС СОО в работе учителя", включающего программу повышения квалификации и обучающий контент к программе
|
февраль 2023
|
ФГАОУ ДПО "Академия Минпросвещения России"
ФГБНУ "Институт стратегии развития образования РАО"
|
Синхронизированы процессы обучения педагогических команд, не прошедших обучение по обновленным ФГОС ООО, на региональном уровне на всей территории Российской Федерации
|
|
15.
|
Стабильное функционирование системы методического консультирования педагогов "Горячая линия" и портала "Единое содержание общего образования"
|
ноябрь - декабрь 2022, январь - декабрь 2023
|
ФГБНУ "Институт стратегии развития образования РАО"
|
||
16.
|
Проведение серии опережающих вебинаров для специалистов предметных кафедр (структурных подразделений) ИРО/ИПК/ЦНППМ по вопросам особенностей преподавания учебных предметов в соответствии с основными изменениями ФГОС СОО
|
февраль - март 2023
|
Департамент государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России
ФГАОУ ДПО "Академия Минпросвещения России" ФГБНУ
|
Синхронизированы процессы управления введением обновленного ФГОС СОО на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и уровне образовательной организации
|
|
17.
|
Организация и проведение образовательных событий федерального уровня
|
ноябрь - декабрь 2022, январь - декабрь 2023
|
ФГАОУ ДПО "Академия Минпросвещения России"
ФГБНУ "Институт стратегии развития образования РАО"
|
||
IV. Организационно-управленческое обеспечение введения обновленного ФГОС среднего общего образования
|
|||||
18.
|
Проведение серии консультативных совещаний по организационному и методическому сопровождению работ по введению обновленного ФГОС СОО для руководителей региональных органов управления образованием, ИРО/ИПК/ЦНППМ
|
февраль - март 2023
|
Департамент государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России
|
Синхронизированы процессы управления введением обновленного ФГОС СОО на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и уровне образовательной организации
|
|
19.
|
Проведение серии консультативных разъяснительных сессий по методическому сопровождению работ по введению обновленного ФГОС СОО для руководителей ИРО/ИПК/ЦНППМ
|
февраль - март 2023
|
Департамент государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России
ФГАОУ ДПО "Академия Минпросвещения России"
ФГБНУ "Институт стратегии развития образования РАО"
|
Синхронизированы процессы управления введением обновленного ФГОС СОО на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и уровне образовательной организации
|
|
20.
|
Проведение рабочих совещаний с подведомственными Минпросвещения России организациями по вопросам введения обновленного ФГОС СОО
|
ноябрь - декабрь 2022, январь - май 2023
|
Департамент государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России
|
Составлен перечень дефицитов при введении обновленного ФГОС СОО, определены способы по их ликвидации
|
|
21.
|
Разработка Организационной схемы (алгоритма) реализации обновления содержания деятельности образовательной организации при реализации обновленного ФГОС СОО
|
декабрь 2022
|
Департамент государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России
|
Выстроена единая функциональная вертикаль управления введением обновленного ФГОС СОО на всей территории Российской Федерации
|
|
22.
|
Разработка чек-листов для региональных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере образования, муниципальных органов управления образованием, образовательных организаций для проведения самодиагностики готовности к введению обновленного ФГОС СОО
|
декабрь 2022
|
Департамент государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России
|
Создан инструмент для проведения оценки готовности к введению обновленного ФГОС СОО
|
|
23.
|
Организация и проведение окружных совещаний с педагогическим сообществом субъектов Российской Федерации по актуальным вопросам введения обновленного ФГОС (выездные и в формате ВКС)
|
январь, февраль, март, апрель, май 2023
|
Департамент государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России
ФГБНУ "Институт стратегии развития образования РАО"
|
Обеспечена своевременная коррекция действий региональных, муниципальных, школьных управленческих команд в рамках введения обновленного ФГОС
|
|
24.
|
Проведение серии совещаний по вопросам реализации обновленного ФГОС СОО с представлением субъектами Российской Федерации докладов о выявленных проблемах и способах решения ("Час региона")
|
по отдельному графику
|
Департамент государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России
|
Обеспечен промежуточный контроль готовности субъектов Российской Федерации к введению обновленного ФГОС СОО
|
|
25.
|
Проведение собеседований с руководителями региональных органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере образования, по вопросам готовности к введению обновленного ФГОС СОО
|
по отдельному графику
|
Департамент государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России
|
Обеспечен промежуточный контроль готовности субъектов Российской Федерации к введению обновленного ФГОС СОО
|
|
V. Мониторинг готовности регионов к введению обновленных ФГОС среднего общего образования
|
|||||
26.
|
Разработка системы мониторинга готовности образовательных организаций к реализации обновленного ФГОС СОО
|
январь - февраль 2023
|
ФГБНУ "Институт стратегии развития образования РАО"
|
Имеется система мониторинга готовности субъектов РФ к введению обновленного ФГОС СОО
|
|
27.
|
Разработка чек-листа для проведения индивидуальных контрольных собеседований по вопросам готовности субъектов Российской Федерации к введению обновленного ФГОС СОО
|
январь 2023
|
Департамент государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России
|
Создан инструмент для проведения оценки готовности к введению обновленного ФГОС СОО
|
|
28.
|
Проведение индивидуальных контрольных собеседований по вопросам готовности субъекта Российской Федерации к введению обновленного ФГОС СОО с заместителями руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования
|
февраль - март 2023
|
Департамент государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России
|
Обеспечен промежуточный контроль готовности субъектов Российской Федерации к введению обновленного ФГОС СОО
|
|
29.
|
Организация контрольных экспертных выездов в субъекты Российской Федерации на основе риск-ориентированной модели с целью снижения рисков при переходе к реализации обновленного ФГОС СОО
|
май 2023
|
Департамент государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России
|
Обеспечен промежуточный контроль готовности субъектов Российской Федерации к введению обновленного ФГОС СОО. Оказана помощь федеральных экспертов региональным органам исполнительной власти, координационным группам по введению обновленного ФГОС СОО
|
|
VI. Информационное обеспечение введения обновленного ФГОС среднего общего образования
|
|||||
30.
|
Информирование общественности по вопросам введения обновленного ФГОС СОО с использованием Интернет-ресурсов (официальные сайты Минпросвещения России, научных организаций, подведомственных Минпросвещения России, педагогических университетов и др.), педагогических и научно-методических изданий, средств массовой информации и др.
|
декабрь 2022, далее ежемесячно
|
ФГБНУ "Институт стратегии развития образования РАО"
ФГАОУ ДПО "Академия Минпросвещения России"
ФГБНУ "Институт управления образованием РАО"
Региональные органы исполнительной власти
|
Осознание обществом прав и возможностей, предоставляемых системой образования Российской Федерации гражданам при реализации обновленного ФГОС СОО
|
|
VII. Приведение содержания процедур оценки качества среднего общего образования, проводимых на федеральном уровне, в соответствие с обновленным ФГОС среднего общего образования
|
|||||
31.
|
Приведение содержания универсальных кодификаторов, распределенных по классам проверяемых элементов содержания и требований к результатам освоения основных образовательных программ среднего общего образования, в соответствие с обновленным ФГОС СОО
|
апрель 2024 г.
|
Рособрнадзор, ФГБНУ "ФИПИ"
|
Создание содержательной основы разработки измерительных материалов для оценки достижения требований обновленного ФГОС СОО
|
|
32.
|
Приведение структуры и содержания ЕГЭ в соответствие с обновленным ФГОС СОО
|
ноябрь 2024 г.
|
Рособрнадзор, ФГБНУ "ФИПИ"
|
Проведение в 2025 г. ЕГЭ на основе обновленного ФГОС СОО
|
Примерный план-график мероприятий введения обновленного
федерального государственного образовательного стандарта
среднего общего образования субъекта Российской Федерации
N п/п
|
Наименование мероприятия
|
Сроки исполнения
|
Ответственные
|
Ожидаемые результаты
|
I. Организационно-управленческое обеспечение введения обновленного ФГОС среднего общего образования
|
||||
1.
|
Актуализация данных организации-оператора, координирующей вопросы введения обновленного ФГОС СОО на региональном уровне
|
январь 2023
|
Имеется единая региональная информационно-управленческая площадка для руководителей, методистов, учителей, социальных партнеров и др.
|
|
2.
|
Актуализация деятельности органов, координирующих введение обновленного ФГОС СОО в субъекте Российской Федерации (региональный координационный совет, региональное учебно-методическое объединение по общему образованию и др.).
|
январь 2023
|
Синхронизированы процессы управления введением обновленного ФГОС СОО на региональном, муниципальном уровнях и уровне образовательной организации
|
|
3.
|
Проведение серии совещаний по организационному и методическому сопровождению работ по введению обновленного ФГОС СОО
|
ноябрь - декабрь 2022, февраль - март 2023
|
Синхронизированы процессы управления введением обновленного ФГОС СОО на региональном, муниципальном уровнях и уровне образовательной организации
|
|
4.
|
Проведение совещаний с подведомственными региональному органу исполнительной власти организациями, муниципальными образовательными организациями по вопросам введения обновленного ФГОС СОО
|
ноябрь - декабрь 2022, январь - май 2023
|
Составлен перечень дефицитов при введении обновленного ФГОС СОО, определены способы по их ликвидации
|
|
5.
|
Определение организационной схемы (алгоритма) реализации обновления содержания деятельности образовательной организации при реализации обновленного ФГОС СОО
|
декабрь 2022
|
Выстроена единая функциональная вертикаль управления введением обновленного ФГОС в субъекте Российской Федерации
|
|
6.
|
Актуализация функций муниципальных координаторов по вопросам введения обновленного ФГОС (синхронизация их деятельности в рамках Российской Федерации)
|
декабрь 2022
|
Обеспечена оперативность во взаимодействии регионального координационного совета с муниципальными координаторами
|
|
7.
|
Проведение региональными органами исполнительной власти, муниципальными органами управления образованием, образовательными организациями самодиагностики готовности к введению обновленного ФГОС СОО
|
декабрь 2022
|
Проведена оценка готовности к введению обновленного ФГОС СОО, выявлены дефициты
|
|
8.
|
Организация участия педагогического сообщества субъекта Российской Федерации в окружных совещаниях Минпросвещения России по актуальным вопросам введения обновленного ФГОС СОО (выездные и в формате ВКС)
|
январь, февраль, март, апрель, май 2023
|
Обеспечена своевременная коррекция действий региональных, муниципальных, школьных управленческих команд в рамках введения обновленного ФГОС СОО
|
|
9.
|
Организация работы региональной/муниципальной системы контроля готовности к введению обновленного ФГОС СОО
|
январь - февраль 2023
|
Обеспечен промежуточный контроль готовности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований к введению обновленного ФГОС
|
|
10.
|
Обеспечение мониторинга использования учебников, вошедших в федеральный перечень учебников
|
сентябрь 2023
|
Оказана своевременная адресная помощь образовательным организациям
|
|
II. Нормативное обеспечение введения обновленного ФГОС среднего общего образования
|
||||
11.
|
Формирование регионального/муниципального планов-графиков мероприятий по введению обновленного ФГОС СОО
|
декабрь 2022 - январь 2023
|
Синхронизированы процессы управления введением обновленных ФГОС СОО на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и уровне образовательной организации
|
|
12.
|
Определение дефицитов при организации условий реализации обновленного ФГОС СОО в соответствии с требованиями к материально-техническому обеспечению образовательного процесса и способов их ликвидации
|
январь - март 2023
|
Разработан и реализован комплекс мероприятий по обеспечению условий реализации основных образовательных программ среднего общего образования в соответствии с обновленным ФГОС СОО общеобразовательными организациями субъекта Российской Федерации
|
|
III. Методическое обеспечение введения обновленного ФГОС среднего общего образования
|
||||
13.
|
Активизация (организация) работы региональных учебно-методических объединений и ассоциаций учителей-предметников
|
январь - декабрь 2023
|
Своевременно оказана адресная помощь педагогическим работникам
|
|
14.
|
Организация и проведение региональных научно-практических конференций, марафонов, семинаров по актуальным вопросам введения обновленного ФГОС СОО и других образовательных событий
|
январь - апрель 2023
|
Созданы площадки для обсуждения общих в педагогическом сообществе проблемных вопросов, возможность включения в процесс профессионального общения каждого учителя
|
|
15.
|
Координация взаимодействия общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования, учреждений культуры и спорта, обеспечивающих реализацию основных образовательных программ среднего общего образования, в соответствии с обновленными ФГОС СОО
|
январь - декабрь 2023
|
Синхронизированы способы использования содержания учебного предмета, содержания программ дополнительного образования как средства по достижению метапредметных и личностных образовательных результатов на всей территории Российской Федерации
|
|
16.
|
Проведение инструктажа управленческих команд образовательных организаций по использованию методических рекомендаций, связанных с процессом управления введением обновленного ФГОС СОО
|
май - июнь 2023
|
Синхронизированы подходы к организации управления процессами введения обновленного ФГОС СОО на всей территории Российской Федерации
|
|
17.
|
Обеспечение использования учителями методических пособий по учебным предметам
|
июнь - декабрь 2023
|
Сформированы и доведены до учителя способы достижения планируемых образовательных результатов
|
|
18.
|
Организация включения в педагогическую деятельность учителя федеральных онлайн конструкторов, электронных конспектов уроков по всем учебным предметам, соответствующих требованиям обновленного ФГОС СОО
|
август 2023
|
Снижена нагрузка на учителя при подготовке к учебному занятию. Аккумулированы эффективные приемы и методы обучения на единой цифровой платформе
|
|
19.
|
Организация системной работы по формированию функциональной грамотности обучающихся
|
по отдельному плану
|
Достигнуто повышение качества российского образования
|
|
20.
|
Организация использования учителями-предметниками федерального банка заданий по формированию функциональной грамотности
|
постоянно
|
Российские школьники умеют решать задачи с различными формулировками заданий
|
|
IV. Кадровое обеспечение введения обновленных ФГОС среднего общего образования
|
||||
21.
|
Организация обучения руководителей и специалистов ИРО/ИПК/ЦНППМ
|
ноябрь - декабрь 2022, март - апрель 2023
|
Синхронизированы процессы обучения педагогических и управленческих команд на всей территории Российской Федерации
|
|
22.
|
Организация обучения специалистов муниципальных органов управления образованием
|
март 2023
|
Синхронизированы процессы обучения педагогических и управленческих команд на всей территории Российской Федерации
|
|
23.
|
Обеспечение повышения квалификации руководителей общеобразовательных организаций, разрабатывающих и реализующих основные образовательные программы среднего общего образования по вопросам реализации обновленного ФГОС СОО
|
март - апрель 2023
|
||
24.
|
Обеспечение повышения квалификации всех педагогических работников, участвующих в разработке и реализации основной образовательной программы среднего общего образования по вопросам реализации обновленного ФГОС СОО
|
март - август 2023
|
||
V. Мониторинг готовности регионов к введению обновленных ФГОС среднего общего образования
|
||||
25.
|
Внедрение системы мониторинга готовности образовательных организаций к введению обновленного ФГОС
|
январь - февраль 2023
|
Составлен перечень муниципальных образований с низким уровнем готовности к введению обновленного ФГОС
|
|
26.
|
Проведение индивидуальных контрольных собеседований по готовности муниципальных образований к введению обновленного ФГОС СОО
|
февраль - март 2023
|
Обеспечен промежуточный контроль готовности муниципальных образований к введению обновленного ФГОС
|
|
27.
|
Организация контрольных экспертных выездов в муниципальные образования на основе риск-ориентированной модели с целью снижения рисков при переходе к реализации обновленного ФГОС СОО
|
май 2023
|
Обеспечен промежуточный контроль готовности муниципальных образований к введению обновленного ФГОС.
Оказана помощь региональных экспертов муниципальным органам управления образованием, координационным группам по введению обновленного ФГОС СОО
|
|
28.
|
Внедрение системы мониторинга реализации образовательными организациями обновленного ФГОС СОО
|
декабрь 2023
|
Обеспечен промежуточный контроль качества реализации в муниципальных образованиях обновленного ФГОС СОО
|
|
VI. Информационное обеспечение введения обновленных ФГОС среднего общего образования
|
||||
29.
|
Информирование общественности через средства массовой информации о подготовке и успешных практиках реализации обновленного ФГОС СОО в общеобразовательных организациях субъекта Российской Федерации
|
декабрь 2022, далее ежемесячно
|
Осознание обществом прав и возможностей, предоставляемых системой образования Российской Федерации гражданам при реализации обновленного ФГОС СОО
|