МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 11 сентября 2023 г. N 03-1443

О НАПРАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ

В ответ на письмо по вопросу о возможности внедрения уроков по обучению русскому жестовому языку в общеобразовательных организациях основного общего образования для детей с нарушениями слуха Департамент государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России (далее - Департамент) сообщает.

Законодательством Российской Федерации установлены разграничение полномочий в сфере образования между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также автономия образовательной организации, в том числе в осуществлении административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов.

Основываясь на положениях ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) вопросы разработки и утверждения образовательных программ, использование и совершенствование методов обучения и воспитания, образовательных технологий, прием на работу работников, заключение с ними и расторжение трудовых договоров, распределение должностных обязанностей, создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников относятся к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности.

Таким образом, организация занятий по обучению детей с нарушениями слуха жестовому языку (формы занятий, количество часов и др.), а также использование жестового языка в учебно-воспитательном процессе находятся в компетенции образовательной организации.

Согласно Конвенции о правах инвалидов (заключена в г. Нью-Йорке 13 декабря 2006 г.) государство содействует освоению жестового языка и поощрению языковой самобытности глухих; обеспечивает обучение лиц с нарушениями слуха с помощью наиболее подходящих для них языков, методов и способов общения, в обстановке, которая максимальным образом способствует освоению знаний и социальному развитию. Указанная норма закреплена статьей 5 Федерального закона.

Так, в целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Обращаем внимание на то, что при желании обучающихся с нарушениями слуха, а также согласованном решении участников образовательных отношений, школа в процессе внеурочной деятельности организует проведение специальных занятий, направленных на развитие у обучающихся навыков русского жестового языка, его использования в межличностном общении с лицами, имеющими нарушения слуха, калькирующей жестовой речи, а также ознакомление их с социокультурной жизнью лиц с нарушениями слуха.

Указанное положение предусмотрено федеральными адаптированными образовательными программами для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Кроме того, с 1 сентября 2023 года все общеобразовательные организации, в том числе отдельные образовательные организации, реализующие адаптированные основные образовательные программы общего образования обучающихся с нарушениями слуха (коррекционные школы), переходят на обучение по программам, обновленным в соответствии с требованиями федеральных адаптированных основных общеобразовательных программ (далее - ФАОП): дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 24.11.2022 N 1022), начального общего образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 24.11.2022 N 1023), основного общего образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 24.11.2022 N 1025). Для организации среднего общего образования обучающихся с нарушениями слуха в федеральную образовательную программу среднего общего образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 N 371) включены специальные требования.

ФАОП предусматривается обеспечение дифференцированного подхода к проектированию специальных условий образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) различных категорий, включая обучение и воспитание детей с нарушениями слуха по разным вариантам адаптированных образовательных программ.

Федеральный учебный план, включенный в ФАОП, состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть федерального учебного плана определяет состав учебных предметов, обязательных для всех имеющих по данной программе государственную аккредитацию образовательных организаций, реализующих АООП, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Так, на уровне начального общего образования для глухих обучающихся в обязательной части федерального учебного плана важное значение придается развитию словесной речи (устной и письменной) при использовании дактилологии и жестовой речи в качестве вспомогательных средств.

Часть федерального учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет время, отводимое на изучение учебных предметов, учебных курсов, учебных модулей по выбору обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, в том числе может предусматривать углубленное изучение учебных предметов с целью удовлетворения различных интересов обучающихся, потребностей в физическом развитии и совершенствовании, а также учитывать этнокультурные интересы, особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ.

При реализации плана внеурочной деятельности должна быть предусмотрена вариативность содержания внеурочной деятельности с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся. Формы реализации внеурочной деятельности образовательная организация определяет самостоятельно.

На уровне основного общего образования при желании обучающихся и согласованном решении участников образовательных отношений во внеурочную деятельность могут быть включены занятия, направленные на совершенствование владения жестовой речью обучающимися (русским жестовым языком и калькирующей жестовой речью), ее применения при реализации ими социокультурных потребностей, что указано в программе коррекционной работы в ФАОП основного общего образования. Аналогичная работа может быть продолжена на уровне среднего общего образования.

Профессиональные компетенции учителей-дефектологов (сурдопедагогов) включают применение жестовой речи как вспомогательного средства в образовательно-коррекционном процессе. Система подготовки учителей-дефектологов (сурдопедагогов) в образовательных организациях высшего образования содержит дисциплины, направленные на формирование у студентов профессиональных компетенций в области использования русского жестового языка и калькирующей жестовой речи при коммуникации с лицами, имеющими нарушение слуха, а также применения дактилологии и жестовой речи в качестве вспомогательных средств в системе образования.

Директор Департамента
А.Г.БЛАГИНИН