МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
В СФЕРЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПИСЬМО
от 2 сентября 2022 г. N 03-1256

О НАПРАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ

Департамент государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России (далее - Департамент) рассмотрел письмо по вопросу приема на обучение в общеобразовательные организации и в части установленной компетенции сообщает.

Вопросы приема на обучение в общеобразовательные организации регулируются Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) и Порядком приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения России от 2 сентября 2020 г. N 458 (далее - Порядок приема) (зарегистрирован Минюстом России 11 сентября 2020 г., регистрационный N 59783).

В соответствии со статьями 8 и 9 Закона об образовании обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, организация предоставления общего образования в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования, а к полномочиям органов местного самоуправления в сфере образования - организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).

Согласно частям 2 и 3 статьи 67 Закона об образовании правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Правила приема в государственные образовательные организации субъектов Российской Федерации и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация.

Также сообщаем, что частью 4 статьи 4 Закона об образовании, вступившим в законную силу 1 сентября 2013 года, было установлено, что нормы, регулирующие отношения в сфере образования и содержащиеся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления, должны соответствовать Закону об образовании и не могут ограничивать права или снижать уровень предоставления гарантий по сравнению с гарантиями, им установленными.

Таким образом, Порядок приема конкретизировал уже действовавшие на момент его вступления в силу нормативно-правовые акты.

Следует отметить, что на основании пункта 6 части 1 и части 2 статьи 9 Закона об образовании к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района, городского округа.

Департамент рекомендует в соответствии с пунктом 6 Порядка приема издавать распорядительный акт о закреплении образовательных организаций за конкретными территориями до 15 марта текущего года с учетом регулярно обновляемой информации о количестве проживающих на них детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, что позволит избежать проблем, связанных с нехваткой мест в общеобразовательных организациях.

В свою очередь, термины "первоочередное право" и "право преимущественного приема" не являются синонимами и означают разную степень приоритетности соответствующих категорий детей между собой, а также перед иными детьми, проживающими на закрепленной за общеобразовательной организацией территории.

Исходя из смысла законодательных норм, очередность зачисления в 1 класс выстраивается следующая: сначала зачисляются дети, имеющие право на внеочередной порядок предоставления мест, потом дети, имеющие право на первоочередной порядок предоставления мест, потом дети, имеющие право преимущественного приема, потом дети, проживающие на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация, затем дети, не проживающие на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация.

Директор Департамента
М.А.КОСТЕНКО