Утверждаю
Заместитель Министра просвещения
Российской Федерации
М.Н.РАКОВА
28 февраля 2020 г. N МР-26/02вн

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО РАБОТЕ С ОБНОВЛЕННОЙ
ПРИМЕРНОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММОЙ ПО ПРЕДМЕТНОЙ
ОБЛАСТИ "ТЕХНОЛОГИЯ"

Протоколом федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 4 февраля 2020 г. N 1/20 была принята примерная основная образовательная программа основного общего образования в части предметной области "Технология".

Примерная основная образовательная программа (далее - ПООП) - учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы (пункт 10 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").

Одной из задач ПООП является обеспечение перехода от федерального государственного образовательного стандарта к образовательной программе общеобразовательной организации. ПООП является рекомендательным документом, разрабатываемым ведущими экспертами в сфере образования и одобряемым федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию.

ПООП задает ориентир развития и показывает современные подходы и результаты образовательной деятельности, которые должны учитываться образовательной организацией при создании собственной рабочей программы.

В части предметной области "Технология" ключевыми документами, на которые ориентировано содержание примерной общеобразовательной программы и которые задают предпосылки к обновлению содержания общего образования, являются:

- Концепция преподавания предметной области "Технология" в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы, утвержденная протоколом заседания коллегии Министерства просвещения Российской Федерации от 24 декабря 2018 г. N ПК-1вн;

- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";

- Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642;

- постановление Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2016 г. N 317 "О реализации Национальной технологической инициативы".

Целью текущей редакции ПООП в части предметной области "Технология" является обеспечение образовательной модели, которая позволит общеобразовательным организациям внедрить современное содержание предметной области "Технология" в рамках основного общего образования.

Ключевой задачей, на решение которой направлен ПООП, является обеспечение планомерного перехода к концепции современного технологического образования и преподавания предметной области "Технология".

При этом ПООП сформирован таким образом, чтобы обеспечить возможность реализации современных вариативных образовательных программ общего образования по предметной области "Технология", при обучении по которым обучающиеся получают набор сквозных базовых технологических компетенций через решение различных кейсов по разным тематикам.

За счет внедрения тематик, направленных на обучение на высокотехнологичном оборудовании и привлечение профильных специалистов, ПООП стимулирует к модернизации образовательной деятельности при его реализации в рамках сетевого взаимодействия.

Целями ПООП являются:

- обеспечение понимания и принятия обучающимися сущности современных технологий, технологического развития и перспектив их развития;

- формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся;

- формирование информационной основы и персонального опыта, необходимых для определения обучающимися направлений своего дальнейшего образования в контексте построения жизненных планов, в первую очередь касающихся сферы и содержания будущей профессиональной деятельности.

В содержании программы сделан больший акцент на развитие гибких компетенций (Soft Skills), в т.ч. на проектное управление, ориентацию на метод кейсов, использование альтернативного и дополнительного оборудования, использование цифровых учебно-методических комплексов и планомерное знакомство с отраслями через проектную деятельность. С целью формирования комплексного содержания, направленного на всестороннее развитие обучающихся, объемы образовательной программы в 8 и 9 классах увеличены до 2-х и 1-го часа соответственно за счет часов из части, формируемой участниками образовательной деятельности. При этом важной особенностью образовательной траектории является реализация уникального командного проекта в 9 классе в соответствии с жизненным циклом, что по сути обеспечивает возможность проверки компетенций (в том числе гибких и технологических), сформированных в рамках обучения по предметной области "Технология" с 5 по 8 классы.

Для удобства работы и внедрения в образовательную деятельность ПООП сохранила структуру предыдущей ПООП в части предметной области "Технология".

Предметная область "Технология" интегрирует знания из областей естественнонаучных дисциплин и должна отражать в своем содержании общие принципы преобразующей деятельности человека и аспекты технологической культуры. Она направлена на овладение обучающихся навыками конкретной предметно-преобразующей деятельности, создание новых ценностей, соответствующих потребностям развития общества. В связи с этим с целью формирования комплексного предметного, метапредметного и личностного содержания и учета этого при разработке собственных рабочих программ образовательными организациями в ПООП отражены в сквозном виде три блока содержания: "Технология" (современные технологии и перспективы их развития), "Культура" (формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся) и "Личностное развитие" (построение образовательных траекторий и планов для самоопределения обучающихся).

С целью разработки образовательными организациями учитывающих все три блока содержания программ, а также возможности обеспечения полноценной системы контроля образовательные результаты по годам обучения разбиты на подблоки:

- культура труда (знания в рамках предметной области и бытовые навыки);

- предметные результаты;

- проектные компетенции (включая компетенции проектного управления).

При этом результаты прописаны таким образом, чтобы они опирались на сквозные технологические компетенции, и принципы проектной деятельности, что дает возможность углубления в различные отраслевые тематики и возможность интеграции содержания, соответствующего тенденциям научно-технологического развития в субъекте Российской Федерации.

По годам обучения технологические тематики изучения (модули, формирующие сквозные технологические компетенции) в примерной общеобразовательной программе структурированы с учетом возрастных особенностей обучающихся следующим образом:

- 5 класс: 2D (компьютерная графика и черчение/ручной инструмент и обработка конструкционных и иных материалов (древесина или текстиль)/робототехника и механика);

- 6 класс: 3D-моделирование базовое, макетирование и формообразование/обработка конструкционных материалов (металлы)/робототехника и автоматизация;

- 7 класс: 3D-моделирование углубленное/системы автоматизированного проектирования/автоматизированные системы/обработка конструкционных материалов искусственного происхождения;

- 8 класс: робототехника и автоматизированные системы (электроника и электротехника) + автоматизированные системы (ИС + устройства)/технологии и производство/технология обработки пищевых продуктов;

- 9 класс: проектное управление + командный проект.

Все тематики развиваются благодаря вариативным кейсам разной длительности. Важно учесть, что так как ПООП обеспечивает переход от традиционного подхода к концепции преподавания предметной области "Технология", то текущее содержание включает в себя как классические темы, так и темы, связанные с инновационными технологиями.

Реализация подобной программы возможна на площадках с высокооснащенной материально-технической и кадровой базой. Однако при составлении собственных рабочих программ образовательные организации должны делать акцент на те части программы (модули), которые могут быть реализованы на высоком уровне самостоятельно (с привлечением сетевого взаимодействия), а затем поэтапно интегрировать в образовательную деятельность остальные части.

Задачей модулей является освоение обучающимися сквозных технологических компетенций, применимых в различных профессиональных областях. Важно учитывать, что применение модульной структуры предоставляет возможность вариативного освоения образовательных модулей обучающимися, в том числе возможность последовательного освоения ими частей модулей в рамках различных классов. Такая структура также позволяет формировать рабочие программы, учитывающие потребности обучающихся, компетенции преподавателя, специфику материально-технического обеспечения и специфику научно-технологического развития в субъекте Российской Федерации.

Таким образом, настоящие методические рекомендации могут способствовать:

- привлечению внимания руководителей и педагогических работников общеобразовательных организаций к работе с обновленной примерной основной образовательной программой по предметной области "Технология";

- оказанию содействия в организации образовательной деятельности по данной предметной области при ее реализации в рамках сетевого взаимодействия.

Обучающиеся получат возможность приобрести сквозные базовые технологические компетенции с помощью актуальных образовательных технологий: кейс-метода, проектной деятельности и других.