"Методические рекомендации для исполнительных органов субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, для формирования контрольных цифр приема на обучение по программам среднего профессионального образования с учетом утвержденного прогноза потребности экономики в кадрах" (утв. Минпросвещения России 13.02.2025 N ИШ-35/05вн)

Утверждаю
Заместитель Министра просвещения
Российской Федерации
И.В.ШВАРЦМАН
от 13 февраля 2025 г. N ИШ-35/05вн

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ
ОБРАЗОВАНИЯ, ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ ЦИФР ПРИЕМА
НА ОБУЧЕНИЕ ПО ПРОГРАММАМ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ С УЧЕТОМ УТВЕРЖДЕННОГО ПРОГНОЗА
ПОТРЕБНОСТИ ЭКОНОМИКИ В КАДРАХ

Настоящие методические рекомендации разработаны с целью обеспечения соответствия структуры подготовленных специалистов по программам среднего профессионального образования реальным потребностям экономики Российской Федерации в квалифицированных трудовых кадрах в различных секторах экономики и служат инструментом формирования контрольных цифр приема по профессиям, специальностям для обучения по образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

Методические рекомендации предназначены для исполнительных органов субъектов Российской Федерации и учитывают действующие нормативные правовые акты, включая Методику формирования прогноза потребности экономики Российской Федерации в кадрах, утвержденную Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2024 г. N 2461-р.

I. Используемые сокращения

КЦП - контрольные цифр приема по профессиям, специальностям и (или) укрупненным группам профессий (специальностей) для обучения по образовательным программам среднего профессионального образования.

ОО СПО - образовательные организации, реализующие программы среднего профессионального образования.

СПО - среднее профессиональное образование.

II. Алгоритм формирования и адаптации КЦП под прогноз
кадровой потребности

Алгоритм формирования КЦП представляет собой последовательные этапы действий для достижения оптимальных показателей с учетом прогноза потребностей экономики в кадрах в региональном разрезе.

Основные этапы

Этап 1: Анализ регионального рынка труда с учетом кадровых перспектив развития экономики и новых потребностей, а также социально-демографической ситуации и структуры подготовки кадров среднего профессионального образования за последние три года.

Этап 2: Формирование КЦП с учетом прогноза экономики Российской Федерации в кадрах.

Этап 3: Мониторинг исполнения КЦП в регионе.

Описание основных этапов, включая возможный инструментарий

Этап 1: Анализ регионального рынка труда с учетом
кадровых перспектив развития экономики и новых потребностей,
а также социально-демографической ситуации и структуры
подготовки кадров среднего профессионального
образования за последние три года.

Для проведения анализа рынка труда необходимо:

- Проанализировать данные прогноза потребности экономики субъекта Российской Федерации в кадрах в отраслевом разрезе и в профессионально-квалификационном разрезе, предоставленные Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

- Определить кадровые потребности отдельных работодателей субъекта Российской Федерации и оценить их готовность к взаимодействию с ОО СПО в вопросах целевого обучения, организации производственной практики для студентов СПО и последующего трудоустройства выпускников.

- Проанализировать результаты мониторинга КЦП прошлых лет и оценить оптимальность структуры подготовки кадров в ОО СПО и эффективность формирования контрольных цифр приема за прошедшие три года.

- Оценить уровень трудоустройства выпускников СПО за последние 3 года по каждой профессии и специальности.

- На основе проведенного анализа формируются предложения по объемам и структуре КЦП.

Этап 2: Формирование КЦП с учетом прогноза экономики
Российской Федерации в кадрах.

В целях сближения структуры замещающей кадровой потребности и структуры подготовки кадров за счет бюджетных ассигнований бюджета субъектов Российской Федерации (далее - структура подготовки) и учета в структуре подготовки иных индикаторов востребованности выпускников необходимо использовать поправочные коэффициенты к КЦП.

Поправочные коэффициенты разрабатываются в разрезе профессий и специальностей каждым субъектом Российской Федерации самостоятельно.

Поправочные коэффициенты разрабатываются для отражения изменения востребованности определенных профессий и специальностей с учетом следующих индикаторов:

а) распределение замещающей кадровой потребности;

б) уровень трудоустройства по профессии, специальности и его динамика за три года.

Все поправочные коэффициенты, рассчитываемые в рамках настоящей методики, устанавливаются экспертно в диапазонах от 0,9 до 1,1 и от 1,1 до 1,3 в зависимости от итогов рейтингования начальных групп занятий и профессий и специальностей по показателям, отражающим их востребованность.

Рейтингование осуществляется методом сортировки начальных групп занятий, профессий и специальностей по принципу "от меньшего к большему значению показателя".

2.1. Преобразование сведений о замещающей кадровой
потребности в перечни профессий, специальностей среднего
профессионального образования

2.1.1. Преобразование сведений о замещающей кадровой потребности осуществляется в целях перевода объемов замещающей кадровой потребности, определенных по начальным группам занятий, в объемы замещающей кадровой потребности по профессиям, специальностям для системы среднего профессионального образования.

2.1.2. В процессе преобразования применяются таблицы соответствия начальных групп занятий профессиям, специальностям среднего профессионального образования (далее - таблицы соответствия).

2.1.3. Для разработки поправочных коэффициентов в процессе преобразования используются сведения о замещающей кадровой потребности на 4-й год, следующий за годом разработки поправочных коэффициентов.

2.1.4. В таблицах соответствия одной начальной группе занятий может соответствовать несколько профессий, специальностей, а одной профессии, специальности - несколько начальных групп занятий (пересечения "многие к многим"). В связи с этим в процессе преобразования распределение замещающей потребности в конкретной начальной группе занятий по соответствующим (из таблиц соответствия) профессиям, специальностям осуществляется пропорционально средней (за три года, предшествующих году разработки поправочных коэффициентов) структуре трудоустройства выпускников соответствующих профессий, специальностей.

2.1.5. В случае, если в таблицах соответствия есть пересечение конкретной начальной группы занятий с конкретной профессией, специальностью, при этом отсутствует факт трудоустройства выпускников соответствующей профессии, специальности на рабочее место с этой же начальной группой занятий, для таких профессий, специальностей объем замещающей кадровой потребности определяется экспертным методом. После определения указанных пересечений в соответствии с таблицами соотнесения, полученные значения общей кадровой потребности соотносятся относительно изначально представленного объема замещающей кадровой потребности по каждой начальной группе занятий.

2.2. Порядок расчета коэффициентов, применяемых
для корректировки структуры контрольных цифр приема

2.2.1. Коэффициент сопряжения, учитывающий необходимость постепенного сближения структуры замещающей кадровой потребности и структуры подготовки, рассчитывается для каждой профессии, специальности по формуле:

где:

- доля численности i-ой профессии, специальности в замещающей кадровой потребности для среднего профессионального образования, %;

- доля контрольных цифр приема по i-ой профессии, специальности в общем объеме контрольных цифр приема для среднего профессионального образования, %;

n - количество лет обучения (продолжительность обучения) для соответствующей профессии, специальности, лет.

2.2.2. Поправочный коэффициент, учитывающий уровень трудоустройства (), определяется в диапазоне от 0,9 до 1,1 с единым шагом для каждой профессии, специальности по итогам рейтингования всех профессий, специальностей.

2.2.3. Поправочный коэффициент, учитывающий среднегодовой (за три года) темп изменения уровня трудоустройства (), определяется в диапазоне от 0,9 до 1,1 с единым шагом для каждой профессии, специальности по итогам рейтингования всех профессий, специальностей.

2.2.4. Поправочный коэффициент, учитывающий приоритетность специальностей и направлений подготовки (), определяется в диапазоне от 1,1 до 1,3 с единым шагом путем рейтингования профессий, специальностей по уровню трудоустройства и с применением экспертных оценок.

2.3. Порядок применения коэффициентов

2.3.1. Поправочные коэффициенты применяются к доле контрольных цифр приема по профессии, специальности в общем объеме контрольных цифр приема.

2.3.2. Расчет скорректированной структуры КЦП осуществляется в два шага.

1. На первом шаге рассчитывается изменение доли контрольных цифр приема по профессии, специальности в объеме контрольных цифр приема по формуле:

где:

t - год, на который определяются (устанавливаются) контрольные цифры приема;

- доля контрольных цифр приема по i-ой профессии, специальности на год, на который определяются (устанавливаются) контрольные цифры приема для среднего профессионального образования, %;

- доля контрольных цифр приема по i-ой профессии, специальности за год, предшествующий году, на который определяются (устанавливаются) контрольные цифры приема, в общем объеме контрольных цифр приема для среднего профессионального образования, %.

На втором шаге полученные доли контрольных цифр приема для каждой профессии, специальности нормируются относительно 100% по формуле:

где:

m - общее количество профессий, специальностей.

Дополнительно в формулы расчета можно включить данные, которые учитывают:

- заявленные потребности в кадрах СПО профильными исполнительными органами субъекта Российской Федерации и подведомственными им организациями;

- заявки крупнейших работодателей - представителей отраслей экономики региона и малого среднего предпринимательства;

- состав профессий и (или) специальностей, по которым осуществляется подготовка квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена в учебно-производственных комплексах ОО СПО региона;

- социально-экономические и другие особенности региона;

- информацию о материально-технической инфраструктуре ОО СПО.

2.3.4. При расчете КЦП необходимо контролировать изменения общего объема. Не допускается снижение объема КЦП по сравнению с предыдущим годом.

2.3.5. При расчете КЦП необходимо учитывать, что в случае, если прогноз кадровой потребности меньше числа девятиклассников региона, то подготовка специалистов будет проводиться для федерального рынка труда (с учетом миграции).

Этап 3. Мониторинг исполнения КЦП

Для повышения точности формирования КЦП необходимо:

- осуществлять мониторинг результатов приемных кампаний на программы СПО в части исполнения КЦП;

- осуществлять корректировку КЦП с учетом выявленных трендов приема на обучение по отдельным программам СПО в части исполнения КЦП.

III. Заключение

Соблюдение алгоритма формирования КЦП на обучение по программам среднего профессионального образования будет способствовать:

- сокращению дефицита кадров в приоритетных отраслях экономики региона;

- повышению уровня трудоустройства выпускников СПО по полученной специальности;

- повышению качества и востребованности программ СПО в регионе.

Сохранить в браузере
Нажмите сочетание клавиш Ctrl + D