X. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ФИНАНСИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ

X. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ФИНАНСИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ

Сырьевое обеспечение

В условиях рыночной экономики сырьевой фактор становится доминирующим в обеспечении стабильного развития легкой промышленности, качественного изменения структуры производства и ассортимента продукции.

Основным видом природного волокнистого сырья для производства текстильных материалов многие десятилетия был и остается до сих пор хлопок, потребление которого в 6 - 7 раз превышает суммарное использование льна, шерсти и шелка. С середины XX века в индустриально развитых странах начался бурный рост производства химических волокон и нитей, удельный вес которых в мировом объеме текстильного сырья составляет более 60 процентов.

В последние годы мировая сырьевая тенденция возвращается к производству натуральных волокон, особенно льна, природные свойства которого позволяют придавать вырабатываемой из него продукции гигиенические и медико-биологические свойства, обеспечивающие комфортные условия для жизнедеятельности человека, безопасной и экологически чистой среды его обитания.

Все большее значение в мире приобретает выращивание волокнистой конопли в качестве ежегодно возобновляемого энергетического сырья. Конопля дает целлюлозы в год в 8 раз больше, чем самое быстрорастущее дерево в нашей климатической зоне - тополь. На Западе лен и пеньку называют волокном XXI века. И Россия, среди всех сегментов текстильной промышленности, должна вернуть себе статус мирового лидера льняной промышленности мира

Производство отечественного сырья за период 2001 - 2008 годы снизилось на 9,3 процента, в том числе: производство натуральной шерсти более чем в 1,5 раза, пенькового волокна - на 26,7 процента, длинного льноволокна - почти на 10 процентов, химических волокон и нитей - на 8 процентов. Заготовки кожевенного сырья ежегодно снижаются примерно на 3 - 5 процентов. Существенно ухудшилось и качество вырабатываемого сырья. Так, только 30 процентов шерсти поступает на предприятия в нормальном состоянии, а наиболее ценной мериносовой - только 14 процентов. Доля низкосортного кожевенного сырья превышает 20 процентов объемов его поставок, а сырья с прижизненными пороками примерно - 40 процентов.

При этом высокие закупочные цены на сельскохозяйственное сырье (цены на шерсть составляют 87 процентов от их мирового уровня, по хлопку - 80 - 100 процентов, по льну - до 100 процентов, на крупное кожевенное сырье - 70 процентов, а на остальное кожсырье - 100 процентов) привели к тому, что в 2008 году текстильными предприятиями было переработано отечественного сырья: шерсти всего 80 процентов объема, льноволокна - 90 процентов, химических волокон и нитей - 70 процентов, кожевенного сырья - 40 процентов.

Здесь следует отметить, что при простаивании многих обувных и швейных предприятий из-за отсутствия сырья, в стране идет неконтролируемый вывоз кожевенного сырья в ближнее и дальнее зарубежье. При этом цены на экспортируемое сырье на 40 - 50 процентов ниже мировых, тогда как для отечественных предприятий то же сырье поставляется по ценам практически на уровне мировых.

В целях успешной реализации Стратегии необходимо развивать собственную сырьевую базу, стимулировать увеличение качественного сырья под мощности, производящие конечную продукцию.

По расчету потребность текстильных предприятий в натуральном сырье на объем производства 2020 года (инновационный вариант) составит 630,7 тыс. т, в том числе в льноволокне - 64,9 тыс. т, в шерсти мытой - 55,7 тыс. т, в хлопковом волокне, приобретаемом по импорту - 505,7 тыс. т (таблица 9).

Таблица 9

┌──────────────────────────────────┬─────────┬────────┬─────────┬─────────┐
│            Виды сырья            │  2008   │  2012  │  2015   │   2020  │
│                                  │         │прогноз │ прогноз │ прогноз │
├──────────────────────────────────┼─────────┼────────┼─────────┼─────────┤
│          Хлопок-волокно          │  300,7  │ 283,9  │  342,2  │  505,7  │
├──────────────────────────────────┼─────────┼────────┼─────────┼─────────┤
│              Шерсть              │  32,3   │  30,5  │  36,8   │   55,7  │
├──────────────────────────────────┼─────────┼────────┼─────────┼─────────┤
│        Льноволокно, всего        │  33,6   │  31,7  │  38,2   │   64,9  │
├──────────────────────────────────┼─────────┼────────┼─────────┼─────────┤
│   в том числе: длинное волокно   │  18,5   │  17,4  │  21,1   │   32,5  │
├──────────────────────────────────┼─────────┼────────┼─────────┼─────────┤
│          Пеньковолокно           │  0,93   │  0,79  │   1,7   │   2,0   │
├──────────────────────────────────┼─────────┼────────┼─────────┼─────────┤
│          Шелковые нити           │  0,98   │  0,80  │   1,9   │   2,4   │
├──────────────────────────────────┼─────────┼────────┼─────────┼─────────┤
│    Химические волокна и нити     │  210,5  │ 223,2  │  287,3  │  450,4  │
├──────────────────────────────────┼─────────┼────────┼─────────┼─────────┤
│              Итого               │  579,0  │ 570,8  │  708,0  │  1081,1 │
├──────────────────────────────────┼─────────┼────────┼─────────┼─────────┤
│       Уровень химизации, %       │  36,3   │  39,1  │  40,6   │   41,7  │
└──────────────────────────────────┴─────────┴────────┴─────────┴─────────┘

--------------------------------

<*> Расчет потребности отрасли в сырьевых ресурсах проведен на базе средневзвешенных норм расхода сырья на единицу продукции и прогнозируемых объемов ее производства.

На основе предусмотренных в Стратегии направлений химизации ассортимента выпускаемых тканей потребность текстильных предприятий в химических волокнах и нитях, в т.ч. нового поколения в 2020 году составит 450,4 тыс. т (в пропорции 70 процентов - волокна, 30 процентов - нити), что по сравнению с уровнем 2008 года больше в 2,1 раза, уровень химизации сырьевой базы легкой промышленности повысится на 5,4 процентных пунктов и составит 41,7 процентов.

Основную долю в объеме химических волокон для выработки тканей бытового назначения составят полиэфирные, вискозные и полиакриловые волокна, нитрон, полиамидные волокна для чулочно-носочного производства. В производстве технических тканей с целью повышения их износоустойчивости и срока службы предполагается широкое использование синтетических волокон и нитей: полиэфирных, полиакриловых и полипропиленовых.

Благодаря стимулирующему влиянию новых потребностей общества, традиционная концепция изготовления текстильной продукции претерпевает глубочайшие изменения с точки зрения ее функциональности, комфортности и других заданных потребительских свойств. Одним из наиболее доступных способов получения текстильных изделий с новыми функциями является использование при их производстве химических волокон нового поколения, полученных с использованием нанотехнологий, позволяющие в значительной степени решить проблему сырьевого обеспечения отрасли.

Структура сырьевых ресурсов, используемых в производстве текстильной продукции, в перспективе несколько изменится. В 2020 году снизится доля потребления хлопкового волокна на 5,1 процентов, шерсти - на 0,4 процента, но возрастет доля потребления химических волокон и нитей на 5,3 процента, льноволокна - на 0,2 процента (рис. 21).

Рис. 21. Структура сырьевого баланса текстильной
промышленности (не приводится)

Несмотря на некоторое ослабление спроса на кожу и изделия из кожи, ресурсы кожсырья в перспективе, хотя и медленными темпами, но будут увеличиваться. При этом, как и сейчас более 50 процентов выпуска шкур крупного рогатого скота (далее - КРС) и около 40 процентов овчины и козлины будет использоваться в производстве обуви, а остальное кожсырье - в изготовлении одежды, мебели и дорожных принадлежностей. Объем потребления легкой промышленностью кожсырья в 2020 году увеличится по сравнению с 2008 годом на 30,3 процента и составит 7,4 млн. шкур КРС, овчины и козлины.

Особое место в сырьевом балансе легкой промышленности занимает мех. С одной стороны, изделия из меха - это самая дорогостоящая продукция из всей группы товаров отрасли, которая традиционно относится к классу "люкс", т.е. предметам роскоши. С другой стороны, суровые климатические условия нашей страны делают меховую одежду незаменимой в холодное время года, обеспечивая высокий спрос на нее в осенне-зимний период. Россия занимает первое место в мире по потреблению пушнины и отечественный рынок мехов и меховых изделий перспективен, и в прогнозируемый период 2009 - 2020 годы он будет динамично развиваться. Согласно прогнозам развития меховой отрасли и хозяйств по заготовке пушнины к 2020 году по сравнению с 2008 годом на 20-25 процентов увеличится количество шкурок (котика, соболя, голубого и серебристого песца, норки, ондатры и нутрии, хоря).

Более 50 процентов производимого предприятиями легкой промышленности объема искусственных кож и пленочных материалов (83,7 млн.кв.м - 2020 год) будет потреблено предприятиями отрасли и свыше 47 процентов объема будет поставляться предприятиям смежных отраслей промышленного комплекса.

Следует отметить, что полностью разрешить сложившуюся ситуацию с преобладанием в сырьевом балансе отрасли импортного сырья не представляется возможным и в перспективе сохранится достаточно высокий удельный вес в структуре потребляемого отраслью сырья, несмотря на его снижение с 74 процентов в 2008 году до 49 процентов - в 2020 году. Это обусловлено высокой долей в структуре потребляемого сырья импортного хлопкового волокна. Предполагается также импорт длинного высококачественного льняного волокна N N 13 - 14 и выше из Бельгии, Голландии и других Европейских стран для выработки тонких тканей элитного назначения до 2012 года, а, начиная с 2013 года - импорт будет сокращаться и уже к 2015 году он будет сведен к нулю. Для обеспечения выпуска и расширения ассортимента шерстяных тканей и изделий предусматривается импорт высококачественной шерсти из Австралии и Новой Зеландии.

На рис. 22 показано изменение доли импорта в объеме сырьевых ресурсов текстильной и легкой промышленности.

                   ┐
                   ├───────────────────────┐     ┌───────────────────────┐
            Хлопок │                       │     │                       │
                   ├───────────────────────┘     └───────────────────────┘
                   ┤
                   ├───────────────────────┐     ┌───────────────────────┐
        Шелк-сырец │                       │     │                       │
                   ├───────────────────────┘     └───────────────────────┘
                   ┤
                   ├─────────┐                   ┌───┐
Химические волокна │         │                   │   │
                   ├─────────┘                   └───┘
                   ┤
                   ├─────┐
       Льноволокно │     │
                   ├─────┘
                   ┤
                   ├───────────────┐             ┌──────────┐
            Шерсть │               │             │          │
                   ├───────────────┘             └──────────┘
                   ┤
                   ├─────────┐                   ┌─────────┐
              Кожи │         │                   │         │
                   ├─────────┘                   └─────────┘
                   ┼───┬────┬────┬────┬────┐     ┌───┬────┬────┬────┬────┐
                   0   20   40   60   80  100    0   20   40   60   80  100

                            2008 год                       2020 год

Рис. 22. Доля импорта в потреблении основных видов сырья, %

Учитывая зависимость России от поставок дорогого импортного хлопкового волокна, химического и шерстяного сырья приоритетным направлением в сырьевом обеспечении отрасли должны стать мероприятия по стимулированию развития отечественной сырьевой базы. Россия располагает большими потенциальными возможностями по расширению собственной сырьевой базы - увеличению производства льна (позволяющего частично заменить импортный хлопок и экономить валюту на его закупку), шерсти, химических волокон и нитей, искусственной и натуральной кожи, пушно-мехового сырья.

Природно-климатические условия Центральной, Западной части России и других регионов благоприятствуют развитию производства льна, единственного отечественного растительного сырья. Лен может вновь занять достойное место в экономике России, стать важным фактором роста производства конкурентоспособной продукции из льна в 36-ти регионах страны, в первую очередь в Нечерноземной зоне. Это нашло отражение в утвержденной Минсельхозом России государственной программе о развитии сельского хозяйства на период до 2012 года и в пилотных инвестиционных проектах Вологодской, Ивановской и Костромской областей. По оценке Минсельхоза России валовой сбор льноволокна в 2010 году составит 96,0 тыс. т, а в 2020 году - 135 тыс. т, что по сравнению с уровнем 2008 года больше соответственно в 1,8 и в 2,6 раза, соответственно возрастут объемы выработки льноволокна. Повысится качество льноволокна, выход длинного достигнет 45 процентов и выше против 23 процентов - в 2008 году. Объем выработки пенькового волокна к 2020 году по сравнению с уровнем 2008 года возрастет примерно вдвое.

Наметившаяся в 2006 - 2007 годы положительная тенденция увеличения производства шерсти и повышения ее качества будет продолжена и в перспективе. Восстановление овцеводства в России, предусмотренное приоритетным национальным проектом развития АПК, предполагается осуществить за счет увеличения поголовья овец к 2020 году в 1,5 раза. Увеличение количества овец будет проходить за счет роста высококачественного племенного поголовья, производимого в зонах развитого отечественного овцеводства (Северный Кавказ, Алтай и др.).

Большие возможности имеются в стране по увеличению производства химических волокон и нитей (переработка нефти, газа, угля, производство целлюлозы), в том числе волокон нового поколения. Реализация этих возможностей предусмотрена Стратегией развития химического комплекса России на период до 2015 года. В частности, предусматривается развитие технологии получения регенерированных полиэфирных волокон, позволяющей решить важнейшую проблему современного этапа - использование вторичных ресурсов.

Для обеспечения коренного улучшения качества кожевенного сырья, поставляемого кожевенно-обувной отрасли, необходимо активизировать работы по утвержденной Приказом Минсельхоза России от 10 апреля 2008 г. N 198 ведомственной целевой программе "О неотложных мерах по борьбе с подкожным оводом, профилактике и оздоровлению крупного рогатого скота от гиподерматоза в Российской Федерации на 2008 - 2010 годы".

Необходимо активизировать деятельность сельскохозяйственных потребительских кооперативов Центросоюза России по полному сбору и первичной обработке всех видов мехового сырья различными производителями. Программой перспективного развития мехового комплекса предусматривается формирование соответствующей рыночным условиям системы заготовок пушно-мехового сырья и увеличение его объемов при государственной поддержке и частнопартнерском инвестировании. Это позволит России оставаться и в дальнейшем крупнейшим мировым рынком меховых изделий, емкость которого оценивается в 50 - 60 млрд. рублей.

При условии достаточно эффективного соотношения цена/качество на хлопок, велика вероятность организовать в некоторых регионах производство российского хлопка, который может оказаться вполне конкурентоспособным с импортным сырьем. При этом целесообразно создать российскую сырьевую биржу, позволяющую сократить число посредников и нормализовать ценовую конъюнктуру на хлопок.

Потребность отрасли в красителях будет удовлетворена в основном продукцией химической промышленности России, хотя по цветовой гамме, чистоте, яркости тона, многообразию оттенков отечественные красители значительно уступают зарубежным. Потребность отрасли в текстильно-вспомогательных веществах будет удовлетворена примерно на 40 процентов отечественными препаратами, остальная часть - за счет импортных препаратов.

Кадровое обеспечение

Увеличение объемов выпуска конкурентоспособной продукции в 2020 году по сравнению с 2008 годом в 3,9 раза (инновационный сценарий развития отрасли) может произойти только при наличии квалифицированных кадров.

Среднесписочная численность работников легкой промышленности к концу 2020 года по сравнению с 2008 годом снизится на 11,5 процентов и составит 409,5 тыс. человек. Снижение численности будет компенсировано повышением их профессионального мастерства, позволяющего повысить производительность труда на каждой стадии технологического процесса.

Создание новых, в том числе инновационных рабочих мест, обеспечение занятости экономически активного населения, развитие трудовой мобильности высвобождаемых работников легкой промышленности, улучшение условий труда и повышение социального обеспечения работающих повысят привлекательность отрасли и обеспечат приток молодых специалистов.

Финансовое обеспечение реализации Стратегии

Для успешного решения задачи построения новой жизнеспособной индустрии легкой промышленности и реализации мероприятий Стратегии необходимы инвестиции в основной и оборотный капитал.

Прогнозируемые объемы капитальных вложений рассчитаны на основе обобщения инвестиций, необходимых для реализации пилотных инвестиционных проектов и важнейших инвестиционно-значимых для отрасли проектов, на техническое перевооружение и модернизацию действующих производств предприятий, не вошедших в перечень указанных инвестиционных проектов.

Объемы финансирования научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и важнейших инновационных проектов, обеспечивающих повышение технологического и конкурентного уровня отрасли и ее инновационное развитие определялись по результатам оценки трудовых и материальных затрат на их выполнение. Объемы финансовых ресурсов на развитие легкой промышленности по годам реализации Стратегии по двум сценариям развития приведены в таблице 14.1 приложения 2 к настоящей Стратегии.

Обоснованная потребность отрасли в финансовых средствах (за 2009 - 2020 годы), необходимых на реализацию Стратегии, определена по инерционному сценарию развития в размере 77,62 млрд. рублей, по инновационному - 145,63 млрд. рублей. Инвестиции на техническое перевооружение и модернизацию текстильного, швейного и мехового производства составят соответственно по вариантам 50,67 и 93,5 млрд. руб., производства кожи, изделий из кожи и обуви - 21,72 и 39,9 млрд. рублей.

Финансовые затраты на выполнение НИОКР (инновационный вариант) составят - 1,75 млрд. рублей, на реализацию ВИП-проектов - 1,58 млрд. рублей (таблица 10).

Таблица 10

┌───────────────────┬─────────────────────────────────────────────────────┐
│     Источники     │ Финансовые ресурсы за период 2009 - 2020, млн. руб. │
│  финансирования   ├─────────┬───────────────────────────────────────────┤
│                   │  всего  │              в том числе на:              │
│                   │         ├───────────────┬───────┬────────┬──────────┤
│                   │         │  техническое  │ НИОКР │ВИП <*> │ Субсидии │
│                   │         │перевооружение │       │        │          │
│                   │         │и модернизацию │       │        │          │
├───────────────────┼─────────┼───────────────┼───────┼────────┼──────────┤
│    Всего:         │145634,5 │   133381,5    │ 1753  │  1580  │   8920   │
├───────────────────┼─────────┼───────────────┼───────┼────────┼──────────┤
│    в том числе:   │         │               │       │        │          │
├───────────────────┼─────────┼───────────────┼───────┼────────┼──────────┤
│федеральный бюджет │ 10965,0 │       -       │ 1650  │  395   │   8920   │
│<**>               │         │               │       │        │          │
├───────────────────┼─────────┼───────────────┼───────┼────────┼──────────┤
│бюджеты субъектов  │ 6537,5  │    6537,5     │   -   │   -    │    -     │
│Федерации          │         │               │       │        │          │
├───────────────────┼─────────┼───────────────┼───────┼────────┼──────────┤
│собственные        │ 65219,5 │    65219,5    │   -   │   -    │    -     │
│средства,          │         │               │       │        │          │
│инвесторы          │         │               │       │        │          │
├───────────────────┼─────────┼───────────────┼───────┼────────┼──────────┤
│привлеченные       │ 62912,5 │    61624,5    │  103  │  1185  │    -     │
│средства (кредиты  │         │               │       │        │          │
│банков и др.)      │         │               │       │        │          │
└───────────────────┴─────────┴───────────────┴───────┴────────┴──────────┘

--------------------------------

<*> Средства федерального бюджета, вкладываемые в пилотные и ВИП-проекты на принципах частно-государственного партнерства. При этом объем внебюджетного софинансирования ВИПов должен составлять не менее 50 процентов общего объема финансирования проекта.

<**> В пределах возможностей федерального бюджета.

Механизм привлечения финансовых ресурсов на реализацию Стратегии развития легкой промышленности предусматривает смешанную систему инвестирования (рис. 23) с привлечением:

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│                            ЧАСТНЫЕ СРЕДСТВА                             │
├─────────────────────────────┬───────────────────────────────────────────┤
│    СОБСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА     │          ПРИВЛЕЧЕННЫЕ СРЕДСТВА            │
│         ПРЕДПРИЯТИЙ         │                                           │
├─────────────────────────────┼───────────────────────────────────────────┤
│- нераспределенная прибыль;  │- кредиты отечественных и иностранных      │
│- амортизационные отчисления;│  банков;                                  │
│- эмиссия ценных бумаг       │- средства от выпуска корпоративных        │
│                             │  облигаций;                               │
│                             │- лизинг;                                  │
│                             │- средства инвестиционных фондов;          │
│                             │- прочие средства                          │
└───────┬─────────────────────┴─────────────────────────────────┬─────────┘
        │                                                       │
        │                                                       │
        │       (─────────────────────────────────────────)     │
        │       (Механизмы привлечения финансовых ресурсов)     │
        └──────>(   для развития легкой промышленности    )<────┘
                (─────────────────────────────────────────)
                                     /\
                                     │
┌────────────────────────────────────┴────────────────────────────────────┐
│                       Формы участия государства:                        │
├─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│- участие государства в финансировании пилотных инвестиционных проектов; │
│- средства Инвестиционного фонда России, Внешэкономбанка,                │
│  Россельхозбанка;                                                       │
│- государственные гарантии по защите частных инвестиций;                 │
│- средства государственных инвестиционных корпораций (фондов);           │
│- частно-государственное партнерство                                     │
└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

Рис. 23. Схема привлечения инвестиций на развитие
легкой промышленности

- внебюджетных средств, формируемых за счет собственных средств предприятий - исполнителей Стратегии, с возможным привлечением средств российских и иностранных инвесторов, а также займов и коммерческих кредитов, стратегических и портфельных инвестиций. В этом плане научными организациями проработан вопрос с бизнесом - потенциальным потребителем своей продукции по интересующим их направлениям в области создания нового ассортимента, новых технологий их изготовления, формирования материалов информационного характера и других видов услуг. Помимо участия в финансировании эффективных научных разработок, предприятия готовы предоставлять научным организациям свои производственные площади, технологическое оборудование, сырье, трудовые и эксплуатационные ресурсы для отработки технологий, выработки опытных образцов и опытных партий новых продуктов. В денежном выражении эти услуги могут составить (как показала практика) 80 - 90 процентов суммы внебюджетного финансирования НИОКР;

- средств федерального бюджета в формах и объемах, предусмотренных Федеральным законом от 24 ноября 2008 г. N 204 "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов", и долгосрочных прогнозируемых решений в области федерального бюджета:

- субсидирование процентных ставок по привлеченным кредитам на закупку сырья, технологического оборудования и запасных частей к нему в объеме 300 млн. руб. ежегодно до 2012 года и, по результатам анализа эффективности данного механизма, с их доведением к 2020 году - до 850 млн. рублей;

- стимулирование экспортеров продукции в объеме 50 млн. руб. ежегодно до 2012 года и с их доведением к 2020 году - до 100 млн. рублей;

- бюджетное финансирование НИОКР (на конкурсной основе) в объеме от 83 млн. руб. в 2009 году и их увеличением до 160 млн. рублей в последующие годы, начиная с 2012 года в пределах возможностей федерального бюджета.

- "амортизационных премий", позволяющих относить расходы текущего налогового периода, расходы на приобретение основных средств и прочие расходы на капитальные вложения в размере до 30 процентов их стоимости до начала исчисления амортизации, а также схемы лизинга при смешанном финансировании лизинговых операций.

Значительным источником возможного дополнительного объема инвестиций должны стать средства крупных корпоративных структур, региональные "кластеры", включающие в себя предприятия, на базе которых возможно формирование законченных технологических цепочек от сырья до выпуска наукоемкой продукции высоких переделов, а также ведомственные целевые и региональные программы.

Решение поставленных в Стратегии задач потребует усиленной поддержки и со стороны субъектов Федерации, которые имеют больше возможностей по оказанию прямой финансовой поддержки реализуемым в отрасли проектам.

Объемы бюджетного финансирования, собственных и привлеченных инвестиционных средств, а также средств иных источников уточняются ежегодно и предусматриваются в Плане мероприятий реализации Стратегии развития легкой промышленности России на период до 2020 года и в соответствующих бюджетах.

Кроме того, чтобы решить весь комплекс проблем, накопившийся в легкой промышленности, и в достаточной мере осуществить крайне необходимую модернизацию и техническое перевооружение производств (что, как показал анализ предприятия отрасли самостоятельно решить не в состоянии) потребуется применение дополнительных адекватных методов и механизмов решения по финансовому обеспечению реализации Стратегии. Во-первых, необходимо изменить инвестиционную политику государства по отношению к легкой промышленности, в сторону возможного увеличения объемов инвестиций в основной капитал отрасли.

Во-вторых, необходимо объединить усилия государства и российского бизнеса по реализации Стратегии в целях преобразования легкой промышленности в индустриально развитый промышленный комплекс, в повышении его роли в реализации национальных приоритетов. Предлагаемая в рамках этого направления модель развития инвестиционного механизма основана на принципах тесного взаимодействия государства и частного бизнеса, позволяющего эффективно сочетать государственные возможности концентрации ресурсов на необходимых инновационных направлениях и мотивированность частных собственников в отношении конечных результатов бизнеса.

Финансовые ресурсы, необходимые для развития по данному направлению, окажутся примерно такими же, что и при реализации первого направления, однако нагрузка на бюджет может быть существенно снижена за счет все возрастающего финансирования пилотных инвестиционных проектов на основе развития частно-государственного партнерства с привлечением ресурсов инвестиционных институтов развития, с участием ОАО "Россельхозбанк" и государственной корпорации "Внешэкономбанк".

По сравнению с первым направлением существенно повышается вероятность более эффективного управления финансовыми ресурсами и активами за счет вовлечения высокопрофессиональных менеджеров, работающих в негосударственном секторе экономики.

В-третьих, необходимо обеспечить стабильность получения кредитов на техническое перевооружение и модернизацию предприятий, имеющих положительные экономические показатели и устойчивый имидж надежного делового партнера. Кредиты должны быть долгосрочными по времени и прогрессивными по условиям кредитования (в настоящее время вследствие высокого износа основных фондов и отсутствия залоговой стоимости предприятия не имеют возможности получить полноценный кредит на эти цели, особенно в условиях мирового кризиса).

Оценка эффективности расходования бюджетных средств определяется фактическим достижением целевых индикаторов и показателей реализации Стратегии и ее мероприятий, а также реальным экономическим эффектом, возникающим как за счет роста налоговых поступлений от увеличения объемов продаж, так и за счет платежей в бюджетные и внебюджетные фонды.

В 2020 году прибыль предприятий легкой промышленности увеличится по сравнению с уровнем 2008 года в 4,8 раза и составит 30,1 млрд. рублей (инновационный вариант), что обеспечит:

налоги, поступающие в бюджет за 2009 - 2020 годы - 523,36 млрд. рублей;

бюджетный эффект - 3,7 млрд. рублей;

срок окупаемости (период возврата) бюджетных средств (федеральных и субъектов Федерации) по налоговым поступлениям - около 6-и месяцев.

Показатели бюджетной эффективности, рассчитаны как разница прогнозируемых объемов продаж с учетом привлечения средств федерального бюджета на реализацию Стратегии по уже принятым решениям (инерционный вариант) и расширением инвестиционного участия государства в бюджетном финансировании пилотных инвестиционных проектов и ВИП-проектов на основе частногосударственного партнерства.

Следует учитывать, что бюджетный эффект от реализации Стратегии будет получен не столько в сроки реализации ее мероприятий, сколько за ее пределами, поскольку не все выполненные научно-исследовательских работы могут быть внедрены в реальное производство в период реализации Стратегии, часть разработок (хотя и меньшая) будет освоена после 2020 года. Не сразу будет получен эффект и от реализации пилотных инвестиционных проектов, так как выход предприятий на полную производственную мощность возможен в течение двух-трех лет после их завершения.

В любом случае инвестиционная поддержка со стороны государства процесса технического перевооружения, модернизации производства и развития отраслевой науки эффективна и своевременна, так как если этого не будет, то не будет устойчивой динамики развития легкой промышленности и возможности, чтобы занять достойное место в экономике страны и в мировой интеграции товаропроизводителей; не выполненными будут и поручения Президента Российской Федерации в части активизации инновационного и инвестиционного процесса в отрасли, повышения ее конкурентных преимуществ.