X. Приказ Минпромторга РФ от 24.09.2009 N 853 "Об утверждении Стратегии развития легкой промышленности России на период до 2020 года и Плана мероприятий по ее реализации"
X. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ФИНАНСИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ
Сырьевое обеспечение
В условиях рыночной экономики сырьевой фактор становится доминирующим в обеспечении стабильного развития легкой промышленности, качественного изменения структуры производства и ассортимента продукции.
Основным видом природного волокнистого сырья для производства текстильных материалов многие десятилетия был и остается до сих пор хлопок, потребление которого в 6 - 7 раз превышает суммарное использование льна, шерсти и шелка. С середины XX века в индустриально развитых странах начался бурный рост производства химических волокон и нитей, удельный вес которых в мировом объеме текстильного сырья составляет более 60 процентов.
В последние годы мировая сырьевая тенденция возвращается к производству натуральных волокон, особенно льна, природные свойства которого позволяют придавать вырабатываемой из него продукции гигиенические и медико-биологические свойства, обеспечивающие комфортные условия для жизнедеятельности человека, безопасной и экологически чистой среды его обитания.
Все большее значение в мире приобретает выращивание волокнистой конопли в качестве ежегодно возобновляемого энергетического сырья. Конопля дает целлюлозы в год в 8 раз больше, чем самое быстрорастущее дерево в нашей климатической зоне - тополь. На Западе лен и пеньку называют волокном XXI века. И Россия, среди всех сегментов текстильной промышленности, должна вернуть себе статус мирового лидера льняной промышленности мира
Производство отечественного сырья за период 2001 - 2008 годы снизилось на 9,3 процента, в том числе: производство натуральной шерсти более чем в 1,5 раза, пенькового волокна - на 26,7 процента, длинного льноволокна - почти на 10 процентов, химических волокон и нитей - на 8 процентов. Заготовки кожевенного сырья ежегодно снижаются примерно на 3 - 5 процентов. Существенно ухудшилось и качество вырабатываемого сырья. Так, только 30 процентов шерсти поступает на предприятия в нормальном состоянии, а наиболее ценной мериносовой - только 14 процентов. Доля низкосортного кожевенного сырья превышает 20 процентов объемов его поставок, а сырья с прижизненными пороками примерно - 40 процентов.
При этом высокие закупочные цены на сельскохозяйственное сырье (цены на шерсть составляют 87 процентов от их мирового уровня, по хлопку - 80 - 100 процентов, по льну - до 100 процентов, на крупное кожевенное сырье - 70 процентов, а на остальное кожсырье - 100 процентов) привели к тому, что в 2008 году текстильными предприятиями было переработано отечественного сырья: шерсти всего 80 процентов объема, льноволокна - 90 процентов, химических волокон и нитей - 70 процентов, кожевенного сырья - 40 процентов.
Здесь следует отметить, что при простаивании многих обувных и швейных предприятий из-за отсутствия сырья, в стране идет неконтролируемый вывоз кожевенного сырья в ближнее и дальнее зарубежье. При этом цены на экспортируемое сырье на 40 - 50 процентов ниже мировых, тогда как для отечественных предприятий то же сырье поставляется по ценам практически на уровне мировых.
В целях успешной реализации Стратегии необходимо развивать собственную сырьевую базу, стимулировать увеличение качественного сырья под мощности, производящие конечную продукцию.
По расчету потребность текстильных предприятий в натуральном сырье на объем производства 2020 года (инновационный вариант) составит 630,7 тыс. т, в том числе в льноволокне - 64,9 тыс. т, в шерсти мытой - 55,7 тыс. т, в хлопковом волокне, приобретаемом по импорту - 505,7 тыс. т (таблица 9).
Таблица 9
┌──────────────────────────────────┬─────────┬────────┬─────────┬─────────┐ │ Виды сырья │ 2008 │ 2012 │ 2015 │ 2020 │ │ │ │прогноз │ прогноз │ прогноз │ ├──────────────────────────────────┼─────────┼────────┼─────────┼─────────┤ │ Хлопок-волокно │ 300,7 │ 283,9 │ 342,2 │ 505,7 │ ├──────────────────────────────────┼─────────┼────────┼─────────┼─────────┤ │ Шерсть │ 32,3 │ 30,5 │ 36,8 │ 55,7 │ ├──────────────────────────────────┼─────────┼────────┼─────────┼─────────┤ │ Льноволокно, всего │ 33,6 │ 31,7 │ 38,2 │ 64,9 │ ├──────────────────────────────────┼─────────┼────────┼─────────┼─────────┤ │ в том числе: длинное волокно │ 18,5 │ 17,4 │ 21,1 │ 32,5 │ ├──────────────────────────────────┼─────────┼────────┼─────────┼─────────┤ │ Пеньковолокно │ 0,93 │ 0,79 │ 1,7 │ 2,0 │ ├──────────────────────────────────┼─────────┼────────┼─────────┼─────────┤ │ Шелковые нити │ 0,98 │ 0,80 │ 1,9 │ 2,4 │ ├──────────────────────────────────┼─────────┼────────┼─────────┼─────────┤ │ Химические волокна и нити │ 210,5 │ 223,2 │ 287,3 │ 450,4 │ ├──────────────────────────────────┼─────────┼────────┼─────────┼─────────┤ │ Итого │ 579,0 │ 570,8 │ 708,0 │ 1081,1 │ ├──────────────────────────────────┼─────────┼────────┼─────────┼─────────┤ │ Уровень химизации, % │ 36,3 │ 39,1 │ 40,6 │ 41,7 │ └──────────────────────────────────┴─────────┴────────┴─────────┴─────────┘
--------------------------------
<*> Расчет потребности отрасли в сырьевых ресурсах проведен на базе средневзвешенных норм расхода сырья на единицу продукции и прогнозируемых объемов ее производства.
На основе предусмотренных в Стратегии направлений химизации ассортимента выпускаемых тканей потребность текстильных предприятий в химических волокнах и нитях, в т.ч. нового поколения в 2020 году составит 450,4 тыс. т (в пропорции 70 процентов - волокна, 30 процентов - нити), что по сравнению с уровнем 2008 года больше в 2,1 раза, уровень химизации сырьевой базы легкой промышленности повысится на 5,4 процентных пунктов и составит 41,7 процентов.
Основную долю в объеме химических волокон для выработки тканей бытового назначения составят полиэфирные, вискозные и полиакриловые волокна, нитрон, полиамидные волокна для чулочно-носочного производства. В производстве технических тканей с целью повышения их износоустойчивости и срока службы предполагается широкое использование синтетических волокон и нитей: полиэфирных, полиакриловых и полипропиленовых.
Благодаря стимулирующему влиянию новых потребностей общества, традиционная концепция изготовления текстильной продукции претерпевает глубочайшие изменения с точки зрения ее функциональности, комфортности и других заданных потребительских свойств. Одним из наиболее доступных способов получения текстильных изделий с новыми функциями является использование при их производстве химических волокон нового поколения, полученных с использованием нанотехнологий, позволяющие в значительной степени решить проблему сырьевого обеспечения отрасли.
Структура сырьевых ресурсов, используемых в производстве текстильной продукции, в перспективе несколько изменится. В 2020 году снизится доля потребления хлопкового волокна на 5,1 процентов, шерсти - на 0,4 процента, но возрастет доля потребления химических волокон и нитей на 5,3 процента, льноволокна - на 0,2 процента (рис. 21).
Рис. 21. Структура сырьевого баланса текстильной
промышленности (не приводится)
Несмотря на некоторое ослабление спроса на кожу и изделия из кожи, ресурсы кожсырья в перспективе, хотя и медленными темпами, но будут увеличиваться. При этом, как и сейчас более 50 процентов выпуска шкур крупного рогатого скота (далее - КРС) и около 40 процентов овчины и козлины будет использоваться в производстве обуви, а остальное кожсырье - в изготовлении одежды, мебели и дорожных принадлежностей. Объем потребления легкой промышленностью кожсырья в 2020 году увеличится по сравнению с 2008 годом на 30,3 процента и составит 7,4 млн. шкур КРС, овчины и козлины.
Особое место в сырьевом балансе легкой промышленности занимает мех. С одной стороны, изделия из меха - это самая дорогостоящая продукция из всей группы товаров отрасли, которая традиционно относится к классу "люкс", т.е. предметам роскоши. С другой стороны, суровые климатические условия нашей страны делают меховую одежду незаменимой в холодное время года, обеспечивая высокий спрос на нее в осенне-зимний период. Россия занимает первое место в мире по потреблению пушнины и отечественный рынок мехов и меховых изделий перспективен, и в прогнозируемый период 2009 - 2020 годы он будет динамично развиваться. Согласно прогнозам развития меховой отрасли и хозяйств по заготовке пушнины к 2020 году по сравнению с 2008 годом на 20-25 процентов увеличится количество шкурок (котика, соболя, голубого и серебристого песца, норки, ондатры и нутрии, хоря).
Более 50 процентов производимого предприятиями легкой промышленности объема искусственных кож и пленочных материалов (83,7 млн.кв.м - 2020 год) будет потреблено предприятиями отрасли и свыше 47 процентов объема будет поставляться предприятиям смежных отраслей промышленного комплекса.
Следует отметить, что полностью разрешить сложившуюся ситуацию с преобладанием в сырьевом балансе отрасли импортного сырья не представляется возможным и в перспективе сохранится достаточно высокий удельный вес в структуре потребляемого отраслью сырья, несмотря на его снижение с 74 процентов в 2008 году до 49 процентов - в 2020 году. Это обусловлено высокой долей в структуре потребляемого сырья импортного хлопкового волокна. Предполагается также импорт длинного высококачественного льняного волокна N N 13 - 14 и выше из Бельгии, Голландии и других Европейских стран для выработки тонких тканей элитного назначения до 2012 года, а, начиная с 2013 года - импорт будет сокращаться и уже к 2015 году он будет сведен к нулю. Для обеспечения выпуска и расширения ассортимента шерстяных тканей и изделий предусматривается импорт высококачественной шерсти из Австралии и Новой Зеландии.
На рис. 22 показано изменение доли импорта в объеме сырьевых ресурсов текстильной и легкой промышленности.
┐ ├───────────────────────┐ ┌───────────────────────┐ Хлопок │ │ │ │ ├───────────────────────┘ └───────────────────────┘ ┤ ├───────────────────────┐ ┌───────────────────────┐ Шелк-сырец │ │ │ │ ├───────────────────────┘ └───────────────────────┘ ┤ ├─────────┐ ┌───┐ Химические волокна │ │ │ │ ├─────────┘ └───┘ ┤ ├─────┐ Льноволокно │ │ ├─────┘ ┤ ├───────────────┐ ┌──────────┐ Шерсть │ │ │ │ ├───────────────┘ └──────────┘ ┤ ├─────────┐ ┌─────────┐ Кожи │ │ │ │ ├─────────┘ └─────────┘ ┼───┬────┬────┬────┬────┐ ┌───┬────┬────┬────┬────┐ 0 20 40 60 80 100 0 20 40 60 80 100 2008 год 2020 год
Рис. 22. Доля импорта в потреблении основных видов сырья, %
Учитывая зависимость России от поставок дорогого импортного хлопкового волокна, химического и шерстяного сырья приоритетным направлением в сырьевом обеспечении отрасли должны стать мероприятия по стимулированию развития отечественной сырьевой базы. Россия располагает большими потенциальными возможностями по расширению собственной сырьевой базы - увеличению производства льна (позволяющего частично заменить импортный хлопок и экономить валюту на его закупку), шерсти, химических волокон и нитей, искусственной и натуральной кожи, пушно-мехового сырья.
Природно-климатические условия Центральной, Западной части России и других регионов благоприятствуют развитию производства льна, единственного отечественного растительного сырья. Лен может вновь занять достойное место в экономике России, стать важным фактором роста производства конкурентоспособной продукции из льна в 36-ти регионах страны, в первую очередь в Нечерноземной зоне. Это нашло отражение в утвержденной Минсельхозом России государственной программе о развитии сельского хозяйства на период до 2012 года и в пилотных инвестиционных проектах Вологодской, Ивановской и Костромской областей. По оценке Минсельхоза России валовой сбор льноволокна в 2010 году составит 96,0 тыс. т, а в 2020 году - 135 тыс. т, что по сравнению с уровнем 2008 года больше соответственно в 1,8 и в 2,6 раза, соответственно возрастут объемы выработки льноволокна. Повысится качество льноволокна, выход длинного достигнет 45 процентов и выше против 23 процентов - в 2008 году. Объем выработки пенькового волокна к 2020 году по сравнению с уровнем 2008 года возрастет примерно вдвое.
Наметившаяся в 2006 - 2007 годы положительная тенденция увеличения производства шерсти и повышения ее качества будет продолжена и в перспективе. Восстановление овцеводства в России, предусмотренное приоритетным национальным проектом развития АПК, предполагается осуществить за счет увеличения поголовья овец к 2020 году в 1,5 раза. Увеличение количества овец будет проходить за счет роста высококачественного племенного поголовья, производимого в зонах развитого отечественного овцеводства (Северный Кавказ, Алтай и др.).
Большие возможности имеются в стране по увеличению производства химических волокон и нитей (переработка нефти, газа, угля, производство целлюлозы), в том числе волокон нового поколения. Реализация этих возможностей предусмотрена Стратегией развития химического комплекса России на период до 2015 года. В частности, предусматривается развитие технологии получения регенерированных полиэфирных волокон, позволяющей решить важнейшую проблему современного этапа - использование вторичных ресурсов.
Для обеспечения коренного улучшения качества кожевенного сырья, поставляемого кожевенно-обувной отрасли, необходимо активизировать работы по утвержденной Приказом Минсельхоза России от 10 апреля 2008 г. N 198 ведомственной целевой программе "О неотложных мерах по борьбе с подкожным оводом, профилактике и оздоровлению крупного рогатого скота от гиподерматоза в Российской Федерации на 2008 - 2010 годы".
Необходимо активизировать деятельность сельскохозяйственных потребительских кооперативов Центросоюза России по полному сбору и первичной обработке всех видов мехового сырья различными производителями. Программой перспективного развития мехового комплекса предусматривается формирование соответствующей рыночным условиям системы заготовок пушно-мехового сырья и увеличение его объемов при государственной поддержке и частнопартнерском инвестировании. Это позволит России оставаться и в дальнейшем крупнейшим мировым рынком меховых изделий, емкость которого оценивается в 50 - 60 млрд. рублей.
При условии достаточно эффективного соотношения цена/качество на хлопок, велика вероятность организовать в некоторых регионах производство российского хлопка, который может оказаться вполне конкурентоспособным с импортным сырьем. При этом целесообразно создать российскую сырьевую биржу, позволяющую сократить число посредников и нормализовать ценовую конъюнктуру на хлопок.
Потребность отрасли в красителях будет удовлетворена в основном продукцией химической промышленности России, хотя по цветовой гамме, чистоте, яркости тона, многообразию оттенков отечественные красители значительно уступают зарубежным. Потребность отрасли в текстильно-вспомогательных веществах будет удовлетворена примерно на 40 процентов отечественными препаратами, остальная часть - за счет импортных препаратов.
Кадровое обеспечение
Увеличение объемов выпуска конкурентоспособной продукции в 2020 году по сравнению с 2008 годом в 3,9 раза (инновационный сценарий развития отрасли) может произойти только при наличии квалифицированных кадров.
Среднесписочная численность работников легкой промышленности к концу 2020 года по сравнению с 2008 годом снизится на 11,5 процентов и составит 409,5 тыс. человек. Снижение численности будет компенсировано повышением их профессионального мастерства, позволяющего повысить производительность труда на каждой стадии технологического процесса.
Создание новых, в том числе инновационных рабочих мест, обеспечение занятости экономически активного населения, развитие трудовой мобильности высвобождаемых работников легкой промышленности, улучшение условий труда и повышение социального обеспечения работающих повысят привлекательность отрасли и обеспечат приток молодых специалистов.
Финансовое обеспечение реализации Стратегии
Для успешного решения задачи построения новой жизнеспособной индустрии легкой промышленности и реализации мероприятий Стратегии необходимы инвестиции в основной и оборотный капитал.
Прогнозируемые объемы капитальных вложений рассчитаны на основе обобщения инвестиций, необходимых для реализации пилотных инвестиционных проектов и важнейших инвестиционно-значимых для отрасли проектов, на техническое перевооружение и модернизацию действующих производств предприятий, не вошедших в перечень указанных инвестиционных проектов.
Объемы финансирования научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и важнейших инновационных проектов, обеспечивающих повышение технологического и конкурентного уровня отрасли и ее инновационное развитие определялись по результатам оценки трудовых и материальных затрат на их выполнение. Объемы финансовых ресурсов на развитие легкой промышленности по годам реализации Стратегии по двум сценариям развития приведены в таблице 14.1 приложения 2 к настоящей Стратегии.
Обоснованная потребность отрасли в финансовых средствах (за 2009 - 2020 годы), необходимых на реализацию Стратегии, определена по инерционному сценарию развития в размере 77,62 млрд. рублей, по инновационному - 145,63 млрд. рублей. Инвестиции на техническое перевооружение и модернизацию текстильного, швейного и мехового производства составят соответственно по вариантам 50,67 и 93,5 млрд. руб., производства кожи, изделий из кожи и обуви - 21,72 и 39,9 млрд. рублей.
Финансовые затраты на выполнение НИОКР (инновационный вариант) составят - 1,75 млрд. рублей, на реализацию ВИП-проектов - 1,58 млрд. рублей (таблица 10).
Таблица 10
┌───────────────────┬─────────────────────────────────────────────────────┐ │ Источники │ Финансовые ресурсы за период 2009 - 2020, млн. руб. │ │ финансирования ├─────────┬───────────────────────────────────────────┤ │ │ всего │ в том числе на: │ │ │ ├───────────────┬───────┬────────┬──────────┤ │ │ │ техническое │ НИОКР │ВИП <*> │ Субсидии │ │ │ │перевооружение │ │ │ │ │ │ │и модернизацию │ │ │ │ ├───────────────────┼─────────┼───────────────┼───────┼────────┼──────────┤ │ Всего: │145634,5 │ 133381,5 │ 1753 │ 1580 │ 8920 │ ├───────────────────┼─────────┼───────────────┼───────┼────────┼──────────┤ │ в том числе: │ │ │ │ │ │ ├───────────────────┼─────────┼───────────────┼───────┼────────┼──────────┤ │федеральный бюджет │ 10965,0 │ - │ 1650 │ 395 │ 8920 │ │<**> │ │ │ │ │ │ ├───────────────────┼─────────┼───────────────┼───────┼────────┼──────────┤ │бюджеты субъектов │ 6537,5 │ 6537,5 │ - │ - │ - │ │Федерации │ │ │ │ │ │ ├───────────────────┼─────────┼───────────────┼───────┼────────┼──────────┤ │собственные │ 65219,5 │ 65219,5 │ - │ - │ - │ │средства, │ │ │ │ │ │ │инвесторы │ │ │ │ │ │ ├───────────────────┼─────────┼───────────────┼───────┼────────┼──────────┤ │привлеченные │ 62912,5 │ 61624,5 │ 103 │ 1185 │ - │ │средства (кредиты │ │ │ │ │ │ │банков и др.) │ │ │ │ │ │ └───────────────────┴─────────┴───────────────┴───────┴────────┴──────────┘
--------------------------------
<*> Средства федерального бюджета, вкладываемые в пилотные и ВИП-проекты на принципах частно-государственного партнерства. При этом объем внебюджетного софинансирования ВИПов должен составлять не менее 50 процентов общего объема финансирования проекта.
<**> В пределах возможностей федерального бюджета.
Механизм привлечения финансовых ресурсов на реализацию Стратегии развития легкой промышленности предусматривает смешанную систему инвестирования (рис. 23) с привлечением:
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ ЧАСТНЫЕ СРЕДСТВА │ ├─────────────────────────────┬───────────────────────────────────────────┤ │ СОБСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА │ ПРИВЛЕЧЕННЫЕ СРЕДСТВА │ │ ПРЕДПРИЯТИЙ │ │ ├─────────────────────────────┼───────────────────────────────────────────┤ │- нераспределенная прибыль; │- кредиты отечественных и иностранных │ │- амортизационные отчисления;│ банков; │ │- эмиссия ценных бумаг │- средства от выпуска корпоративных │ │ │ облигаций; │ │ │- лизинг; │ │ │- средства инвестиционных фондов; │ │ │- прочие средства │ └───────┬─────────────────────┴─────────────────────────────────┬─────────┘ │ │ │ │ │ (─────────────────────────────────────────) │ │ (Механизмы привлечения финансовых ресурсов) │ └──────>( для развития легкой промышленности )<────┘ (─────────────────────────────────────────) /\ │ ┌────────────────────────────────────┴────────────────────────────────────┐ │ Формы участия государства: │ ├─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤ │- участие государства в финансировании пилотных инвестиционных проектов; │ │- средства Инвестиционного фонда России, Внешэкономбанка, │ │ Россельхозбанка; │ │- государственные гарантии по защите частных инвестиций; │ │- средства государственных инвестиционных корпораций (фондов); │ │- частно-государственное партнерство │ └─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Рис. 23. Схема привлечения инвестиций на развитие
легкой промышленности
- внебюджетных средств, формируемых за счет собственных средств предприятий - исполнителей Стратегии, с возможным привлечением средств российских и иностранных инвесторов, а также займов и коммерческих кредитов, стратегических и портфельных инвестиций. В этом плане научными организациями проработан вопрос с бизнесом - потенциальным потребителем своей продукции по интересующим их направлениям в области создания нового ассортимента, новых технологий их изготовления, формирования материалов информационного характера и других видов услуг. Помимо участия в финансировании эффективных научных разработок, предприятия готовы предоставлять научным организациям свои производственные площади, технологическое оборудование, сырье, трудовые и эксплуатационные ресурсы для отработки технологий, выработки опытных образцов и опытных партий новых продуктов. В денежном выражении эти услуги могут составить (как показала практика) 80 - 90 процентов суммы внебюджетного финансирования НИОКР;
- средств федерального бюджета в формах и объемах, предусмотренных Федеральным законом от 24 ноября 2008 г. N 204 "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов", и долгосрочных прогнозируемых решений в области федерального бюджета:
- субсидирование процентных ставок по привлеченным кредитам на закупку сырья, технологического оборудования и запасных частей к нему в объеме 300 млн. руб. ежегодно до 2012 года и, по результатам анализа эффективности данного механизма, с их доведением к 2020 году - до 850 млн. рублей;
- стимулирование экспортеров продукции в объеме 50 млн. руб. ежегодно до 2012 года и с их доведением к 2020 году - до 100 млн. рублей;
- бюджетное финансирование НИОКР (на конкурсной основе) в объеме от 83 млн. руб. в 2009 году и их увеличением до 160 млн. рублей в последующие годы, начиная с 2012 года в пределах возможностей федерального бюджета.
- "амортизационных премий", позволяющих относить расходы текущего налогового периода, расходы на приобретение основных средств и прочие расходы на капитальные вложения в размере до 30 процентов их стоимости до начала исчисления амортизации, а также схемы лизинга при смешанном финансировании лизинговых операций.
Значительным источником возможного дополнительного объема инвестиций должны стать средства крупных корпоративных структур, региональные "кластеры", включающие в себя предприятия, на базе которых возможно формирование законченных технологических цепочек от сырья до выпуска наукоемкой продукции высоких переделов, а также ведомственные целевые и региональные программы.
Решение поставленных в Стратегии задач потребует усиленной поддержки и со стороны субъектов Федерации, которые имеют больше возможностей по оказанию прямой финансовой поддержки реализуемым в отрасли проектам.
Объемы бюджетного финансирования, собственных и привлеченных инвестиционных средств, а также средств иных источников уточняются ежегодно и предусматриваются в Плане мероприятий реализации Стратегии развития легкой промышленности России на период до 2020 года и в соответствующих бюджетах.
Кроме того, чтобы решить весь комплекс проблем, накопившийся в легкой промышленности, и в достаточной мере осуществить крайне необходимую модернизацию и техническое перевооружение производств (что, как показал анализ предприятия отрасли самостоятельно решить не в состоянии) потребуется применение дополнительных адекватных методов и механизмов решения по финансовому обеспечению реализации Стратегии. Во-первых, необходимо изменить инвестиционную политику государства по отношению к легкой промышленности, в сторону возможного увеличения объемов инвестиций в основной капитал отрасли.
Во-вторых, необходимо объединить усилия государства и российского бизнеса по реализации Стратегии в целях преобразования легкой промышленности в индустриально развитый промышленный комплекс, в повышении его роли в реализации национальных приоритетов. Предлагаемая в рамках этого направления модель развития инвестиционного механизма основана на принципах тесного взаимодействия государства и частного бизнеса, позволяющего эффективно сочетать государственные возможности концентрации ресурсов на необходимых инновационных направлениях и мотивированность частных собственников в отношении конечных результатов бизнеса.
Финансовые ресурсы, необходимые для развития по данному направлению, окажутся примерно такими же, что и при реализации первого направления, однако нагрузка на бюджет может быть существенно снижена за счет все возрастающего финансирования пилотных инвестиционных проектов на основе развития частно-государственного партнерства с привлечением ресурсов инвестиционных институтов развития, с участием ОАО "Россельхозбанк" и государственной корпорации "Внешэкономбанк".
По сравнению с первым направлением существенно повышается вероятность более эффективного управления финансовыми ресурсами и активами за счет вовлечения высокопрофессиональных менеджеров, работающих в негосударственном секторе экономики.
В-третьих, необходимо обеспечить стабильность получения кредитов на техническое перевооружение и модернизацию предприятий, имеющих положительные экономические показатели и устойчивый имидж надежного делового партнера. Кредиты должны быть долгосрочными по времени и прогрессивными по условиям кредитования (в настоящее время вследствие высокого износа основных фондов и отсутствия залоговой стоимости предприятия не имеют возможности получить полноценный кредит на эти цели, особенно в условиях мирового кризиса).
Оценка эффективности расходования бюджетных средств определяется фактическим достижением целевых индикаторов и показателей реализации Стратегии и ее мероприятий, а также реальным экономическим эффектом, возникающим как за счет роста налоговых поступлений от увеличения объемов продаж, так и за счет платежей в бюджетные и внебюджетные фонды.
В 2020 году прибыль предприятий легкой промышленности увеличится по сравнению с уровнем 2008 года в 4,8 раза и составит 30,1 млрд. рублей (инновационный вариант), что обеспечит:
налоги, поступающие в бюджет за 2009 - 2020 годы - 523,36 млрд. рублей;
бюджетный эффект - 3,7 млрд. рублей;
срок окупаемости (период возврата) бюджетных средств (федеральных и субъектов Федерации) по налоговым поступлениям - около 6-и месяцев.
Показатели бюджетной эффективности, рассчитаны как разница прогнозируемых объемов продаж с учетом привлечения средств федерального бюджета на реализацию Стратегии по уже принятым решениям (инерционный вариант) и расширением инвестиционного участия государства в бюджетном финансировании пилотных инвестиционных проектов и ВИП-проектов на основе частногосударственного партнерства.
Следует учитывать, что бюджетный эффект от реализации Стратегии будет получен не столько в сроки реализации ее мероприятий, сколько за ее пределами, поскольку не все выполненные научно-исследовательских работы могут быть внедрены в реальное производство в период реализации Стратегии, часть разработок (хотя и меньшая) будет освоена после 2020 года. Не сразу будет получен эффект и от реализации пилотных инвестиционных проектов, так как выход предприятий на полную производственную мощность возможен в течение двух-трех лет после их завершения.
В любом случае инвестиционная поддержка со стороны государства процесса технического перевооружения, модернизации производства и развития отраслевой науки эффективна и своевременна, так как если этого не будет, то не будет устойчивой динамики развития легкой промышленности и возможности, чтобы занять достойное место в экономике страны и в мировой интеграции товаропроизводителей; не выполненными будут и поручения Президента Российской Федерации в части активизации инновационного и инвестиционного процесса в отрасли, повышения ее конкурентных преимуществ.