МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 15 декабря 2023 г. N 4886
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ
ПРОФИЛАКТИКИ РИСКОВ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА (УЩЕРБА) ОХРАНЯЕМЫМ
ЗАКОНОМ ЦЕННОСТЯМ ПО ФЕДЕРАЛЬНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ
ЛИЦЕНЗИОННОМУ КОНТРОЛЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗРАБОТКЕ,
ПРОИЗВОДСТВУ, ИСПЫТАНИЮ И РЕМОНТУ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ,
ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ БЕСПИЛОТНЫХ АВИАЦИОННЫХ СИСТЕМ И (ИЛИ)
ИХ ЭЛЕМЕНТОВ, ВКЛЮЧАЮЩИХ БЕСПИЛОТНЫЕ ГРАЖДАНСКИЕ ВОЗДУШНЫЕ
СУДА С МАКСИМАЛЬНОЙ ВЗЛЕТНОЙ МАССОЙ 30 КИЛОГРАММОВ
И МЕНЕЕ, НА 2024 ГОД
В соответствии со статьей 44 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", Правилами разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 990 "Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям", приказываю:
1. Утвердить программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям по федеральному государственному лицензионному контролю деятельности по разработке, производству, испытанию и ремонту авиационной техники, за исключением беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, включающих беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, на 2024 год (далее - программа профилактики).
2. Определить курирующим работу по организации и проведению программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям по федеральному государственному лицензионному контролю деятельности по разработке, производству, испытанию и ремонту авиационной техники, за исключением беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, включающих беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, на 2024 год, заместителя Министра промышленности и торговли Российской Федерации О.Е. Бочарова.
3. Департаменту авиационной промышленности обеспечить размещение программы профилактики на официальном сайте Минпромторга России в сети Интернет в течение 5 дней со дня утверждения.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра промышленности и торговли Российской Федерации О.Е. Бочарова.
Первый заместитель Министра
В.С.ОСЬМАКОВ
Утверждена
приказом Минпромторга России
от 15 декабря 2023 г. N 4886
ПРОГРАММА
ПРОФИЛАКТИКИ РИСКОВ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА (УЩЕРБА) ОХРАНЯЕМЫМ
ЗАКОНОМ ЦЕННОСТЯМ ПО ФЕДЕРАЛЬНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ
ЛИЦЕНЗИОННОМУ КОНТРОЛЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗРАБОТКЕ,
ПРОИЗВОДСТВУ, ИСПЫТАНИЮ И РЕМОНТУ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ,
ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ БЕСПИЛОТНЫХ АВИАЦИОННЫХ СИСТЕМ И (ИЛИ)
ИХ ЭЛЕМЕНТОВ, ВКЛЮЧАЮЩИХ БЕСПИЛОТНЫЕ ГРАЖДАНСКИЕ ВОЗДУШНЫЕ
СУДА С МАКСИМАЛЬНОЙ ВЗЛЕТНОЙ МАССОЙ 30 КИЛОГРАММОВ
И МЕНЕЕ, НА 2024 ГОД
I. Анализ текущего состояния осуществления федерального
государственного лицензионного контроля деятельности
по разработке, производству, испытанию и ремонту
авиационной техники, за исключением беспилотных авиационных
систем и (или) их элементов, включающих беспилотные
гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой
30 килограммов и менее, описание текущего развития
профилактической деятельности контрольного (надзорного)
органа, характеристика проблем, на решение которых
направлена программа профилактики
1. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 438 "О Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации" Минпромторг России уполномочен осуществлять лицензирование деятельности по разработке, производству, испытанию и ремонту авиационной техники, за исключением беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, включающих беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее.
Государственный лицензионный контроль деятельности по разработке, производству, испытанию и ремонту авиационной техники, за исключением беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, включающих беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, в 2023 году осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", с учетом особенностей, установленных Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
2. Предметом проверок является соблюдение обязательных требований, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 г. N 240 "О лицензировании разработки, производства, испытания и ремонта авиационной техники, за исключением беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, включающих беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее".
3. Подконтрольными субъектами государственного контроля по разработке, производству, испытанию и ремонту авиационной техники, за исключением беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, включающих беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, являются лицензиаты, то есть юридические лица, получившие в установленном законом порядке лицензию на осуществление деятельности по разработке, производству, испытанию и ремонту авиационной техники, за исключением беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, включающих беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее.
4. Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется Минпромторгом России в рамках государственного лицензионного контроля деятельности по разработке, производству, испытанию и ремонту авиационной техники, за исключением беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, включающих беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, утвержден приказом Минпромторга России от 1 сентября 2022 г. N 3699.
5. По состоянию на 1 декабря 2023 года:
общее количество подконтрольных юридических лиц, имеющих действующую лицензию, - 1268.
Департаментом авиационной промышленности (далее - Департамент) проведено оценок соответствия лицензиатов, из них:
Документарных проверок лицензиатов, проведенных в связи с рассмотрением заявлений о внесении изменений в реестр лицензий, - 43.
Досрочно прекращено действие лицензий - 2.
Внеплановые выездные и документарные проверки не проводились.
Лицензиаты к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отчетном периоде не привлекались.
6. Рисками причинения вреда охраняемым законом ценностям, возникающими в результате нарушения лицензионных требований при осуществлении деятельности по разработке, производству, испытанию и ремонту авиационной техники, за исключением беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, включающих беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, являются возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, причинение вреда жизни, здоровью граждан.
Типичными нарушениями обязательных лицензионных требований являются нарушение требований, предусмотренных подпунктами "а", "б", "е" пункта 3 Положения о лицензировании разработки, производства, испытания и ремонта авиационной техники, за исключением беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, включающих беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 г. N 240.
II. Цели и задачи реализации программы профилактики
7. Целями Программы являются:
стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований всеми контролируемыми лицами;
устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения.
8. Задачами Программы являются:
формирование одинакового понимания обязательных требований в соответствующей сфере у всех участников при осуществлении лицензионного контроля деятельности по разработке, производству, испытанию и ремонту авиационной техники, за исключением беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, включающих беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее;
укрепление системы профилактики нарушений обязательных требований путем активизации профилактической деятельности;
выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения.
III. Перечень профилактических мероприятий, сроки
(периодичность) их проведения
N п/п
|
Наименование вида профилактического мероприятия
|
Срок исполнения
|
Ответственные исполнители
|
Ожидаемые результаты
|
1.
|
Актуализация перечней нормативных правовых актов (и их частей), содержащих обязательные требования, либо перечней самих требований, оценка соблюдение которых является предметом контроля (надзора), размещенных на официальном сайте Минпромторга России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
|
В течение года по мере издания нормативных правовых актов
|
Департамент авиационной промышленности
(С.В. Аршинов;
К.Л. Онискевич;
Н.В. Попова;
Н.А. Ткаченко)
|
Формирование единого понимания обязательных требований в деятельности подконтрольных субъектов
|
2.
|
Информирование подконтрольных субъектов по вопросам соблюдения обязательных требований: проведение консультаций с подконтрольными субъектами по вопросам соблюдения и разъяснения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах
|
В течение года
|
Департамент авиационной промышленности
(С.В. Аршинов;
К.Л. Онискевич;
Н.В. Попова;
Н.А. Ткаченко)
|
Предупреждение нарушения подконтрольными субъектами обязательных требований, включая устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований
|
3.
|
Обобщение практики осуществления в соответствующей сфере деятельности государственного контроля (надзора), в том числе с выделением наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований, включая подготовку рекомендаций в отношении мер, которые должны приниматься подконтрольными субъектами в целях недопущения таких нарушений
|
II квартал 2024 г.
|
Департамент авиационной промышленности
(С.В. Аршинов;
К.Л. Онискевич;
Н.В. Попова;
Н.А. Ткаченко)
|
Повышение прозрачности системы государственного контроля (надзора) в целях обеспечения единства практики применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах
|
4.
|
Консультирование контролируемых лиц по вопросам, связанным с лицензионным контролем, в том числе касающихся профилактики нарушений обязательных требований
|
В течение года (на личном приеме, по телефону, посредством видео-конференц-связи, при получении письменного запроса - посредством ответа в письменном виде, в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного мероприятия
|
Департамент авиационной промышленности
(С.В. Аршинов;
К.Л. Онискевич;
Н.В. Попова;
Н.А. Ткаченко)
|
Формирование единого понимания обязательных требований в деятельности подконтрольных субъектов
|
5.
|
Проведение профилактических визитов (проводятся в отношении контролируемых лиц, приступивших к осуществлению деятельности не позднее чем в течение одного года с момента начала такой деятельности)
|
Не позднее чем в течение одного года с даты начала такой деятельности
|
Департамент авиационной промышленности
(С.В. Аршинов;
К.Л. Онискевич;
Н.В. Попова;
Н.А. Ткаченко)
|
Предупреждение нарушения подконтрольными субъектами обязательных требований, включая устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований
|
IV. Показатели результативности и эффективности
программы профилактики
9. Оценка программы профилактики нарушений проводится путем социологических исследований представителей подконтрольных субъектов по направлениям:
информированность подконтрольных субъектов об обязательных требованиях, о принятых и готовящихся изменениях в системе обязательных требований, о порядке проведения проверок, правах подконтрольного субъекта при проведении проверки;
понятность обязательных требований, обеспечивающая их однозначное толкование подконтрольными субъектами и Департаментом;
вовлечение подконтрольных субъектов в регулярное взаимодействие с Минпромторгом России.
Наряду с результатами социологических исследований Департамент в целях оценки программы профилактики использует следующие количественные показатели и показатели качества:
количество проведенных профилактических мероприятий;
количество подконтрольных субъектов (объектов), в отношении которых проведены профилактические мероприятия;
доля субъектов (объектов), в отношении которых проведены профилактические мероприятия (показатель устанавливается в процентах от общего количества подконтрольных (поднадзорных) субъектов);
количество профилактических мероприятий, проведенных с привлечением экспертных организаций и экспертов;
сокращение количества контрольно-надзорных мероприятий при увеличении профилактических мероприятий при одновременном сохранении текущего (улучшении) состояния подконтрольной сферы, уровня защищенности охраняемых законом ценностей;
снижение количества однотипных и повторяющихся нарушений одним и тем же подконтрольным субъектом (на одном и том же объекте).
Результаты самообследования уровня развития Программы подлежат размещению на официальном сайте Минпромторга России в сети Интернет.