7.6. Инновационные риски

7.6. Инновационные риски

Среди инновационных рисков необходимо учитывать следующие:

- недофинансирование НИОКР будет сдерживать разработку и внедрение технологий, а также выведение новых продуктов на рынок;

- риски неэффективности передачи прав Российской Федерации на РИД, созданные с привлечением средств федерального бюджета, для промышленного использования во многом определяются несовершенством действующей практики закрепления прав на результаты научно-технической деятельности, выполняемой по государственному заказу, за Российской Федерацией;

- иностранные производители не стремятся реализовывать прогрессивные технологии в российском производстве;

- технологические риски проведения НИОКР, обусловленные техническим состоянием исследовательского, испытательного оборудования, а также оборудования опытного производства;

- продолжающаяся стагнация российской науки ведет к технологическому отставанию от ведущих мировых производителей и низкой конкурентоспособности отечественных производителей автомобильных компонентов;

- отсутствие развития и низкая конкурентоспособность локальных производителей автомобильных компонентов второго и третьего уровня, на фоне ужесточения предъявляемых автопроизводителями и производителями автомобильных компонентов первого уровня требований, может привести к потенциальному банкротству и уходу с рынка большинства существующих производителей автомобильных компонентов второго и третьего уровня, полной потере рынка и росту зависимости от импорта, что, в конечном итоге, приведет к сокращению рабочих мест, отчислений в бюджет и росту социальной напряженности;

- сохранение существующего уровня таможенных пошлин не способствует стимулированию развития локальных производителей и может также привести к сохранению или потенциальному увеличению доли импорта в общих объемах закупок компонентов, сырья и материалов;

- введение международного принципа исчерпания прав <1> будет оказывать негативное воздействие на все предприятия автомобильной промышленности. Особо сильное негативное влияние испытают производители автомобильных компонентов второго и третьего уровня, представленные в основном отечественными компаниями. Также "параллельный импорт" существенно замедлит развитие российских производителей сырья и материалов, что в будущем может грозить российскому автомобильному и компонентному рынкам сырьевой зависимостью. Доходы автопроизводителей от реализации запасных частей для послепродажного обслуживания тоже могут существенно сократиться.

--------------------------------

<1> Международный режим исчерпания прав предполагает, что введение в оборот объекта прав интеллектуальной собственности в любой точке мира лишает правообладателя его исключительных прав в отношении этого объекта во всех остальных странах.

"Параллельный импорт" - это ввоз товаров, на которые право интеллектуальной собственности было исчерпано, через каналы, не связанные напрямую с правообладателем (производителем), и являющиеся альтернативными авторизованной дистрибуции.

На минимизацию инновационных рисков также должны быть направлены мероприятия, предусматривающие экономически обоснованную модернизацию научно-исследовательской и опытно-экспериментальной базы научных и инжиниринговых организаций автомобилестроения.