3.5.1. Прогноз развития новых технологий в автомобилестроении
Развитие новых технологий в отечественном автомобилестроении в кратко- и среднесрочной перспективе будет связано с решением основных проблем: экология, безопасность, энерго- и ресурсосбережение в полном жизненном цикле АТС (рисунок 23). Каждая из этих проблем, в свою очередь, определяется приоритетными направлениями, основными из которых являются интересы государства и необходимость производства конкурентоспособной продукции, востребованной потребителями.
Внедрение новых технологий при решении основных проблем АТС
ВПК Трансфер Смежные отрасли: Новые технологии в разработке материалов, технологий сырья и комплектующих для автомобильных компонентов │ /\ │ /\ \/ │ \/ │ (─────────────────────────────────────────────────────────────────────────────) │ (─────────────────────────────────────────────) (────────────────────────)│ │ │ Энергосбережение и │<──┤Создание промышленности ││ │ │ Экология Безопасность ресурсосбережение │──>│ автокомпонентов и ГСМ ││ │ (─────────────────────────────────────────────) │ мирового уровня ││ │ (────────────────────────)│ │ Полный жизненный цикл: разработка - производство - эксплуатация - утилизация│ │ - рециклирование, с учетом внедрения новых технологий │ (─────────────────────────────────────┬───────────────────────────────────────) │ \/ ┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ Продукция автомобилестроения, востребованная на внутреннем и │ │ внешних рынках (добавленная стоимость и конкурентоспособность │ │ продукции) │ └───────────────────────────────────┬─────────────────────────────────────────┘ │ /\ \/ │ ┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ Приоритеты политики Правительства Российской Федерации │ └─────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘ │ /\ │ /\ │ /\ │ /\ │ /\ \/│ \/│ \/│ \/│ \/│ Рост ВВП Безопасность Экологическая Энерго- Решение социальных страны, в т.ч. обстановка эффективная проблем: национальная страны, экономика занятость населения, безопасность здоровье страны грузопассажирские населения перевозки, обеспечение мобильности людей с ограниченными физическими возможностями
Рисунок 24 - Приоритеты развития новых технологий
в отечественном автомобилестроении
Международный опыт, основанный на тенденциях повышения безопасности, снижения токсичности и расхода топлива, повышения потребительских свойств АТС, свидетельствует о перспективности разработок АТС, работающих на альтернативных видах топлива и АТС с электроприводом (электромобили (далее - ЭМ) и АТС с комбинированными энергетическими установками (далее - КЭУ)), реализуемых на основе перспективных технологий, а также передовых систем управления для их внедрения в будущей автомобильной промышленности (рисунок 24). Дополнительный стимул такому выбору придает интенсивное развитие технологий химических накопителей энергии (далее - НЭ), применяемых в составе АТС с КЭУ, позволяющих рассчитывать в будущем на существенное снижение эксплуатационных затрат таких АТС относительно АТС с двигателем внутреннего сгорания (далее - ДВС).
Энергетика АТС нового поколения
┌─────────────────────────┐ ┌────────────────────────┐ ┌───────────────────────┐ │ КЭУ <*> на базе ДВС <*> │ │ КЭУ <*> на базе НЭ <*> │ │ ДВС │ └──────────┬──────────────┘ └───────────┬────────────┘ └──────────┬────────────┘ │ │ │ \/ \/ \/ Бензиновый ДВС НЭ + ДВС + генератор Газовое топливо Дизельный ДВС НЭ + ТИТ <*> Альтернативные топлива ДВС на перспективных НЭ + ЭХГ <*> видах топлива ДВС на газовом топливе НЭ + механический накопитель (маховик) Новые конструкции ДВС НЭ + перспективные Перспективные виды топлива и новые виды топлива источники энергии ┌───────────────┐ ┌────────────────────────┐ <*> КЭУ - комбинированные энергоустановки │КЭУ на базе ТИТ│ │Электропривод для ЭМ <*>│ <*> ДВС - двигатели внутреннего сгорания └───────┬───────┘ └───────────┬────────────┘ <*> НЭ - накопители энергии │ │ <*> ТИТ - тяговые источники тока \/ \/ <*> ЭХГ - электрохимические генераторы ТИТ и ДВС + ТИТ <*> ЭМ - электромобили генератор Bisystem ЭХГ ТИТ + ЭХГ Перспективные источники тока
Рисунок 25 - Перспективы развития АТС нового поколения
Сфера применения подобных АТС с КЭУ - это в первую очередь городской транспорт для коммунальных служб мегаполисов, коммерческий транспорт для грузовых и пассажирских перевозок в крупных городах, характеризующихся движением с образованием дорожных заторов, автомобили, используемые в курортных зонах, а также маршрутный транспорт с фиксированным средним пробегом.
На данный момент внедрение подобных АТС сдерживает высокая стоимость, отсутствие минимальной инфраструктуры зарядки (на конечных остановках, парковках, в транспортных парках), отсутствие стимулирующих субсидий и льгот со стороны государства (как потребителям, так и разработчикам и производителям), а также недостаточная работа, направленная на формирование бережного отношения к окружающей среде и ресурсам. При этом опыт зарубежных компаний и автопроизводителей показывает тенденцию к увеличению спроса на электроприводы на автомобильном рынке за счет:
- увеличения объемов продаж АТС с КЭУ с подзарядкой и ЭМ;
- использования электрических мостов в грузовых автомобилях и автобусах;
- повышения числа электродвигателей в системах комфорта и безопасности;
- повсеместной замены механических приводов на электрические.
Следует отметить, что основной энергетической установкой в составе АТС в среднесрочной перспективе останется ДВС (бензиновый, дизельный и на альтернативных топливах), в том числе в составе КЭУ. В приоритетной задаче развития АТС остается решение проблем экологии, безопасности, энерго- и ресурсосбережения.