3.4. Анализ развития производства автомобильных компонентов

3.4. Анализ развития производства автомобильных компонентов

В 2012 году суммарный объем первичного рынка автомобильных компонентов и вторичного (запасных частей) составил более 1,4 трлн. рублей (рисунок 19). Однако необходимо отметить, что в связи с активным ростом сборочных производств на территории России первичный рынок автокомпонентов развивается быстрее вторичного. При общем увеличении с 2008 года по 2012 год объемов первичного и вторичного рынка почти в два раза доля рынка автомобильных компонентов за тот же период возросла на 11,8% и в 2012 году составила 55,2% от общего рынка. При сохранении автопроизводителями текущего уровня локализации доля первичного рынка автомобильных компонентов будет продолжать увеличиваться и к 2020 году составит 61,7%. При увеличении локализации до 80% доля рынка автомобильных компонентов возрастет до 68% от общего объема, что будет соответствовать мировой практике, согласно которой соотношение первичного рынка ко вторичному составляет 70%/30%.

Рисунок 20 - Динамика и прогноз рынка автокомпонентов
и запасных частей в период 2008 - 2020 годов

При общем росте объема рынка автомобильных компонентов сохраняется тенденция превышения темпов роста импорта над ростом локального производства, что обусловлено наращиванием доли сборочных предприятий международных автопроизводителей с невысокими долей и темпами локализации на фоне стабильных объемов производства локальных марок и более высокими темпами делокализации отечественных автопроизводителей (рисунок 20).

Рисунок 21 - Динамика локального производства и импорта
автомобильных компонентов

Высокая доля импорта комплектующих и сырья, состояние логистической инфраструктуры в стране и низкий уровень качества производимых в России компонентов делают практически невозможным на сегодняшний день их прямой экспорт. Поэтому основным видом экспорта автомобильных компонентов в настоящее время является их экспорт в составе готовых транспортных средств, осуществляемый в основном отечественными автопроизводителями. Производство локализованных зарубежных автопроизводителей в основной массе направлено на покрытие внутренней потребности российского рынка. Текущий уровень экспорта автомобилей пока еще не достиг докризисных показателей. Основными экспортными рынками являются страны - члены Таможенного союза и СНГ. Помимо этого, такие отечественные компании, как ОАО "КАМАЗ" и ОАО "АвтоВАЗ", развивают сборочные производства в других странах (Индия и Египет), что дает возможность дополнительного экспорта компонентов в составе сложных узлов и агрегатов.

Российский рынок автомобильных компонентов представлен производителями всех уровней. Примерно четверть от их общего числа составляют производители первого уровня, представленные в абсолютном большинстве локализованными зарубежными производителями и совместными предприятиями, доля которых пока несущественна. Свое производство в Российской Федерации уже организовали 25 глобальных групп производителей автомобильных компонентов. Уровень диверсификации производства локализованных компонентов составляет в среднем 2 - 4 категории продукции.

В первую очередь автопроизводителями были локализованы более простые группы компонентов, не требующие наличия развитой технологической базы (таблица 6).

Производители автомобильных компонентов, действующие в режиме "промышленной сборки", стараются максимально повысить уровень локализации собственного производства, но на сегодняшний день темпы локализации автомобильных компонентов значительно сократились, а в некоторых случаях дальнейшая локализация полностью прекратилась. Несмотря на это, у производителей автомобильных компонентов существуют планы до 2020 года дополнительно локализовать производство следующих компонентов по группам:

- Двигатель и его компоненты: блок цилиндров; головка блока цилиндров; коленчатый вал;

- Система выпуска отработанных газов: приемная труба; нейтрализатор; сцепление и его компоненты;

- Рулевая система: рулевое колесо; рулевая колонка; тяги, наконечники;

- Тормозная система: усилитель; главный цилиндр; тормозные колодки.

Таблица 7 - Перечень компонентов, локализованных
рядом производителей

Отдельно необходимо отметить тенденцию к делокализации отечественных автопроизводителей на российском рынке, что можно объяснить ростом технического уровня производимых моделей автомобилей, которому отечественные производители автомобильных компонентов не всегда могут соответствовать. С учетом действия специальных пошлин для поставки комплектующих в рамках режима "промышленной сборки", это приводит к увеличению доли импорта некоторых узлов и агрегатов.

Анализ структуры российских производителей автомобильных компонентов показал, что доля совместных предприятий в общей численности производителей первого, второго и третьего уровней незначительна и существенно уступает доле локализованных международных компаний в первом уровне и отечественных предприятий во втором и третьем уровнях (рисунок 21).

Сценарий "Партнерство" выглядит наиболее эффективным вариантом развития российских производителей автомобильных. Для реализации данного сценария необходимо учитывать позитивные и негативные факторы, оказывавшие влияние на деятельность совместных отечественных и зарубежных предприятий, приведенные в таблице 7.

Рисунок 22 - Структура производителей
автомобильных компонентов

Таблица 8 - Основные факторы, влияющие на деятельность
совместных предприятий

"Плюсы"
"Минусы"
Локальные партнеры
1. Потенциальная возможность привлечения дополнительных инвестиций;
2. Новые технологии и компетенции;
3. Доступ к современным научно-техническим разработкам.
1. Жесткая привязанность потенциальных объемов производства к российскому рынку.
Глобальные партнеры
1. Облегчение вхождения предприятий на российский рынок;
2. Минимизация административных барьеров при организации производства;
3. Доступ к локальным рынкам и базам поставщиков.
1. Риск ухудшения репутации компании в случае снижения качества выпускаемой продукции;
2. Финансовые риски.
Общее для всех
1. Снижение риска инвестиций за счет совместного участия сторон в проекте;
2. Объединение технологических знаний и управленческого опыта участников может привести к возникновению новых возможностей развития бизнеса.
1. Риски потери управления;
2. Распределение прибыли между партнерами;
3. Необходимость согласования управленческих решений.

Ключевые принципы партнерства отечественных и зарубежных предприятий можно сформулировать в следующем виде.

1. Распределение вкладов партнеров в проект:

а) вклад зарубежных партнеров состоит в трансферте новых технологий и внедрении бизнес-процессов, необходимых для эффективного развития предприятия;

б) вкладом отечественных партнеров могут стать производственная площадка, инфраструктура и административная поддержка проекта.

2. Совместное предприятие должно ориентироваться не только на российский рынок, но и стремиться к выходу на мировой рынок.

Абсолютное большинство производителей автомобильных компонентов первого уровня территориально располагаются в ключевых промышленных кластерах, как традиционных (Приволжский: Нижний Новгород, Самара, Тольятти, Елабуга, Набережные Челны), так и в относительно новых (Калужский, Северо-Западный: Санкт-Петербург и Калининград) (рисунок 22).

Рисунок 23 - Кластерная структура Российской Федерации

Это обусловлено стремлением к выгодному расположению собственных производств по отношению к потенциальным потребителям продукции (автопроизводителям), а также возможностью использования существующих льгот и преференций, предлагаемых Правительством Российской Федерации органами власти субъектов Российской Федерации, таких как льготные тарифы на энергоресурсы, водоснабжение и водоотвод, условия аренды и льготное налогообложение.

В настоящий момент далеко не все производители автомобильных компонентов второго и третьего уровней расположены в кластерах, что негативно сказывается на их экономическом состоянии.

Ключевыми проблемами российской отрасли производства автомобильных компонентов, мешающими дальнейшей локализации и росту уровня добавленной стоимости отечественной продукции, являются нижеследующие.

а). Высокая себестоимость производства комплектующих вследствие:

- высоких затрат на логистику;

- высокой стоимости подключения и использования энергоресурсов;

- низкой эффективности производства предприятий - производителей автомобильных компонентов второго и третьего уровней. Одной из ключевых проблем отечественных предприятий является отсутствие системы менеджмента качества, использование сильно изношенного и устаревшего оборудования, неэффективная организация рабочих процессов и недостаточная скорость реагирования на изменяющиеся потребности автопроизводителей и производителей автомобильных компонентов первого уровня;

- высокой стоимости производства оснастки на территории России или ее импорта.

б). Ограниченность рынка внутренними объемами производства и потребления (отсутствие эффекта масштаба) в силу слабой экспортной ориентированности. Иностранные производители предпочитают импортировать компоненты, производимые на уже работающих предприятиях в других странах, а не локализовывать их производство в России.

в). Отсутствие собственной интеллектуальной и технологической базы, вызванное стагнацией и недофинансированием отечественных НИОКР.

г). Длительный период и высокая стоимость валидационных испытаний, санкционируемых автопроизводителями в случае необходимости замены изначально предусмотренных комплектующих или типов сырья на российские аналоги.

д). Необеспеченность отрасли производства автомобильных компонентов отечественным сырьем и материалами. Объемы и уровень качества сырья и продуктов его переработки, выпускаемых отечественными производителями, не соответствуют требованиям, предъявляемым заказчиками.

е). Недостаточная развитость логистической инфраструктуры в условиях больших расстояний, сложных и разнообразных климатических факторов:

- общее состояние транспортных магистралей и путей сообщения в России;

- отсутствие у логистических операторов специального транспорта для перевозки опасных материалов;

- значительная нехватка складских площадей на маршрутах перевозок грузов.