3.3.3. Анализ развития отраслевой кластерной структуры и политики

3.3.3. Анализ развития отраслевой кластерной структуры
и политики

Кластерная структура автомобильной промышленности Российской Федерации имеет ярко выраженный характер (рисунок 12).

Развитие действующих кластерных форм и государственная поддержка кластерных инициатив - один из приоритетов развития экономики Российской Федерации, определенный базовыми документами стратегического развития страны, в том числе Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Кластерная политика в приложении к автомобильной и автокомпонентной отрасли реализуется в настоящее время по нескольким направлениям (рисунок 18).

Анализ действующего законодательства и программ развития регионов размещения автопроизводителей, сформированных на основании характерных признаков, определенных в приложении к "Методическим рекомендациям по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации" от 26.12.2008 N 20636-АК/Д19, позволил выделить такие формы кластерного развития, как инновационные территориальные кластеры, центры кластерного развития малого и среднего бизнеса, а также отдельные объекты инфраструктуры кластерного развития - промышленные парки и технопарки.

При этом четко определенным на законодательном уровне является только статус особых экономических зон (Федеральный закон от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации").

В настоящее время сформированы две особые экономические зоны промышленно-производственного типа с основной ориентацией на автомобилестроение: особая экономическая зона (далее - ОЭЗ) "Алабуга" в Республике Татарстан и ОЭЗ "Тольятти" в Самарской области, а также две ОЭЗ промышленно-производственного типа (далее - ППТ) "Липецк" и "Людиново" Калужской области, на территории которых расположены производства автокомпонентов.

                                    ┌────────────────────┐
                                    │ Кластерная политика│
                                    │Российской Федерации│
                                    └────────────────────┘
                                    ┌────────────────────┐
                                    │   Автомобильные    │
                                    │     кластеры       │
                                    └──────────┬─────────┘
                                               │
      ┌────────────────────────────┬───────────┴───────┬─────────────────────────────────────┐
      │                            │                   │                                     │
┌─────┴─────────┐          ┌───────┴───────┐    ┌──────┴──────┐                 ┌────────────┴───────┐
│ Инновационные │          │    Особые     │    │    Центры   │                 │Индустриальные парки│
│территориальные│          │ экономические │    │ кластерного │                 │   (по инициативе   │
│   кластеры    │          │     зоны      │    │   развития  │                 │субъектов Российской│
└┬──────────────┘          └┬──────────────┘    └┬────────────┘                 │     Федерации)     │
 │                          │                    │                              └┬───────────────────┘
 │                          │                    │ ┌──────────────────────────┐  │ ┌───────────────────┐
 │ ┌─────────────────────┐  │ ┌────────────┐     │ │      ОАО "Агентство      │  │ │В Калужской области│
 │ │Камский инновационный│  ├─┤ "Тольятти" │     ├─┤инновационного развития - │  ├─┤   ("Грабцево")    │
 ├─┤   территориально-   │  │ └────────────┘     │ │Центр кластерного развития│  │ └───────────────────┘
 │ │  производственный   │  │                    │ │    Калужской области     │  │ ┌───────────────────┐
 │ │       кластер       │  │ ┌────────────┐     │ └──────────────────────────┘  │ │  В Ленинградской  │
 │ └─────────────────────┘  ├─┤  "Алабуга" │     │ ┌──────────────────────────┐  └─┤  области (проект) │
 │ ┌─────────────────────┐  │ └────────────┘     │ │Центр кластерного развития│    └───────────────────┘
 │ │   Нижегородский     │  │                    │ │Санкт-Петербурга субъектов│
 │ │  индустриальный     │  │ ┌───────────────┐  ├─┤     малого и среднего    │
 └─┤инновационный кластер│  │ │Калининградская│  │ │    предпринимательства   │
   │     в области       │  └─┤область (проект│  │ └──────────────────────────┘
   │автомобилестроения   │    │автомобильного │  │ ┌──────────────────────────┐
   │   и нефтехимии      │    │   кластера)   │  │ │Центр кластерного развития│
   └─────────────────────┘    └───────────────┘  └─┤  и кластерных инициатив  │
                                                   │    Самарской области     │
                                                   └──────────────────────────┘

Рисунок 19 - Структура реализации кластерной политики
Российской Федерации в области автомобилестроения

Существующее на текущий момент многообразие форм кластерного развития и отсутствие четко выраженной государственной политики в этом вопросе не позволяют однозначно сделать вывод о наибольшей эффективности каждой из выявленных форм (таблица 5).

Во исполнение поручения Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации от 11 ноября 2011 г., а также решений Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям Минэкономразвития России, на основе конкурсного отбора в рамках деятельности Рабочей группы по развитию частно-государственного партнерства (далее - ГЧП) в инновационной сфере при Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям был сформирован перечень пилотных проектов инновационных территориальных кластеров (в числе которых: Камский инновационный территориально-производственный кластер Республики Татарстан и Нижегородский индустриальный инновационный кластер в области автомобилестроения и нефтехимии), получивших государственную поддержку реализации программ их развития.

Межведомственной комиссии по технологическому развитию президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию на заседании 29 мая 2013 г. (протокол N 17-АК) одобрены Методические материалы по разработке и реализации программы развития инновационного территориального кластера.

Таблица 5 - Сравнительный анализ инвестиционных политик
в регионах расположения предприятий автомобильной отрасли

Регион
Автомобильный производитель OEM
Налог на прибыль
Налог на имущество
Ставка по займу
Государственные гарантии
Макс. снижение
Макс. период
Макс. снижение
Макс. период
Условия компенсации
Период
Период
Комиссия
Уровень долга
Субъект Федерации
Миасс
ГАЗ
Продукты СП: Iveco
4.5%
5 лет
1.1%
5 лет
До ставки рефинансирования, но не более 2/3 ставки займа
Калининградская область
Калининград
Автотор
Лицензионные продукты: Hyundai, Kia, BMW, GM, Opel
н/д
н/д
н/д
н/д
До ставки рефинансирования, но не более 2/3 ставки займа
1 год
Калужская область
Калуга
PSA-Mitsubishi
Продукты СП: Peugeot, Citroen, Mitsubishi
1.2% ~ 4.5%
1 ~ 7
1.1% ~ 2.2%
1 ~ 5 лет
Volvo
Volkswagen
Продукты: Volkswagen, Skoda
Республика Карачаево-Черкессия
Черкесск
Дервейс
Лицензионные продукты: Lifan, Haima, Geely
4.5%
3 года
2.2%
7 лет
До ставки рефинансирования, но не более 3/4 ставки займа
1 год
(с возможной пролонгацией)
5 лет
Ленинградская область
Всеволожск
Ford-Sollers
4.5%
Срок окупаемости + 2 года
2.2%
Срок окупаем. + 2 года
Москва
АвтоФраМос
Лицензионные продукты: Renault
4.5%
н/д
2.2%
н/д
Тушино Авто
Московская область
Голицино
ГАЗ
н/д
н/д
1.1% - для инвесторов
н/д
Ликино-Дулево
Гжель
ИРИТО/IMS
Лицензионные продукты: Great Wall
Нижегородская область
Нижний Новгород
ГАЗ
0.5% ~ 4.5%
5 + 2 года дополнительно по решению регионального парламента
2.2%
5 + 2 лет
50% ставки займа, или ставки рефинансирования
5 + 2 лет
5 лет
2% ~ 5%
50%
Павлово
Заволжье
Sollers

Таблица 6 - Сравнительный анализ инвестиционных
политик в регионах расположения предприятий автомобильной
отрасли (продолжение)

Регион
Автомобильный производитель OEM
Налог на прибыль
Налог на имущество
Ставка по займу
Государственные гарантии
Макс. снижение
Макс. период
Макс. снижение
Макс. период
Условия компенсации
Период
Период
Комиссия
Уровень долга
Приморский край
Владивосток
Mazda-Sollers, Sollers
Продукт СП: Mazda Лицензионные продукты: SsangYong, Toyota
н/д
н/д
н/д
н/д
Ростовская область
Таганрог
ТАГАЗ
Лицензионные продукты: Hyundai, Chery, BYD
4.5%
5 лет
1.1% ~ 2.2%
5 лет
2/3 ставки рефинансирования, но не более 2/3 ставки займа; для займов в иностранной валюте - 50% ставки займа
5 лет
2%
Ростов-на-Дону
ТАГАЗ
РоАЗ
Самарская область
Петровск
ЗИЛ
4.5%
4 - 5 лет
2.2%
2 - 5 лет
Тольятти
АвтоВАЗ
Продукты СП: GM, Renault-Nissan
Санкт-Петербург
GM
4.5%
5 лет
2.2%
5 лет
5 лет
0,25% - 10%
50%
Республика Татарстан
Набережные Челны
КАМАЗ-Daimler
Продукты СП: Daimler, Fuso
4.5%
7 лет
0.1% - 2.2%
7 лет
Ford-Sollers
Продукты СП: Ford
Елабуга (ОЭЗ)
Ford-Sollers
Продукты СП: Ford
Ульяновская область
Ульяновск
АМС
Продукты СП: BAW
4.5%
5 лет
2.2%
5 - 8 лет
Sollers-Isuzu
Продукты СП: Isuzu
ГАЗ
Волгоградская область
Волжский
Волжанин A3
2% ~ 4.5%
5 + 5 лет дополнительно по решению регионального парламента
2.2%
5 лет
1/3 ставки рефинансирования
Липецкая область (Индустриальная ОЭЗ)
н/д
4.5%
5 + 2 лет, если 50% доходов от продаж импортозамещающей продукции, или продуктов для экспорта
2.2%
7 лет

Однако действие данных Методических материалов распространяется только в отношении формализованных кластерных образований, имеющие право на государственную поддержку из средств федерального бюджета в соответствии с Правилами, установленными Правительством Российской Федерации согласно постановлению от 6 марта 2013 г. N 188 "Об утверждении Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, предусмотренных программами развития пилотных инновационных территориальных кластеров".

Основными направлениями поддержки инновационных территориальных кластеров являются:

- предоставление субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на цели реализации мероприятий, предусмотренных программами развития инновационных территориальных кластеров;

- обеспечение поддержки реализации мероприятий программ развития инновационных территориальных кластеров в рамках федеральных целевых программ и государственных программ Российской Федерации;

- привлечение государственных институтов развития к реализации программ развития инновационных территориальных кластеров;

- стимулирование участия крупных компаний с государственным участием, реализующих программы инновационного развития, в деятельности инновационных территориальных кластеров;

- распространение на территории базирования инновационных территориальных кластеров налоговых льгот.

По инициативе и при поддержке региональных органов власти созданы промышленные парки: "Грабцево" в Калужской области и "Шушары-2" в г. Санкт-Петербурге, которые представляют собой совокупность географически локализованных взаимосвязанных производственных компаний (автопроизводителей, поставщиков комплектующих и др.) и фактически составляют основу Центрального и Северо-Западного автомобильных кластеров.

В этих регионах размещены заводы известных автомобильных брендов, которые не вошли в состав промышленных парков ввиду территориальной удаленности. Это касается производств, размещенных на территории Москвы и Московской области, а также заводов, расположенных в различных районах Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

В то же время Северо-Западный, Центральный и формирующийся в настоящее время Дальневосточный автомобильные кластеры официального статуса на текущий момент не имеют, несмотря на наличие характерных признаков с отдельными элементами инновационной инфраструктуры. При этом задача повышения инновационной составляющей в продукции автомобилестроения не может быть решена в полной мере или даже не ставится, ввиду отсутствия устойчивых регламентированных связей производственных компаний, работающих в режиме "промышленной сборки", и поставщиков их комплектующих, локализованных в России, с поставщиками научно-технических и инжиниринговых работ и услуг (вузами, научно-исследовательскими организациями и т.п.).

Решения Правительства Российской Федерации о государственной поддержке инновационных территориальных кластеров пока не приобрели законодательной основы и охватывают лишь весьма ограниченный круг кластерных образований.