3.3.3. Анализ развития отраслевой кластерной структуры и политики
Кластерная структура автомобильной промышленности Российской Федерации имеет ярко выраженный характер (рисунок 12).
Развитие действующих кластерных форм и государственная поддержка кластерных инициатив - один из приоритетов развития экономики Российской Федерации, определенный базовыми документами стратегического развития страны, в том числе Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года.
Кластерная политика в приложении к автомобильной и автокомпонентной отрасли реализуется в настоящее время по нескольким направлениям (рисунок 18).
Анализ действующего законодательства и программ развития регионов размещения автопроизводителей, сформированных на основании характерных признаков, определенных в приложении к "Методическим рекомендациям по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации" от 26.12.2008 N 20636-АК/Д19, позволил выделить такие формы кластерного развития, как инновационные территориальные кластеры, центры кластерного развития малого и среднего бизнеса, а также отдельные объекты инфраструктуры кластерного развития - промышленные парки и технопарки.
При этом четко определенным на законодательном уровне является только статус особых экономических зон (Федеральный закон от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации").
В настоящее время сформированы две особые экономические зоны промышленно-производственного типа с основной ориентацией на автомобилестроение: особая экономическая зона (далее - ОЭЗ) "Алабуга" в Республике Татарстан и ОЭЗ "Тольятти" в Самарской области, а также две ОЭЗ промышленно-производственного типа (далее - ППТ) "Липецк" и "Людиново" Калужской области, на территории которых расположены производства автокомпонентов.
┌────────────────────┐ │ Кластерная политика│ │Российской Федерации│ └────────────────────┘ ┌────────────────────┐ │ Автомобильные │ │ кластеры │ └──────────┬─────────┘ │ ┌────────────────────────────┬───────────┴───────┬─────────────────────────────────────┐ │ │ │ │ ┌─────┴─────────┐ ┌───────┴───────┐ ┌──────┴──────┐ ┌────────────┴───────┐ │ Инновационные │ │ Особые │ │ Центры │ │Индустриальные парки│ │территориальные│ │ экономические │ │ кластерного │ │ (по инициативе │ │ кластеры │ │ зоны │ │ развития │ │субъектов Российской│ └┬──────────────┘ └┬──────────────┘ └┬────────────┘ │ Федерации) │ │ │ │ └┬───────────────────┘ │ │ │ ┌──────────────────────────┐ │ ┌───────────────────┐ │ ┌─────────────────────┐ │ ┌────────────┐ │ │ ОАО "Агентство │ │ │В Калужской области│ │ │Камский инновационный│ ├─┤ "Тольятти" │ ├─┤инновационного развития - │ ├─┤ ("Грабцево") │ ├─┤ территориально- │ │ └────────────┘ │ │Центр кластерного развития│ │ └───────────────────┘ │ │ производственный │ │ │ │ Калужской области │ │ ┌───────────────────┐ │ │ кластер │ │ ┌────────────┐ │ └──────────────────────────┘ │ │ В Ленинградской │ │ └─────────────────────┘ ├─┤ "Алабуга" │ │ ┌──────────────────────────┐ └─┤ области (проект) │ │ ┌─────────────────────┐ │ └────────────┘ │ │Центр кластерного развития│ └───────────────────┘ │ │ Нижегородский │ │ │ │Санкт-Петербурга субъектов│ │ │ индустриальный │ │ ┌───────────────┐ ├─┤ малого и среднего │ └─┤инновационный кластер│ │ │Калининградская│ │ │ предпринимательства │ │ в области │ └─┤область (проект│ │ └──────────────────────────┘ │автомобилестроения │ │автомобильного │ │ ┌──────────────────────────┐ │ и нефтехимии │ │ кластера) │ │ │Центр кластерного развития│ └─────────────────────┘ └───────────────┘ └─┤ и кластерных инициатив │ │ Самарской области │ └──────────────────────────┘
Рисунок 19 - Структура реализации кластерной политики
Российской Федерации в области автомобилестроения
Существующее на текущий момент многообразие форм кластерного развития и отсутствие четко выраженной государственной политики в этом вопросе не позволяют однозначно сделать вывод о наибольшей эффективности каждой из выявленных форм (таблица 5).
Во исполнение поручения Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации от 11 ноября 2011 г., а также решений Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям Минэкономразвития России, на основе конкурсного отбора в рамках деятельности Рабочей группы по развитию частно-государственного партнерства (далее - ГЧП) в инновационной сфере при Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям был сформирован перечень пилотных проектов инновационных территориальных кластеров (в числе которых: Камский инновационный территориально-производственный кластер Республики Татарстан и Нижегородский индустриальный инновационный кластер в области автомобилестроения и нефтехимии), получивших государственную поддержку реализации программ их развития.
Межведомственной комиссии по технологическому развитию президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию на заседании 29 мая 2013 г. (протокол N 17-АК) одобрены Методические материалы по разработке и реализации программы развития инновационного территориального кластера.
Таблица 5 - Сравнительный анализ инвестиционных политик
в регионах расположения предприятий автомобильной отрасли
Регион
|
Автомобильный производитель OEM
|
Налог на прибыль
|
Налог на имущество
|
Ставка по займу
|
Государственные гарантии
|
||||||||
Макс. снижение
|
Макс. период
|
Макс. снижение
|
Макс. период
|
Условия компенсации
|
Период
|
Период
|
Комиссия
|
Уровень долга
|
|||||
Субъект Федерации
|
Миасс
|
ГАЗ
|
Продукты СП: Iveco
|
4.5%
|
5 лет
|
1.1%
|
5 лет
|
До ставки рефинансирования, но не более 2/3 ставки займа
|
|||||
Калининградская область
|
Калининград
|
Автотор
|
Лицензионные продукты: Hyundai, Kia, BMW, GM, Opel
|
н/д
|
н/д
|
н/д
|
н/д
|
До ставки рефинансирования, но не более 2/3 ставки займа
|
1 год
|
||||
Калужская область
|
Калуга
|
PSA-Mitsubishi
|
Продукты СП: Peugeot, Citroen, Mitsubishi
|
1.2% ~ 4.5%
|
1 ~ 7
|
1.1% ~ 2.2%
|
1 ~ 5 лет
|
||||||
Volvo
|
|||||||||||||
Volkswagen
|
Продукты: Volkswagen, Skoda
|
||||||||||||
Республика Карачаево-Черкессия
|
Черкесск
|
Дервейс
|
Лицензионные продукты: Lifan, Haima, Geely
|
4.5%
|
3 года
|
2.2%
|
7 лет
|
До ставки рефинансирования, но не более 3/4 ставки займа
|
1 год
(с возможной пролонгацией)
|
5 лет
|
|||
Ленинградская область
|
Всеволожск
|
Ford-Sollers
|
4.5%
|
Срок окупаемости + 2 года
|
2.2%
|
Срок окупаем. + 2 года
|
|||||||
Москва
|
АвтоФраМос
|
Лицензионные продукты: Renault
|
4.5%
|
н/д
|
2.2%
|
н/д
|
|||||||
Тушино Авто
|
|||||||||||||
Московская область
|
Голицино
|
ГАЗ
|
н/д
|
н/д
|
1.1% - для инвесторов
|
н/д
|
|||||||
Ликино-Дулево
|
|||||||||||||
Гжель
|
ИРИТО/IMS
|
Лицензионные продукты: Great Wall
|
|||||||||||
Нижегородская область
|
Нижний Новгород
|
ГАЗ
|
0.5% ~ 4.5%
|
5 + 2 года дополнительно по решению регионального парламента
|
2.2%
|
5 + 2 лет
|
50% ставки займа, или ставки рефинансирования
|
5 + 2 лет
|
5 лет
|
2% ~ 5%
|
50%
|
||
Павлово
|
|||||||||||||
Заволжье
|
Sollers
|
Таблица 6 - Сравнительный анализ инвестиционных
политик в регионах расположения предприятий автомобильной
отрасли (продолжение)
Регион
|
Автомобильный производитель OEM
|
Налог на прибыль
|
Налог на имущество
|
Ставка по займу
|
Государственные гарантии
|
|||||||
Макс. снижение
|
Макс. период
|
Макс. снижение
|
Макс. период
|
Условия компенсации
|
Период
|
Период
|
Комиссия
|
Уровень долга
|
||||
Приморский край
|
Владивосток
|
Mazda-Sollers, Sollers
|
Продукт СП: Mazda Лицензионные продукты: SsangYong, Toyota
|
н/д
|
н/д
|
н/д
|
н/д
|
|||||
Ростовская область
|
Таганрог
|
ТАГАЗ
|
Лицензионные продукты: Hyundai, Chery, BYD
|
4.5%
|
5 лет
|
1.1% ~ 2.2%
|
5 лет
|
2/3 ставки рефинансирования, но не более 2/3 ставки займа; для займов в иностранной валюте - 50% ставки займа
|
5 лет
|
2%
|
||
Ростов-на-Дону
|
ТАГАЗ
|
РоАЗ
|
||||||||||
Самарская область
|
Петровск
|
ЗИЛ
|
4.5%
|
4 - 5 лет
|
2.2%
|
2 - 5 лет
|
||||||
Тольятти
|
АвтоВАЗ
|
Продукты СП: GM, Renault-Nissan
|
||||||||||
Санкт-Петербург
|
GM
|
4.5%
|
5 лет
|
2.2%
|
5 лет
|
5 лет
|
0,25% - 10%
|
50%
|
||||
Республика Татарстан
|
Набережные Челны
|
КАМАЗ-Daimler
|
Продукты СП: Daimler, Fuso
|
4.5%
|
7 лет
|
0.1% - 2.2%
|
7 лет
|
|||||
Ford-Sollers
|
Продукты СП: Ford
|
|||||||||||
Елабуга (ОЭЗ)
|
Ford-Sollers
|
Продукты СП: Ford
|
||||||||||
Ульяновская область
|
Ульяновск
|
АМС
|
Продукты СП: BAW
|
4.5%
|
5 лет
|
2.2%
|
5 - 8 лет
|
|||||
Sollers-Isuzu
|
Продукты СП: Isuzu
|
|||||||||||
ГАЗ
|
||||||||||||
Волгоградская область
|
Волжский
|
Волжанин A3
|
2% ~ 4.5%
|
5 + 5 лет дополнительно по решению регионального парламента
|
2.2%
|
5 лет
|
1/3 ставки рефинансирования
|
|||||
Липецкая область (Индустриальная ОЭЗ)
|
н/д
|
4.5%
|
5 + 2 лет, если 50% доходов от продаж импортозамещающей продукции, или продуктов для экспорта
|
2.2%
|
7 лет
|
Однако действие данных Методических материалов распространяется только в отношении формализованных кластерных образований, имеющие право на государственную поддержку из средств федерального бюджета в соответствии с Правилами, установленными Правительством Российской Федерации согласно постановлению от 6 марта 2013 г. N 188 "Об утверждении Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, предусмотренных программами развития пилотных инновационных территориальных кластеров".
Основными направлениями поддержки инновационных территориальных кластеров являются:
- предоставление субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на цели реализации мероприятий, предусмотренных программами развития инновационных территориальных кластеров;
- обеспечение поддержки реализации мероприятий программ развития инновационных территориальных кластеров в рамках федеральных целевых программ и государственных программ Российской Федерации;
- привлечение государственных институтов развития к реализации программ развития инновационных территориальных кластеров;
- стимулирование участия крупных компаний с государственным участием, реализующих программы инновационного развития, в деятельности инновационных территориальных кластеров;
- распространение на территории базирования инновационных территориальных кластеров налоговых льгот.
По инициативе и при поддержке региональных органов власти созданы промышленные парки: "Грабцево" в Калужской области и "Шушары-2" в г. Санкт-Петербурге, которые представляют собой совокупность географически локализованных взаимосвязанных производственных компаний (автопроизводителей, поставщиков комплектующих и др.) и фактически составляют основу Центрального и Северо-Западного автомобильных кластеров.
В этих регионах размещены заводы известных автомобильных брендов, которые не вошли в состав промышленных парков ввиду территориальной удаленности. Это касается производств, размещенных на территории Москвы и Московской области, а также заводов, расположенных в различных районах Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
В то же время Северо-Западный, Центральный и формирующийся в настоящее время Дальневосточный автомобильные кластеры официального статуса на текущий момент не имеют, несмотря на наличие характерных признаков с отдельными элементами инновационной инфраструктуры. При этом задача повышения инновационной составляющей в продукции автомобилестроения не может быть решена в полной мере или даже не ставится, ввиду отсутствия устойчивых регламентированных связей производственных компаний, работающих в режиме "промышленной сборки", и поставщиков их комплектующих, локализованных в России, с поставщиками научно-технических и инжиниринговых работ и услуг (вузами, научно-исследовательскими организациями и т.п.).
Решения Правительства Российской Федерации о государственной поддержке инновационных территориальных кластеров пока не приобрели законодательной основы и охватывают лишь весьма ограниченный круг кластерных образований.