3.2.2. Анализ результатов реализации обновленного режима "промышленной сборки" в сравнении со старым режимом при изменении законодательной базы в условиях членства России в ВТО и Таможенном союзе

3.2.2. Анализ результатов реализации обновленного
режима "промышленной сборки" в сравнении со старым режимом
при изменении законодательной базы в условиях членства
России в ВТО и Таможенном союзе

В целях создания условий для привлечения иностранных инвестиций в развитие российского автомобилестроения, обеспечения технологического развития отечественной автомобильной отрасли, создания новых рабочих мест, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 29 марта 2005 г. N 166 "О внесении изменений в Таможенный тариф Российской Федерации в отношении автокомпонентов, ввозимых для промышленной сборки" и постановлению Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2006 г. N 566 "О внесении изменений в Таможенный тариф Российской Федерации в отношении автокомпонентов, ввозимых для промышленной сборки", были введены режимы "промышленной сборки" автомобилей и автомобильных компонентов. Режим "промышленной сборки" был введен на основе прогнозов роста автомобильного рынка, изменения предпочтений потребителей в условиях растущего импорта автомобилей и стагнации отечественного автопрома.

При реализации инвестиционных проектов в рамках данного режима производителям автомобильной техники и автокомпонентов предоставляются таможенные льготы при выполнении обязательств по созданию современных автопроизводств полного цикла, достижении высокого уровня локализации и добавленной стоимости на территории России.

Введение режима обеспечило приток иностранных инвестиций в развитие российского автомобилестроения, создание современных производств, перенос в Россию передовых технологий и инженерных компетенций. Ведущие международные автоконцерны, выпускающие более 90% мирового объема автомобилей, создали свои производства в российских регионах.

Сегодня в России реализуется 31 проект по производству современных автомобилей: Volkswagen, General Motors, Toyota, Ford, Nissan, Renault, Citroen, Kia, Hyundai, Peugeot, Mitsubishi, Hyundai, Mazda, Skoda и пр.

Для создания производства автокомпонентной базы, обеспечивающей локализацию производимых автомобилей с ведущими международными производителями автомобильных компонентов, Минэкономразвития России заключило уже более 80 соглашений. Сейчас на территории субъектов Российской Федерации построены современные заводы с суммарной производственной мощностью более 2 млн. автомобилей в год.

Автопроизводители инвестировали более 180 млрд. руб., ими создано более 25 тыс. новых рабочих мест. Объем инвестиций производителей автокомпонентов в созданные проекты составил 33 млрд. руб. Применение режима "промышленной сборки" позволило увеличить общий объем производства новых легковых автомобилей в стране до 1,95 млн. штук в год по сравнению с 2005 годом, когда объемы производства составляли 1,07 млн. штук в год.

Совместным приказом Минэкономразвития России N 678, Минпромторга России N 1289, Минфина России N 184н от 24 декабря 2010 г. утвержден новый порядок "промышленной сборки", определяющий дополнительные условия - требования по локализации производства. Новый порядок дал возможность автопроизводителям продлить действующие соглашения о "промышленной сборке" на 8 лет при условии увеличения действующих производственных мощностей до 350 тысяч автомобилей в год (или создания новых с производственной мощностью до 300 тыс. автомобилей в год), достижения уровня локализации производства до 60%, установки двигателей не менее чем на 30% произведенных автомобилей, установку штамповки и создания собственных научно-технических центров (далее - НТЦ). Для производителей автокомпонентов срок действия соглашений продлен до 2020 года при условии достижения уровня локализации в среднем свыше 40%.

По состоянию на 1 апреля 2013 г. Минэкономразвития России в рамках нового порядка подписало следующие соглашения о промышленной сборке автомобилей:

- ООО "Фольксваген групп РУС", сборка автомобилей Фольксваген и Шкода в Калуге и в Нижнем Новгороде (на автомобильном заводе "ГАЗ");

- ООО "СОЛЛЕРС" - ЗАО "Форд Мотор Компани" (сборка легковых и коммерческих автомобилей Форд в Ленинградской области и Республике Татарстан);

- ОАО "АВТОВАЗ", ОАО "Автофрамос" (РЕНО), ООО "Ниссан", ООО "Объединенная Автомобильная Группа" (ИЖ-Авто), ОАО "КАМАЗ", ООО "Мерседес-Бенц Тракс Восток" (сборка легковых и грузовых автомобилей в г. Тольятти, г. Ижевске, Ленинградской области и Республике Татарстан);

- ООО "Дженерал Моторз Авто" (сборка автомобилей Шевроле, Опель в Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде (на автомобильном заводе "ГАЗ").

Новый порядок "промышленной сборки" оказывает поддержку отечественным автопроизводителям за счет кооперации с иностранными. Это позволит, в частности, ОАО "АВТОВАЗ" наладить производство новых моделей и увеличить загрузку мощностей завода до 1 млн. автомобилей в год. Новые проекты в рамках режима "промышленной сборки" позволят привлечь дополнительные инвестиции в размере свыше 5 млрд. долл. США.

В настоящий момент в рамках Таможенного союза ведутся работы по гармонизации индустриальных политик стран-участников. Действующие правила в отношении производства автомобильной техники в Российской Федерации, Республике Беларусь и Республике Казахстан приведены в Таблице 4.

Таблица 4 - Сравнительные данные по условиям режима
"промышленной сборки" в странах - членах Таможенного союза

Условия льготы и преференции
Российская Федерация
Таможенный союз
Республика Казахстан
Республика Беларусь
Старый режим промсборки
Новый режим промсборки
Новое пр-во
Модернизация
Новое пр-во
Модернизация
Мощности
25 тыс. шт.
25 тыс. шт.
300 тыс. шт.
350 тыс. шт.
25 тыс. шт.
25 тыс. шт.
10 тыс. шт.
Срок действия соглашения
От 7 до 8 лет в зависимости от обязательств по сроку организации на предприятии сварки, окраски и сборки кузова
Соглашение продлевается на срок до 8 лет (но не позднее 31 декабря 2020 года)
-
8 лет с возможным последующим продлением на 10 лет
10 лет с возможным последующим продлением на 10 лет
Длительность SKD-производства
На 30 месяцев
На 18 месяцев
На 48 месяцев, не более 5% (через 36 месяцев запрещается ввоз кузовов)
На 36 месяцев, не более 5% в год от объема
На 84 месяца
На 84 месяца
На 30 месяцев
Через 24 мес. после начала CKD-производства - 10%
Через 24 мес. после начала CKD-производства - 10%
1-ый календ. год - 35%
2-ой календ. год - 40%
Через 24 мес. после начала CKD-производства - 5%
3-ий календ. год - 45%
Уровень локализации
Через 42 мес. после начала CKD-производства - 20%
Через 42 мес. после начала CKD-производства - 20%
4-ый календ. год - 30%
4-ый календ. год - 50%
30%
30%
Через 54 мес. после начала CKD-производства - 30%
Через 54 мес. после начала CKD-производства - 30%
5-ый календ. год - 40%
5-ый календ. год - 55%
Через 48 мес. после начала CKD-производства - 15%
6-ой календ. год - 60%
6-ой календ. год - 60%
Создание производства двигателей/КПП
Нет
Обязательная установка на 30% производимых автомобилей/двигателей и/или КПП (но не менее чем на 200 тыс. при объеме производства более 1 млн. а/м в год)
-
Нет
Нет
Создание центра НИ и ОКР
Нет
Не позднее чем через 48 месяцев с даты вступления доп. соглашения в силу
-
Нет
Нет
Орг. штамповочных операций, вкл. пр-во штамп. деталей куз.
Нет
Не позднее чем через 48 месяцев с даты вступления доп. соглашения в силу
-
Нет
Нет
Предоставляемые льготы и преференции
Снижение таможенных пошлин на автокомпоненты, ввозимые для промышленной сборки моторных транспортных средств товарных позиций 8701 - 8705, их узлов и агрегатов
Освобождение от ввозной таможенной пошлины
Снижение тамож. пошлин на автокомпоненты, для пром. сборки моторных ТС товарных позиций 8701 - 8705, их узлов и агрегатов
1. Освоб. от акцизов;
2. Освоб. технол. оборуд. для пр-ва л/а от тамож. пошлин;
3. Освоб. технол. оборуд. и автокомп. для пр-ва л/а от НДС;
4. Освоб. от НДС технол. оборуд. и автоком., ввоз. из Тамож. союза для производства л/а

Режим "промышленной сборки" на фоне присоединения Российской Федерации к ВТО

В 2012 году Российская Федерация присоединилась к ВТО, приняв на себя ряд обязательств, в том числе по снижению таможенных пошлин на импорт ввозимой на территорию России автомобильной техники (рисунки 16 и 17). Кроме того, в соответствии с указанными обязательствами запрещается предоставление адресных льгот, а также прямая финансовая поддержка отраслей экономики со стороны государства, условия предоставления которых предусматривают использование российских материалов, полуфабрикатов и товаров.

Вместе с тем у Российской Федерации есть обязательства по прекращению режима "промышленной сборки" до июля 2018 года. При этом возможные потери инвесторов, развивающих производство автокомпонентов на территории России, предполагается компенсировать за счет мер, предусмотренных Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 190-ФЗ "О предоставлении государственной поддержки производителям моторных транспортных средств, их узлов и агрегатов".

Рисунок 17 - Динамика снижения таможенных
пошлин на пассажирские автомобили, окончание действия
постановления о промышленной сборке

Рисунок 18 - Динамика снижения таможенных пошлин на легкие
коммерческие и грузовые автомобили, окончание действия
постановления о промышленной сборке

С учетом вышеуказанных фактов велика вероятность того, что со снижением таможенных пошлин запуск новых моделей, за редким исключением, на открывшихся производствах будет нерентабельным и доля импорта готовых автомобилей на рынке России станет существенно расти. В свою очередь замещение локально произведенных автомобилей импортом неизбежно приведет к сокращению производства на предприятиях, расположенных на территории России. Изменение ситуации на рынке приведет к изменению ситуации в автомобильной отрасли России в целом. Как видно на рисунках 16 и 17, наиболее значительные изменения произойдут в 2018 году (большая часть соглашений о "промышленной сборке" закончит свое действие, а таможенные пошлины на импорт автомобилей уже существенно снизятся). К этому моменту необходимо максимально достичь результатов, предусмотренных Стратегией (в первую очередь по развитию научной базы и эффективного производства). Таким образом, к середине 2018 года необходимо максимально реализовать цели и задачи настоящей Стратегии, что позволит на следующем этапе обеспечить конкурентоспособность российской автомобильной промышленности в новых рыночных условиях.