3.2.1. Основные характеристики и показатели деятельности автомобильной промышленности
Общие производственные мощности по выпуску автомобилей всех типов на начало 2012 года составляли 2934,66 тыс. шт. в год против 1993,34 тыс. шт. в год на начало 2003 года, т.е. выросли более чем в 1,47 раза (рисунок 11).
Рисунок 12 - Динамика развития производственных мощностей
Кластерное распределение созданных (заявленных производителями) уровней производственных мощностей заводов и фактический объем производства в 2012 году представлены на рисунке 12.
Рисунок 13 - Размещение основных
автопроизводителей и производителей автокомпонентов
на территории Российской Федерации
Из анализа динамики изменения производственных мощностей по сегментам автомобилестроения следует, что, несмотря на достижение показателей по производству продукции докризисных значений, производственные мощности остаются недозагруженными, что свидетельствует о потенциале удовлетворения потребности (даже в случае реализации оптимистических сценариев роста) внутреннего рынка за счет собственного производства.
Несмотря на недозагруженность, финансовые результаты деятельности предприятий автомобильной промышленности (рисунок 13) свидетельствуют о практически безубыточной хозяйственной деятельности компаний, за исключением 2009 года, на который пришелся "пик" экономического кризиса.
Рисунок 14 - Динамика рентабельности деятельности крупных
и средних организаций (без учета организаций с численностью
менее 15 чел.) по видам экономической деятельности
за период 2008 года - март 2013 года (по валовой
прибыли до налогообложения)
Рост доли материальных затрат (с 70% в 2009 году до 81,5% в 2011 году) сопровождался высокими темпами роста производительности труда в отрасли (в 2,2 раза в производстве автомобилей, в 2 раза - в производстве их частей и принадлежностей в 1,6 раза - в производстве кузовов, прицепов и контейнеров (рисунок 14). При этом негативным фактором для целей Стратегии является увеличение доли материальных затрат на приобретение импортируемых сырья, материалов и компонентов.
Рисунок 15 - Динамика изменения годовой производительности
труда по видам экономической деятельности в период 2008 -
2012 годов в стоимостном выражении (тыс. руб./чел. в год)
Динамика изменения структуры инвестиций в основной капитал по отрасли (рисунок 15) показывает, что наибольшую инвестиционную привлекательность имеет производство легковых автомобилей. За период посткризисного восстановления наблюдается равномерный прирост инвестиций в вышеуказанный сегмент, что фактически иллюстрирует развитие режима "промышленной сборки". Инвестиции в производство грузовых автомобилей стали расти в 2011 - 2012 годах (4,5 и 5,06 млрд. рублей соответственно).
Одновременно с тенденцией увеличения инвестиций в основной капитал в абсолютных показателях (в 2012 году объем достиг 56,2 млрд. руб.), доля инвестиций в автомобильную промышленность в общем объеме инвестиций по России снижается.
В относительных показателях объем инвестиций в основной капитал (к объему реализации) в целом по отрасли, оставаясь в общемировом тренде (около 3,5 - 4% от объема реализации продукции), имеет отрицательную динамику.
Рисунок 16 - Динамика структуры инвестиций в основной
капитал по видам экономической деятельности "производство
автомобилей, прицепов и полуприцепов" в период
2008 - 2012 годов
Структура владения и параметры основных
производственных проектов
По состоянию на конец 2011 года в России функционировало 430 крупных и средних организаций - юридических лиц, осуществляющих экономическую деятельность в области "производство автомобилей, прицепов и полуприцепов", большая часть которых занималась производством автомобильных компонентов (55,8% общего числа организаций) и производством автомобилей (34,1%).
Доля участия коммерческих организаций в уставном капитале юридических лиц, функционирующих в сфере производства автомобилей, прицепов и полуприцепов значительно превалирует над долей участия органов государственной власти всех уровней (78,9% и 5,1% соответственно). В то же время доля физических лиц в распределении уставного капитала не превышает 3% от совокупного уставного фонда. Значительная доля участия в уставном капитале предприятий автомобилестроения некоммерческих организацией (8,6%) обусловлена фактом внесения государственного пакета акций ряда предприятий отрасли в имущество Государственной корпорации "Ростехнологии".
В настоящее время Государственная корпорация "Ростехнологии" является участником (36,36%) созданной в 2013 году компании "Alliance Rostec Auto B.V.", имеющей наибольшую долю (74,51%) в уставном капитале Открытого Акционерного Общества (далее - ОАО) "АВТОВАЗ"; доля государства (Министерство имущественных отношений Самарской области) составляет 0,22% уставного капитала.
Государственная корпорация "Ростехнологии" также является участником ОАО "КАМАЗ", имеющим наибольшую долю в его уставном капитале (49,9%) наряду с контролируемой ОАО "Сбербанк России" компанией AVTOINVEST LIMITED (24,53% уставного капитала) и автомобильным концерном DAIMLER AG (11% уставного капитала). Прямое участие государства в уставном капитале ОАО "КАМАЗ" отсутствует.
В течение последних четырех лет, ОАО "КАМАЗ" создал четыре совместных промышленных предприятий (далее - СП) с ведущими зарубежными производителями автокомпонентов, таких как ZF KAMA (коробки передач), Cummins KAMA (двигатели), KNORR BREMSE KAMA (тормозные системы) и Федерал Могул Набережные Челны (части цилиндропоршневой группы).
В марте 2010 году ОАО "КАМАЗ", CNH Global NV и Parto из FIAT Group, подписали соглашение о создании совместного предприятия по производству сельскохозяйственной и строительной техники. Доли в CNH-KAMAZ Industrial BV распределены между партнерами на паритетных началах. В сентябре 2011 года ОАО "КАМАЗ" и Marcopolo SA подписали соглашение о создании совместного предприятия для производства и сбыта автобусов Marcopolo. Это совместное предприятие планирует произвести 3000 автобусов в год и выйти на проектную мощность к 2016 году. ОАО "КАМАЗ" с 2014 года планирует начать поставки грузовиков, отвечающих требованиям экологического класса Евро-5. Компания сотрудничает с 600 поставщиками в России, СНГ и других зарубежных стран и России, 120 производителями автомобилей специального назначения.
Кроме общеизвестных производственных предприятий было построено 8 новых заводов, где автопроизводители реализуют проекты по созданию новых производств. В числе ключевых проектов следует отметить следующие:
- совместное предприятие Форд-Соллерс, которое объединило в июне 2011 года производственные мощности заводов "Ford-Sollers Набережные Челны", "Ford-Sollers Елабуга" и "Ford-Sollers Всеволожск", доведя их до уровня 350 тыс. автомобилей в год с примерным объемом инвестиций в 1 200 млн. долл. США;
- консорциум общество с ограниченно ответственностью (далее - ООО) "Дженерал Моторз Авто" и ЗАО "Джи Эм-Автоваз", перечень моделей которого насчитывает 19 моделей марок Chevrolet, Cadillac и Opel;
- СП MAZDA SOLLERS Manufacturing Rus с объемом инвестиций 10 млрд. руб. и количеством сотрудников 3000 человек;
- расширение производства полного цикла на производственных мощностях РСМА Rus - СП концерна PSA Peugeot Citroen и Mitsubishi Motors Corporation в Калужской области;
- развитие производства автомобилей Volkswagen в Калужской области и контрактной сборки Volkswagen и Skoda на заводе ГАЗ в Нижнем Новгороде с объемом инвестиций в производство до 200 миллионов евро. К 2015 году запланировано увеличение мощностей до 200 - 225 тыс. шт. в год.
Идет наращивание производства на действующих сборочных предприятиях отрасли.
Так, завод Автофрамос в Москве в 2012 году довел мощности до 188 тыс. шт./год, выпустив 168 тыс. шт./год. Дальнейший рост мощностей в Москве ограничен используемой территорией.
В Санкт-Петербурге совокупные мощности компаний Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус, Тойота Мотор Мануфэкчуринг Россия и Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус в сумме уже составляют более 350 тыс. шт./год.
На Дальнем Востоке Соллерс в рамках "Соллерс Дальний Восток" увеличил выпуск автомобилей SsangYong, который в 2012 году составил 32,8 тыс. шт.
Автотор выпустил за 2012 год 249,64 тыс. шт., или на 12% больше, чем в 2011 году. В настоящее время идет проработка проекта по созданию на новой площадке дополнительных производственных мощностей на 250 тыс. автомобилей в год, первая очередь - на 150 тыс. шт./год к 2016 году; вторая очередь - еще на 100 тыс. шт./год к 2018 году.
Созданное в Карачаево-Черкессии предприятие Дервейс ведет сборку китайских легковых автомобилей. Его производственные мощности в 2012 году были загружены 93,3% при объеме выпуска 46,6 тыс. шт. Кроме того, с 2011 года китайские автомобили собирает созданное в Московской обл. предприятие ИМС, за 2012 год было собрано 23904 шт.
Производство ТагАЗ в Ростовской области, работающее вне режимов "промышленной сборки", на данный момент находится под реструктуризацией.
Производители борются за снижение расходов, реструктурируют бизнес-процессы, интенсифицируют научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, расширяют портфель производимой продукции, объединяют платформы, применяя модульный принцип и унификацию компонентов, внедряют программы по снижению издержек при закупке компонентов и комплектующих (например, ОАО "АВТОВАЗ" и альянс Renault-Nissan объявили о создании единой закупочной компании для своих предприятий в России), повышают качество своей продукции (за последние два года качество комплектующих изделий ОАО "АВТОВАЗ" повысилось в 10 раз).
Данные по производству автотранспортных средств в России представлены в таблицах 1 - 3.
Таблица 1 - Производство легковых автомобилей в Российской
Федерации (штук) в 2001 - 2012 годах
Компании, собирающие в России
|
2001
|
2002
|
2003
|
2004
|
2005
|
2006
|
2007
|
2008
|
2009
|
2010
|
2011
|
2012
|
отечественные модели
|
||||||||||||
АвтоВАЗ
|
767307
|
703040
|
699889
|
717985
|
721492
|
765627
|
735897
|
801563
|
294737
|
545450
|
561669
|
535398
|
Автозавод "ГАЗ"
|
80692
|
65648
|
56980
|
65870
|
51765
|
51688
|
39003
|
20219
|
8
|
|||
УАЗ
|
35302
|
33648
|
32748
|
31136
|
29267
|
28654
|
31869
|
30953
|
14811
|
24716
|
30394
|
32469
|
ЗМА-КамАЗ + СеАЗ
|
56563
|
58178
|
60018
|
60358
|
43335
|
16424
|
4901
|
1291
|
||||
ИжАвто
|
31745
|
65751
|
78497
|
82095
|
42590
|
28544
|
21908
|
20922
|
4257
|
5589
|
62613
|
46634
|
ДжиЭм-АвтоВАЗ (Шеви-Нива)
|
323
|
21839
|
57704
|
49727
|
47066
|
54203
|
54647
|
23105
|
36761
|
55403
|
62979
|
|
Прочие
|
43715
|
43258
|
28143
|
19473
|
23266
|
6926
|
1960
|
1459
|
903
|
3976
|
7400
|
8911
|
Всего, отечественных моделей
|
1015324
|
969846
|
978114
|
1034621
|
961442
|
944929
|
889741
|
931054
|
337821
|
616492
|
717479
|
686391
|
зарубежные модели
|
||||||||||||
Автотор
|
4913
|
5713
|
8415
|
14525
|
16219
|
39853
|
106368
|
108458
|
60338
|
170211
|
222081
|
249635
|
ТагАЗ
|
1744
|
2490
|
5896
|
30000
|
42451
|
48397
|
72326
|
100130
|
26563
|
26918
|
26384
|
17740
|
Автофрамос
|
149
|
1342
|
477
|
10335
|
51179
|
72110
|
72718
|
49651
|
86848
|
142304
|
168099
|
|
Форд Мотор Компании
|
2474
|
16261
|
29700
|
33047
|
62409
|
69088
|
64967
|
41367
|
80390
|
98807
|
107724
|
|
Соллерс - Наб. Челны
|
4567
|
21804
|
35705
|
4777
|
9585
|
16506
|
||||||
Форд-Соллерс
|
649
|
6992
|
||||||||||
Соллерс - Дальний восток
|
13662
|
25127
|
35881
|
|||||||||
ИжАвто
|
592
|
3751
|
24213
|
49490
|
38395
|
5701
|
2478
|
|||||
АК "ДерВейс"
|
164
|
132
|
759
|
1506
|
7122
|
844
|
11713
|
31503
|
46646
|
|||
АвтоВАЗ (Largus)
|
16764
|
|||||||||||
ИМС (Great Wall, Hover Н5)
|
18622
|
23904
|
||||||||||
Дженерал Моторз Авто
|
273
|
5668
|
41157
|
7967
|
29355
|
62555
|
94000
|
|||||
Тойота Мотор Мнф. Россия
|
6416
|
8310
|
15892
|
14131
|
34874
|
|||||||
Хендэ Мотор Мнф. Рус
|
138987
|
197000
|
||||||||||
Ниссан мануфактуринг
|
3923
|
24422
|
43000
|
43457
|
||||||||
Фольксваген Рус
|
1198
|
62331
|
48436
|
91236
|
138166
|
179554
|
||||||
ПСМА Рус
|
24682
|
43263
|
39921
|
|||||||||
Прочие
|
83
|
1013
|
5218
|
2424
|
2298
|
5065
|
1
|
|||||
Всего, зарубежных моделей
|
6657
|
10826
|
31914
|
75458
|
108215
|
232663
|
404776
|
539823
|
260175
|
589989
|
1024564
|
1262191
|
ИТОГО:
|
1021981
|
980672
|
1010028
|
1110079
|
1069657
|
1177592
|
1294517
|
1470877
|
597996
|
1206441
|
1742043
|
1948582
|
Всего зарубежных моделей в общем объеме, %
|
0,65
|
1,10
|
3,16
|
6,80
|
10,12
|
19,76
|
31,27
|
36,70
|
43,51
|
48,90
|
58,81
|
64,77
|
Таблица 2 - Производство грузовых автомобилей в Российской
Федерации (штук) в 2001 - 2012 годах
Компании, собирающие в России
|
2001
|
2002
|
2003
|
2004
|
2005
|
2006
|
2007
|
2008
|
2009
|
2010
|
2011
|
2012
|
- отечественные модели
|
||||||||||||
ВАЗИнтерсервис
|
2841
|
2673
|
3253
|
2954
|
3569
|
3379
|
2789
|
2307
|
1336
|
3025
|
3113
|
3610
|
ИжАвто
|
16200
|
12485
|
15717
|
13810
|
7220
|
12267
|
7404
|
4873
|
1016
|
1338
|
5241
|
3755
|
УАЗ (вкл. УАЗ-спецавтомобили)
|
17270
|
16934
|
22596
|
18544
|
19497
|
19790
|
22038
|
24411
|
10140
|
17667
|
23892
|
24253
|
Автозавод "ГАЗ"
|
89203
|
100258
|
108324
|
117228
|
126288
|
144236
|
159613
|
132699
|
39265
|
70283
|
90705
|
88517
|
АМО ЗИЛ (вкл. Петровский з-д с 2011)
|
16235
|
11810
|
13061
|
12763
|
6943
|
6365
|
9323
|
4563
|
2239
|
1106
|
1202
|
1154
|
АМУР
|
1009
|
561
|
348
|
286
|
965
|
658
|
1189
|
406
|
192
|
186
|
174
|
8
|
АЗ "Урал"
|
9546
|
8589
|
5994
|
6826
|
7283
|
9420
|
14764
|
14176
|
6557
|
10062
|
10752
|
6494
|
КамАЗ
|
22426
|
20055
|
24228
|
29243
|
31988
|
42851
|
52847
|
51006
|
23062
|
32172
|
45231
|
47221
|
БЗКТ
|
67
|
24
|
27
|
40
|
55
|
92
|
344
|
569
|
88
|
106
|
103
|
126
|
Русич-КЗКТ
|
220
|
34
|
32
|
26
|
11
|
35
|
18
|
14
|
7
|
4
|
||
Прочие
|
1343
|
619
|
410
|
589
|
329
|
658
|
660
|
721
|
86
|
222
|
||
Всего, отечественных моделей
|
176 360
|
174 042
|
193 990
|
202 309
|
204 147
|
239 751
|
270 989
|
235 742
|
83 988
|
136 171
|
180 413
|
175 138
|
- зарубежные модели
|
||||||||||||
ТагАЗ+ РЗГА/Эч Ти Авто
|
2311
|
7162
|
11461
|
5805
|
1683
|
1053
|
3271
|
1378
|
||||
Форд-Соллерс, Елабуга
|
11019
|
|||||||||||
Соллерс, Елабуга (Фиат)
|
905
|
5569
|
3820
|
10987
|
7400
|
986
|
||||||
Соллерс-Исудзу, Ульяновск, Елабуга
|
479
|
2604
|
5400
|
780
|
1746
|
989
|
1567
|
|||||
Ивеко-АМТ
|
114
|
74
|
83
|
90
|
121
|
179
|
370
|
372
|
334
|
475
|
959
|
1027
|
АМУР
|
109
|
120
|
259
|
722
|
894
|
101
|
||||||
ВТС + Вольво-Восток
|
210
|
362
|
397
|
506
|
379
|
278
|
1489
|
5067
|
6252
|
|||
Скания-Питер
|
2
|
363
|
1098
|
1288
|
||||||||
Мерседес-Бенц Тракс Восток
|
15
|
1188
|
2479
|
|||||||||
ФУЗО-КамАЗ Тракс Рус
|
513
|
1427
|
2206
|
|||||||||
БАУ-Мотор Корп.
|
290
|
1365
|
2073
|
|||||||||
Прочие
|
813
|
128
|
57
|
565
|
1670
|
222
|
209
|
10
|
394
|
643
|
||
Всего, зарубежных моделей
|
114
|
74
|
896
|
537
|
2 971
|
9 041
|
18 238
|
18 641
|
7 207
|
16 941
|
23 158
|
30 918
|
ИТОГО:
|
176 474
|
174 116
|
194 886
|
202 846
|
207 117
|
248 792
|
289 227
|
254 383
|
91 195
|
153 112
|
203 571
|
206 056
|
Всего зарубежных моделей в общем объеме, %
|
>0,06
|
>0,04
|
0,46
|
0,26
|
1,43
|
3,63
|
6,31
|
7,33
|
7,90
|
11,06
|
11,38
|
15,00
|
Таблица 3 - Производство автобусов в Российской Федерации
за 2001 - 2012 годах, тыс. штук
Компании, собирающие автомобили в России
|
2001
|
2002
|
2003
|
2004
|
2005
|
2006
|
2007
|
2008
|
2009
|
2010
|
2011
|
2012
|
- отечественные модели
|
||||||||||||
ПАЗ
|
10,27
|
10,36
|
11,32
|
12,11
|
13,72
|
14,22
|
14,93
|
13,76
|
7,26
|
8,60
|
10,03
|
11,52
|
КАвЗ
|
1,82
|
1,24
|
1,61
|
2,07
|
2,23
|
3,43
|
4,08
|
1,50
|
0,53
|
0,63
|
0,90
|
0,70
|
Ликинский автобус
|
1,54
|
1,56
|
1,67
|
1,84
|
2,48
|
3,00
|
2,89
|
2,22
|
1,08
|
1,23
|
2,27
|
2,00
|
ГолАЗ
|
0,09
|
0,11
|
0,21
|
0,29
|
0,32
|
0,34
|
0,13
|
0,20
|
0,23
|
0,11
|
||
УАЗ
|
18,52
|
18,90
|
21,55
|
17,04
|
20,08
|
15,40
|
18,26
|
16,82
|
7,68
|
12,84
|
9,60
|
13,71
|
Автозавод "ГАЗ"
|
21,60
|
32,23
|
37,58
|
39,79
|
37,09
|
41,51
|
38,61
|
22,91
|
11,81
|
13,34
|
8,69
|
15,45
|
АЗ "Урал"
|
0,46
|
0,48
|
0,52
|
0,53
|
0,40
|
0,53
|
0,99
|
0,98
|
0,27
|
0,60
|
0,88
|
0,53
|
НефАЗ
|
0,32
|
0,48
|
0,73
|
0,97
|
1,16
|
1,41
|
1,31
|
1,11
|
0,71
|
0,87
|
0,53
|
0,74
|
Тушино-Авто
|
0,59
|
0,68
|
0,54
|
0,66
|
0,36
|
0,18
|
0,45
|
0,64
|
0,23
|
0,11
|
||
Волжанин
|
0,25
|
0,30
|
0,16
|
0,15
|
0,20
|
0,32
|
0,29
|
0,29
|
0,30
|
0,34
|
0,42
|
0,66
|
Мичуринский автобус
|
0,38
|
0,36
|
0,25
|
0,19
|
0,03
|
0,09
|
0,16
|
0,07
|
0,02
|
0,03
|
0,01
|
|
Прочие
|
0,29
|
0,17
|
0,09
|
0,07
|
0,07
|
0,10
|
0,04
|
0,02
|
0,11
|
0,09
|
0,09
|
0,01
|
Всего, отечественных моделей
|
56,04
|
66,76
|
76,11
|
75,53
|
78,03
|
80,48
|
82,33
|
60,66
|
30,13
|
38,88
|
33,65
|
45,43
|
- зарубежные модели
|
||||||||||||
Скания-Питер
|
0,03
|
0,09
|
0,15
|
0,19
|
0,24
|
0,13
|
0,07
|
0,03
|
0,01
|
|||
Автозавод "ГАЗ"
|
0,67
|
0,24
|
||||||||||
ГолАЗ
|
0,11
|
0,06
|
0,04
|
0,13
|
0,17
|
0,02
|
||||||
Русские автобусы Марко
|
0,33
|
0,06
|
||||||||||
Соллерс, Елабуга (Фиат, с 2012 - Форд)
|
0,54
|
1,99
|
2,92
|
1,53
|
0,26
|
|||||||
ТагАЗ + РЗГА + РоАЗ
|
0,01
|
3,37
|
0,40
|
0,37
|
1,08
|
1,11
|
0,29
|
|||||
Кузбасс-Авто (Hyundai County)
|
0,13
|
0,12
|
0,13
|
|||||||||
БАУ-Мотор Корп.
|
0,01
|
0,09
|
0,01
|
|||||||||
Прочие
|
0,01
|
0,05
|
0,24
|
0,08
|
0,10
|
0,15
|
||||||
Автобусы, модифицируемые из импортных
|
0,12
|
0,13
|
2,07
|
4,16
|
2,98
|
4,37
|
8,43
|
11,52
|
||||
Всего, зарубежных моделей
|
0,12
|
0,09
|
0,18
|
0,39
|
0,39
|
0,51
|
5,84
|
6,34
|
5,67
|
8,52
|
11,28
|
12,22
|
ИТОГО:
|
56,16
|
66,85
|
76,29
|
75,92
|
78,42
|
80,99
|
88,17
|
67,00
|
35,80
|
47,40
|
44,93
|
57,65
|
Всего зарубежных моделей в общем объеме, %
|
0,205
|
0,138
|
0,235
|
0,518
|
0,495
|
0,626
|
6,62
|
9,46
|
15,85
|
17,98
|
25,11
|
21,19
|