3.2.1. Основные характеристики и показатели деятельности автомобильной промышленности

3.2.1. Основные характеристики и показатели деятельности
автомобильной промышленности

Общие производственные мощности по выпуску автомобилей всех типов на начало 2012 года составляли 2934,66 тыс. шт. в год против 1993,34 тыс. шт. в год на начало 2003 года, т.е. выросли более чем в 1,47 раза (рисунок 11).

Рисунок 12 - Динамика развития производственных мощностей

Кластерное распределение созданных (заявленных производителями) уровней производственных мощностей заводов и фактический объем производства в 2012 году представлены на рисунке 12.

Рисунок 13 - Размещение основных
автопроизводителей и производителей автокомпонентов
на территории Российской Федерации

Из анализа динамики изменения производственных мощностей по сегментам автомобилестроения следует, что, несмотря на достижение показателей по производству продукции докризисных значений, производственные мощности остаются недозагруженными, что свидетельствует о потенциале удовлетворения потребности (даже в случае реализации оптимистических сценариев роста) внутреннего рынка за счет собственного производства.

Несмотря на недозагруженность, финансовые результаты деятельности предприятий автомобильной промышленности (рисунок 13) свидетельствуют о практически безубыточной хозяйственной деятельности компаний, за исключением 2009 года, на который пришелся "пик" экономического кризиса.

Рисунок 14 - Динамика рентабельности деятельности крупных
и средних организаций (без учета организаций с численностью
менее 15 чел.) по видам экономической деятельности
за период 2008 года - март 2013 года (по валовой
прибыли до налогообложения)

Рост доли материальных затрат (с 70% в 2009 году до 81,5% в 2011 году) сопровождался высокими темпами роста производительности труда в отрасли (в 2,2 раза в производстве автомобилей, в 2 раза - в производстве их частей и принадлежностей в 1,6 раза - в производстве кузовов, прицепов и контейнеров (рисунок 14). При этом негативным фактором для целей Стратегии является увеличение доли материальных затрат на приобретение импортируемых сырья, материалов и компонентов.

Рисунок 15 - Динамика изменения годовой производительности
труда по видам экономической деятельности в период 2008 -
2012 годов в стоимостном выражении (тыс. руб./чел. в год)

Динамика изменения структуры инвестиций в основной капитал по отрасли (рисунок 15) показывает, что наибольшую инвестиционную привлекательность имеет производство легковых автомобилей. За период посткризисного восстановления наблюдается равномерный прирост инвестиций в вышеуказанный сегмент, что фактически иллюстрирует развитие режима "промышленной сборки". Инвестиции в производство грузовых автомобилей стали расти в 2011 - 2012 годах (4,5 и 5,06 млрд. рублей соответственно).

Одновременно с тенденцией увеличения инвестиций в основной капитал в абсолютных показателях (в 2012 году объем достиг 56,2 млрд. руб.), доля инвестиций в автомобильную промышленность в общем объеме инвестиций по России снижается.

В относительных показателях объем инвестиций в основной капитал (к объему реализации) в целом по отрасли, оставаясь в общемировом тренде (около 3,5 - 4% от объема реализации продукции), имеет отрицательную динамику.

Рисунок 16 - Динамика структуры инвестиций в основной
капитал по видам экономической деятельности "производство
автомобилей, прицепов и полуприцепов" в период
2008 - 2012 годов

Структура владения и параметры основных
производственных проектов

По состоянию на конец 2011 года в России функционировало 430 крупных и средних организаций - юридических лиц, осуществляющих экономическую деятельность в области "производство автомобилей, прицепов и полуприцепов", большая часть которых занималась производством автомобильных компонентов (55,8% общего числа организаций) и производством автомобилей (34,1%).

Доля участия коммерческих организаций в уставном капитале юридических лиц, функционирующих в сфере производства автомобилей, прицепов и полуприцепов значительно превалирует над долей участия органов государственной власти всех уровней (78,9% и 5,1% соответственно). В то же время доля физических лиц в распределении уставного капитала не превышает 3% от совокупного уставного фонда. Значительная доля участия в уставном капитале предприятий автомобилестроения некоммерческих организацией (8,6%) обусловлена фактом внесения государственного пакета акций ряда предприятий отрасли в имущество Государственной корпорации "Ростехнологии".

В настоящее время Государственная корпорация "Ростехнологии" является участником (36,36%) созданной в 2013 году компании "Alliance Rostec Auto B.V.", имеющей наибольшую долю (74,51%) в уставном капитале Открытого Акционерного Общества (далее - ОАО) "АВТОВАЗ"; доля государства (Министерство имущественных отношений Самарской области) составляет 0,22% уставного капитала.

Государственная корпорация "Ростехнологии" также является участником ОАО "КАМАЗ", имеющим наибольшую долю в его уставном капитале (49,9%) наряду с контролируемой ОАО "Сбербанк России" компанией AVTOINVEST LIMITED (24,53% уставного капитала) и автомобильным концерном DAIMLER AG (11% уставного капитала). Прямое участие государства в уставном капитале ОАО "КАМАЗ" отсутствует.

В течение последних четырех лет, ОАО "КАМАЗ" создал четыре совместных промышленных предприятий (далее - СП) с ведущими зарубежными производителями автокомпонентов, таких как ZF KAMA (коробки передач), Cummins KAMA (двигатели), KNORR BREMSE KAMA (тормозные системы) и Федерал Могул Набережные Челны (части цилиндропоршневой группы).

В марте 2010 году ОАО "КАМАЗ", CNH Global NV и Parto из FIAT Group, подписали соглашение о создании совместного предприятия по производству сельскохозяйственной и строительной техники. Доли в CNH-KAMAZ Industrial BV распределены между партнерами на паритетных началах. В сентябре 2011 года ОАО "КАМАЗ" и Marcopolo SA подписали соглашение о создании совместного предприятия для производства и сбыта автобусов Marcopolo. Это совместное предприятие планирует произвести 3000 автобусов в год и выйти на проектную мощность к 2016 году. ОАО "КАМАЗ" с 2014 года планирует начать поставки грузовиков, отвечающих требованиям экологического класса Евро-5. Компания сотрудничает с 600 поставщиками в России, СНГ и других зарубежных стран и России, 120 производителями автомобилей специального назначения.

Кроме общеизвестных производственных предприятий было построено 8 новых заводов, где автопроизводители реализуют проекты по созданию новых производств. В числе ключевых проектов следует отметить следующие:

- совместное предприятие Форд-Соллерс, которое объединило в июне 2011 года производственные мощности заводов "Ford-Sollers Набережные Челны", "Ford-Sollers Елабуга" и "Ford-Sollers Всеволожск", доведя их до уровня 350 тыс. автомобилей в год с примерным объемом инвестиций в 1 200 млн. долл. США;

- консорциум общество с ограниченно ответственностью (далее - ООО) "Дженерал Моторз Авто" и ЗАО "Джи Эм-Автоваз", перечень моделей которого насчитывает 19 моделей марок Chevrolet, Cadillac и Opel;

- СП MAZDA SOLLERS Manufacturing Rus с объемом инвестиций 10 млрд. руб. и количеством сотрудников 3000 человек;

- расширение производства полного цикла на производственных мощностях РСМА Rus - СП концерна PSA Peugeot Citroen и Mitsubishi Motors Corporation в Калужской области;

- развитие производства автомобилей Volkswagen в Калужской области и контрактной сборки Volkswagen и Skoda на заводе ГАЗ в Нижнем Новгороде с объемом инвестиций в производство до 200 миллионов евро. К 2015 году запланировано увеличение мощностей до 200 - 225 тыс. шт. в год.

Идет наращивание производства на действующих сборочных предприятиях отрасли.

Так, завод Автофрамос в Москве в 2012 году довел мощности до 188 тыс. шт./год, выпустив 168 тыс. шт./год. Дальнейший рост мощностей в Москве ограничен используемой территорией.

В Санкт-Петербурге совокупные мощности компаний Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус, Тойота Мотор Мануфэкчуринг Россия и Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус в сумме уже составляют более 350 тыс. шт./год.

На Дальнем Востоке Соллерс в рамках "Соллерс Дальний Восток" увеличил выпуск автомобилей SsangYong, который в 2012 году составил 32,8 тыс. шт.

Автотор выпустил за 2012 год 249,64 тыс. шт., или на 12% больше, чем в 2011 году. В настоящее время идет проработка проекта по созданию на новой площадке дополнительных производственных мощностей на 250 тыс. автомобилей в год, первая очередь - на 150 тыс. шт./год к 2016 году; вторая очередь - еще на 100 тыс. шт./год к 2018 году.

Созданное в Карачаево-Черкессии предприятие Дервейс ведет сборку китайских легковых автомобилей. Его производственные мощности в 2012 году были загружены 93,3% при объеме выпуска 46,6 тыс. шт. Кроме того, с 2011 года китайские автомобили собирает созданное в Московской обл. предприятие ИМС, за 2012 год было собрано 23904 шт.

Производство ТагАЗ в Ростовской области, работающее вне режимов "промышленной сборки", на данный момент находится под реструктуризацией.

Производители борются за снижение расходов, реструктурируют бизнес-процессы, интенсифицируют научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, расширяют портфель производимой продукции, объединяют платформы, применяя модульный принцип и унификацию компонентов, внедряют программы по снижению издержек при закупке компонентов и комплектующих (например, ОАО "АВТОВАЗ" и альянс Renault-Nissan объявили о создании единой закупочной компании для своих предприятий в России), повышают качество своей продукции (за последние два года качество комплектующих изделий ОАО "АВТОВАЗ" повысилось в 10 раз).

Данные по производству автотранспортных средств в России представлены в таблицах 1 - 3.

Таблица 1 - Производство легковых автомобилей в Российской
Федерации (штук) в 2001 - 2012 годах

Компании, собирающие в России
2001
2002
2003
2004
2005
2006
2007
2008
2009
2010
2011
2012
отечественные модели
АвтоВАЗ
767307
703040
699889
717985
721492
765627
735897
801563
294737
545450
561669
535398
Автозавод "ГАЗ"
80692
65648
56980
65870
51765
51688
39003
20219
8
УАЗ
35302
33648
32748
31136
29267
28654
31869
30953
14811
24716
30394
32469
ЗМА-КамАЗ + СеАЗ
56563
58178
60018
60358
43335
16424
4901
1291
ИжАвто
31745
65751
78497
82095
42590
28544
21908
20922
4257
5589
62613
46634
ДжиЭм-АвтоВАЗ (Шеви-Нива)
323
21839
57704
49727
47066
54203
54647
23105
36761
55403
62979
Прочие
43715
43258
28143
19473
23266
6926
1960
1459
903
3976
7400
8911
Всего, отечественных моделей
1015324
969846
978114
1034621
961442
944929
889741
931054
337821
616492
717479
686391
зарубежные модели
Автотор
4913
5713
8415
14525
16219
39853
106368
108458
60338
170211
222081
249635
ТагАЗ
1744
2490
5896
30000
42451
48397
72326
100130
26563
26918
26384
17740
Автофрамос
149
1342
477
10335
51179
72110
72718
49651
86848
142304
168099
Форд Мотор Компании
2474
16261
29700
33047
62409
69088
64967
41367
80390
98807
107724
Соллерс - Наб. Челны
4567
21804
35705
4777
9585
16506
Форд-Соллерс
649
6992
Соллерс - Дальний восток
13662
25127
35881
ИжАвто
592
3751
24213
49490
38395
5701
2478
АК "ДерВейс"
164
132
759
1506
7122
844
11713
31503
46646
АвтоВАЗ (Largus)
16764
ИМС (Great Wall, Hover Н5)
18622
23904
Дженерал Моторз Авто
273
5668
41157
7967
29355
62555
94000
Тойота Мотор Мнф. Россия
6416
8310
15892
14131
34874
Хендэ Мотор Мнф. Рус
138987
197000
Ниссан мануфактуринг
3923
24422
43000
43457
Фольксваген Рус
1198
62331
48436
91236
138166
179554
ПСМА Рус
24682
43263
39921
Прочие
83
1013
5218
2424
2298
5065
1
Всего, зарубежных моделей
6657
10826
31914
75458
108215
232663
404776
539823
260175
589989
1024564
1262191
ИТОГО:
1021981
980672
1010028
1110079
1069657
1177592
1294517
1470877
597996
1206441
1742043
1948582
Всего зарубежных моделей в общем объеме, %
0,65
1,10
3,16
6,80
10,12
19,76
31,27
36,70
43,51
48,90
58,81
64,77

Таблица 2 - Производство грузовых автомобилей в Российской
Федерации (штук) в 2001 - 2012 годах

Компании, собирающие в России
2001
2002
2003
2004
2005
2006
2007
2008
2009
2010
2011
2012
- отечественные модели
ВАЗИнтерсервис
2841
2673
3253
2954
3569
3379
2789
2307
1336
3025
3113
3610
ИжАвто
16200
12485
15717
13810
7220
12267
7404
4873
1016
1338
5241
3755
УАЗ (вкл. УАЗ-спецавтомобили)
17270
16934
22596
18544
19497
19790
22038
24411
10140
17667
23892
24253
Автозавод "ГАЗ"
89203
100258
108324
117228
126288
144236
159613
132699
39265
70283
90705
88517
АМО ЗИЛ (вкл. Петровский з-д с 2011)
16235
11810
13061
12763
6943
6365
9323
4563
2239
1106
1202
1154
АМУР
1009
561
348
286
965
658
1189
406
192
186
174
8
АЗ "Урал"
9546
8589
5994
6826
7283
9420
14764
14176
6557
10062
10752
6494
КамАЗ
22426
20055
24228
29243
31988
42851
52847
51006
23062
32172
45231
47221
БЗКТ
67
24
27
40
55
92
344
569
88
106
103
126
Русич-КЗКТ
220
34
32
26
11
35
18
14
7
4
Прочие
1343
619
410
589
329
658
660
721
86
222
Всего, отечественных моделей
176 360
174 042
193 990
202 309
204 147
239 751
270 989
235 742
83 988
136 171
180 413
175 138
- зарубежные модели
ТагАЗ+ РЗГА/Эч Ти Авто
2311
7162
11461
5805
1683
1053
3271
1378
Форд-Соллерс, Елабуга
11019
Соллерс, Елабуга (Фиат)
905
5569
3820
10987
7400
986
Соллерс-Исудзу, Ульяновск, Елабуга
479
2604
5400
780
1746
989
1567
Ивеко-АМТ
114
74
83
90
121
179
370
372
334
475
959
1027
АМУР
109
120
259
722
894
101
ВТС + Вольво-Восток
210
362
397
506
379
278
1489
5067
6252
Скания-Питер
2
363
1098
1288
Мерседес-Бенц Тракс Восток
15
1188
2479
ФУЗО-КамАЗ Тракс Рус
513
1427
2206
БАУ-Мотор Корп.
290
1365
2073
Прочие
813
128
57
565
1670
222
209
10
394
643
Всего, зарубежных моделей
114
74
896
537
2 971
9 041
18 238
18 641
7 207
16 941
23 158
30 918
ИТОГО:
176 474
174 116
194 886
202 846
207 117
248 792
289 227
254 383
91 195
153 112
203 571
206 056
Всего зарубежных моделей в общем объеме, %
>0,06
>0,04
0,46
0,26
1,43
3,63
6,31
7,33
7,90
11,06
11,38
15,00

Таблица 3 - Производство автобусов в Российской Федерации
за 2001 - 2012 годах, тыс. штук

Компании, собирающие автомобили в России
2001
2002
2003
2004
2005
2006
2007
2008
2009
2010
2011
2012
- отечественные модели
ПАЗ
10,27
10,36
11,32
12,11
13,72
14,22
14,93
13,76
7,26
8,60
10,03
11,52
КАвЗ
1,82
1,24
1,61
2,07
2,23
3,43
4,08
1,50
0,53
0,63
0,90
0,70
Ликинский автобус
1,54
1,56
1,67
1,84
2,48
3,00
2,89
2,22
1,08
1,23
2,27
2,00
ГолАЗ
0,09
0,11
0,21
0,29
0,32
0,34
0,13
0,20
0,23
0,11
УАЗ
18,52
18,90
21,55
17,04
20,08
15,40
18,26
16,82
7,68
12,84
9,60
13,71
Автозавод "ГАЗ"
21,60
32,23
37,58
39,79
37,09
41,51
38,61
22,91
11,81
13,34
8,69
15,45
АЗ "Урал"
0,46
0,48
0,52
0,53
0,40
0,53
0,99
0,98
0,27
0,60
0,88
0,53
НефАЗ
0,32
0,48
0,73
0,97
1,16
1,41
1,31
1,11
0,71
0,87
0,53
0,74
Тушино-Авто
0,59
0,68
0,54
0,66
0,36
0,18
0,45
0,64
0,23
0,11
Волжанин
0,25
0,30
0,16
0,15
0,20
0,32
0,29
0,29
0,30
0,34
0,42
0,66
Мичуринский автобус
0,38
0,36
0,25
0,19
0,03
0,09
0,16
0,07
0,02
0,03
0,01
Прочие
0,29
0,17
0,09
0,07
0,07
0,10
0,04
0,02
0,11
0,09
0,09
0,01
Всего, отечественных моделей
56,04
66,76
76,11
75,53
78,03
80,48
82,33
60,66
30,13
38,88
33,65
45,43
- зарубежные модели
Скания-Питер
0,03
0,09
0,15
0,19
0,24
0,13
0,07
0,03
0,01
Автозавод "ГАЗ"
0,67
0,24
ГолАЗ
0,11
0,06
0,04
0,13
0,17
0,02
Русские автобусы Марко
0,33
0,06
Соллерс, Елабуга (Фиат, с 2012 - Форд)
0,54
1,99
2,92
1,53
0,26
ТагАЗ + РЗГА + РоАЗ
0,01
3,37
0,40
0,37
1,08
1,11
0,29
Кузбасс-Авто (Hyundai County)
0,13
0,12
0,13
БАУ-Мотор Корп.
0,01
0,09
0,01
Прочие
0,01
0,05
0,24
0,08
0,10
0,15
Автобусы, модифицируемые из импортных
0,12
0,13
2,07
4,16
2,98
4,37
8,43
11,52
Всего, зарубежных моделей
0,12
0,09
0,18
0,39
0,39
0,51
5,84
6,34
5,67
8,52
11,28
12,22
ИТОГО:
56,16
66,85
76,29
75,92
78,42
80,99
88,17
67,00
35,80
47,40
44,93
57,65
Всего зарубежных моделей в общем объеме, %
0,205
0,138
0,235
0,518
0,495
0,626
6,62
9,46
15,85
17,98
25,11
21,19