3.1.2. Динамика и прогнозирование развития автомобильного рынка России

3.1.2. Динамика и прогнозирование развития автомобильного
рынка России

Автомобильный рынок России демонстрировал активный рост на протяжении всего периода посткризисного восстановления (2010 - 2012 годы) и превысил показатели докризисного уровня. Несмотря на наметившийся спад продаж в 2013 году, уровень автомобилизации в 267 автомобилей на 1000 человек (рисунок 2) позволяет прогнозировать долгосрочный рост рынка до уровня 300 и далее - 350 автомобилей на 1000 человек со средне-геометрическим годовым темпом прироста (compound annual growth rate) (далее - CAGR) 3% - 5% в год. К 2015 году ежегодный располагаемый доход населения может достичь 330 тыс. руб. (при условии стабильности цен на нефть), что будет соответствовать примерно 300 автомобилям на тысячу человек. Дальнейший рост напрямую будет зависеть от общемировой и российской экономической ситуации и, как следствие тенденций роста доходов населения, а также развития дорожной инфраструктуры крупных городов, где в основном сосредоточено потребление.

Рисунок 2 - Международные показатели автомобилизации
в зависимости от размера располагаемого дохода

В процессе актуализации Стратегии при проведении рыночного анализа и построении прогнозов развития был использован новый методологический подход. В отличие от методологии, использованной в ранее утвержденной Стратегии, где оценка рынка и прогноз его развития основывались на данных производителей и импортеров по реализации новых АТС в сети продаж, в актуализированной Стратегии рынок оценивается как спрос на автомобили, подтвержденный регистрациями новых и подержанных транспортных средств.

Стремительная динамика роста автомобильного рынка в 2010 - 2012 годах объясняется восстановлением общеэкономических показателей, эффективными мерами государственного регулирования автомобильной отрасли, а также эффектом низкой базы (рисунок 3).

Рисунок 3 - Динамика и распределение долей сегментов рынка
новых транспортных средств в 2007 - 2012 годах, тыс. шт.

Рынок подержанных автомобилей превышает рынок новых практически в два раза (рисунок 4). Объем всего рынка (спроса) в 2012 году составил 7 760 000 автотранспортных средств. На стабильном и растущем рынке доля подержанных автомобилей падает, а в период экономического кризиса растет. Важно отметить, что в момент экономического кризиса темпы падения рынка подержанных автомобилей гораздо ниже по сравнению с рынком новых.

Рисунок 4 - Динамика рынка новых и подержанных транспортных
средств в период 2007 - 2012 годы, тыс. шт.

Автомобильный рынок на 90% состоит из легковых автомобилей, при этом легкие коммерческие и грузовые автомобили занимают соответственно доли по 5%, а автобусы - 1%. (рисунок 5). Схожая структура рынка наблюдается и на развитых европейских рынках с поправкой на распределение долей в коммерческом транспорте (вследствие большой территории в России доля грузовых автомобилей выше среднеевропейской) (рисунок 6).

Рисунок 5 - Распределение долей сегментов рынка
новых и подержанных транспортных средств в период
2007 - 2012 годы

Российский рынок, быстро восстановившись после кризиса, и показав рост в 2012 году более 9% по отношению к 2011 году, стал вторым крупнейшим авторынком Европы, уступив лишь Германии.

Рисунок 6 - Структура автомобильных рынков стран ЕС
и положение России

Возрастная структура автомобильного парка России практически в каждом сегменте дает хороший потенциал для обновления. Средний возраст парка легковых и легких коммерческих автомобилей превышает 12 лет, грузовиков 19 лет, автобусов 15 лет, что крайне негативно сказывается на экологической ситуации и безопасности дорожного движения (далее - БДД). Однако создание нормативной правовой и налоговой базы стимулирования потребления автотранспортной техники высоких экологических классов при условии организации эффективной утилизационной инфраструктуры открывает новые возможности для долгосрочного роста автомобильного рынка.

Существует определенный экспортный потенциал, в то же время его перспективы зависят от развития компонентной базы, создаваемой на территории Российской Федерации, и конкурентоспособности производимой продукции.

По мнению экспертов, стоимость владения автомобилем в России в абсолютных значениях выше, чем на многих развитых рынках, а относительно личного располагаемого дохода - значительно выше. Этот фактор оказывает ключевое сдерживающее влияние для дальнейшего роста автомобильного рынка. Эффективное управление стоимостью владения автомобилем может стимулировать рост рынка и обновление автопарка.

Сегмент легковых автомобилей

Высокие темпы роста рынка легковых автомобилей в 2010 - 2012 годах объясняются реализацией пакета мер государственного стимулирования спроса и эффектом "низкой базы" после значительного сокращения продаж в 2008 - 2009 годах. Первичные регистрации подержанных автомобилей сократились и уже не играют существенной роли на рынке. Доля автомобилей российского производства, благодаря новому режиму промышленной сборки, продолжает расти и в 2012 году составила 65%. Темпы роста начали замедляться с марта 2012 года. При этом максимального значения в абсолютных цифрах регистраций рынок достиг в апреле 2013 года. Наиболее перспективным и развивающимся классом является класс полноприводных автомобилей (sports utility vehicle) (далее - SUV), занимая наибольшую долю - 31%, показывая самый динамичный рост, особенно в бюджетных подклассах класса SUV, определяемых длиной кузова < 4300 мм (далее - SUV B) и длиной кузова 4300 - 4600 мм (далее - SUV C). Наиболее стабильными являются классы легковых автомобилей, определяемые длиной кузова (3600 - 4200 мм/4200 - 4400 мм/4200 - 4600 мм соответственно) (далее - B/B+ и C).

Рынок легковых автомобилей в 2020 году прогнозируется на уровне 3,45 млн. шт. (рисунок 7).

Рисунок 7 - Консолидированный прогноз развития рынка
легковых автомобилей

Возвращаясь к методологии и сегментации, использованным в ранее утвержденной Стратегии, скорректированный прогноз развития сегмента ЛА приведен на рисунке 7А.

Рисунок 8А - Скорректированный прогноз развития рынка
легковых автомобилей, построенный на основе методологии
"по реализации" и ранее принятой сегментации

Сегмент легких коммерческих автомобилей

Рынок легких коммерческих автомобилей показал посткризный рост в 2010 - 2011 годах, и стабилизацию в 2012 году. Темпы роста продаж новых легких коммерческих автомобилей показывают отрицательную динамику с начала 2012 года. Автомобили российского производства занимают более двух третей рынка - 79%, при этом доля отечественных производителей падает в связи с введением экологических норм Евро-4 и переходом на производство продукции средней ценовой категории, где конкуренция значительно выше. Доля импорта новых автомобилей растет, несмотря на меры поддержки и стимулирования отечественных производителей. Наиболее перспективным и развивающимся классом является средний класс ЛКА полной массой от 2 до 2,5 тонн и грузоподъемностью от 1 до 3 тонн. Малый класс ЛКА только набирает обороты. Рынок подержанных автомобилей превышает рынок новых практически в два раза, что дает потенциал спроса для сегмента новых автомобилей, особенно в возрастной категории 3 - 5 лет.

Рынок ЛКА в 2020 году прогнозируется на уровне 0.21 млн. шт. (рисунок 8).

Рисунок 9 - Консолидированный прогноз развития рынка
легких коммерческих автомобилей

В соответствие с методологией и сегментацией, использованными в ранее утвержденной Стратегии, скорректированный прогноз развития сегмента ЛКА приведен на рисунке 8А.

Рисунок 8А - Скорректированный прогноз развития рынка
легких коммерческих автомобилей, построенный на основе
методологии "по реализации" и ранее принятой сегментации

Сегмент грузовых автомобилей

Доля рынка грузовых автомобилей в общем рынке стабильна на протяжении последних семи лет. Несмотря на рост продаж в абсолютных показателях до середины 2012 года, темпы прироста падают с января 2012 года. Особенностью рынка ГА является увеличивающаяся доля импорта новых автомобилей, которая составляет уже 44%. Доля отечественной сборки в данном сегменте соответствует 56%. Быстро растут продажи китайских производителей. Основной объем парка сосредоточен в возрастной категории 10+ лет, что негативно сказывается на экологической ситуации и безопасности дорожного движения.

Рынок грузовых автомобилей в 2020 году прогнозируется на уровне 0,16 млн. шт. (рисунок 9).

Рисунок 10 - Консолидированный прогноз развития рынка
грузовых автомобилей

В соответствие с методологией и сегментацией, использованными в ранее утвержденной Стратегии, скорректированный прогноз развития сегмента ГА приведен на рисунке 9А.

Рисунок 9А - Скорректированный прогноз развития рынка
грузовых автомобилей, построенный на основе методологии
"по реализации" и ранее принятой сегментации

Сегмент автобусов

Рынок автобусов по итогам 2012 года занимает долю около 1% общего рынка, в абсолютных значениях - 18 тыс. шт. Рост рынка в 2010 - 2011 годах обеспечивался в основном за счет государственных программ и крупных региональных программ обновления автобусного парка. Продажи в 2012 года практически не выросли, а рынок автобусов в целом так и не достиг докризисного уровня. Доля отечественных автобусов в объеме рынка падает с 84% в 2007 году до 77% в 2012 году. Основные объемы рынка автобусов (более 47% на конец 2012 года) сосредоточены в классе "малый". Это объясняется децентрализацией пассажиропотоков, раздробленностью рынка, и нестабильной загрузкой маршрутов.

Рынок автобусов в 2020 году прогнозируется на уровне 0,03 млн. шт. (рисунок 10).

Рисунок 11 - Консолидированный прогноз развития
рынка автобусов

В соответствие с методологией и сегментацией, использованными в ранее утвержденной Стратегии, скорректированный прогноз развития сегмента АБ приведен на рисунке 10А.

Рисунок 10А - Скорректированный прогноз развития
рынка автобусов, построенный на основе методологии
"по реализации" и ранее принятой сегментации