3.6. Развитие современных сетевых торговых форматов

3.6. Развитие современных сетевых торговых форматов

Торговые сети относятся к современным форматам торговли, оказывающим положительное влияние на развитие Российской экономики при условии обеспечения нормальных условий развития для несетевых торговых форматов. Они способствуют привлечению иностранных инвестиций, и сами являются важными инвесторами в экономику страны. Торговые сети создают новые рабочие места, предлагают своим покупателям широкий ассортимент товаров и являются крупными налогоплательщиками.

Мировой опыт имеет примеры положительного влияния сетевой торговли на социально-экономические показатели стран. Например, торговые сети за счет своей высокой ценовой гибкости благоприятно влияют на продуктовую инфляцию, понижая ее. В Российской Федерации это было особенно важно в отдельные периоды. Например, во время острой фазы кризиса в конце 2008 г. и начале 2009 г. розничные сети сдерживали рост цен на свой ассортимент, что сказывалось на инфляции в целом.

Недостаточный уровень развития современной торговли приводит к недостаточно высокому качеству обслуживания населения, сужению ассортимента, недостаточной прозрачности отрасли и, соответственно, низкой собираемости налогов.

Недостаточное развитие торговых сетей и их низкая конкуренция друг с другом приводят к ограничению возможностей крупных производителей товаров для сбыта произведенной продукции, так как крупные торговые сети являются таким же важным каналом сбыта для крупных товаропроизводителей, каким малые торговые форматы являются для мелких и средних товаропроизводителей.

При этом крупные торговые сети с известными брендами могут взаимодействовать с малым, в том числе семейным, торговым бизнесом и способствовать его развитию с применением механизмов франшизы. Развитие малого и среднего бизнеса, а также бизнеса в отдаленных территориях может сдерживаться отсутствием значительных средств на строительство и открытие собственных объектов, логистической цепочки поставок продукции, распределительных центров для достаточных объемов товаров, информации о поставщиках. При открытии франшизы магазинов крупного сетевого ритейла большинство из перечисленных препятствий для малого и среднего предпринимательства снимаются. Кроме того, данный инструмент развития уже доказал свою эффективность и выгоду в ряде регионов России.