2.3.1. Рекомендации по подготовке текстовых пояснений

2.3.1. Рекомендации по подготовке текстовых пояснений

Разные нормативные акты затрагивают интересы различных референтных групп и целевых аудиторий. Правильно выстроенная работа с целевой аудиторией включает:

- определение целевой аудитории, интересы которой затрагиваются в том или ином нормативном акте, проекте нормативного акта;

- разделение целевой аудитории на конечное число референтных групп;

- расположение в начале материала, адресованного максимально широким референтным группам, в конце - более узким группам;

- продумывание возможных вопросов от референтных групп и подготовка предварительных ответов для них.

Важным свойством представляемого тестового пояснения является его четкое и понятное структурирование. Выполнение грамотного структурирования текста предполагает:

- размещение самой важной информации в начале, исключений, специальных норм, справочной информации - в конце;

- создание подробного оглавления документа, которое будет служить "дорожной картой" для ориентации и прохождения по документу;

- разделение текста на небольшие абзацы, содержащие законченные смысловые "порции" информации;

- описание предполагаемых в нормативном акте процедур в виде последовательности действий в хронологическом порядке;

- ограничение уровней нумерации и содержания документа - не более 3 уровней;

- выделение отдельных блоков информации для различных целевых аудиторий.

Отдельное внимание следует уделять работе с лексикой. Для работы с лексикой с учетом широты референтных групп следует учитывать следующие аспекты:

- обращение текста к конкретному лицу ("Вы"), а не абстрактно ("Заявитель");

- определение используемых в тексте профессиональных юридических или специализированных отраслевых понятий, терминов или аббревиатур, знание которых неочевидно и не предполагается представителями широких референтных групп;

- использование максимально нейтральной повседневной лексики, понятной широкой целевой аудитории;

- устранение сложных причастных и деепричастных оборотов;

- сокращение использования отглагольных существительных;

- использование глаголов преимущественно в активном залоге.

Изложение материала на официальном сайте территориального органа в стилистике, принятой среди пользователей, Интернет предполагает:

- грамотное построение предложений;

- краткость построения фраз;

- конкретность как исключение возможности различных толкований обсуждаемых идей, терминов и предложений.