РАЗДЕЛ V. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ
8. Видение сельскохозяйственного машиностроения в России на период до 2020 года.
В рамках выбранной модели развития сельхозмашиностроения России (модель "инновационного развития") и указанных мероприятий по достижению стратегических целей возможны три варианта развития:
1. Оптимистичный сценарий - выполнение мероприятий по развитию отрасли в полном объеме и наиболее эффективным способом, отказ от вступления России в ВТО (или вступление на выгодных для российской промышленности и сельского хозяйства условиях), опережающее развитие сельского хозяйства России относительно заложенных в Госпрограмме Минсельхоза России показателей, рост доходности сельхозпроизводства, улучшение инвестиционного климата в стране и снижение темпов роста стоимости энергоресурсов, топлива, средств производства и сырья, решение системных проблем отрасли.
2. Реалистичный сценарий - частичное достижение задач стратегии по решению системных проблем отрасли, вступление в ВТО на существующих условиях (но с возможностью ограничения импорта через спецзащитные и антидемпинговые расследования), сохранение существующих низких темпов роста сельхозпроизводства и снижение реальных доходов в сельском хозяйстве, сохранение существующих темпов роста стоимости энергоресурсов, топлива, средств производства и сырья.
3. Пессимистичный сценарий - неэффективное выполнение мер поддержки отрасли (или их полное отсутствие), ухудшение инвестиционного климата, отрицательная динамика сельского хозяйства, снижение доходов сельхозпроизводителей, невыполнение Доктрины продовольственной безопасности, неспособность проводить политику защиты рынка сельхозмашиностроения в условиях ВТО.
Таблица 14. Различные сценарии развития спроса на сельскохозяйственную технику в России до 2020 года в разбивке по сегментам
───────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────── Сегмент техники 2008 г. 2009 г. 2020 г. 2020 г. 2020 г. 2020/2008, % (опти- (реалис- (песси- мистичный тичный мистичный сценарий) сценарий) сценарий) ───────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────── Тракторы 39 080 15 152 73 416 65 128 52 315 166,7 сельскохозяйственные (колесные и гусеничные), шт. Машины для обработки 22 034 9 383 29 863 26 428 23 647 120 почвы (плуги, культиваторы, комбинированные агрегаты), шт. Машины для посева 16 698 3 307 31 134 26 907 21 990 161,1 (сеялки, сажалки), шт. Машины для внесения 6 027 1 292 12 263 10 618 7 890 176,2 удобрений и полива (машины для внесения органических и минеральных, жидких и твердых удобрений, поливалки, ирригационные системы), шт. Машины для защиты 2 202 1 459 5 647 4 915 3 998 223,2 растений (опрыскиватели самоходные, прицепные и навесные), шт. Машины для уборки 9 087 4 996 10 695 9 227 8 725 101,5 зерновых и зернобобовых, шт. Машины для уборки 1 763 692 2 334 1 866 1 546 105,8 корнеклубнеплодов, шт. Машины и 15 731 10 067 27 166 23 922 19 845 152 оборудование для уборки кормов, шт. Машины для 3 607 2 732 2538 14 160 11 540 392,6 послеуборочной обработки и хранения урожая, млн. руб. Оборудование для 10 627 7 153 28 428 22 487 16 586 211,6 животноводства и птицеводства, млн. руб. ─────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────
Развитие событий по первому сценарию приведет к росту доли отечественных производителей сельскохозяйственной техники на рынке до 80 - 90%, то есть производство в 2020 году превысит 464 млрд. рублей. Объем экспорта составит порядка 30% внутренних продаж и достигнет 107 млрд. рублей. Сельхозмашиностроение России трансформируется в высокотехнологичную отрасль экономики, располагающую современными предприятиями, выпускающими конкурентоспособную на мировом рынке сельскохозяйственную технику, востребованную сельхозпроизводителем в количестве, составе и качестве, достаточном для обеспечения национальной продовольственной безопасности и наращивания экспортных поставок.
При негативном (пессимистичном) сценарии сельхозмашиностроение России практически прекратит свое существование. Доля отечественных предприятий в среднем составит 10 - 15%, и лишь по некоторым видам техники доля превзойдет 25%. Экспорт сельхозтехники ограничится разовыми поставками в страны ближайшего зарубежья и составит порядка 2 - 2,5 млрд. рублей, а производство составит не более 47 млрд. руб.
Наиболее вероятным прогнозом развития отрасли и рынка является реалистичный сценарий. В случае целенаправленной реализации мер по развитию сельхозмашиностроения в России и финансовой поддержке спроса на сельхозтехнику прогнозный объем рынка в 2020 году составит около 350 млрд. рублей.
Реализация Стратегии позволит российским и локализованным производителям тракторов к 2020 году выйти на объем производства до 50 тыс. тракторов в год. Параллельно в стране будет сформировано производство комплектующих ведущих специализированных компаний.
Производство машин для уборки зерновых и зернобобовых выйдет на мировой уровень. Российские компании начнут работать более активно на мировом рынке сельскохозяйственной техники. Сельхозпроизводители получат доступ к прицепной и навесной технике и прочему оборудованию, адаптированному к местным агроклиматическим условиям.
Реализация стратегии позволит существенно укрепить позиции российских производителей сельскохозяйственной техники на российском и зарубежном рынках (рис. 15) при условии реализации мероприятий в рамках Стратегии развития сельскохозяйственного машиностроения.
Рисунок 15. Базовые характеристики российского производства сельхозтехники в 2020 году
Факторы, обеспечивающие возможность расширения экспорта российской сельскохозяйственной техники:
- давние партнерские и коммерческие отношения с покупателями российской сельскохозяйственной техники (в первую очередь, на территории СНГ) на протяжении длительного периода времени;
- схожие природно-климатические условия и технологии возделывания сельскохозяйственных культур в регионах продаж российской сельхозтехники;
- более низкая цена на предлагаемую технику, запасные части, сервисную поддержку в сравнении с иностранными компаниями-поставщиками сельхозтехники;
- рост качества, надежности и расширение модельного ряда предлагаемой российской сельхозтехники;
- развитие партнерских отношений с иностранными компаниями, заинтересованными в продажах российской сельхозтехники;
- выход российских финансовых институтов за рубеж, а также рост возможностей по привлечению финансирования российскими компаниями за пределами России;
- возможность расширения проектов по сборке российской техники за рубежом.
Развитие отрасли сельхозмашиностроения обеспечит значительные изменения в социально-экономической сфере. Положительно скажется на экономической безопасности страны, занятости населения и уровне его зарплаты.
Рисунок 16. Основные социально-экономические параметры развития сельскохозяйственного машиностроения в России в 2008 - 2009 гг. и прогноза на 2020 г.
┌───────────────────────────┬──────────────────────────────┬──────────────────────────────────── │ Рынок │ Занятость │ Парк техники └───────┬────────┬──────────┼────────┬───────────┬─────────┼─────────┬────────┬────────┬──────── Объем,│ Доля │ Доля │Числен- │ Производ. │ Средняя │Тракторов│Коэффиц.│Комбай- │Коэффиц. млн. │импорта,│экспорта в│ность │ труда, │зарплата,│ на 1000 │обнов- │нов на │обнов- руб. │ % │произв-ве,│занятых,│ руб./чел. │ руб. в │га пашни,│ления │1000 га │ления │ │ % │чел. │ │ мес. │ шт. │парка │посевов,│парка │ │ │ │ │ │ │тракто- │шт. <*> │комбай- │ │ │ │ │ │ │ров, % │ │нов, % ┌───────┬───────┼────────┼──────────┼────────┼───────────┼─────────┼─────────┼────────┼────────┼──────── │2008 г.│151 546│ 73 │ 20 │ 78400 │ 1 400 000 │ 13 441 │ 4,8 │ 3,8 │ 3,2 │ 6,9 ├───────┼───────┼────────┼──────────┼────────┼───────────┼─────────┼─────────┼────────┼────────┼──────── │2009 г.│61 758 │ 60 │ 30 │ 72700 │ 1 100 000 │ 13 342 │ 4,4 │ 2,0 │ 3,0 │ 4,3 ├───────┼───────┼────────┼──────────┼────────┼───────────┼─────────┼─────────┼────────┼────────┼──────── │2020 г.│349 978│ 36 │ 40 │ 81809 │ 3 992 256 │ 56 388 │ 5,3 │ 14,56 │ 2,3 │ 9,92 └───────┘ │ │ │ │ │ │ │ │ │
В результате технической модернизации производства, а также увеличения масштабов операций, в данной сфере деятельности существенно возрастет производительность труда при незначительном увеличении численности занятых. Рост производительности составит 363%. Вырастет благосостояние работников отрасли - к 2020 году заработная плата составит 56 тыс. рублей.
9. Финансирование Стратегии
Финансирование мероприятий Стратегии развития сельскохозяйственного машиностроения России на период до 2020 года будет осуществляться за счет внебюджетных источников, а также средств федерального и региональных бюджетов и государственных программ развития АПК и промышленности, предусмотренных для обеспечения развития отрасли.
Положения настоящей Стратегии и перечень основных мероприятий по ее реализации должны будут учитываться при подготовке предложений по принятию расходных обязательств Российской Федерации для формирования в установленном порядке проекта федерального бюджета на текущий финансовый год и на плановый период.
Органы государственной власти при подготовке обоснований разработки новых государственных, федеральных целевых и других программ, определения объемов инвестиций в развитие отечественного сельхозмашиностроения, а также при подготовке предложений по совершенствованию нормативной правовой базы должны учитывать положения, содержащиеся в настоящей Стратегии.
Финансовое обеспечение мероприятий настоящей Стратегии за счет средств федерального бюджета будет уточняться по результатам рассмотрения обязательств в установленном порядке при подготовке федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период.
Предварительный анализ показал, что для финансового обеспечения спроса на сельскохозяйственную технику объем привлеченных сельхозпроизводителями средств (в т.ч. по лизингу) должен составить в 2020 году не менее 167 млрд. руб. из расчета, что 50% сельхозтехники будет приобретаться за счет собственных средств (на основе данных за период 2006 - 2010 годов).
По оценкам экспертов, кроме очевидных социальных выгод (см. п. 8 Стратегии) совокупный размер налоговых поступлений от отрасли в бюджеты всех уровней за период с 2012 года по 2020 год составит 181,8 млрд. рублей, в том числе НДС - 149,8 млрд. рублей, налог на прибыль - 32,0 млрд. рублей. Социальные отчисления составят 100 млрд. рублей.
10. Риски реализации Стратегии
Реализация Стратегии развития сельскохозяйственного машиностроения России на период до 2020 года сопряжена с рисками, которые могут препятствовать достижению запланированных результатов.
Глобальные и геополитические риски. Успешная интеграция России в международную экономическую систему во многом зависит от стабильной политической ситуации во многих регионах мира. Нестабильность международной обстановки негативно повлияет на реализацию проектов с зарубежными партнерами.
Продолжатся процессы мировой глобализации, которые уже значительно реализовались в сельскохозяйственном машиностроении путем консолидации отрасли и появления нескольких крупнейших мировых компаний, занимающих значительную часть рынка.
Макроэкономические риски. Сохранение тенденций низкого роста мировой и национальной экономики, а также уровня инвестиционной активности, высокий уровень инфляции, колебания курса национальной валюты, возможность колебаний цен на сырье и технологии, возможность возникновения бюджетного дефицита, высокие проценты по кредитам - эти макроэкономические факторы могут оказать значительное влияние на степень реализации настоящей Стратегии и ожидаемые результаты.
Законодательные риски. Несовершенства в законодательной сфере ограничивают способность хозяйствующих структур эффективно реагировать на меняющуюся рыночную ситуацию с учетом перспектив, возможностей и потребностей развития.
Техногенные и экологические риски. Любая крупная катастрофа техногенного (высокая степень физического и морального износа технических средств, человеческий фактор), природного (наводнения, землетрясения, оползни и т.п.) или социального характера (неправомерное вмешательство в функционирование предприятий, терроризм и т.п.) потребует дополнительных капиталовложений и приведет к отвлечению средств с других объектов. В числе побочных последствий таких происшествий можно ожидать снижение инвестиционной привлекательности и рейтинга доверия к отрасли сельскохозяйственного машиностроения со стороны кредитных организаций и международных финансовых институтов.
Инновационные риски. Главным инновационным риском является то, что в условиях нехватки кадров и материального обеспечения исследовательских центров проведение необходимого объема НИОКР может быть затруднено.
Социальные риски. Решение задач настоящей Стратегии потребует, с одной стороны, притока высококвалифицированного управленческого и производственного персонала, соответствующего задачам текущей стратегии, с другой стороны, неизбежно приведет к необходимости сокращения производств и части персонала, что приведет к росту социальной напряженности. Снизить данную напряженность может формирование программ подготовки и переподготовки кадров.
Прочие риски. К прочим рискам можно отнести, во-первых, возможность концентрации высококвалифицированного персонала в представительствах зарубежных компаний, что снизит конкурентоспособность отечественных компаний, и, во-вторых, возможность сохранения низкой степени локализации производств зарубежных компаний на территории России без дополнительного экономического стимулирования, что не позволит России занимать важное место в цепочке создания стоимости в данной отрасли.
Мониторинг рисков. Регулярный мониторинг и анализ индикаторов возникновения рисков обеспечит возможность своевременной и эффективной выработки мер по предотвращению рисков или снижению ущерба от их наступления. Управление рисками наиболее целесообразно осуществлять в комплексе с мероприятиями по мониторингу реализации Стратегии развития сельскохозяйственного машиностроения на период до 2020 года.
10.1. ВТО и сельхозмашиностроение России. Угрозы и преимущества.
Нынешнее состояние сельского хозяйства России не отвечает современным требованиям и по многим позициям уступает странам - членам ВТО. Так, например, разрыв по технико-экономическим показателям во многих отраслях сельского хозяйства России по сравнению, к примеру, с США достигает до 50 лет <1>.
--------------------------------
<1> Гаппаров А.М. "Внешнеэкономическая зависимость продовольственного рынка России". // Пищевая промышленность. - 2001. - N 6. - с. 10 - 11.
Очевидно, что вступая в ВТО, Россия будет вынуждена соблюдать соглашения по субсидиям, защитным мерам, государственным закупкам, стандартам и др.
Членство в ВТО не накладывает обязательств по отказу от механизмов государственной поддержки, так как правила ВТО не запрещают предоставлять субсидии ни в области промышленности, ни в области сельского хозяйства.
Субсидии сельхозпроизводителям на покупку сельскохозяйственной техники, субсидии на техническое перевооружение предприятиям сельскохозяйственного машиностроения и прочие субсидии смогут предоставляться с учетом правил ВТО.
При существующем техническом и технологическом уровне развития сельского хозяйства и сельскохозяйственного машиностроения, российские предприятия будут вынуждены более серьезно конкурировать с зарубежными производителями аналогичной продукции, повышать качество и расширять модельный ряд своей продукции.
Снижение ввозных таможенных пошлин. Снижение импортных тарифов на 5 - 10% на тракторы, кормо- и зерноуборочные комбайны (с нынешних 15%) и другую сельскохозяйственную технику позволит зарубежным производителям заложить эту разницу в цену своей продукции или снизить цены на выпускаемую свою продукцию.
С момента вступления России в ВТО практически по всей номенклатуре сельскохозяйственной техники (кодам ТН ВЭД) таможенные пошлины будут снижены до 5 - 10%, по ряду номенклатуры техники будет действовать переходной период в 2 - 4 года.
По мнению экспертов, вступление в ВТО не отразится на объеме рынка, однако, значительно скажется на его структуре: во всех сегментах российского рынка увеличится доля импорта и может возрасти конкуренция между производителями и поставщиками техники. Это будет связано со снижением таможенных ставок, изменением механизмов государственной поддержки.
Выравнивание цен на технику. В условиях работы в ВТО предположительно могут быть изменены цены на сельскохозяйственную технику из-за возросшей конкуренции на рынке.
Доступ на рынок услуг. В качестве действенного механизма по поддержке сельхозпроизводителя можно назвать предоставление техники в лизинг. Однако, с вступлением в ВТО данный механизм финансирования поставок техники должен будет учесть условия работы в рамках ВТО.
В то же время ряд российских ученых отмечают и очевидные плюсы от возможного вступления России в ВТО <1>.
--------------------------------
<1> М.А. Качанов, Д.С. Усов. "Влияние вступления в ВТО на рынок сельскохозяйственной техники". Вестник Челябинского государственного агроинженерного университета. Том 55, 2009 год.
Стандартизация и техническое регулирование в соответствии с нормами ВТО. Это требование действительно позволит российским компаниям повысить уровень конкурентоспособности благодаря гармонизации и введению в действие международных стандартов.
Охрана прав интеллектуальной собственности. Охрана таких прав важна не только с точки зрения присоединения к ВТО, но и для самих предприятий России. Надежная защита интеллектуальной собственности является одной из составляющих успеха дальнейшего развития инновационной экономики и инвестиционной привлекательности России. Переход на инновационный путь развития на сегодняшний день является приоритетом государственной политики. И его реализация связана, в большой степени, с интеллектуальной собственностью, ее современной правовой охраной и использованием.
Какие же меры необходимо принять государству по защите своих национальных производителей? В качестве альтернативы некоторые исследователи тем же субсидиям предлагают использовать <1>:
--------------------------------
<1> Из выступления Сергея Глазьева на круглом столе в информационном агентстве KM.RU. "Присоединение России к ВТО вовсе не ограждает от введения новых санкций". 26.11.2006 г.
1. Дешевые кредиты российских банков.
2. Кредитование промышленности через рефинансирование коммерческих банков под обязательства производственных предприятий.
3. Активно использовать защитные меры (по примеру Китая).
4. Использовать отсрочку открытия рынков (до 8 лет).
5. Проводить спецзащитные и антидемпинговые расследования и на основе полученных результатов корректировать ставки ввозных таможенных пошлин.
11. Мониторинг реализации Стратегии
Мониторинг реализации Стратегии развития сельскохозяйственного машиностроения России на период до 2020 года направлен на решение задач по оперативному обеспечению должностных лиц Минпромторга России материалами для предупреждения или устранения негативных тенденций развития отрасли, корректировки стратегических ориентиров и мероприятий.
Мониторинг осуществляется посредством сбора, обработки и анализа информации. Сбор исходной информации производится по показателям, характеризующим состояние отрасли сельскохозяйственного машиностроения и, в отдельных случаях, связанных с ней отраслей гражданского комплекса, промышленности и сельского хозяйства. Результаты мониторинга представляются в виде индикаторов, значения которых получаются посредством обработки исходных данных, а также аналитических таблиц, диаграмм, рисунков.
Мониторинг проводится Министерством промышленности и торговли Российской Федерации с привлечением на конкурсной основе научных и экспертных организаций. Мониторинг реализации Стратегии развития сельскохозяйственного машиностроения России на период до 2020 года осуществляется ежегодно.
Мониторинг включает в себя следующие процедуры:
- подготовка к проведению мониторинга;
- сбор (получение) первичной информации;
- обработка и анализ первичной информации;
- формирование выводов и предложений.
Таблица 16. Основные индикаторы для мониторинга реализации Стратегии развития сельскохозяйственного машиностроения России на период до 2020 года
┌────┬────────────────────┬──────┬────────┬────────┬────────┬─────────┬─────────┬─────────┬──────────┬─────────┬─────────┬─────────┬─────────┬─────────┐ │ N │ Показатель │ Ед. │ 2009 │ 2010 │ 2011 │ 2012 │ 2013 │ 2014 │ 2015 │ 2016 │ 2017 │ 2018 │ 2019 │ 2020 │ │ │ │ изм. │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ├────┼────────────────────┼──────┼────────┼────────┼────────┼─────────┼─────────┼─────────┼──────────┼─────────┼─────────┼─────────┼─────────┼─────────┤ │ 1 │Доля отечественной │ % │ 34,6 │ 30 │ 20,6 │ 18,9 │ 21,3 │ 23,4 │ 30,3 │ 37,2 │ 43,3 │ 49,1 │ 54,7 │ 56 │ │ │техники в совокупном│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │объеме продаж с/х │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │тракторов (вкл. │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │продукцию сборочных │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │производств, шт.) │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ├────┼────────────────────┼──────┼────────┼────────┼────────┼─────────┼─────────┼─────────┼──────────┼─────────┼─────────┼─────────┼─────────┼─────────┤ │ 2 │Доля отечественной │ % │ 83,0 │ 79,4 │ 71,4 │ 72,7 │ 76,5 │ 77,0 │ 77,4 │ 76,3 │ 75,2 │ 76,3 │ 79,2 │ 82,7 │ │ │техники в совокупном│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │объеме продаж зерно-│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │и кормоуборочных │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │комбайнов (вкл. │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │продукцию сборочных │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │производств, шт.) │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ├────┼────────────────────┼──────┼────────┼────────┼────────┼─────────┼─────────┼─────────┼──────────┼─────────┼─────────┼─────────┼─────────┼─────────┤ │ 3 │Доля отечественной │ % │ 42,9 │ 33,2 │ 36,5 │ 40,4 │ 40,6 │ 40,8 │ 44,3 │ 48,1 │ 52,5 │ 57,2 │ 62,7 │ 68,8 │ │ │техники в совокупном│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │объеме продаж прочей│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │с/х техники (вкл. │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │продукцию сборочных │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │производств, млн. │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │руб.) │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ├────┼────────────────────┼──────┼────────┼────────┼────────┼─────────┼─────────┼─────────┼──────────┼─────────┼─────────┼─────────┼─────────┼─────────┤ │ 4 │Соотношение │ % │ 11,87 │ 3,95 │ 9,32 │ 13,06 │ 15,44 │ 16,98 │ 17,62 │ 17,32 │ 16,75 │ 15,86 │ 14,65 │ 13,20 │ │ │внутреннего │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │российского рынка │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │с/х техники и объема│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │экспортных поставок │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │(экспорт/внутренний │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │рынок, млн. руб.) │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ├────┼────────────────────┼──────┼────────┼────────┼────────┼─────────┼─────────┼─────────┼──────────┼─────────┼─────────┼─────────┼─────────┼─────────┤ │ 5 │Объем экспорта │ млн. │ 7 332 │ 2 646 │ 7 080 │ 11 515 │ 15 789 │ 20 064 │ 24 419 │ 28 773 │ 33 127 │ 37 481 │ 41 520 │ 46 190 │ │ │(максимальный) │ руб. │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │сельскохозяйственной│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │техники │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ├────┼────────────────────┼──────┼────────┼────────┼────────┼─────────┼─────────┼─────────┼──────────┼─────────┼─────────┼─────────┼─────────┼─────────┤ │ 6 │Объем продаж │ млн. │ 61 758 │ 66 996 │ 76 003 │ 88 163 │102 244 │ 118 138 │ 138 576 │ 166 141 │ 197 813 │ 236 276 │ 283 423 │ 349 978 │ │ │сельскохозяйственной│ руб. │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │техники в России │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ├────┼────────────────────┼──────┼────────┼────────┼────────┼─────────┼─────────┼─────────┼──────────┼─────────┼─────────┼─────────┼─────────┼─────────┤ │ 7 │Объем продаж с/х │ шт. │ 15 152 │ 20 980 │ 24 788 │ 25 868 │ 26 090 │ 26 827 │ 27 261 │ 30 059 │ 34 381 │ 39 661 │ 47 122 │ 65 128 │ │ │тракторов в России │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ├────┼────────────────────┼──────┼────────┼────────┼────────┼─────────┼─────────┼─────────┼──────────┼─────────┼─────────┼─────────┼─────────┼─────────┤ │ 8 │Объем производства │ шт. │ 862 │ 619 │ 1 081 │ 1 358 │ 1 656 │ 3 363 │ 4 020 │ 5 300 │ 8 620 │ 12 641 │ 18 307 │ 27 864 │ │ │с/х тракторов в │ │ │ │ │ │ │ <**> │ │ │ │ │ │ │ │ │России │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ├────┼────────────────────┼──────┼────────┼────────┼────────┼─────────┼─────────┼─────────┼──────────┼─────────┼─────────┼─────────┼─────────┼─────────┤ │8.1 │Сборка тракторов │ шт. │ 4 383 │ 5 688 │ 4 025 │ 3 531 │ 3 900 │ 2 915 │ 4 240 │ 5 882 │ 6 267 │ 6 832 │ 7 468 │ 8 607 │ │ │сельскохозяйственных│ │ │ │ │ │ │ <**> │ │ │ │ │ │ │ │ │на территории России│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │(в т.ч. МТЗ) │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ├────┼────────────────────┼──────┼────────┼────────┼────────┼─────────┼─────────┼─────────┼──────────┼─────────┼─────────┼─────────┼─────────┼─────────┤ │ 9 │Объем продаж зерно- │ шт. │ 4 996 │ 5 886 │ 6 790 │ 7 271 │ 7 584 │ 7 814 │ 8 139 │ 8 384 │ 8 730 │ 8 998 │ 9 099 │ 9 227 │ │ │и кормоуборочных │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │комбайнов в России │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ├────┼────────────────────┼──────┼────────┼────────┼────────┼─────────┼─────────┼─────────┼──────────┼─────────┼─────────┼─────────┼─────────┼─────────┤ │ 10 │Объем производства │ шт. │ 7 338 │ 4 552 │ 5 701 │ 6 446 │ 7 164 │ 7 914 │ 8 749 │ 9 547 │ 10 419 │ 11 251 │ 12 209 │ 12 717 │ │ │комбайнов в России │ │ <***> │ <***> │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │<*> │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ├────┼────────────────────┼──────┼────────┼────────┼────────┼─────────┼─────────┼─────────┼──────────┼─────────┼─────────┼─────────┼─────────┼─────────┤ │ 11 │Объем продаж прочей │ млн. │ 16 101 │ 22 851 │ 21 976 │ 22 191 │ 27 938 │ 34 137 │ 41 163 │ 50 145 │ 59 995 │ 71 707 │ 84 464 │ 101 738 │ │ │с/х техники в России│ руб. │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ├────┼────────────────────┼──────┼────────┼────────┼────────┼─────────┼─────────┼─────────┼──────────┼─────────┼─────────┼─────────┼─────────┼─────────┤ │ 12 │Объем производства │ млн. │ 7 642 │ 8 875 │ 8 926 │ 10 602 │ 13 753 │ 18 853 │ 26 400 │ 35 252 │ 45 911 │ 59 013 │ 74 705 │ 95 763 │ │ │прочей с/х техники в│ руб. │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │России │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ├────┼────────────────────┼──────┼────────┼────────┼────────┼─────────┼─────────┼─────────┼──────────┼─────────┼─────────┼─────────┼─────────┼─────────┤ │ 13 │Обеспеченность │ шт. │ 4,4 │ 4,2 │ 4,25 │ 4,26 │ 4,29 │ 4,34 │ 4,41 │ 4,51 │ 4,64 │ 4,80 │ 5,02 │ 5,31 │ │ │аграрного комплекса │ на │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │тракторами │ 1000 │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │(количество │ га │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │тракторов на 1000 га│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │пашни) │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ├────┼────────────────────┼──────┼────────┼────────┼────────┼─────────┼─────────┼─────────┼──────────┼─────────┼─────────┼─────────┼─────────┼─────────┤ │ 14 │Обеспеченность │ шт. │ 3,0 │ 3,0 │ 3,2 │ 3,25 │ 3,25 │ 3,26 │ 3,27 │ 3,28 │ 3,28 │ 3,29 │ 3,29 │ 3,30 │ │ │аграрного комплекса │ на │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │комбайнами │ 1000 │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │(количество │ га │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │зерноуборочных │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │комбайнов на 1000 га│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │зерновых посевов) │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │<*> │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ├────┼────────────────────┼──────┼────────┼────────┼────────┼─────────┼─────────┼─────────┼──────────┼─────────┼─────────┼─────────┼─────────┼─────────┤ │ 15 │Производительность │руб./ │446 373 │420 000 │617 308 │ 824 106 │1 071 124│1 203 161│1 470 170 │1 940 624│2 554 347│3 094 689│3 582 845│3 992 256│ │ │труда в отрасли│ чел. │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │(выручка/численность│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │занятых) │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ├────┼────────────────────┼──────┼────────┼────────┼────────┼─────────┼─────────┼─────────┼──────────┼─────────┼─────────┼─────────┼─────────┼─────────┤ │ 16 │Средняя заработная │руб./ │ 13 342 │ 15 619 │ 15 393 │ 19 560 │ 24 136 │ 25 666 │ 29 596 │ 36 735 │ 45 284 │ 51 146 │ 54 909 │ 56388 │ │ │плата │ мес. │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ └────┴────────────────────┴──────┴────────┴────────┴────────┴─────────┴─────────┴─────────┴──────────┴─────────┴─────────┴─────────┴─────────┴─────────┘
--------------------------------
<*> С учетом данных Росстата за соответствующие года.
<**> Активная локализация собираемых моделей на территории России и получение статуса "российского производства".
<***> С учетом сборки на территории России.
Таблица 17. Основные компетенции отечественных производителей сельскохозяйственной техники
┌───────────────────────────────────┬─────────────────────────────────────┐ │ Факторы, обеспечивающие развитие │Мероприятия, обеспечивающие развитие │ │ компетенции отечественных │ компетенции отечественных │ │производителей сельскохозяйственной│ предприятий сельскохозяйственного │ │ техники │ машиностроения │ ├───────────────────────────────────┼─────────────────────────────────────┤ │стоимостное преимущество по цене │повышение конкурентоспособности, │ │производимой техники, позволяющее │экспортного потенциала и качества │ │использовать импортные компоненты │продукции сельскохозяйственного │ │высокого уровня качества и │машиностроения; │ │надежности; │ │ │ │локализация производства │ │развитие системы технического │комплектующих и техники в Российской │ │регулирования, новых технических │Федерации; │ │регламентов; │ │ │ │достижение вновь создаваемой и │ │преодоление существующего │модернизации существующей техники │ │технологического отставания │российского производства мирового │ │сельскохозяйственного │технического уровня, в том числе, по │ │машиностроения России от ведущих │безопасности, надежности, топливной │ │стран мира на основе инновационного│экономичности, экологическим │ │обновления и модернизации │характеристикам, соответствия │ │производства, внедрение в │техническим и технологическим │ │производство и сборку новой │требованиям; │ │техники, разработанной и │ │ │опробованной, в том числе за │расширение потребности │ │рубежом; │отечественного сельского хозяйства в │ │ │современной технике и с.х. │ │создание и развитие СП по │технологиях; │ │производству сельскохозяйственной │ │ │техники и компонентов; │стимулирование разработки и │ │ │производства инновационной техники │ │привлечение на предприятия │(в том числе и за счет │ │сельскохозяйственного │финансирования НИОКР), компонентов, │ │машиностроения специалистов с │создания новых и модернизации │ │высшим образованием │действующих производств на │ │ │территории Российской Федерации; │ │(наличие кадрового потенциала), │ │ │расширение применения систем │развитие на территории Российской │ │электронного проектирования для │Федерации высокотехнологичных │ │разработки и производства техники. │производств компонентов; │ │ │ │ │ │развитие партнерства отечественных │ │ │производителей компонентов с │ │ │глобальными производителями с.х. │ │ │техники и компонентов; │ │ │ │ │ │развитие инфраструктуры проведения │ │ │испытания новой техники и │ │ │технологий, проверки соответствия │ │ │техники техническим и │ │ │технологическим требованиям; │ │ │ │ │ │совершенствование системы подготовки │ │ │специалистов для │ │ │сельскохозяйственного │ │ │машиностроения. │ └───────────────────────────────────┴─────────────────────────────────────┘