Глава IV. ПОРЯДОК ДОПУСКА К ЭКСПЛУАТАЦИИ АЭРОДРОМОВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ АВИАЦИИ, ВЕРТОДРОМОВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ АВИАЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Глава IV. МАРКИРОВКА ВЕРТОДРОМОВ
9. Искусственные покрытия вертодрома должны иметь маркировку, определенную группу символов, располагаемых на поверхности рабочей площади для передачи аэронавигационной информации и обеспечивающую безопасную эксплуатацию вертолета на земле и в воздухе.
Маркировка ИВПП вертодрома
40. На ИВПП наносятся следующие маркировочные знаки:
знак ограничения места приземления при посадке по вертолетному;
пограничные знаки (угловые и строчные на прямоугольных летных полосах и только строчные - при круглой форме рабочей площади);
стартовая линия (начало участка приземления при посадке по-самолетному);
Типовая маркировка рабочей площади вертодрома представлена на рис. 9.
Угловые и строчные пограничные знаки образуют границу ВПП с искусственным покрытием вертодрома.
Размеры маркировочных знаков зависят от расчетного типа вертолета и приведены в таблице 1.
Таблица 1
N п/п
|
Наименование маркировочных знаков
|
Размеры маркировочных знаков вертолетов различных классов (весовых категорий), м
|
|||
Тяжелых
|
Средних
|
Легких
|
|||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
|
1
|
Знак ограничения места приземления при посадке по-вертолетному:
|
||||
- наружный диаметр
|
20
|
10
|
7
|
||
- разрыв между пунктирами
|
1,5
|
1,0
|
1,0
|
||
- длина пунктира;
|
1,5
|
1,0
|
1,0
|
||
Буква H:
|
высота и ширина
|
9 x 5,4
|
5 x 3
|
3,5 x 2,5
|
|
ширина линии
|
1,2
|
0,8
|
0,6
|
||
2
|
Продольно-осевая линия:
|
||||
- длина пунктира
|
1,5
|
1,0
|
1,0
|
||
- разрыв между пунктирами
|
1,5
|
1,0
|
1,0
|
||
3
|
Стартовая линия:
|
||||
- длина
|
15
|
10
|
7
|
||
- ширина
|
0,20
|
0,15
|
0,15
|
||
- расстояние от торцевой границы искусственного покрытия
|
20
|
10
|
5
|
||
4
|
Угловой пограничный знак
|
6 x 3
|
4 x 2
|
3 x 1,5
|
|
5
|
Строчной пограничный знак
|
4
|
3
|
2
|
|
6
|
Ширина линии маркировочных знаков (без стартовой и пограничной линии)
|
0,30
|
0,20
|
0,20
|
|
7
|
Ширина линии, обозначающей границы рабочей площади
|
0,20
|
0,20
|
0,20
|
Примечание:
а) размеры маркировочных знаков принимаются по наибольшей весовой категории вертолета, эксплуатируемого на данном вертодроме.
б) в случае расположения вертодрома вблизи опасных мест (ущелье, гора, недоступные уклоны рельефа), на ВПП (ЛП) наносятся знаки указания препятствий в виде острых углов (30°) белого цвета, обращенных к препятствиям. Длина сторон угла 2 м, ширина линии 0,2 м знаки должны располагаться на расстоянии 1 м от границы ВПП или ЛП;
в) стартовые линии наносятся только по рабочей площади ВПП, имеющей форму вытянутого прямоугольника;
г) разрывы между боковыми пограничными знаками принимаются:
- 17 - 30 м - для тяжелых вертолетов;
- 10 - 20 м - для средних вертолетов;
- 6 - 10 м - для легких вертолетов;
д) в торцах ВПП (ЛП) наносится по одному строчному пограничному знаку;
е) пограничные знаки наносятся на расстоянии 2,5 м, 1,5 м, и 1,0 м от границы искусственного покрытия (соответственно для тяжелых средних и легких вертолетов);
ж) при круглой форме рабочей площади разрывы между строчными пограничными знаками равны их длине. Если рабочая площадь имеет форму квадрата, длина сторон угловых пограничных знаков принимается одинаковой.
41. Маркировочные знаки вертодрома и посадочных площадок на вертодроме должны быть окрашены краской белого цвета. Для улучшения контрастности маркировочных знаков белого цвета допускается обведение их черным цветом.
Линия выхода с ИВПП на РД на участке сопряжения РД с ИВПП должна начинаться не менее, чем за 50 м до криволинейного участка перехода ее в осевую линию РД, и располагаться параллельно осевой линии ВПП.
Маркировка рулежных дорожек с искусственным покрытием
42. Искусственные покрытия РД маркируются по продольной оси пунктирной линией желтого или оранжевого цвета.
Длина пунктира принимается равной 1,5 м с разрывом в 2 м, ширина маркировочной линии 15 см.
В местах сопряжения РД с ВПП, МС или специальными площадками маркировка кривой поворота производится пунктирной линией желтого или оранжевого цвета.
Условные обозначения:
1. Граница ИВПП.
2. Знак ограничения места приземления при посадке по-вертолетному.
3. Стартовая линия.
4. Угловой пограничный знак.
5. Строчный знак.
6. Продольно-осевая линия
Рис. 9. Типовая маркировка ИВПП вертодромов
Маркировка воздушных рулежных дорожек и маршрутов руления
по воздуху
43. ВРД должна быть отмечена маркерами, устанавливаемыми над уровнем земли для обозначения препятствия или границы (рис. 10), которые располагаются по осевой линии ВРД с интервалом не более 30 м на прямолинейных участках и 15 м - на криволинейных участках.
Маркер ВРД должен иметь ломкую конструкцию, возвышающуюся над поверхностью или снежным покровом на 35 см.
Маркеры маршрута руления по воздуху (рис. 11) устанавливаются по осевой линии маршрута руления по воздуху с интервалом не более 40 м на прямолинейных участках и 15 м - на криволинейных участках.
Маркер маршрута руления по воздуху должен иметь ломкую конструкцию, возвышающуюся над поверхностью или снежным покровом не выше 1 м.
Маркер ВРД и маркер маршрута руления по воздуху делятся на три горизонтальные полосы, окрашенные соответственно в желтый, зеленый и желтый цвета. Если ВРД и/или маршрут руления по воздух предназначены для использования ночью, маркеры должны иметь внутреннюю подсветку или иметь светоотражающую поверхность.
Маркировка мест стоянок (площадок)
44. Места стоянок (площадки) на вертодроме должны иметь точную геодезическую припривязку.
На местах стоянок (площадках) должны быть нанесены маркировочные знаки:
оси руления вертолета (линии заруливания, разворотов и выруливания, если предполагается сквозное маневрирование через МС);
Т-образный знак остановки носовой части вертолета и спецмашин;
номер стоянки;
границы зон повышенной опасности для обслуживающего авиационного персонала при обслуживании вертолета;
пути движения спецмашин при обслуживании вертолета (рис. 12).
Ось руления вертолетов на местах стоянок (площадках) на прямолинейных и криволинейных участках маркируется так же как РД.
Маркировка проводится в соответствии с утвержденной схемой расстановки вертолетов на местах стоянок (площадках).
Рис. 10. Маркер РД для руления по воздуху
Рис. 11. Маркер маршрута руления по воздуху
|
Размеры знака "Т" и номера МС
|
|||
Параметр, м
|
Легкий вертолет
|
Средний вертолет
|
Тяжелый вертолет
|
|
А
|
0,4
|
0,5
|
0,6
|
|
Б
|
0,8
|
1,0
|
1,2
|
|
В
|
1,2
|
1,2
|
1,2
|
|
Г
|
0,8
|
1,0
|
1,2
|
|
Д
|
1,5
|
2,0
|
2,5
|
|
Е
|
0,8
|
1,0
|
1,2
|
|
Ж
|
0,6
|
1,0
|
1,4
|
|
З
|
0,2
|
3,0
|
4,0
|
Рис. 12. Типовая маркировка МС вертолетов
Места стоянки, не имеющие искусственного покрытия, обозначаются четырьмя дорожными сигнальными конусами, автопокрышками или флажками, расположенными по углам квадрата, в который может быть вписан круг, размером 1,2D вертолета, для которого предназначена данная стоянка.