9. Территориальное размещение тяжелого машиностроения
Территориальное размещение производственных мощностей отрасли тяжелого машиностроения сложилось исторически и определялось близостью к ресурсам, к потребителям и исходя из стратегических предпосылок. Баланс территориального размещения отрасли был нарушен в результате отделения Украины. Оставшиеся в России производственные мощности представлены территориально неравномерно. Кроме того, предприятия тяжелого машиностроения в значительной степени неоднородны по типу производства, характеристикам производимой продукции и назначению, поэтому приведенные в Табл. 9.1 данные лишь оценка вклада регионов в отрасль.
Табл. 9.1. Оценка регионального распределения отрасли
тяжелого машиностроения
┌───────────────────────┬─────────┬─────────┬───────┬──────────┬──────────┐ │ Вид оборудования │Металлур-│Кузнечно-│Горно- │Нефтега- │Подъемно- │ │ _______________ │гическое │прессовое│рудное │зовое до- │транспорт-│ │ Федеральный округ │оборудо- │оборудо- │обору- │бывающее │ное обору-│ │ │вание │вание │дование│оборудова-│дование │ │ │ │ │ │ние │ │ ├───────────────────────┼─────────┼─────────┼───────┼──────────┼──────────┤ │Центральный │ 8% │ 11% │ 1% │ 8% │ 30% │ ├───────────────────────┼─────────┼─────────┼───────┼──────────┼──────────┤ │Северо-Западный │ 1% │ 2% │ 1% │ 1% │ 20% │ ├───────────────────────┼─────────┼─────────┼───────┼──────────┼──────────┤ │Южный │ 16% │ 35% │ 20% │ 7% │ 5% │ ├───────────────────────┼─────────┼─────────┼───────┼──────────┼──────────┤ │Приволжский │ 40% │ 32% │ 7% │ 49% │ 10% │ ├───────────────────────┼─────────┼─────────┼───────┼──────────┼──────────┤ │Уральский │ 25% │ 15% │ 40% │ 34% │ 20% │ ├───────────────────────┼─────────┼─────────┼───────┼──────────┼──────────┤ │Сибирский │ 10% │ 5% │ 30% │ 1% │ 10% │ ├───────────────────────┼─────────┼─────────┼───────┼──────────┼──────────┤ │Дальневосточный │ 0% │ 0% │ 1% │ 0% │ 5% │ └───────────────────────┴─────────┴─────────┴───────┴──────────┴──────────┘
Даже примерная оценка позволяет выделить Уральский федеральный округ, в первую очередь, включая области - Свердловскую, Челябинскую, Тюменскую, а также Приволжский федеральный округ, где очевиден наиболее весомый вклад в отрасль приуральских регионов - Пермского края и Оренбургской области.
Таким образом, можно говорить об Уральском промышленном регионе как о центре тяжелого машиностроения, где представлено как крупное единичное производство уникального тяжелого оборудования, так и целый ряд производителей серийного и среднеразмерного оборудования. Кроме Уральского региона тяжелая промышленность представлена во всех других федеральных округах, в наименьшей степени в Дальневосточном. Состав основных предприятий отрасли по федеральным округам представлен в Приложении 1.
Специфика организации отрасли тяжелого машиностроения заключается в том, что отрасль состоит из нескольких производителей крупного оборудования, продукция которых не конкурирует между собой, так как отличается по назначению или по техническим характеристикам и большего числа предприятий среднего размера, специализирующихся на выпуске серий типового среднеразмерного оборудования, запасных и расходных частей, ремонтных работах и обслуживании оборудования.
Из представленного анализа географии тяжелого машиностроения видно, что основные производственные мощности сосредоточены в областях Уральского региона (Свердловская, Челябинская, Оренбургская, Тюменская и Пермский край), где сосредоточены производители всех видов оборудования, в том числе и крупногабаритного. Крупные и средние производители представлены также в Северо-Западном, Приволжском, Сибирском, Южном федеральных округах в рамках исторически сложившихся промышленных центров. И если продукция предприятий Уральского пояса в основном предназначена для сырьевого сектора экономики (добыча полезных ископаемых и первый передел), то тяжелое производство в других регионах в значительной степени ориентировано на машиностроение, энергетику, нефтехимию и другие отрасли высокого передела.
Создавая средства производства для сырьевых отраслей, создающих до 20% ВВП, вклад самих предприятий тяжелого машиностроения в валовой продукт невелик и неоднороден по регионам. Так, доля Уралмашзавода в валовом региональном продукте Свердловской области составляет ~0,2%, в обрабатывающем секторе области ~0,7%. Вклад "ОРМЕТО-ЮУМЗ" в валовом региональном продукте Оренбургской области ~0,75%, в обрабатывающем секторе ~5%.
Численность работников в отрасли тяжелого машиностроения составляет ~270 тыс. человек, менее одного процента от общего числа занятых в экономике. Трудовые ресурсы отрасли распределены в Центральном - 26%; Приволжском - 25%; Уральском - 22% федеральных округах, на долю остальных округов приходится: Сибирский - 11%; Южный - 7%; Северо-Западный - 6%; Дальневосточный - 3% от общего числа занятых в отрасли.
Стратегией предусматривается акцент на восстановление и опережающее развитие наиболее крупных предприятий тяжелого машиностроения, выпускающих особо крупные виды тяжелого уникального оборудования.
Основными центрами и точками роста отрасли тяжелого машиностроения являются:
Центральный федеральный округ
- ОАО "Электростальский завод тяжелого машиностроения";
- ОАО "Машиностроительный завод "ЗиО-Подольск";
- организации науки и проектно-конструкторские бюро региона;
Северо-западный федеральный округ
- ОАО "ОМЗ"
- организации науки и проектно-конструкторские бюро региона;
Приволжский федеральный округ
- ОАО "Сызранский завод тяжелого машиностроения"
- ОАО "ОРМЕТО-ЮУМЗ" (МК "Уралмаш");
Уральский федеральный округ
- ОАО "Уралмашзавод" (МК "Уралмаш");
Сибирский федеральный округ
- ОАО "Сибирский завод тяжелого машиностроения";
- ОАО "Иркутский завод тяжелого машиностроения".
К 2020 году территориальное размещение отрасли тяжелого машиностроения не претерпит значительных изменений. Существующее территориальное расположение отрасли вполне оптимально с точки зрения близости к потребителям продукции тяжелого машиностроения и ресурсной базе, как материально-сырьевой, кадровой, а также сложившейся инфраструктуры, в том числе транспортной и энергетической. Интеграция тяжелого машиностроения в крупных промышленных центрах, сложившаяся исторически, вполне себя оправдала. Создание новых центров тяжелого машиностроения в других регионах на сегодняшний день не имеет оснований. Предполагается осуществлять развитие отрасли тяжелого машиностроения на базе уже существующих производственных мощностей, путем их технологического обновления, совершенствования и расширения. Дополнительный аргумент в пользу такого решения - сбалансированное расположение предприятий отрасли относительно железнодорожных, автодорожных и водных путей, а также энергетических мощностей и газовых магистралей. Планируемые в рамках Стратегии ключевые показатели по росту объемов производимой продукции не потребуют значительных изменений в уже имеющихся мощностях инфраструктуры, в силу незначительности энергетической и транспортной составляющих в структуре себестоимости продукции тяжелого машиностроения и малой потребностью предприятий в энергоресурсах на сегодняшний день, относительно расчетных объемов при проектировании.
Сохранение и восстановление структуры размещения отрасли тяжелого машиностроения по территории страны позволит:
- использовать сложившуюся инфраструктуру отрасли;
- обеспечить рациональное и комплексное использование сложившихся кооперационных связей;
- повысить уровень диверсификации производства;
- вовлечь в производственный оборот предприятия малого и среднего бизнеса на правах кооперации.
При составлении планов развития предприятий отрасли должна обеспечиваться связь с инвестиционными планами развития основных российских потребителей.