10. Тенденции развития основных потребителей продукции тяжелого машиностроения
Тенденции развития металлургической промышленности
В настоящее время за счет крупномасштабных инвестиций последних лет в металлургическом комплексе в целом завершен процесс модернизации производства, большинство крупных проектов по созданию новых производственных мощностей уже реализованы или близки к завершению.
Кроме того, глобальный экономический кризис привел к значительному сокращению потребления металлов, что привело к ухудшению финансового состояния предприятий металлургического комплекса. В результате в 2010 г. ожидается снижение уровня инвестиций по отношению к 2007 - 2008 гг.
При восстановлении экономики основной упор будет сделан на текущее обслуживание производственных мощностей, в меньшей степени инвестиции будут направляться на модернизацию или создание новых производств.
Уровень инвестиций в металлургическую отрасль, включая добычу и обогащение руды, приведенный в Стратегии развития металлургической промышленности России на период до 2020 года, приведен в Табл. 10.1.
Табл. 10.1. Прогнозный уровень инвестиций в металлургии
┌───────────┬────┬────┬────┬────┬────┬────┬────┬────┬────┬─────────────┬─────────────┐ │ Год │2003│2004│2005│2006│2007│2008│2009│2010│2011│ 2012 - 2015 │ 2016 - 2020 │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │среднегодовой│среднегодовой│ ├───────────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼─────────────┼─────────────┤ │ Объем │ 92 │145 │155 │186 │196 │198 │125 │140 │186 │ 190 │ 210 │ │инвестиций,│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │млрд. руб. │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ └───────────┴────┴────┴────┴────┴────┴────┴────┴────┴────┴─────────────┴─────────────┘
Тенденции развития нефтедобывающей промышленности
Приход зарубежных сервисных компаний и новых технологий позволили российским нефтяникам увеличить добычу за счет эффективных и сравнительно дешевых операций, связанных с интенсификацией ранее пробуренных скважин.
В настоящее время ожидается значительный подъем рынка бурового оборудования в достаточно длительной перспективе. Резервы увеличения нефтедобычи за счет работы со старым фондом скважин в России уже исчерпаны, что подтверждается нулевой и даже отрицательной динамикой добычи последних лет. Кроме того, парк буровых установок, работающих на территории нашей страны, значительно устарел и требует обновления. Половину существующего парка составляют буровые установки возрастом более 20 лет, которые требуют немедленной замены.
Отдельно следует отметить проблему создания оборудования для добычи нефти на арктическом шельфе. Суммарные прогнозные углеводородные ресурсы российского шельфа составляют не менее 100 миллиардов тонн условного топлива, из них около 75 процентов - газ. По оценкам экспертов, к 2020 году добыча богатств континентального шельфа может составить до 20 процентов в общем балансе углеводородного сырья России. Это потребует значительного количества плавучих буровых платформ, предназначенных для эксплуатации в тяжелых климатических условиях арктического шельфа.
В настоящее время в мире не существует реализованных крупных проектов по добыче углеводородов на арктическом шельфе, поэтому можно говорить о том, что полноценных отработанных технологий такой добычи нет ни у кого в мире. Наиболее далеко продвинулась в этом направлении норвежская компания Statoil Hydro, и именно поэтому она была приглашена в проект по разработке Штокмановского месторождения.
Если совместными усилиями российских компаний ТЭК, отраслевых проектных институтов и промышленных предприятий будет разработана и освоена технология добычи углеводородов на арктическом шельфе, то для предприятий тяжелого машиностроения будет также открыт мировой рынок бурового оборудования, поскольку о намерениях разрабатывать арктический шельф уже заявили несколько стран - Норвегия, США, Канада и др.
Прогнозный объем рынка бурового оборудования в России приведен в Табл. 10.2.
Табл. 10.2. Прогнозный объем рынка бурового оборудования
┌───────────────────┬──────────┬────┬────┬────┬─────────────┬─────────────┐ │ Год │ 2008 │2009│2010│2011│ 2012 - 2015 │ 2016 - 2020 │ │ │ (факт) │ │ │ │среднегодовой│среднегодовой│ ├───────────────────┼──────────┼────┼────┼────┼─────────────┼─────────────┤ │Объем инвестиций, │ 39,6 │ 35 │45,8│ 48 │ 70 │ 90 │ │млрд. руб. │ │ │ │ │ │ │ └───────────────────┴──────────┴────┴────┴────┴─────────────┴─────────────┘
Тенденции развития электроэнергетики
Основные тенденции развития электроэнергетики на сегодняшний день содержатся в двух документах - "Генеральной схеме размещения объектов электроэнергетики до 2020 года" и "Энергетической стратегии Российской Федерации до 2020 года". Кроме того, до 2009 года планируется рассмотреть и одобрить "Энергетическую стратегию России на период до 2030 года", а также более глобальный документ - Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации" (КДР), также охватывающую период до 2030 года.
Так, потребность в энергомощностях минимальным вариантом КДР оценивается в 37,6 ГВт до 2015 года и еще 52 - в период 2016 - 2020 гг., что предполагается обеспечить сооружением 30 энергоблоков АЭС, 70 блоков ГЭС и около 300 тепловых. Все энергоблоки оснащаются комплексом подъемно-транспортного оборудования, кроме кранов общего назначения, в случае с АЭС и мощными блоками ГЭС, это тяжелые и специальные краны, а тепловые угольные энергоблоки комплексом горного оборудования для подготовки и подачи топлива.
Тенденции развития транспортной системы
Транспортная система страны является крупным потребителем подъемно-транспортного оборудования, в части портальных и мостовых кранов, погрузчиков и других видов ПТО для портов и крупных логистических центров. Перспективы развития транспортной системы, обозначенные в транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года, предполагают значительное увеличение грузооборота морского и внутреннего водного транспорта на период до 2020 года. Так, через морские порты рост грузооборота прогнозируется более чем в 4 раза в целом (на сухие грузы в 1,8 раза), относительно 2007 года, а на внутреннем водном транспорте в 1,2 раза. Рост контейнерных перевозок предполагается в целом в три раза, а на внутреннем водном транспорте более чем в 8 раз. Учитывая значительный износ портового хозяйства и ПТО, требующего срочной модернизации, а также планы по строительству новых портов и логистических центров, можно говорить о непосильной для сегодняшнего состояния российских производителей ПТО нагрузке, практически свернувших серийное производство кранов, и значительнее всего портовых.