9. Территориальное размещение тяжелого машиностроения

9. Территориальное размещение тяжелого машиностроения

Территориальное размещение производственных мощностей отрасли тяжелого машиностроения сложилось исторически и определялось близостью к ресурсам, к потребителям и исходя из стратегических предпосылок. Баланс территориального размещения отрасли был нарушен в результате отделения Украины. Оставшиеся в России производственные мощности представлены территориально неравномерно. Кроме того, предприятия тяжелого машиностроения в значительной степени неоднородны по типу производства, характеристикам производимой продукции и назначению, поэтому приведенные в Табл. 9.1 данные лишь оценка вклада регионов в отрасль.

Табл. 9.1. Оценка регионального распределения отрасли
тяжелого машиностроения

┌───────────────────────┬─────────┬─────────┬───────┬──────────┬──────────┐
│   Вид оборудования    │Металлур-│Кузнечно-│Горно- │Нефтега-  │Подъемно- │
│    _______________    │гическое │прессовое│рудное │зовое до- │транспорт-│
│   Федеральный округ   │оборудо- │оборудо- │обору- │бывающее  │ное обору-│
│                       │вание    │вание    │дование│оборудова-│дование   │
│                       │         │         │       │ние       │          │
├───────────────────────┼─────────┼─────────┼───────┼──────────┼──────────┤
│Центральный            │   8%    │   11%   │  1%   │    8%    │   30%    │
├───────────────────────┼─────────┼─────────┼───────┼──────────┼──────────┤
│Северо-Западный        │   1%    │   2%    │  1%   │    1%    │   20%    │
├───────────────────────┼─────────┼─────────┼───────┼──────────┼──────────┤
│Южный                  │   16%   │   35%   │  20%  │    7%    │   5%     │
├───────────────────────┼─────────┼─────────┼───────┼──────────┼──────────┤
│Приволжский            │   40%   │   32%   │  7%   │    49%   │   10%    │
├───────────────────────┼─────────┼─────────┼───────┼──────────┼──────────┤
│Уральский              │   25%   │   15%   │  40%  │    34%   │   20%    │
├───────────────────────┼─────────┼─────────┼───────┼──────────┼──────────┤
│Сибирский              │   10%   │   5%    │  30%  │    1%    │   10%    │
├───────────────────────┼─────────┼─────────┼───────┼──────────┼──────────┤
│Дальневосточный        │   0%    │   0%    │  1%   │    0%    │   5%     │
└───────────────────────┴─────────┴─────────┴───────┴──────────┴──────────┘

Даже примерная оценка позволяет выделить Уральский федеральный округ, в первую очередь, включая области - Свердловскую, Челябинскую, Тюменскую, а также Приволжский федеральный округ, где очевиден наиболее весомый вклад в отрасль приуральских регионов - Пермского края и Оренбургской области.

Таким образом, можно говорить об Уральском промышленном регионе как о центре тяжелого машиностроения, где представлено как крупное единичное производство уникального тяжелого оборудования, так и целый ряд производителей серийного и среднеразмерного оборудования. Кроме Уральского региона тяжелая промышленность представлена во всех других федеральных округах, в наименьшей степени в Дальневосточном. Состав основных предприятий отрасли по федеральным округам представлен в Приложении 1.

Специфика организации отрасли тяжелого машиностроения заключается в том, что отрасль состоит из нескольких производителей крупного оборудования, продукция которых не конкурирует между собой, так как отличается по назначению или по техническим характеристикам и большего числа предприятий среднего размера, специализирующихся на выпуске серий типового среднеразмерного оборудования, запасных и расходных частей, ремонтных работах и обслуживании оборудования.

Из представленного анализа географии тяжелого машиностроения видно, что основные производственные мощности сосредоточены в областях Уральского региона (Свердловская, Челябинская, Оренбургская, Тюменская и Пермский край), где сосредоточены производители всех видов оборудования, в том числе и крупногабаритного. Крупные и средние производители представлены также в Северо-Западном, Приволжском, Сибирском, Южном федеральных округах в рамках исторически сложившихся промышленных центров. И если продукция предприятий Уральского пояса в основном предназначена для сырьевого сектора экономики (добыча полезных ископаемых и первый передел), то тяжелое производство в других регионах в значительной степени ориентировано на машиностроение, энергетику, нефтехимию и другие отрасли высокого передела.

Создавая средства производства для сырьевых отраслей, создающих до 20% ВВП, вклад самих предприятий тяжелого машиностроения в валовой продукт невелик и неоднороден по регионам. Так, доля Уралмашзавода в валовом региональном продукте Свердловской области составляет ~0,2%, в обрабатывающем секторе области ~0,7%. Вклад "ОРМЕТО-ЮУМЗ" в валовом региональном продукте Оренбургской области ~0,75%, в обрабатывающем секторе ~5%.

Численность работников в отрасли тяжелого машиностроения составляет ~270 тыс. человек, менее одного процента от общего числа занятых в экономике. Трудовые ресурсы отрасли распределены в Центральном - 26%; Приволжском - 25%; Уральском - 22% федеральных округах, на долю остальных округов приходится: Сибирский - 11%; Южный - 7%; Северо-Западный - 6%; Дальневосточный - 3% от общего числа занятых в отрасли.

Стратегией предусматривается акцент на восстановление и опережающее развитие наиболее крупных предприятий тяжелого машиностроения, выпускающих особо крупные виды тяжелого уникального оборудования.

Основными центрами и точками роста отрасли тяжелого машиностроения являются:

Центральный федеральный округ

- ОАО "Электростальский завод тяжелого машиностроения";

- ОАО "Машиностроительный завод "ЗиО-Подольск";

- организации науки и проектно-конструкторские бюро региона;

Северо-западный федеральный округ

- ОАО "ОМЗ"

- организации науки и проектно-конструкторские бюро региона;

Приволжский федеральный округ

- ОАО "Сызранский завод тяжелого машиностроения"

- ОАО "ОРМЕТО-ЮУМЗ" (МК "Уралмаш");

Уральский федеральный округ

- ОАО "Уралмашзавод" (МК "Уралмаш");

Сибирский федеральный округ

- ОАО "Сибирский завод тяжелого машиностроения";

- ОАО "Иркутский завод тяжелого машиностроения".

К 2020 году территориальное размещение отрасли тяжелого машиностроения не претерпит значительных изменений. Существующее территориальное расположение отрасли вполне оптимально с точки зрения близости к потребителям продукции тяжелого машиностроения и ресурсной базе, как материально-сырьевой, кадровой, а также сложившейся инфраструктуры, в том числе транспортной и энергетической. Интеграция тяжелого машиностроения в крупных промышленных центрах, сложившаяся исторически, вполне себя оправдала. Создание новых центров тяжелого машиностроения в других регионах на сегодняшний день не имеет оснований. Предполагается осуществлять развитие отрасли тяжелого машиностроения на базе уже существующих производственных мощностей, путем их технологического обновления, совершенствования и расширения. Дополнительный аргумент в пользу такого решения - сбалансированное расположение предприятий отрасли относительно железнодорожных, автодорожных и водных путей, а также энергетических мощностей и газовых магистралей. Планируемые в рамках Стратегии ключевые показатели по росту объемов производимой продукции не потребуют значительных изменений в уже имеющихся мощностях инфраструктуры, в силу незначительности энергетической и транспортной составляющих в структуре себестоимости продукции тяжелого машиностроения и малой потребностью предприятий в энергоресурсах на сегодняшний день, относительно расчетных объемов при проектировании.

Сохранение и восстановление структуры размещения отрасли тяжелого машиностроения по территории страны позволит:

- использовать сложившуюся инфраструктуру отрасли;

- обеспечить рациональное и комплексное использование сложившихся кооперационных связей;

- повысить уровень диверсификации производства;

- вовлечь в производственный оборот предприятия малого и среднего бизнеса на правах кооперации.

При составлении планов развития предприятий отрасли должна обеспечиваться связь с инвестиционными планами развития основных российских потребителей.