Утверждено
Приказом Минпромторга России
от 14 августа 2015 года N 2353

I. Общие положения

1. Департамент авиационной промышленности (далее - Департамент) является структурным подразделением Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Министерство).

2. В своей деятельности Департамент руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, Положением о Министерстве, нормативными правовыми актами Министерства и других федеральных органов исполнительной власти, поручениями Министра промышленности и торговли Российской Федерации и его заместителей, а также настоящим Положением.

3. Департамент осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими структурными подразделениями Министерства, а также в пределах своей компетенции с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

II. Задачи

4. Основными задачами Департамента являются:

1. разработка предложений по формированию государственной политики и нормативному правовому регулированию в области авиационной науки, авиационной промышленности, авиационной техники и экспериментальной авиации;

2. разработка и обеспечение реализации стратегий и федеральных целевых и ведомственных программ развития авиационной промышленности и экспериментальной авиации;

3. разработка и реализация мер государственной поддержки развития авиастроения, включая вопросы таможенно-тарифного и нетарифного регулирования импорта и экспорта авиационной техники;

4. разработка проектов федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и других документов, по которым требуются решения Правительства Российской Федерации, федеральных авиационных правил и иных актов, относящихся к сфере деятельности Департамента;

5. обеспечение реализации выполнения Министерством функций уполномоченного органа Российской Федерации в области оборонной промышленности в случаях, предусмотренных Воздушным кодексом Российской Федерации;

6. организация лицензирования разработки, производства, испытания и ремонта авиационной техники, в том числе осуществления лицензионного контроля, а также в пределах своей компетенции лицензирования отдельных видов деятельности в сфере государственного оборонного заказа в соответствии с законодательством Российской Федерации;

7. обеспечение развития научно-испытательной, стендовой, производственной базы, создания научно-технического задела для развития авиационной промышленности;

8. организация участия предприятий авиационной промышленности в выполнении государственной программы вооружения, государственного оборонного заказа и программ военно-технического сотрудничества с иностранными государствами;

9. обеспечение выполнения функций Министерства по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере авиационной промышленности;

10. формирование механизмов и инструментов ценовой политики на продукцию, изготавливаемую предприятиями авиационной промышленности в рамках Государственного оборонного заказа (ГОЗ).

11. обеспечение выполнения полномочий собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных, федеральных казенных предприятий и федеральных государственных учреждений в сфере авиационной промышленности;

12. руководство и координация работ организаций авиационной промышленности по разработке новых, актуализации и реализации стратегий, долгосрочных программ развития и программ инновационного развития;

13. обеспечение в установленном порядке выполнения полномочий в сфере корпоративного управления в отношении организаций авиационной промышленности;

14. руководство и координация работ по подготовке социально-экономического прогноза и формирование соответствующих отчетов по авиационной промышленности.

III. Функции

5. Департамент в соответствии с возложенными на него задачами в установленном порядке осуществляет следующие функции:

1. подготавливает предложения по внесению в Правительство Российской Федерации проектов федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и иных документов по вопросам, входящим в сферу его деятельности;

2. разрабатывает предложения для внесения в проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Министерства;

3. обобщает практику применения законодательства по вопросам, входящим в сферу его деятельности, разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства, принимает в установленном порядке участие в рассмотрении нормативных правовых актов, направляемых в Министерство на согласование;

4. принимает участие в подготовке и согласовании документов по вопросам реализации планов мероприятий федеральных целевых программ и ведомственных программ;

5. принимает участие в разработке предложений по проектам планов действий Правительства Российской Федерации и ежегодных посланий Президента Российской Федерации в пределах компетенции Департамента;

6. осуществляет подготовку предложений по разработке концепций и проектов федеральных целевых и ведомственных программ в части, касающейся авиационной промышленности;

7. принимает участие в подготовке предложений по формированию проекта федерального бюджета, осуществляет подготовку бюджетных заявок по федеральным целевым и ведомственным программам, реализуемым в авиационной промышленности;

8. принимает участие в ежегодной подготовке докладов о ходе реализации федеральных целевых и ведомственных программ и эффективности использования финансовых средств за счет всех источников;

9. осуществляет контроль подготовки квартальных и годовых отчетов в рамках федеральных целевых программ и ведомственных программ;

10. принимает участие в экспертизе инвестиционных и инновационных проектов, претендующих на государственную поддержку;

11. размещает в установленном законодательством Российской Федерации порядке заказы на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных нужд в сфере авиационной деятельности, а также для обеспечения нужд Министерства;

12. организует выполнение работ по созданию авиационной техники и по координации разработки, производства и испытаний авиационной техники и создания новых авиационных технологий, включая вопросы качества, надежности и экологии;

13. разрабатывает предложения по расширению объемов поставок авиационной техники на внешний и внутренний рынок, в том числе с использованием механизмов лизинга;

14. организует работу по государственному регулированию деятельности в области экспериментальной авиации;

15. подготавливает предложения по разработке нормативных правовых актов, устанавливающих:

1. порядок допуска к эксплуатации аэродромов и вертодромов экспериментальной авиации;

2. правила государственного учета воздушных судов экспериментальной авиации;

3. порядок допуска к полетам экспериментальных воздушных судов;

4. порядок организации и проведения демонстрационных полетов экспериментальных воздушных судов;

5. перечень документов, которые должны иметь на борту экспериментальные воздушные суда;

6. порядок регистрации наносимых на экспериментальные воздушные суда дополнительных опознавательных знаков, имен собственных, товарных знаков, геральдических знаков;

7. правила государственной регистрации аэродромов и вертодромов экспериментальной авиации Российской Федерации и форму свидетельства о государственной регистрации аэродрома экспериментальной авиации или вертодрома экспериментальной авиации;

16. участвует в подготовке предложений и реализации мер по повышению безопасности полетов экспериментальных воздушных судов;

17. организует и проводит в установленном порядке расследования авиационных происшествий с экспериментальными воздушными судами;

18. подготавливает предложения по составу комиссии по расследованию серьезных авиационных инцидентов с экспериментальными воздушными судами;

19. подготавливает и представляет руководству Министерства предложения о прекращении поиска потерпевшего бедствие воздушного судна экспериментальной авиации, его пассажиров и экипажа в случае, если все принятые для поиска этого воздушного судна меры не дали результатов;

20. осуществляет ведение:

1. Государственного реестра аэродромов и вертодромов экспериментальной авиации Российской Федерации;

2. государственного учета воздушных судов экспериментальной авиации;

3. учета авиационных происшествий и авиационных инцидентов с экспериментальными воздушными судами;

21. обеспечивает:

1. государственный контроль за деятельностью авиационного персонала экспериментальной авиации;

2. государственный контроль за выполнением правил эксплуатации экспериментальных воздушных судов;

3. анализ авиационных происшествий и авиационных инцидентов и результатов выполнения мероприятий, разработанных по результатам расследования авиационных происшествий;

4. контроль за реализацией мероприятий, разработанных по результатам расследования авиационного происшествия;

5. контроль за организацией работы по выявлению и учету авиационных инцидентов, качеством их расследования и анализа в организациях экспериментальной авиации;

6. регистрацию дополнительных опознавательных знаков, имен собственных, товарных знаков, геральдических знаков, наносимых на экспериментальные воздушные суда;

22. подготавливает и представляет руководству Министерства предложения:

1. об утверждении перечня специалистов авиационного персонала экспериментальной авиации;

2. о назначении старших авиационных начальников аэродромов экспериментальной авиации;

3. о выдаче разрешений на выполнение разовых международных полетов экспериментальных воздушных судов;

4. о согласовании инструкций, определяющих обязанности и ответственность конкретных должностных лиц, авиационного персонала организаций экспериментальной авиации, порядок их действий при авиационном происшествии или инциденте с экспериментальным воздушным судном;

23. принимает участие в формировании и реализации государственной программы вооружения и государственного оборонного заказа;

24. принимает участие в определении организаций авиационной промышленности, являющихся разработчиками и производителями продукции военного назначения, участвующих в выполнении внешнеторговых контрактов на поставку продукции военного назначения;

25. принимает участие в работе Министерства по государственному учету результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского, военного и двойного назначения, созданных за счет средств федерального бюджета и реализации государственных контрактов в сфере ведения Департамента;

26. подготавливает предложения по закреплению за Российской Федерацией прав на результаты интеллектуальной деятельности, созданные за счет средств федерального бюджета при реализации государственных контрактов, заключаемых Министерством, а также по введению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности, по вопросам использования прав Российской Федерации и контроля за передачей и доведением этих прав до стадии промышленного применения и реализации готовой продукции, а также по распоряжению ими на предприятиях и организациях авиационной промышленности;

27. принимает участие в подготовке предложений по формированию, согласованию и доведению до сведения организаций-исполнителей авиационной промышленности государственного оборонного заказа, программ военно-технического сотрудничества с иностранными государствами, программ импортозамещения;

28. принимает участие в разработке мер по защите экономических интересов российских производителей авиационной техники на внешнем и внутреннем рынках, включая таможенно-тарифное регулирование, а также государственной поддержке экспорта конкурентоспособной продукции авиационной промышленности;

29. организует работы по выдаче подтверждений целевого назначения изделий, ввозимых для производства авиационной техники;

30. принимает участие в работе межправительственных комиссий по торгово-экономическому, военно-техническому и инвестиционному сотрудничеству с зарубежными странами, заседаниях рабочих групп таких комиссий, подготовке и реализации межправительственных соглашений (договоров) в части авиационной промышленности, экспорта и импорта авиационной техники;

31. принимает участие в разработке перечней взаимных поставок специальных комплектующих изделий и материальных ресурсов для изготовления авиационной техники военного и гражданского назначения в рамках производственной кооперации организаций государств - участников Содружества Независимых Государств;

32. участвует в рассмотрении вопросов о предоставлении российским организациям - разработчикам и производителям продукции военного назначения права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения;

33. принимает участие в деятельности экспертных комиссий Министерства по техническому регулированию;

34. организует лицензирование разработки, производства, испытания и ремонта авиационной техники, в том числе осуществления лицензионного контроля, а также в пределах своей компетенции лицензирования отдельных видов деятельности в сфере государственного оборонного заказа в соответствии с законодательством Российской Федерации;

35. осуществляет процедуры, необходимые для предоставления (отказа в предоставлении), переоформления (отказа в переоформлении), приостановления, возобновления, прекращения действия лицензий по разработке, производству, испытанию и ремонту авиационной техники, а также, в пределах своей компетенции, лицензий отдельных видов деятельности в сфере государственного оборонного заказа в соответствии с законодательством Российской Федерации;

36. обеспечивает формирование и ведение информационного ресурса, ведение реестра лицензий, предоставление сведений, содержащихся в информационном ресурсе и реестре лицензий, в части касающейся лицензирования деятельности по разработке, производству, испытанию и ремонту авиационной техники;

37. участвует в подготовке ежегодных докладов о лицензировании и осуществлении государственного контроля;

38. организует работу по аккредитации граждан и организаций, привлекаемых Минпромторгом России к проведению мероприятий по контролю за соблюдением лицензионных требований;

39. принимает участие в планировании и проведении мобилизационных мероприятий Минпромторга России, обеспечения в части касающейся планируемых и проводимых мероприятий мобилизационной подготовки (мобилизационной готовности) Минпромторга России и сферы его ведения (предприятия ОПК), разрабатывает (уточняет) мобилизационные документы Департамента в соответствии с руководящими документами и нормативно-правовыми актами в данной области;

40. обеспечивает подготовку предложений и согласовывает позицию при осуществлении прав акционера - Российской Федерации в отношении акционерных обществ сферы авиационной промышленности, акции которых находятся в федеральной собственности:

1. проведение анализа материалов, поступающих в Департамент от акционерных обществ и Росимущества;

2. согласование позиции и предложений со структурными подразделениями Минпромторга России;

3. направление позиции и предложений по голосованию в Росимущество;

41. обеспечивает подготовку предложений и согласовывает позицию при подготовке директив представителям интересов Российской Федерации в акционерных обществ сферы авиационной промышленности:

1. проведение анализа материалов, поступающих в Департамент от акционерных обществ и Росимущества;

2. согласование позиции и предложений со структурными подразделениями Минпромторга России;

3. направление позиции и предложений в проект директив Росимущества или Правительства Российской Федерации;

42. осуществляет подготовку проектов актов и предложений в проекты актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по вопросам:

1. развития акционерных обществ и государственных корпораций;

2. внесения изменений в перечень стратегических организаций;

3. освобождения или уменьшения размера дивидендов, подлежащих уплате в федеральный бюджет акционерными обществами, акции которых находятся в федеральной собственности;

4. передачи федерального имущества, включая земельные участки, в собственность (хозяйственное ведение, оперативное управление) организаций;

43. координирует деятельность организаций сферы авиационной промышленности в разрезе территориального развития;

44. обеспечивает подготовку проектов решений в части компетенции Департамента при осуществлении прав собственника имущества федеральных государственных унитарных предприятий авиационной промышленности, в том числе по вопросам:

1. утверждения стратегии развития предприятия, программы деятельности предприятия, а также утверждения сметы доходов и расходов федерального казенного предприятия;

2. согласования совершения крупных сделок, а также сделок, связанных с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, осуществлением заимствований;

3. перечисления в федеральный бюджет части прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей, уменьшенной на сумму расходов на реализацию мероприятий по развитию предприятия, утвержденных в составе программы деятельности предприятия на текущий финансовый год;

45. осуществляет сбор, анализ, систематизацию материалов по вопросам ведения реестра организаций оборонно-промышленного комплекса в пределах полномочий Департамента;

46. осуществляет сбор, анализ, систематизацию материалов по вопросам социально-экономического прогноза и формирования соответствующих отчетов по авиационной промышленности;

47. рассматривает заявления и подготавливает заключения по вопросу предоставления из федерального бюджета субсидий федеральным казенным предприятиям оборонно-промышленного комплекса сферы авиационной промышленности;

48. участвует в работе координационных и совещательных органов (комиссий, советов, групп), в том числе межведомственных, в установленной сфере деятельности;

49. участвует в подготовке предложений об учреждении в установленном порядке знаков отличия и награждении ими работников предприятий авиационной промышленности;

50. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;

51. подготавливает проекты разрешений по допуску иностранных представителей на режимные объекты предприятий и организаций авиационной промышленности, входящих в сферу деятельности Департамента, а также проекты решений о выезде за рубеж специалистов, допущенных к сведениям, составляющим государственную тайну, и о выдаче этим специалистам загранпаспортов;

52. участвует в работе по оценке технического состояния воздушных судов, выполняющих рейсы литера "А";

53. принимает участие в разработке и согласовании проектов технических регламентов и других актов в области технического регулирования и стандартизации в отраслях промышленности, входящих в сферу деятельности Департамента;

54. рассматривает, анализирует, подготавливает заключения, приказы, протоколы комиссий по вопросам предоставления субсидий, администратором которых является Департамент;

54.1) обеспечивает проведение антикоррупционной работы и достижение ее результативности в Департаменте и подведомственных организациях, входящих в сферу ведения Департамента;

55. осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, а также в соответствии с поручениями Министра и его заместителей.

IV. Права Департамента

6. Департамент в целях осуществления своих функций имеет право:

1. запрашивать в установленном порядке у федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций, а также у официальных представителей организаций и фирм иностранных государств и международных организаций в Российской Федерации и за рубежом материалы, необходимые для решения вопросов, входящих в компетенцию Департамента;

2. получать в установленном порядке от структурных подразделений Министерства, федерального агентства, находящегося в ведении Министерства, справочные и информационные материалы, необходимые для решения вопросов, входящих в его компетенцию;

3. получать решения органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций по вопросам, относящимся к его компетенции;

4. пользоваться в установленном порядке информационными базами данных Министерства, а также базами данных иных органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций;

5. вести служебную переписку с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями по вопросам, входящим в компетенцию Департамента;

6. созывать и проводить совещания по вопросам, входящим в компетенцию Департамента, в том числе с участием представителей заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, других организаций;

7. привлекать к работе в установленном порядке экспертов, научные и иные организации, в том числе на договорной основе;

8. давать в установленном порядке разъяснения и рекомендации организациям по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента.

V. Организация деятельности

7. Департамент возглавляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Министром промышленности и торговли Российской Федерации.

8. Директор Департамента имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром промышленности и торговли Российской Федерации по представлению директора Департамента, согласованному с курирующим заместителем Министра.

9. Структура и численность работников Департамента утверждается Министром промышленности и торговли Российской Федерации. Работники Департамента назначаются на должность и освобождаются от должности заместителем Министра промышленности и торговли Российской Федерации по представлению директора Департамента, согласованному с курирующим заместителем Министра.

10. Директор Департамента:

1. руководит деятельностью Департамента и несет персональную ответственность за организацию выполнения возложенных на Департамент задач и осуществление им своих полномочий;

2. обеспечивает организацию качественного выполнения в установленные сроки поручений руководства Министерства по вопросам, входящим в компетенцию Департамента;

3. участвует в заседаниях коллегии Министерства, в совещаниях, проводимых Министром промышленности и торговли Российской Федерации и его заместителями;

4. представляет Министру промышленности и торговли Российской Федерации по согласованию с курирующим заместителем Министра промышленности и торговли Российской Федерации предложения по структуре и штатному расписанию Департамента;

5. представляет предложения о назначении и освобождении от должности работников Департамента;

6. отдает в пределах своей компетенции распоряжения, обязательные для исполнения работниками Департамента, ведет переписку по вопросам, касающимся деятельности Департамента;

7. определяет функции отделов Департамента и распределяет обязанности между своими заместителями и начальниками отделов;

8. утверждает должностные регламенты работников и регламенты подразделений Департамента;

9. представляет руководству Министерства предложения о поощрениях и наложении взысканий на работников Департамента;

10. подписывает и визирует документы, связанные с осуществлением возложенных на Департамент функций и предоставленных ему прав;

11. обеспечивает организацию работ по защите сведений, составляющих государственную тайну;

12. назначает работников и их дублеров для проведения повседневной работы по обеспечению мероприятий гражданской обороны;

13. обеспечивает организацию своевременного и полного рассмотрения обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством срок;

14. осуществляет в пределах своей компетенции другие полномочия, необходимые для выполнения Департаментом возложенных на него задач и функций;

15. вносит предложения о командировании за границу и в регионы Российской Федерации сотрудников Департамента по вопросам, входящим в их компетенцию;

16. представляет Министерство по поручению руководства Министерства в федеральных органах исполнительной власти, государственных и общественных организациях по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента.

11. Директор Департамента непосредственно подчиняется курирующему заместителю Министра промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с распределением обязанностей между заместителями Министра промышленности и торговли Российской Федерации.

12. Заместители директора Департамента:

1. в соответствии с распределением обязанностей обеспечивают выполнение задач, возложенных на Департамент настоящим положением, руководят порученными им участками работ, координируют деятельность отделов Департамента, выполняют другие функции, делегированные им директором Департамента;

2. в период отсутствия директора департамента один из его заместителей руководит деятельностью Департамента, обеспечивает выполнение возложенных на Департамент задач, несет ответственность за деятельность Департамента в этот период.

13. Документы по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента, подписываются директором Департамента или по его поручению заместителем директора Департамента.